Открытый урок по Основам экономики "Спрос и предложение"
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка часть 1 | 3 МБ |
Методическая разработка часть 2 | 3 МБ |
Методическая разработка часть 3 | 3 МБ |
Методическая разработка часть 4 | 3 МБ |
Методическая разработка часть 5 | 971.51 КБ |
Карточки с вариантами ответов | 2.84 МБ |
Доклад студентов | 86.28 КБ |
Задачи | 683.71 КБ |
Рабочая тетрадь | 254.51 КБ |
Контроль знаний | 219.56 КБ |
слайды 1 | 118.61 КБ |
слайды 2 | 1.23 МБ |
слайды 3 | 81.92 КБ |
слайды 4 | 107.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ, называется…
Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий…
Основными элементами рынка выступают…
Положительные черты рынка…
Отрицательные черты рынка…
С точки зрения соответствия действующему законодательству рынки бывают…
По экономическому назначению объектов рыночных отношений рынки бывают…
По пространственному признаку рынки бывают…
С позиции ценообразования и характера конкуренции рынки бывают…
Назовите функцию рынка: « ц ены « вознаграждают » тех, кто производит товары наиболее необходимые потребителям, кто совершенствует производство, снижает издержки »
Назовите функцию рынка: « р езультат воздействия свободного спроса и свободного предложения, отражение полезности товара и издержек на его производстве »
Назовите функцию рынка: « Помогает потребителю и производителю найти друг друга »
Назовите функцию рынка: « ц ены информируют о состоянии рынка »
Назовите функцию рынка: « п роводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План темы: Спрос как экономическая категория и его характеристика Предложение как экономическая категория и его характеристика Равновесная цена и ее динамика
Предметом анализа урока является «классический рынок », на котором представлен один товар, взаимодействует множество конкурирующих покупателей и продавцов, а государственное вмешательство сведено к минимуму
Основные проблемы рыночной организации производства – Что производить? Как производить? Для кого производить? – решаются через механизм спроса и предложе ния Спрос и предложение
« спрос » - магическое для экономики слово, ибо в нем могут скрываться опасность и радость, эффективность и катастрофа
потребность – это желание иметь определенное благо, но только подкрепленное возможностью соответствующих денежных затрат потребность превращается в «платежеспособный спрос»
Спрос - это то количество товаров и услуг, которые покупатели желают приобрести по данным ценам в течение определенного периода времени
Закон спроса При прочих равных условиях снижение цены приведет к увеличению спроса, и наоборот
Следовательно, между уровнем цены и величиной спроса существует обратная функциональная зависимость, которую можно выразить формулой: D=f(1/P)
Закон спроса можно представить графически: Ось ординат показывает различные уровни цены (Р) на товар, а ось абсцисс – величины спроса ( D ) на этот товар, соответствующие той или иной цене Р - «пи» - « prise » - «цена» D - «ди» - « Demand » - «спрос»
Кривая спроса зависимость между ценой ( Р) и количеством товара, на который будет предъявляться спрос при каждом уровне цен ( Q D )
P кривая спроса D 15 10 5 5 10 15 D
Спрос – это ряд устойчивых зависимостей , в котором каждой определенной цене на данный товар соответствует обусловленная ею величина его покупки, следовательно, это совокупность всех точек на кривой спроса
«Величина спроса» - это каждая отдельная точка на кривой спроса, то есть фиксированный по определенной цене размер покупок
Динамика спроса Р D 1 D А - падение спроса В В - рост спроса D 2 С - падение «величины спроса» А Е - рост «величины спроса» С Рр Е 0 Q 2 Q р Q 1 D
На динамику спроса влияют следующие неценовые факторы: степень удовлетворения потребностей; изменение дохода потребителей; изменение моды на товар; изменение числа потребителей; изменение цен на сопряженные товары; изменения в ожиданиях потребителей
? Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него?
