Олимпиада по литературе 6 класс
олимпиадные задания на тему

Виктория_Ивановна

Задания для проведения олимпиады по литературе. 

1)    Задание аналитического тура содержит два художественных текста (прозаический и поэтический) и краткие рекомендации по их комплексному анализу.

2)    Задание творческого тура включает три обязательных компонента:  тестовые вопросы, редактирование предложенного Вами текста и составление собственного текста (эссе, доклада, письма, статьи и т.п.) литературоведческого характера. Тестовые вопросы ориентированы на тот состав художественных произведений и литературно-теоретических понятий, который не выходит за рамки школьной программы данной возрастной категории участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_literature_6_klass_.doc316 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастная группа: 11-12 лет (6 класс).

1. Задание аналитического тура.

Прочитайте приведенный текст:

Голубые тени

Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).

1)Как называется это описание?

2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.

3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании?

Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1. Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения ( сравнение, эпитет, олицетворение)?

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта, напишите какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

2. Задание творческого тура.

1) Тестовые вопросы.

1. Что такое героический эпос?

А) изложение былины в прозе

Б) героическая песня-повествование

В) произведение народного творчества патриотического содержания

2. Определи, из какой басни И. А. Крылова эти слова:

«У сильного всегда бессильный виноват...»

А) «Волк и ягненок»

Б) «Лебедь, щука и рак»

В) «Кот и повар»

Г) «Мышь и крыса»

3. Укажите, какое из произведений не принадлежит перу А. П. Чехова:

А) «Аристократка»

Б) «Скучная история»

В) «Душечка»

Г) «Дама с собачкой»

4. Щелкунчик - это приспособление для раскалывания...

А) сахара

Б) орехов

В) желудей

Г) щепок

5. Кто изображен на этом портрете кисти Карла Брюллова?

А) В. А. Жуковский

Б) А. Н. Островский

В) И. А. Крылов

Г) И. А. Бунин

6. Откуда родом Илья Муромец?

А) Из села Карачарово

Б) Из хутора Бугринцы

В) Из села Мятежное

Г) Из деревни Верхние Круговцы

7. Кто является рассказчиком в произведении "Приключения Гекльберри Финна"?

А) Том Сойер

Б) Автор

В) Джим

Г) Сам Гекльберри

8. Расположите в правильном порядке части стихотворения Н. А. Некрасова «Школьник»:

1. Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь...

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

2. - Ну, пошел же, ради бога!

Небо, ельник и песок -

Невеселая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!

3. Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

4. Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаек.

5. Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь...

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

А) 1, 3, 2, 5, 4

Б) 2, 5, 1, 4, 3

В) 4, 1, 2, 5, 3

Г) 3, 5, 1, 2, 4

9. Как звали главного героя автобиографической повести Н. Г. Гарина-Михайловского?

А) Коля

Б) Тёма

В) Никита

Г) Гоша

10. За что черт обиделся на Вакулу и мстит ему?

А) Вакула намалевал его в унизительном ви

Б) Вакула был богобоязненным человеком.

В) Вакула заставил черта служить себе.

11. Какая разница в возрасте была у двух незнакомцев, которых повстречал Гек с Джимом?

А) 10 лет

Б) 20 лет

В) 30 лет

Г) 40 лет

12. Автобиографическое произведение С.Т. Аксакова называется:

А) "Детство тёмы"

Б) "Синяя чашка2

В) "Детство"

Г) "Детские годы Багрова-внука"

13. Повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк - это:

А) Рифма

Б) Аллитерация

В) офика

Г) Зачин

14. У Джима голова была:

А) умная

Б) неправильной формы

В) чёрная

Г) лысая

15. Богатырь, который умел превращаться в различных животных:

А) Алёша Попович

Б) Волх Всеславович

В) Чурила Пленков

Г) Илья муромец

16. Каким человеком был отец Гекльберри Финна?

А) Уважаемым гражданином

Б) Купцом

В) Мошенником

Г) Пьяницей

17. Кто является автором стихотворения:

Помню - долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льется свет лампады,

Буря плачет у окна….

А) А. А. Фет

Б) И. А. Бунин

В) Ф. И. Тютчев

Г) А. С. Пушкин

*Ключи: 1        Б; 2        А; 3        А; 4        Б; 5        В; 6        А; 7        Г; 8        Б; 9        Б; 10        А; 11        Г; 12        Г; 13        А; 14        В; 15        Б; 16        Г; 17        Б.

2) Редактирование предложенного текста.

Представьте, что вы – редактор нового издания литературной энциклопедии, адресованной школьникам. По вашему заказу один из молодых сотрудников редакции написал для энциклопедии статью о стихотворении. В статье допущено 5 фактических ошибок. Отредактируйте статью. Укажите для автора статьи все допущенные им ошибки. Приведите полный откорректированный текст статьи.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке  и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

*Ключ: Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Басня — один из древнейших литературных жанров. Создателем ее считается древнегреческий поэт-баснописец Эзоп (VI–V вв. до н.э.). В русской литературе вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова.

3) Составление собственного текста литературоведческого характера.

Напишите небольшое литературоведческое эссе (70-100 слов) на одну из предложенных тем.

В чем красота и мудрость русского фольклора?

Изображение русского характера в «Сказе о тульском косом левше и о стальной блохе»

«Уроки доброты» в произведениях русской литературы

Роль юмора в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»

Соблюдайте структуру эссе:

1. Введение (суть проблемы, поставленной перед вами).

2. Основная часть (аргументы, подтверждающие вашу позицию).

3. Заключение (выводы, которые последуют после основной части).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс.

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс....

Олимпиада по литературе для обучающихся колледжа

Олимпиада  по литературе  составлена для обучающихся колледжа 1-2 курса.Задания способствуют выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, интереса к исследовательской деятельнос...

Олимпиада по литературе в 5 классе по сказкам

Олимпиада для 5 класса по сказкам.Проверяются знания детей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по литературе " в рамках предметной недели ОД.Литература

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по литературе " в рамках предметной недели ОД.ЛитератураМетодическая разработка предназначена для проведения олимпиады по ОД. &l...