Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"
план-конспект урока на тему

Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_rus.yaz_._uskova.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Группа 11 МП Дата проведения 11.04.11 Время урока 10:40 – 12:10

Тема урока: Вводные слова и предложения. Обращения.

Тип урока: коррекции, усвоения и закрепления изученного в школе

Цели урока:

учебные: повторение и закрепление сведений о вводных словах и предложениях, об обращении, полученных студентами в предшествующие годы обучения; актуализация мыслительной и творческой деятельности;

формирование умений: 1) выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов и предложений;

                                         2) находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации;

                                         3) правильно ставить знаки препинания при вводных словах и предложениях, при обращении;

коррекционные: формирование навыков соотносительного анализа; закрепление умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

воспитательные: развитие коммуникативных навыков; воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Наглядные пособия и ТСО:

1. учебник «Русский язык» для ссузов. Авторы: А. И. Власенков, Т. В. Потемкина;

2. рабочие тетради;

Ход урока:

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

4.

5.

6.

Организационный момент

(3 минуты)

Проверка д/з

(10 минут)

Повторение темы, изученной на предыдущем уроке (Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании)

(15 минут)

Основная работа по теме урока

(30 минут)

Актуализация знаний.

Работа у доски и в тетрадях (15 минут)

Коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать.

Подведение итогов урока

(10-15 минут)

Постановка домашнего задания

(5-7 минут)

– Здравствуйте, дети. Садитесь. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число: одиннадцатое апреля; классная работа.

Упр.209. Акцентирую внимание учащихся на сл/соч, которые наиболее часто вызывают затруднения (черемуховый куст, чайный сервиз).

Задаю вопросы.

– Что такое словосочетание?

– Назовите виды связи между словами в сл/соч.

Диктую словосочетания из Приложения 1

Ставлю перед студентами задачи на сегодняшний урок: На уроке мы должны вспомнить определение вводных слов и предложений, а также обращения; уметь находить их в тексте; показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями и обращением.

Слово учителя

Итак, перед нами стоит задача: выяснить для чего вводятся слова, какова их роль в тексте. Но для начала давайте обратимся к словарной статье с толкованием значения слова «вводить». Читаю словарную статью (Приложение 2)

Формулируем определение: Вводными словами в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает, например: Крупных окуней, бесспорно, удить весело. (С. Аксаков)

Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май. (А. Чехов)

Напоминаю студентам, что вводные слова имеют различные значения, делаю таблицу с примерами на доске (Приложение 3)

Сообщаю: Эти значения могут быть выражены не только вводными словами, но и вводными предложениями, например: Наконец, поспела полевая клубника(наконец – вводное слово). Полевая клубника, я уверен, уже поспела (я уверен – вводное предложение).

Перехожу к второй части предложенной темы урока. Вводные предложения.

Слово учителя.

Вводные предложения в произношении выделяются паузами и интонацией (сравнительно быстрым произнесением), например: Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей.

А ты бы, милый Соловей (ты знаешь, как голос твой прельщает всех), ты б убаюкивал их песенкой своей.

Показываю на примерах, что одни и те же слова могут выступать то в роли вводных слов, то в качестве членов предложения, заполняю таблицу на доске (Приложение 4).

Вызываю учащихся к доске, диктую предложения из Приложения 5

Перехожу к третьей части предложенной темы урока. Обращение.

Слово учителя

Обращение – это слово или словосочетание, называющего того, к кому обращена речь. Оно имеет форму Им.п. Произносится с особой, звательной интонацией.

Чаще всего О. употребляются в разговорной речи. В устной речи они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению говорящего.

Задаю вопросы учащимся: Какие значения вносят в текст вводные слова?

Назовите способы оформления обращений на письме

Записываю д/з на доске.

Откройте учебники на стр. 116, прочитайте задание к упр.214

– Все ли понятно в задании? Есть вопросы?

– Запишите д/з

– Я вполне довольна тем, как вы сегодня поработали на уроке. Всем спасибо. Урок окончен, вы свободны.

Садятся, записывают число в тетрадях.

Читают задание к упражнению, затем  по цепочке читают образованные сл/соч.

Студенты отвечают на вопросы учителя:

– Это соединение двух и более значимых слов на основе подчинительной связи

– Это согласование (такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в формах РЧП), управление (это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова), примыкание (это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу).

Студенты по цепочке определяют вид связи в предложенных словосочетаниях

Слушают учителя, делают предположения, какое из названных определений наиболее подходит к теме урока

Студенты читают определение из учебника

Заполняют таблицу вместе с преподавателем

Учащиеся записывают тему: Вводные предложения

Заполняют таблицу вместе с преподавателем

Записывают предложения под диктовку учителя, проверяют правильную постановку знаков препинания.

Записывают тему: Обращение.

Отвечают на вопросы преподавателя

Учащиеся открывают учебники. Один ученик громко и четко читает задание к упражнению. Записывают д/з.

Приложение 1

Белая лилия (согласование)

костюм в полоску (управление)

участвовать в соревнованиях (управление)

беспокоиться о сыне (управление)

мелкий дождь (согласование)

жить дружно (примыкание)

шерстяной свитер (согласование)

спал сидя (примыкание)

задуматься над задачей (управление)

новые дома (согласование)

спуститься с горы (управление)

вытереть насухо (примыкание)

интересная книга (согласование)

овощи и фрукты (не является словосочетанием, так как в основе не подчинительная, а сочинительная связь)

написать изложение (управление)

проснуться рано (примыкание)

уехать на юг (управление)

Олимпийские игры (согласование)

любовь к родине (управление)

тихо шептать (примыкание)

уединенное место (согласование)

читать вслух (примыкание)

черный кофе (согласование)

немецкая винтовка (согласование)

писать карандашом (управление)

ночевка в лесу (управление)

стало прохладно (примыкание)

забочусь о тебе (управление)

восходящая звезда (согласование)

безоблачное небо (согласование)

 

Приложение 2

Слово «вводить» по толковому словарю имеет несколько значений:

1. заставить войти, привести куда-нибудь

Ввести войска в город

2. включить во что-нибудь; сделать действующим

Вводить в бой крупные силы

Приложение 3

Значения

Примеры

Различная степень уверенности:

  1. большая степень (конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно и др.)
  2. меньшая степень, предположение (кажется, вероятно, возможно, пожалуй и др.)

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благоприятно на здоровье человека. (И. Тургенев)

Старик был, безусловно, прав.

Кажется, ваша история наделала много шуму. (М. Лермонтов)

Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров. (К. Паустовский)

Различные чувства (к счастью, к общей радости, к сожалению, к удивлению и др.)

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены. (М. Лермонтов)

Лошадка Касьяна, к удивлению моему, бежала довольно быстро. (И. Тургенев)

Замечания о способах оформления мыслей (одним словом, иначе говоря, лучше сказать)

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр. (А. Чехов)

Источник сообщения, кому принадлежит сообщение (по сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо)

Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился отряд.

По мнению врача, больного выпишут из больницы через неделю.

Порядок мыслей и их связь (во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец и др.; следовательно, значит, итак, наоборот, например и др.)

Во-первых, легче ли было бы писать, если бы каждый русский писал так, как он произносит.

Итак, я решил напечатать отрывки из доставшегося мне журнала.

Приложение 4

Вводные слова

Члены предложения

Кажется, шепчут колосья друг другу. (Кажется – вводное слово, выражает сомнение, предположение)

Мир кажется мне книгой бесконечной. (Кажется книгой – что делает? – сост. имен. сказуемое)

Вы, верно, едете в Ставрополь? (Верно – вводное слово, выражает сомнение)

Задача решена верно. (Верно – как? – обстоятельство образа действия)

Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка. (Бесспорно – вводное слово, выражает уверенность)

Ваше право на отпуск бесспорно. (Бесспорно – как? – именная часть составного именного сказуемого)

Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными. (Правда – вводное слово, выражает уверенность)

Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Правда – что? – подлежащее)

Он, точно, немного странен, да ведь он всю жизнь провел за книгами, его можно извинить. (Точно – вводное слово, выражает уверенность)

Все три раза Андрей проводил поезда точно по расписанию. (Точно – как? – обстоятельство образа действия)

Дождь, казалось, зарядил надолго. (Казалось – вводное слово, выражает предположение)

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным. (Что делало? – казалось – часть сост. имен. сказуемого)

Приложение 5

Червяки жили долго и превращались иногда, к великой нашей радости, в куколки.

У Плюшкина, по словам Собакевича, люди мрут как мухи.

Допустим, это не серьезная ошибка, но все же это ошибка.

Корчевать – значит удалять из земли пни вместе с корнями.

Значит, мы с вами обо всем договорились?

Книжный магазин находится напротив почты.

Взрослые устали, дети, напротив, чувствовали себя бодрыми.

Действительно, погода резко меняется.

Удостоверение действительно на один месяц.

Руки мои, к страшной моей досаде, слегка дрожали, горло сохло.

Мой приезд – все это могли заметить – сначала немного смутил гостей Николая Ивановича.

Солдаты (их было трое) ели, не обращая внимания на Пьера.

И каждый вечер в час назначенный (иль это только снится мне?) девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне.

Приложение 6

Как прохладно в чаще лесной,

Я цветы в охапке несу.

Одуванчик белоголовый,

Хорошо ли тебе в лесу?

(Е. Благинина)

Россия, нищая Россия,

Мне избы старые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

(А. Блок)

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой…

(А. Пушкин)

Россия, Русь – куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину…

(Н. Рубцов)

Если распространенное обращение разбито на части, то каждая из них выделяется запятыми: Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Мам, а мам, разреши мне немного погулять.

Приложение 8

Слуховой диктант. Я читаю предложения, а вы на слух определяете, в каком из них есть вводные слова и записываете номера этих предложений:

1. Зима, по-моему, в этом году будет холодная.

2. О случившемся говорят по-разному.

3. Это казалось странным.

4. Дорога кажется бесконечной.

5. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

6. Может быть, мы не увидимся более.

7. Сегодня может быть гроза.

Ключ: 1, 5, 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

Открытый урок по Основам экономики "Спрос и предложение"

Тема урока: «Спрос и предложение».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого занятия.При подготовке к проведению открытого урока были поставлены следующие ц...

Дифференциация звуков [Г] – [К], [Г\'] – [К\'] изолированно, в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте. Закрепление образа букв Г-К.

В этом конспекте преследовались следующие задачи: 1) Коррекционно - образовательные: различать звуки г-к, г"-к" на слух и в произношении в слогах, словах, предложениях, тексте.2) Коррекционн...

Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"

Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"...

Презентация по русскому языку на тему "Слово и предложение" 2 класс

Презентация для урока русского языка во 2 классе  по учебнику Т.Г. Рамзаевой...

Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"

Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"...

Открытый урок по теме "Денежное обращение"

Открытый урок по учебной дисциплине "Основы экономики" в группе по специальности УГС 13.00.00 "Теплоэлектроэнергетика"  по теме Денежное обращение...