«Эффект роста выгоды» «Эффект дохода» «Эффект замещения»
Закон спроса – величайший закон рыночной экономики , ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику , а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены
Подлинный рынок – это равновесие спроса и предложения
? Парадоксы закона спроса
- это реакция величины спроса на изменение цены Ценовая эластичность спроса
Эластичный спрос 1) min P max D 1 a) const P min ( max ) D P 1 1a 0 D
неэластичный спрос 2 ) max P min D 2 a) min ( max ) P const D P 2 2 a 0 D
Эластичность измеряется отношением процентного изменения величины спроса к процентной величине изменения цены
Коэффициент ценовой эластичности спроса Кэ D = Q D (%) / P (%)
Кэ D 1 – спрос эластичный Кэ D 1 – спрос неэластичный Кэ D = 1 - спрос единичной эластичности
Спрос единичной эластичности min ( max ) P max ( min ) D P 0 D
На коэффициент эластичности влияют, главным образом три фактора: Величина предельно возможных затрат покупателя на данный товар, Качество, количество и цена товаров-заменителей, Число конкурирующих продавцов данного товара.
Закон спроса – великий регулятор рыночной экономики: отрицательная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавцов. Вот почему закон спроса принято считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике
Мы подвергли закон спроса серьезным испытаниям и он с честью вышел из них. Разумеется, мы рассматривали закон спроса в «чистом виде», т.е. предполагая стабильные «прочие условия». Но как раз в реальной экономике этой стабильности нет. Вот почему этот анализ есть лишь начало характеристики рыночной экономики. И все-таки следует воздать должное экономистам, сумевшим открыть закон спроса в кажущемся хаосе рыночных процессов
А теперь нам предстоит покинуть сферу спроса, оставив потребителей с их заботами, и перейти в сферу предложения, где придется убедиться, что и у производителей забот не меньше, чем у потребителей.
Совокупность товаров выносимых на рынок производителем образует предложение , а назначаемая производителями цена есть «цена предложения»
Предложение, как и спрос, - самостоятельная сфера рыночной экономики, с особой экономической логикой поведения ее участников
Предложение – это, то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предоставить к продаже приданной цене
Закон предложения При высоких ценах товаров предлагается больше, чем по низким, и наоборот
Закон предложения – это форма зависимости величины предложения от цены: повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения
Следовательно, между уровнем цены и величиной предложения существует прямая функциональная зависимость, которую можно выразить формулой: S =f(P)
Закон предложения можно представить графически: Ось ординат показывает различные уровни цены (Р) на товар, а ось абсцисс – величины предложения ( S ) на этот товар, соответствующие той или иной цене Р - «пи» - « prise » - «цена» S - « эс » - « Supply » - «предложение»
Кривая предложения зависимость между ценой ( Р) и количеством товара, который будет предлагаться на рынке при каждом уровне цен ( Q S )
кривая предложения Р 15 S 10 5 0 5 10 15 D
Динамика предложения P S 1 S А Е В S 2 Pp С А - падение предложения В - рост предложения С - падение «величины предложения» Е – рост «величины предложения» 0 Q 1 Q Q 2
На динамику предложения влияют следующие неценовые факторы: изменение цен на ресурсы; изменение технологий; изменение налогов и субсидий; изменение числа производителей; изменение цен на сопряженные товары; изменения в ожиданиях производителей
Подобно спросу, предложение также можно характеризовать как «эластичное» и «неэластичное»
P 1 1 а 0 S Эластичное предложение 1) min P max S 1 a) const P min ( max ) S
неэластичное предложение 2 ) max P min S 2 a) min ( max ) P const S P 2 2 a 0 S
Предложение единичной эластичности min ( max ) P max ( min ) S P 0 D
Коэффициент ценовой эластичности предложения КЭ S = Q S (%) / P (%)
Кэ S 1 – предложение эластичное Кэ S 1 – предложение неэластичное Кэ S = 1 - предложение единичной эластичности
Закон спроса – это изменение величины спроса под влиянием не вообще цены, а цены предложения, назначаемой производителем. Следовательно, закон спроса характеризует «рынок продавца»
Закон предложения – это изменение величины предложения под влиянием не вообще цены, а цены спроса , назначаемой покупателем. Таким образом, закон предложения характеризует «рынок покупателя »
Все товары делятся на эластичные и неэластичные. Чем больше эластичных товаров, тем шире возможности выбора у покупателя, тем больше он свободен: ведь это значит, что продавец не может диктовать ему свою произвольную цену. И наоборот, чем больше неэластичных товаров, тем более зависим покупатель, тем прочнее положение продавца.
Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения – лишь исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. с ценой, которую в состоянии и желает уплатить потребитель. Обычно между ними достигается компромисс в виде рыночной цены товара, по которой он действительно продается и покупается. Согласованную рыночную цену еще называют ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить.
График спроса показывает возможный объем покупок данного товара при различных ценах, а график предложения – возможный объем продаж при различных ценах.
