Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"
план-конспект урока на тему
Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.doc | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж)
Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине «Русский язык»
специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Тюмень 2013 г.
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Русский язык » составлена соответствии с Государственным образовательным стандартом ФГОС 3-го поколения и требованиями к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
от ___.___.2013__ № ___
Председатель цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
________________ Мякишева М. В.
Автор-составитель: Черных И. В.– преподаватель русского языка и литературы НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
Пояснительная записка.
Занятие по дисциплине «Русский язык» составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, ФГОС 3-го поколения, Рабочей программой, с учебным планом дисциплины, с учетом календарно - тематического плана.
Уровень заданий данного занятия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам студентов по изучаемой дисциплине.
Задания направлены на умение анализировать текст, на знание орфографических, пунктуационных правил; знания стилистической принадлежности того или иного текста, умения проводить словообразовательный разбор и определять способ образования слов, а также проводить лексический анализ слов: устаревших, профессиональных, вводных слов; уметь делить слова на тематические группы.
Дифференцированные задания позволяют выявить уровень освоенности данной темы, а также способствуют развитию творческих способностей студентов, умению планировать самостоятельно учебную деятельность на уроке.
Урок является итоговым занятием по теме «Вводные слова и предложения», который способствует отработке уже ранее известных умений и навыков, а также направлен на основные умения студентов анализировать текст.
План урока.
Дата: 18 марта.
Тема: Водные слова и предложения на примере профессиональной лексики.
Цель:
1. Повторить знания о лексическом, профессиональном и грамматическом значении слов.
2. Проверить уровень освоенности вводных слов и предложений.
3. Продолжить работу по развитию творческих и исследовательских умений на примере вводных слов и предложений.
Образовательная задача:
Выполнить комплексный анализ текста.
Развивающая задача:
Развить навыки целостного анализа текста в контексте разных лингвистических аспектов: орфографическом, пунктуационном, стилистическом, словообразовательном, лексическом.
Воспитательная задача:
Повысить интерес к дисциплине с точки зрения профессиональной направленности; показать умение видеть связь прошлого с современностью, воспитание интереса к страницам истории и мировой культуры.
Группа: 106
Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.
Вид урока: индивидуально-дифференцированный с использованием разноуровневого раздаточного материала.
Межпредметные связи: История, МХК.
Оборудование: интерактивная доска.
Раздаточный материал: тексты с заданиями 3-х уровней.
Требования к знаниям студентов. Студент должен знать:
1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слов.
2. Фразеология. Фразеологические обороты.
3. Текст. Типы речи (описание, повествование, рассуждение).
4. Словообразование. Основные способы образования слов.
5. Лексика.
6. Проверяемые гласные в корне слова.
7. Правописание приставок на З- и С-.
8. Правописание сложных слов.
9. Суффиксы разных частей речи.
Требования к умениям студентов. Студент должен уметь:
1. Проводить словообразовательный разбор.
3. Проводить лексический разбор слов.
4. Определять часть речи.
5. Определять стиль текста и тип речи.
6. Выделять основную мысль и тему текста.
7. Находить устаревшие слова, фразеологизмы.
9. Приводить примеры цепной и параллельной видов связи предложений в тексте.
Разноуровневый раздаточный материал к открытому занятию
Тема:
Водные слова и предложения на примере профессиональной лексики
Тема:
Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики.
Ход урока.
1. Организационный этап. (5 мин.)
Слово преподавателя:
преподаватель объявляет тему, цели и задачи урока и обращается к 1,2,3,4 слайдам .
Слайд.1
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь
ВВодные слова и предложения на примере профессиональной лексики
(итоговое занятие).
Слайд.2
Задача:
Выполнить комплексный анализ текста.
Цели: 1.Повторить знания о лексическом и грамматическом
значении слов.
2.Выявить уровень освоенности вводных слов и предложений.
3.Продожить работу по развитию творческих и исследовательских умений.
4.Воспитание интереса и любви к своей будущей профессии.
Слайд.3
Тип занятия:
Вид (форма) занятия – индивидуально-дифференцированная с использованием разноуровневого раздаточного материала
Слайд.4
Преподаватель анализирует цитату А. М. Пешковского:
«Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».
- Какие выразительные средства языка скрыты в этой цитате?
Возможные ответы студентов:
- метафоры (предложение приютившее; инородные слова).
Справка.
А. М. Пешковский – профессор, лингвист по изучению
синтаксиса русского языка. (1878-1933 гг.)
2. Повторение изученного материала.(3 мин.)
2. Повторение известного ранее изученного материала о вводных словах.
Ответ студента группы с использованием слайдов № 5,6,7.
Слайд.5
-Что такое вводные слова и предложения.
Слайд. 6
-Какие значения имеют вводные слова.
Слайд.7
- Как обособляются вводные слова на письме и в устной речи.
3. Слово преподавателя. Повторение раннее изученного материала. (7 мин.)
О лексическом значении слов, профессиональных и специальных словах.
Слайд.8
Лексическое значение слова - это его содержание, соотнесенность
с предметом или явлением действительности. Лексическое значение слова раскрывается в толковых словарях.
Слайд.9
Специальная лексика - это слова и выражения, употребляемые преимущественно
представителями определәнной отрасли знания, профессии. Среди специальных слов выделяют прежде всего профессионализмы и термины.
Слайд.10
Профессионализмы - слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах, профессиях.
