Открытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"
план-конспект урока на тему

Черных Ирина Владимировна

Отрытое занятие по теме "Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»

(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж)

Методическая разработка открытого учебного  занятия по дисциплине «Русский язык»

специальности  030912 «Право и организация социального обеспечения»

Тюмень 2013 г.

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Русский язык » составлена соответствии с Государственным образовательным стандартом ФГОС 3-го поколения и требованиями к минимуму содержания,  уровню подготовки выпускников по специальности  030912 «Право и организация социального обеспечения».

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания цикловой комиссии

 общеобразовательных дисциплин

от ___.___.2013__ № ___

Председатель цикловой комиссии

общеобразовательных дисциплин                        

________________ Мякишева М. В.

 

Автор-составитель: Черных И. В.– преподаватель русского языка и литературы НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»

             

           

Пояснительная записка.

Занятие по дисциплине «Русский язык» составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, ФГОС 3-го поколения, Рабочей программой, с учебным планом дисциплины, с учетом календарно - тематического плана.

Уровень заданий данного занятия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам студентов по изучаемой дисциплине.

Задания направлены на умение анализировать текст, на  знание орфографических, пунктуационных правил; знания стилистической принадлежности того или иного текста, умения проводить словообразовательный разбор и определять  способ образования слов, а также проводить  лексический анализ слов: устаревших, профессиональных, вводных слов; уметь  делить слова на тематические группы.

Дифференцированные задания позволяют выявить уровень освоенности данной темы, а  также способствуют развитию творческих способностей студентов, умению планировать самостоятельно учебную деятельность на уроке.

Урок является итоговым занятием по теме «Вводные слова и предложения», который способствует отработке уже ранее известных умений и навыков, а также направлен на основные умения студентов анализировать текст.

План урока.

Дата: 18 марта.

Тема: Водные слова и предложения на примере профессиональной лексики.

Цель:

1. Повторить знания о лексическом, профессиональном  и грамматическом значении слов.

2. Проверить уровень освоенности вводных слов и предложений.

3. Продолжить работу по развитию творческих и исследовательских умений на примере вводных слов и предложений.

Образовательная задача:

Выполнить комплексный анализ текста.

Развивающая задача:

Развить навыки целостного анализа текста в контексте разных лингвистических аспектов: орфографическом, пунктуационном, стилистическом, словообразовательном, лексическом.

Воспитательная задача:

Повысить интерес к дисциплине с точки зрения профессиональной направленности; показать умение видеть связь прошлого с современностью, воспитание интереса к страницам истории и мировой культуры.

Группа: 106

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Вид урока: индивидуально-дифференцированный с использованием разноуровневого раздаточного материала.

Межпредметные связи: История, МХК.

Оборудование: интерактивная доска.

Раздаточный материал: тексты с заданиями 3-х уровней.

Требования к знаниям студентов. Студент должен знать:

1. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слов.

2. Фразеология. Фразеологические обороты.

3. Текст. Типы речи (описание, повествование, рассуждение).

4. Словообразование. Основные  способы образования слов.

5.  Лексика.

6.  Проверяемые гласные в корне слова.

7.  Правописание приставок на З- и С-.

8.  Правописание сложных слов.

9. Суффиксы разных частей речи.

Требования к умениям студентов. Студент должен уметь:

1. Проводить словообразовательный разбор.

3. Проводить лексический разбор слов.

4. Определять часть речи.

5. Определять стиль текста и тип речи.

6. Выделять основную мысль и тему текста.

7. Находить устаревшие слова, фразеологизмы.

9. Приводить примеры цепной и параллельной видов связи предложений в тексте.

Разноуровневый раздаточный материал к открытому занятию

Тема:

Водные слова и предложения на примере профессиональной лексики

Тема:

Вводные слова и предложения на примере профессиональной лексики.

Ход урока.

1. Организационный этап. (5 мин.)

Слово преподавателя:

преподаватель объявляет тему, цели и задачи урока  и обращается к 1,2,3,4 слайдам .

Слайд.1

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.                                                                                                         Н. В. Гоголь

ВВодные слова и предложения на примере профессиональной лексики

(итоговое занятие).

Слайд.2

Задача:

Выполнить комплексный анализ текста.

Цели: 1.Повторить знания о лексическом и грамматическом

значении слов.

2.Выявить уровень освоенности вводных слов и предложений.

3.Продожить работу по развитию творческих и исследовательских умений.

4.Воспитание интереса и любви к своей будущей профессии.

Слайд.3

Тип занятия:
Вид (форма) занятия – индивидуально-дифференцированная с использованием разноуровневого раздаточного  материала

Слайд.4

Преподаватель анализирует цитату  А. М. Пешковского:

«Вводные конструкции – это инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению».

- Какие выразительные средства языка скрыты в этой цитате?

 Возможные ответы студентов:

- метафоры (предложение приютившее; инородные слова).

Справка.

А. М. Пешковский – профессор, лингвист по изучению
синтаксиса русского языка. (1878-1933 гг.)

2. Повторение изученного материала.(3 мин.)

2. Повторение известного ранее изученного материала о вводных словах.

Ответ студента группы с использованием слайдов № 5,6,7.

Слайд.5

-Что такое вводные слова и предложения.

Слайд. 6

-Какие значения имеют вводные слова.

Слайд.7

- Как обособляются вводные слова на письме и в устной речи.

 3. Слово преподавателя. Повторение раннее изученного материала. (7 мин.)

О лексическом значении слов, профессиональных и специальных словах.

Слайд.8

Лексическое значение слова - это его содержание, соотнесенность

с предметом или явлением действительности. Лексическое значение слова раскрывается в толковых словарях.

Слайд.9

Специальная лексика - это слова и выражения, употребляемые преимущественно

представителями определәнной отрасли знания, профессии. Среди специальных слов выделяют прежде всего профессионализмы и термины.

Слайд.10

Профессионализмы - слова и словосочетания полуофициального характера, названия специальных понятий и предметов в разного рода ремеслах, промыслах, профессиях.

Термин - это слово или сочетания слов, обозначающее строго определәнное научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие, т.е. является официально принятым. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.

Слайд.11

В каждой профессии есть слова и термины, используемые людьми данной профессии.

Некоторые специальные термины по теме  «Право»:

Аренда – наем помещения или земельной площади.

Договор – соглашение о взаимных обязательствах.

Заём (займы) – финансовая операция, состоящая в получении денег в долг.

Законодательство – совокупность законов.

Наём (наймы) – принятие для выполнения какой-либо работы.

Компетенция – круг чьих-либо полномочий, прав.

Право – совокупность правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.

Слайд.12

Кроме того в профессии юрист есть знак, символизирующий данную профессию:

«Весы правосудия – символ справедливости»

4. Слово преподавателя.  Подготовка к анализу текста. (3 мин.)

-Каким же было Право и государство в Древнем Египте?

-Сегодня мы узнаем кое-что о правовом государстве Древнего Египта.

-Вам будут предложены тексты о Древнем государстве, о его зарождении, законах, порядках.

-Чтобы лучше приблизить эту эпоху обратимся к иллюстрациям на слайдах.

Слайд.13

Государство Древнего Египта – одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к 3 тысячелетию до н.э. в Северо-Восточной Африке.

Слайд.14

Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта.

Слайд.15

Фараон- правитель Древнего Египта.

Слайд.16

Египетский судья – фараон.

Слайд.17

Гробница фараона.

Слайд.18

Храм – священное место Древнего Египта.

5. Слово преподавателя.  Целеполагание. (2 мин.)

-Каждый из студентов получит текст с заданиями. Необходимо выполнить 5 заданий к тексту. Всего3 текста, задания которых делятся на три уровня сложности.

-Помогут в проверке и оценивании ваших работ три помощника из группы.

-Помощникам необходимо выполнить индивидуальное задание: решить тест «Вводные слова и предложения».

-Все результаты будут заноситься в общую таблицу, в которой с помощью шкалы баллов будет определять качество выполненной работы.

-Каждый студент получит итоговую оценку за урок.

Слайд.19

Первый уровень – репродуктивный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); выполнение деятельности по образцу или под руководством.

Второй уровень – репродуктивно-творческий (частично самостоятельное выполнение заданий и самостоятельное планирование деятельности);

Третий уровень – творческий (самостоятельное выполнение заданий, решение проблемных, творческого характера, задач);

Работа оценивается в баллах.

Максимальное количество за выполненную работу - 50 баллов.

Слайд.20

Комплексный анализ текста
включает 5 этапов:


1.Орфографический анализ.

2. Пунктуационный анализ.

3. Лексический  анализ.

4. Стилистический анализ.

5. Словообразовательный анализ.

6. Самостоятельная деятельность студентов. (60 мин.)

1). Работа с текстом.

 2). Тест – тренажер «Вводные слова и предложения».

7 .Итог урока. Подведение результатов. Заполнение таблицы. (10 мин.)

Таблица баллов, уровня и оценки

Тема: "Вводные слова".

Фамилия, Имя

Орф.

Пункт.

Лекс.

Стил.

Словообр.

Баллы

Уровень

Оценка

1

Бакшеева Рита

2

Белова Мария

3

Бойдова Анжела

4

Ващук Ксения

5

Волкунович Артём

6

Истамбулов Шамиль

7

Козлова Екатерина

8

Кутепов Алексей

9

Мамедова Эсмира

10

Мартиросян Арташ

11

Мехдизаде Наргиз

12

Овсянников Женя

13

Осмоналиева Камилла

14

Пикулева Эльвира

15

Попова Юлия

16

Романов Алексей

17

Русяева Кристина

18

Самолова Влада

19

Севоян Гегам

20

Семенец Екатерина

21

Ситникова Вероника

22

Хайрулина Алина

23

Хачатрян Арам

24

Царёва Дарья

25

Шалбузова Роксана

26

Ярков Дмитрий

27

Курникова Юлия

8. Выступление заранее подготовленных студентов.

1). Кроссворд «Водные слова и предложения» (индивидуальное домашнее задание).

2). Сообщение «Культура речи юриста» (индивидуальное домашнее задание).

7. Запись домашнего задания.

Написать сочинение-размышление на тему: «Для чего в нашей речи нужны вводные слова?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...

Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"

Открытый урок "Вводные слова и предложения. Обращения"...

Методическая разработка открытого занятия "Нормативное использование слов и фразеологизмов"

Открытое занятие предусмотрено  для студентов СПО на базе ОПОП. Занятие с аспектным анализом улучшает качество проводимого занятия....

Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"

Методическая разработка открытого занятия по разделу "Лексика и фразеология"...

Презентация по русскому языку на тему "Слово и предложение" 2 класс

Презентация для урока русского языка во 2 классе  по учебнику Т.Г. Рамзаевой...

Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"

Технологическая карта урока на тему: "Порядок слов в предложении. Указательные и возвратные местоимения"...

Открытый урок по теме: "Профессиональная лексика"

Открытый урок по теме «Профессиональная лексика» Профессия МСХ (Механизатор сельсохозяйственной техники) План:1.Организационный момент2.Повторение (что такое лексика, на какие г...