Но выявить цену, по которой действительно произойдет купля-продажа, можно только совместив эти два графика.
Точка пересечения кривых спроса и предложения показывает реальную цену купли-продажи , т.е. «равновесную цену», поскольку при этой цене величины спроса и предложения совпадают
Р D Равновесная цена А S Рр О Q р D,S
Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон: по горизонтали – стремлением участников рынка к преодолению дефицита или перепроизводства (механизм – изменение количества товара); по вертикали – стремлением к достижению предельной выгодности (механизм – изменение уровня цен)
«Пиррова победа» покупателя. Предположим, что покупатели настояли на более низкой цене, чем равновесная
Р D «Пиррова победа» покупателя А S Рр Р 1 О Q S1 Q р Q D1 D,S
Искусственно заниженные цены, кроме дефицита (порождающего «черный рынок») и конкуренции покупателей (порождающей очереди), ничего не дает. Более того «черный рынок» и конкуренция вновь поднимут цену до равновесного уровня
«Пиррова победа» продавца. Столь же плачевен результат преднамеренного завышения цены продавцом
Р D «Пиррова победа» продавца Р 2 А S Рр О Q D2 Q р Q S2 D,S
Превышение предложения над спросом вызывает конкуренцию между продавцами, что рано или поздно понизит цену до уровня равновесной
Необоснованное понижение цены ведет к избыточному спросу, а необоснованное завышение – к избыточному предложению
В первом случае становится незачем зарабатывать – ибо не удастся потратить
Во втором – незачем производить – ибо не удастся продать
Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спрос падает, предложение не меняется. Р S ( D,S ) 0 D
Предложение растет, спрос не меняется. Р ( D,S ) D S 0
Предложение падает, спрос не меняется. Р D S ( D,S ) 0
Предложение растет , спрос падает. ( D,S ) Р D S 0
Предложение падает , спрос растет. Р 0 ( D,S ) D S
Падают и спрос, и предложение. Р ( D,S ) 0 S D
Растут и спрос, и предложение . Р ( D,S ) 0 S D
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Р D = Р S 5250-1,5 Q =5050+2,5 Q 5250-5050=2,5 Q +1,5 Q 200=4 Q Q =200/4=50 шт Р D =5250-1,5 50=5175 руб. Р S =5050+2,5 50=5175 руб.
Ниже приведены данные о ситуации на рынке видеокассет Постройте график спроса и предложения видеокассет . Определите равновесную цену и равновесные объемы D и S . Какая ситуация сложится на рынке – возникнет излишек или дефицит видеокассет - при цене 16 ден.ед . за кассету. Определите объем излишков (дефицита) . Как Вы думаете, можно ли определить равновесную цену и равновесные объемы не построив график? Цена ( ден.ед ) Р 8 16 24 32 40 Спрос ( млн.шт ) D 70 60 50 40 30 Предложение ( млн.шт ) S 10 30 50 70 90
Р D 40 32 S 24 16 8 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 D,S
Равновесная цена – 24 ден . е д. Равновесные объемы спроса и предложения – 50 шт. При снижении цены до 18 ден . ед. объем спроса увеличится до 60 млн. шт. , а объем предложения снизится до 30 млн . шт. Дефицит на рынке равен 60-30=30 млн. шт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по основам материаловедения "Алюминий и его сплавы"
Тема «Алюминий и его сплавы» изучается по дисциплине «Основы материаловедения». Тема «Алюминий и его сплавы» соответствует основной профессиональной программе по ФГОС для НПО по учебной ди...
Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"
Методическая разработка открытого урока "Белки - основа жизни"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНЙ ГРАФИКИ» по теме «Системно-деятельный подход в обучении» Тема урока «"Анализ геометрической формы предмета"
Цели настоящей методической разработки: Организовать осмысление мотивации обучения,создать условия для понятия темы урока и заинтересовать студентов, а также способствовать разв...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»
Методическая разработкаоткрытого урока по учебной дисциплине: «Экономика отрасли и предприятия» на тему: «Закон спроса и предложения»...
Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"
Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"...
Методическая разработка открытого урока тема: "Спрос и предложение. Рыночный механизм"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Спрос и предложение. Рыночный механизм". по дисциплине: "Экономическая теория" для специальности: 03.47.02 "Документационное ...
открытый урок русского языка "полные и неполные " предложения 8 класс
Тема. Полные и неполные предложения. Цель: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями...