Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"
план-конспект урока на тему
Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_rus.yaz_._uskova.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Группа 11 МП Дата проведения 11.04.11 Время урока 10:40 – 12:10
Тема урока: Вводные слова и предложения. Обращения.
Тип урока: коррекции, усвоения и закрепления изученного в школе
Цели урока:
учебные: повторение и закрепление сведений о вводных словах и предложениях, об обращении, полученных студентами в предшествующие годы обучения; актуализация мыслительной и творческой деятельности;
формирование умений: 1) выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов и предложений;
2) находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации;
3) правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях, при обращении;
коррекционные: формирование навыков соотносительного анализа; закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;
воспитательные: развитие коммуникативных навыков; воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Наглядные пособия и ТСО:
1. учебник «Русский язык» для ссузов. Авторы: А. И. Власенков, Т. В. Потемкина;
2. рабочие тетради;
Ход урока:
№ | Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. 2. 3. 4. 4. 5. 6. | Организационный момент (3 минуты) Проверка д/з (10 минут) Повторение темы, изученной на предыдущем уроке (Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании) (15 минут) Основная работа по теме урока (30 минут) Актуализация знаний. Работа у доски и в тетрадях (15 минут) Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать. Подведение итогов урока (10-15 минут) Постановка домашнего задания (5-7 минут) | – Здравствуйте, дети. Садитесь. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число: одиннадцатое апреля; классная работа. Упр.209. Акцентирую внимание учащихся на сл/соч, которые наиболее часто вызывают затруднения (черемуховый куст, чайный сервиз). Задаю вопросы. – Что такое словосочетание? – Назовите виды связи между словами в сл/соч. Диктую словосочетания из Приложения 1 Ставлю перед студентами задачи на сегодняшний урок: На уроке мы должны вспомнить определение вводных слов и предложений, а также обращения; уметь находить их в тексте; показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями и обращением. Слово учителя Итак, перед нами стоит задача: выяснить для чего вводятся слова, какова их роль в тексте. Но для начала давайте обратимся к словарной статье с толкованием значения слова «вводить». Читаю словарную статью (Приложение 2) Формулируем определение: Вводными словами в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело. (С. Аксаков) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. Чехов) Напоминаю студентам, что вводные слова имеют различные значения, делаю таблицу с примерами на доске (Приложение 3) Сообщаю: Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями, например: Наконец, поспела полевая клубника(наконец – вводное слово). Полевая клубника, я уверен, уже поспела (я уверен – вводное предложение). Перехожу к второй части предложенной темы урока. Вводные предложения. Слово учителя. Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произнесением), например: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей. А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех), ты б убаюкивал их песенкой своей. Показываю на примерах, что одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения, заполняю таблицу на доске (Приложение 4). Вызываю учащихся к доске, диктую предложения из Приложения 5 Перехожу к третьей части предложенной темы урока. Обращение. Слово учителя Обращение – это слово или словосочетание, называющего того, к кому обращена речь. Оно имеет форму Им.п. Произносится с особой, звательной интонацией. Чаще всего О. употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению говорящего. Задаю вопросы учащимся: Какие значения вносят в текст вводные слова? Назовите способы оформления обращений на письме Записываю д/з на доске. Откройте учебники на стр. 116, прочитайте задание к упр.214 – Все ли понятно в задании? Есть вопросы? – Запишите д/з – Я вполне довольна тем, как вы сегодня поработали на уроке. Всем спасибо. Урок окончен, вы свободны. | Садятся, записывают число в тетрадях. Читают задание к упражнению, затем по цепочке читают образованные сл/соч. Студенты отвечают на вопросы учителя: – Это соединение двух и более значимых слов на основе подчинительной связи – Это согласование (такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в формах РЧП), управление (это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова), примыкание (это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу). Студенты по цепочке определяют вид связи в предложенных словосочетаниях Слушают учителя, делают предположения, какое из названных определений наиболее подходит к теме урока Студенты читают определение из учебника Заполняют таблицу вместе с преподавателем Учащиеся записывают тему: Вводные предложения Заполняют таблицу вместе с преподавателем Записывают предложения под диктовку учителя, проверяют правильную постановку знаков препинания. Записывают тему: Обращение. Отвечают на вопросы преподавателя Учащиеся открывают учебники. Один ученик громко и четко читает задание к упражнению. Записывают д/з. |
Приложение 1
Белая лилия (согласование)
костюм в полоску (управление)
участвовать в соревнованиях (управление)
беспокоиться о сыне (управление)
мелкий дождь (согласование)
жить дружно (примыкание)
шерстяной свитер (согласование)
спал сидя (примыкание)
задуматься над задачей (управление)
новые дома (согласование)
спуститься с горы (управление)
вытереть насухо (примыкание)
интересная книга (согласование)
овощи и фрукты (не является словосочетанием, так как в основе не подчинительная, а сочинительная связь)
написать изложение (управление)
проснуться рано (примыкание)
уехать на юг (управление)