Термин - это слово или сочетания слов, обозначающее строго определәнное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, т.е. является официально принятым. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.
Слайд.11
В каждой профессии есть слова и термины, используемые людьми данной профессии.
Некоторые специальные термины по теме «Право»:
Аренда – наем помещения или земельной площади.
Договор – соглашение о взаимных обязательствах.
Заём (займы) – финансовая операция, состоящая в получении денег в долг.
Законодательство – совокупность законов.
Наём (наймы) – принятие для выполнения какой-либо работы.
Компетенция – круг чьих-либо полномочий, прав.
Право – совокупность правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Слайд.12
Кроме того в профессии юрист есть знак, символизирующий данную профессию:
«Весы правосудия – символ справедливости»
4. Слово преподавателя. Подготовка к анализу текста. (3 мин.)
-Каким же было Право и государство в Древнем Египте?
-Сегодня мы узнаем кое-что о правовом государстве Древнего Египта.
-Вам будут предложены тексты о Древнем государстве, о его зарождении, законах, порядках.
-Чтобы лучше приблизить эту эпоху обратимся к иллюстрациям на слайдах.
Слайд.13
Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к 3 тысячелетию до н.э. в Северо-Восточной Африке.
Слайд.14
Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта.
Слайд.15
Фараон- правитель Древнего Египта.
Слайд.16
Египетский судья – фараон.
Слайд.17
Гробница фараона.
Слайд.18
Храм – священное место Древнего Египта.
5. Слово преподавателя. Целеполагание. (2 мин.)
-Каждый из студентов получит текст с заданиями. Необходимо выполнить 5 заданий к тексту. Всего3 текста, задания которых делятся на три уровня сложности.
-Помогут в проверке и оценивании ваших работ три помощника из группы.
-Помощникам необходимо выполнить индивидуальное задание: решить тест «Вводные слова и предложения».
-Все результаты будут заноситься в общую таблицу, в которой с помощью шкалы баллов будет определять качество выполненной работы.
-Каждый студент получит итоговую оценку за урок.
Слайд.19
Первый уровень – репродуктивный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); выполнение деятельности по образцу или под руководством.
Второй уровень – репродуктивно-творческий (частично самостоятельное выполнение заданий и самостоятельное планирование деятельности);
Третий уровень – творческий (самостоятельное выполнение заданий, решение проблемных, творческого характера, задач);
Работа оценивается в баллах.
Максимальное количество за выполненную работу - 50 баллов.
Слайд.20
Комплексный анализ текста
включает 5 этапов:
1.Орфографический анализ.
2. Пунктуационный анализ.
3. Лексический анализ.
4. Стилистический анализ.
5. Словообразовательный анализ.
6. Самостоятельная деятельность студентов. (60 мин.)
1). Работа с текстом.
2). Тест – тренажер «Вводные слова и предложения».
7 .Итог урока. Подведение результатов. Заполнение таблицы. (10 мин.)
Таблица баллов, уровня и оценки
Тема: "Вводные слова".
№ | Фамилия, Имя | Орф. | Пункт. | Лекс. | Стил. | Словообр. | Баллы | Уровень | Оценка |
1 | Бакшеева Рита | ||||||||
2 | Белова Мария | ||||||||
3 | Бойдова Анжела | ||||||||
4 | Ващук Ксения | ||||||||
5 | Волкунович Артём | ||||||||
6 | Истамбулов Шамиль | ||||||||
7 | Козлова Екатерина | ||||||||
8 | Кутепов Алексей | ||||||||
9 | Мамедова Эсмира | ||||||||
10 | Мартиросян Арташ | ||||||||
11 | Мехдизаде Наргиз | ||||||||
12 | Овсянников Женя | ||||||||
13 | Осмоналиева Камилла | ||||||||
14 | Пикулева Эльвира | ||||||||
15 | Попова Юлия | ||||||||
16 | Романов Алексей | ||||||||
17 | Русяева Кристина | ||||||||
18 | Самолова Влада | ||||||||
19 | Севоян Гегам | ||||||||
20 | Семенец Екатерина | ||||||||
21 | Ситникова Вероника | ||||||||
22 | Хайрулина Алина | ||||||||
23 | Хачатрян Арам | ||||||||
24 | Царёва Дарья | ||||||||
25 | Шалбузова Роксана | ||||||||
26 | Ярков Дмитрий | ||||||||
27 | Курникова Юлия |
8. Выступление заранее подготовленных студентов.
1). Кроссворд «Водные слова и предложения» (индивидуальное домашнее задание).
2). Сообщение «Культура речи юриста» (индивидуальное домашнее задание).
7. Запись домашнего задания.
Написать сочинение-размышление на тему: «Для чего в нашей речи нужны вводные слова?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"
Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...
Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"
Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"...
Методическая разработка открытого занятия "Нормативное использование слов и фразеологизмов"
Открытое занятие предусмотрено для студентов СПО на базе ОПОП. Занятие с аспектным анализом улучшает качество проводимого занятия....
Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"
Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"...
Презентация по русскому языку на тему "Слово и предложение" 2 класс
Презентация для урока русского языка во 2 классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой...
Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"
Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"...
Открытый урок по теме: "Профессиональная лексика"
Открытый урок по теме «Профессиональная лексика» Профессия МСХ (Механизатор сельсохозяйственной техники) План:1.Организационный момент2.Повторение (что такое лексика, на какие г...