Открытый урок по Основам экономики "Спрос и предложение"
методическая разработка на тему

Плющенко Татьяна Васильевна
Тема урока: «Спрос и предложение».
Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого занятия.
При подготовке к проведению открытого урока были поставлены следующие цели: во-первых: показать возможности использования информационных технологий на уроках экономического цикла; во-вторых: распространение опыта организации комбинированного урока.
Методическая разработка предназначена для преподавателей техникума, и открывает цикл методических разработок, показывающих возможности использования информационных технологий на уроках экономического цикла.
Методическая разработка содержит подробное описание подготовительного этапа, организации внеаудиторной работы студентов, а также детальное содержание самого урока, включая всю необходимую нормативную документацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сущность рынка

Слайд 2

Механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, называется…

Слайд 3

Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий…

Слайд 4

Основными элементами рынка выступают…

Слайд 5

Положительные черты рынка…

Слайд 6

Отрицательные черты рынка…

Слайд 7

С точки зрения соответствия действующему законодательству рынки бывают…

Слайд 8

По экономическому назначению объектов рыночных отношений рынки бывают…

Слайд 9

По пространственному признаку рынки бывают…

Слайд 10

С позиции ценообразования и характера конкуренции рынки бывают…

Слайд 11

Назовите функцию рынка: « ц ены « вознаграждают » тех, кто производит товары наиболее необходимые потребителям, кто совершенствует производство, снижает издержки »

Слайд 12

Назовите функцию рынка: « р езультат воздействия свободного спроса и свободного предложения, отражение полезности товара и издержек на его производстве »

Слайд 13

Назовите функцию рынка: « Помогает потребителю и производителю найти друг друга »

Слайд 14

Назовите функцию рынка: « ц ены информируют о состоянии рынка »

Слайд 15

Назовите функцию рынка: « п роводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности »


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Спрос и предложение цель урока: Выявить уровень усвоения темы «Сущность рынка»; Актуализация знаний теме «Спрос и предложение»; Обеспечить усвоение студентами законов спроса и предложения; Объяснить принцип взаимодействия цены и спроса; цены и предложения; спроса и предложения; Научить анализировать изменение равновесной цены под влияние различных факторов

Слайд 2

План темы: Спрос как экономическая категория и его характеристика Предложение как экономическая категория и его характеристика Равновесная цена и ее динамика

Слайд 3

Предметом анализа урока является «классический рынок », на котором представлен один товар, взаимодействует множество конкурирующих покупателей и продавцов, а государственное вмешательство сведено к минимуму

Слайд 4

Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить? Как производить? Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложе ния Спрос и предложение

Слайд 5

« спрос » - магическое для экономики слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа

Слайд 6

потребность – это желание иметь определенное благо, но только подкрепленное возможностью соответствующих денежных затрат потребность превращается в «платежеспособный спрос»

Слайд 7

Спрос - это то количество товаров и услуг, которые покупатели желают приобрести по данным ценам в течение определенного периода времени

Слайд 8

Закон спроса При прочих равных условиях снижение цены приведет к увеличению спроса, и наоборот

Слайд 9

Следовательно, между уровнем цены и величиной спроса существует обратная функциональная зависимость, которую можно выразить формулой: D=f(1/P)

Слайд 10

Закон спроса можно представить графически: Ось ординат показывает различные уровни цены (Р) на товар, а ось абсцисс – величины спроса ( D ) на этот товар, соответствующие той или иной цене Р - «пи» - « prise » - «цена» D - «ди» - « Demand » - «спрос»

Слайд 11

Кривая спроса зависимость между ценой ( Р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен ( Q D )

Слайд 12

P кривая спроса D 15 10 5 5 10 15 D

Слайд 13

Спрос – это ряд устойчивых зависимостей , в котором каждой определенной цене на данный товар соответствует обусловленная ею величина его покупки, следовательно, это совокупность всех точек на кривой спроса

Слайд 14

«Величина спроса» - это каждая отдельная точка на кривой спроса, то есть фиксированный по определенной цене размер покупок

Слайд 15

Динамика спроса Р D 1 D А - падение спроса В В - рост спроса D 2 С - падение «величины спроса» А Е - рост «величины спроса» С Рр Е 0 Q 2 Q р Q 1 D

Слайд 16

На динамику спроса влияют следующие неценовые факторы:  степень удовлетворения потребностей;  изменение дохода потребителей;  изменение моды на товар; изменение числа потребителей;  изменение цен на сопряженные товары;  изменения в ожиданиях потребителей

Слайд 17

? Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?

Слайд 18

  «Эффект роста выгоды» «Эффект дохода» «Эффект замещения»

Слайд 19

Закон спроса – величайший закон рыночной экономики , ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику , а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены

Слайд 20

Подлинный рынок – это равновесие спроса и предложения

Слайд 21

? Парадоксы закона спроса

Слайд 22

- это реакция величины спроса на изменение цены Ценовая эластичность спроса

Слайд 23

Эластичный спрос 1) min  P  max  D 1 a) const P  min ( max )  D P 1 1a 0 D

Слайд 24

неэластичный спрос 2 ) max  P  min  D 2 a) min ( max )  P const D P 2 2 a 0 D

Слайд 25

Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены

Слайд 26

Коэффициент ценовой эластичности спроса Кэ D =  Q D (%) /  P (%)

Слайд 27

Кэ D  1 – спрос эластичный Кэ D  1 – спрос неэластичный Кэ D = 1 - спрос единичной эластичности

Слайд 28

Спрос единичной эластичности min ( max )  P  max ( min )  D P 0 D

Слайд 29

На коэффициент эластичности влияют, главным образом три фактора:  Величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар,  Качество, количество и цена товаров-заменителей,  Число конкурирующих продавцов данного товара.

Слайд 30

Закон спроса – великий регулятор рыночной экономики: отрицательная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавцов. Вот почему закон спроса принято считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике

Слайд 31

Мы подвергли закон спроса серьезным испытаниям и он с честью вышел из них. Разумеется, мы рассматривали закон спроса в «чистом виде», т.е. предполагая стабильные «прочие условия». Но как раз в реальной экономике этой стабильности нет. Вот почему этот анализ есть лишь начало характеристики рыночной экономики. И все-таки следует воздать должное экономистам, сумевшим открыть закон спроса в кажущемся хаосе рыночных процессов

Слайд 32

А теперь нам предстоит покинуть сферу спроса, оставив потребителей с их заботами, и перейти в сферу предложения, где придется убедиться, что и у производителей забот не меньше, чем у потребителей.

Слайд 33

Совокупность товаров выносимых на рынок производителем образует предложение , а назначаемая производителями цена есть «цена предложения»

Слайд 34

Предложение, как и спрос, - самостоятельная сфера рыночной экономики, с особой экономической логикой поведения ее участников

Слайд 35

Предложение – это, то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предоставить к продаже приданной цене

Слайд 36

Закон предложения При высоких ценах товаров предлагается больше, чем по низким, и наоборот

Слайд 37

Закон предложения – это форма зависимости величины предложения от цены: повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения

Слайд 38

Следовательно, между уровнем цены и величиной предложения существует прямая функциональная зависимость, которую можно выразить формулой: S =f(P)

Слайд 39

Закон предложения можно представить графически: Ось ординат показывает различные уровни цены (Р) на товар, а ось абсцисс – величины предложения ( S ) на этот товар, соответствующие той или иной цене Р - «пи» - « prise » - «цена» S - « эс » - « Supply » - «предложение»

Слайд 40

Кривая предложения зависимость между ценой ( Р) и количеством товара, который будет предлагаться на рынке при каждом уровне цен ( Q S )

Слайд 41

кривая предложения Р 15 S 10 5 0 5 10 15 D

Слайд 42

Динамика предложения P S 1 S А Е В S 2 Pp С А - падение предложения В - рост предложения С - падение «величины предложения» Е – рост «величины предложения» 0 Q 1 Q Q 2

Слайд 43

На динамику предложения влияют следующие неценовые факторы:  изменение цен на ресурсы;  изменение технологий;  изменение налогов и субсидий; изменение числа производителей;  изменение цен на сопряженные товары;  изменения в ожиданиях производителей

Слайд 44

Подобно спросу, предложение также можно характеризовать как «эластичное» и «неэластичное»

Слайд 45

P 1 1 а 0 S Эластичное предложение 1) min  P  max  S 1 a) const P  min ( max )  S

Слайд 46

неэластичное предложение 2 ) max  P  min  S 2 a) min ( max )  P const S P 2 2 a 0 S

Слайд 47

Предложение единичной эластичности min ( max )  P  max ( min )  S P 0 D

Слайд 48

Коэффициент ценовой эластичности предложения КЭ S =  Q S (%) /  P (%)

Слайд 49

Кэ S  1 – предложение эластичное Кэ S  1 – предложение неэластичное Кэ S = 1 - предложение единичной эластичности

Слайд 50

Закон спроса – это изменение величины спроса под влиянием не вообще цены, а цены предложения, назначаемой производителем. Следовательно, закон спроса характеризует «рынок продавца»

Слайд 51

Закон предложения – это изменение величины предложения под влиянием не вообще цены, а цены спроса , назначаемой покупателем. Таким образом, закон предложения характеризует «рынок покупателя »

Слайд 52

Все товары делятся на эластичные и неэластичные. Чем больше эластичных товаров, тем шире возможности выбора у покупателя, тем больше он свободен: ведь это значит, что продавец не может диктовать ему свою произвольную цену. И наоборот, чем больше неэластичных товаров, тем более зависим покупатель, тем прочнее положение продавца.