Олимпийские игры (согласование)
любовь к родине (управление)
тихо шептать (примыкание)
уединенное место (согласование)
читать вслух (примыкание)
черный кофе (согласование)
немецкая винтовка (согласование)
писать карандашом (управление)
ночевка в лесу (управление)
стало прохладно (примыкание)
забочусь о тебе (управление)
восходящая звезда (согласование)
безоблачное небо (согласование)
Приложение 2
Слово «вводить» по толковому словарю имеет несколько значений:
1. заставить войти, привести куда-нибудь
Ввести войска в город
2. включить во что-нибудь; сделать действующим
Вводить в бой крупные силы
Приложение 3
Значения | Примеры |
Различная степень уверенности:
| Горный воздух, без всякого сомнения, действует благоприятно на здоровье человека. (И. Тургенев) Старик был, безусловно, прав. Кажется, ваша история наделала много шуму. (М. Лермонтов) Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров. (К. Паустовский) |
Различные чувства (к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению и др.) | К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (М. Лермонтов) Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро. (И. Тургенев) |
Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать) | Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А. Чехов) |
Источник сообщения, кому принадлежит сообщение (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо) | Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился отряд. По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю. |
Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.) | Во-первых, легче ли было бы писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит. Итак, я решил напечатать отрывки из доставшегося мне журнала. |
Приложение 4
Вводные слова | Члены предложения |
Кажется, шепчут колосья друг другу. (Кажется – вводное слово, выражает сомнение, предположение) | Мир кажется мне книгой бесконечной. (Кажется книгой – что делает? – сост. имен. сказуемое) |
Вы, верно, едете в Ставрополь? (Верно – вводное слово, выражает сомнение) | Задача решена верно. (Верно – как? – обстоятельство образа действия) |
Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка. (Бесспорно – вводное слово, выражает уверенность) | Ваше право на отпуск бесспорно. (Бесспорно – как? – именная часть составного именного сказуемого) |
Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными. (Правда – вводное слово, выражает уверенность) | Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Правда – что? – подлежащее) |
Он, точно, немного странен, да ведь он всю жизнь провел за книгами, его можно извинить. (Точно – вводное слово, выражает уверенность) | Все три раза Андрей проводил поезда точно по расписанию. (Точно – как? – обстоятельство образа действия) |
Дождь, казалось, зарядил надолго. (Казалось – вводное слово, выражает предположение) | Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (Что делало? – казалось – часть сост. имен. сказуемого) |
Приложение 5
Червяки жили долго и превращались иногда, к великой нашей радости, в куколки.
У Плюшкина, по словам Собакевича, люди мрут как мухи.
Допустим, это не серьезная ошибка, но все же это ошибка.
Корчевать – значит удалять из земли пни вместе с корнями.
Значит, мы с вами обо всем договорились?
Книжный магазин находится напротив почты.
Взрослые устали, дети, напротив, чувствовали себя бодрыми.
Действительно, погода резко меняется.
Удостоверение действительно на один месяц.
Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.
Мой приезд – все это могли заметить – сначала немного смутил гостей Николая Ивановича.
Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера.
И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.
Приложение 6
Как прохладно в чаще лесной,
Я цветы в охапке несу.
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
(Е. Благинина)
Россия, нищая Россия,
Мне избы старые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слезы первые любви!
(А. Блок)
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой…
(А. Пушкин)
Россия, Русь – куда я ни взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину…
(Н. Рубцов)
Если распространенное обращение разбито на части, то каждая из них выделяется запятыми: Отколе, умная, бредешь ты, голова?
Мам, а мам, разреши мне немного погулять.
Приложение 8
Слуховой диктант. Я читаю предложения, а вы на слух определяете, в каком из них есть вводные слова и записываете номера этих предложений:
1. Зима, по-моему, в этом году будет холодная.
2. О случившемся говорят по-разному.
3. Это казалось странным.
4. Дорога кажется бесконечной.
5. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.
6. Может быть, мы не увидимся более.
7. Сегодня может быть гроза.
Ключ: 1, 5, 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»
Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...
Открытый урок по Основам экономики "Спрос и предложение"
Тема урока: «Спрос и предложение».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого занятия.При подготовке к проведению открытого урока были поставлены следующие ц...
Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г\'] – [К\'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.
В этом конспекте преследовались следующие задачи: 1) Коррекционно - образовательные: различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.2) Коррекционн...
Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"
Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"...
Презентация по русскому языку на тему "Слово и предложение" 2 класс
Презентация для урока русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой...
Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"
Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"...
Открытый урок по теме "Денежное обращение"
Открытый урок по учебной дисциплине "Основы экономики" в группе по специальности УГС 13.00.00 "Теплоэлектроэнергетика" по теме Денежное обращение...