Слайд 53

Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – лишь исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. с ценой, которую в состоянии и желает уплатить потребитель. Обычно между ними достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Согласованную рыночную цену еще называют ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.

Слайд 54

График спроса показывает возможный объем покупок данного товара при различных ценах, а график предложения – возможный объем продаж при различных ценах.

Слайд 55

Но выявить цену, по которой действительно произойдет купля-продажа, можно только совместив эти два графика.

Слайд 56

Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает реальную цену купли-продажи , т.е. «равновесную цену», поскольку при этой цене величины спроса и предложения совпадают

Слайд 57

Р D Равновесная цена А S Рр О Q р D,S

Слайд 58

Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:  по горизонтали – стремлением участников рынка к преодолению дефицита или перепроизводства (механизм – изменение количества товара);  по вертикали – стремлением к достижению предельной выгодности (механизм – изменение уровня цен)

Слайд 59

«Пиррова победа» покупателя. Предположим, что покупатели настояли на более низкой цене, чем равновесная

Слайд 60

Р D «Пиррова победа» покупателя А S Рр Р 1 О Q S1 Q р Q D1 D,S

Слайд 61

Искусственно заниженные цены, кроме дефицита (порождающего «черный рынок») и конкуренции покупателей (порождающей очереди), ничего не дает. Более того «черный рынок» и конкуренция вновь поднимут цену до равновесного уровня

Слайд 62

«Пиррова победа» продавца. Столь же плачевен результат преднамеренного завышения цены продавцом

Слайд 63

Р D «Пиррова победа» продавца Р 2 А S Рр О Q D2 Q р Q S2 D,S

Слайд 64

Превышение предложения над спросом вызывает конкуренцию между продавцами, что рано или поздно понизит цену до уровня равновесной

Слайд 65

Необоснованное понижение цены ведет к избыточному спросу, а необоснованное завышение – к избыточному предложению

Слайд 66

В первом случае становится незачем зарабатывать – ибо не удастся потратить

Слайд 67

Во втором – незачем производить – ибо не удастся продать

Слайд 68

Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спрос растет, предложение не меняется. Р ( D,S ) D S 0

Слайд 2

Спрос падает, предложение не меняется. Р S ( D,S ) 0 D

Слайд 3

Предложение растет, спрос не меняется. Р ( D,S ) D S 0

Слайд 4

Предложение падает, спрос не меняется. Р D S ( D,S ) 0

Слайд 5

Предложение растет , спрос падает. ( D,S ) Р D S 0

Слайд 6

Предложение падает , спрос растет. Р 0 ( D,S ) D S

Слайд 7

Падают и спрос, и предложение. Р ( D,S ) 0 S D

Слайд 8

Растут и спрос, и предложение . Р ( D,S ) 0 S D


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На рынке офисной техники спрос на компьютеры выражается функцией Р D =5250-1,5 Q , а предложение - Р S =5050+2,5 Q , где Р - цена компьютера в рублях, Q - количество компьютеров в шт. Рассчитать цену компьютера и их количество.

Слайд 2

Р D = Р S 5250-1,5 Q =5050+2,5 Q 5250-5050=2,5 Q +1,5 Q 200=4 Q Q =200/4=50 шт Р D =5250-1,5  50=5175 руб. Р S =5050+2,5  50=5175 руб.

Слайд 3

Ниже приведены данные о ситуации на рынке видеокассет Постройте график спроса и предложения видеокассет . Определите равновесную цену и равновесные объемы D и S . Какая ситуация сложится на рынке – возникнет излишек или дефицит видеокассет - при цене 16 ден.ед . за кассету. Определите объем излишков (дефицита) . Как Вы думаете, можно ли определить равновесную цену и равновесные объемы не построив график? Цена ( ден.ед ) Р 8 16 24 32 40 Спрос ( млн.шт ) D 70 60 50 40 30 Предложение ( млн.шт ) S 10 30 50 70 90

Слайд 4

Р D 40 32 S 24 16 8 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 D,S

Слайд 5

Равновесная цена – 24 ден . е д. Равновесные объемы спроса и предложения – 50 шт. При снижении цены до 18 ден . ед. объем спроса увеличится до 60 млн. шт. , а объем предложения снизится до 30 млн . шт. Дефицит на рынке равен 60-30=30 млн. шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по основам материаловедения "Алюминий и его сплавы"

Тема «Алюминий и его  сплавы» изучается по дисциплине «Основы материаловедения».  Тема «Алюминий и его сплавы» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для НПО по учебной ди...

Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"

Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"

Цели настоящей  методической разработки:   Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»

Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...

Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"

Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"...

Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное ...

открытый урок русского языка "полные и неполные " предложения 8 класс

Тема. Полные и неполные предложения. Цель: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями...