Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева Конь с розовой гривой
методическая разработка на тему
Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал герой
Задачи:
формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитывать нравственные качества личности;
раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;
обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;
умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В мире мудрых мыслей Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце… А.С.Пушкин Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал. Л.Н.Толстой
-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? Заголовок слайда
1 урок: Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу Заголовок слайда
2 урок : Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга. Заголовок слайда
Текст слайда Заголовок слайда Удовольствие Наказание
Удовольствие Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими , веселье. Наказание Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником.
3урок: Цена обмана – муки совести и вины .
4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей. 5 урок : Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет: «И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта … Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать».
Домашнее задание Составить кластер «Качества характера главного героя и Саньки»
Предварительный просмотр:
6 класс
Тема: «Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал герой
Задачи:
формирование умения анализировать текст художественного произведения; воспитывать нравственные качества личности;
раскрыть идейное содержание рассказа и способы выражения авторской позиции;
обучать анализу художественного произведения с целью раскрытия авторского замысла; развивать умение переходить от личных читательских оценок к авторскому пониманию характеров героев, ситуации, жизни;
умение характеризовать героев, развивать творческое воображение, обогащать словарный запас учащихся;
заинтересовать учащихся творчеством В.П.Астафьева, обратить их внимание на характеры героев, воспитывать добрых и порядочных людей.
Ход урока:
На прошлом уроке мы начали беседу по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.
Наш сегодняшний урок хотелось бы начать с такой нравственной категории, как совести.
-Когда люди говорят о совести? (когда возникает вина человека, когда человек совершил плохой поступок)
-Приходилось ли вам чувствовать свою вину, переживать за содеянное?
-Почему совесть называют «высшим законом и судьей»? (она не дает совершать и повторять ошибок, тревожит человека, когда он не прав, наказывает человека муками)
-Что же такое совесть?
СОВЕСТЬ, -и, ж. Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Слайд
(чувство человека, внутреннее понимание добра и зла, нравственное понятие)
СЛАЙД
В мире мудрых мыслей
Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце…
А.С.Пушкин
Совесть – это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал.
Л.Н.Толстой
Как вы понимаете эти высказывания?
-Имеет ли наш разговор о совести отношение к рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»? Какое?
(герой рассказа совершает обман, воровство, а потом раскаивается, страдает, его мучит совесть)
-По вашему мнению, муки совести или, как говорят, угрызения совести что-либо значат в жизни человека? (помогают осознать поступок, сделать выводы, не повторять ошибок, стать лучше)
-Значит, жить надо по совести?
-Тема нашего урока «Нравственные уроки доброты. Надо жить по совести».
В этих словах стержень жизни человеческой: уважать интересы окружающих людей и всего живого вокруг, быть ответственным за свои поступки, порядочным, милосердным, справедливым и добрым – вот что значит жить по совести. Все произведения В.П.Астафьева пронизаны этой мыслью, рассказ «Конь с розовой гривой» в том числе. На уроке мы должны выяснить, какие жизненные, нравственные уроки извлек герой рассказа из тех событий, участником которых был, и помогут ли эти уроки жить герою по совести.
-Ребята, скажите, почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
Итак, пряник– это не только лакомство и игрушка, а что ещё? составьте кластер
-
- Почему бабушка поручила Витьке самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? (Любая награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше.)
Витя пошел за земляникой с левонтьевскими ребятами.
- Как представители этих семей противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга, совесть?
(левонтьевские хитры, ленивы, в неудачах привыкли обвинять больше других, чем спрашивать с себя, недружны, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению, к безделью; герой-рассказчик - искренний, трудолюбивый, ответственный человек)
- Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика во время сбора ягод? (Витька поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть трусом и «жадиной», он хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от них не отставать. Витя проявляет слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один плохой поступок за другим)
-Почему искренний человек Витька совершает обман?
-«Я понял, что попал на уду», - обнаруживает герой. Как вы понимаете фразеологизм «попасть на уду»? (попасться на обман, проявить доверчивость)-Слайд
-Как «левонтьевской орде» удается поймать на уду» героя?
-Мы отметили, что герой попал под влияние «левонтьевской орды», на их уду, на их «слабо», не смог противостоять злу, а дальше, как в пословице: «Пришла беда – отворяй ворота!» - за одним глупым поступком следует обман, воровство.
- Что ему посоветовал Санька? (Набить туесок травой)
И Витя соглашается, он решает обмануть бабушку, а первый обман рождает другие.
-Легко ли далось герою решение высыпать ягоды, отказаться от пряника, от своей мечты? Найдите слова, указывающие на трудную борьбу в душе героя (Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой – теперь уже все равно)
- Какие ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(СТР.95)
«Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс и ещё, пока Санька не нажрался».
-Санька бессовестно играет на мальчишеских чувствах, «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят». Какое чувство испытывает Санька? (удовольствие)
-Как называется чувство радости и удовольствия от того, когда удается увидеть или почувствовать чужие страдания? (жестокость, злобность)
-Пользуются ли злобные люди уважением в обществе людей? (нет, их боятся, не любят, иногда жалеют)
- Какой же можно сделать вывод?
Поддавшись чужому влиянию, человек может совершить плохой поступок. Надо уметь противостоять злу).
-Почему же герой-рассказчик тянется к Саньке? (смелый, независимый, веселый, не боится в пещеру войти, с ним весело)
-Можно ли отношения Саньки и Вити назвать дружбой? Почему?
-На чем основана настоящая дружба? (на доверии, на уважении)
-Еще один немаловажный урок…
2 урок: Дружба бывает настоящей и мнимой. Настоящая дружба основана на уважении друг друга .
-Давайте выясним, какова цена обмана. Как вы понимаете выражение «цена обмана»?
(это плата за совершенный обман)
Что из поступков поместим на чашу весов «удовольствие», а что на чашу «наказание»? НА ДОСКЕ НАЧЕРТИТЬ
Удовольствие Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера, признание левонтьевскими, веселье. | Наказание Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко), чувство вины перед бабушкой, жалость по отношению к бабушке, зависимость от Саньки, новый обман, осознание себя преступником. |
-Какая чаша перевесит: удовольствие или наказание?
-Как вы понимаете слова бабушки «жизнь страшнее снов»? (сон – мимолетное явление, забудется тут же, как проснешься, а в жизни придется отвечать за свои поступки)
-Какова цена обмана? (душевные муки)
-Какой урок извлек герой из случившегося?
3урок: Цена обмана – муки совести и вины.
Найдите в тексте, где говорится о сделанном нравственном выборе героя: не обманывать!
«Что только будет! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?»
-Сумел ли Витя, приняв решение не обманывать, объясниться с бабушкой? Почему? (жалел себя, боялся строгой бабушки, жалко бабушку, было стыдно)
- Что Витя чувствует после всех событий? (Текст)
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.
«А что если разбудить ее и все-все рассказать?»
Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё»…стр 95
Мы знаем, что этим мыслям не суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с «левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но ненадолго.
-Все эти чувства смешались в одно, и это уже не стыд и осознание своей вины, а раскаяние. Найдите слова, подтверждающие это.
(« Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли я так рано взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…»)
Несмотря на обман, бабушка все-таки купила Виктору пряник, а не наказала его. Как вы думаете, почему?
Бабушка понимала, что Виктор совершил такой проступок под влиянием мира левонтьевских. Она знала, что Виктор сам бы никогда так не поступил. Бабушка любит Виктора и жалеет его. Но любовь эта ответственная, не такая, как любовь в семье Левонтия. Хотя бабушка не наказала внука, он все равно наказан. Его наказание в нем самом. И как следствие раскаяния – слезы.
Какие уроки извлек из поступка бабушки Виктор?
4 урок: Нельзя обманывать и предавать близких людей.
5 урок: Нужно уметь верить в человека и прощать ему ошибки.
Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».
Синквейн
Бабушка
Мудрая и справедливая
Воспитывает, наказывает, прощает
самые светлые воспоминания детства
Любовь
4.Обобщение.
На всю жизнь запомнил Виктор Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке. В рассказе «Последний поклон» он пишет:
«И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать». НА СЛАЙД
Слова на слайде посвящены не только Екатерине Петровне, а всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и добротой.
-Какие нравственные уроки извлек герой из того, что с ним произошло?
5. Домашнее задание
Составить кластер «Качества характера главного героя и Саньки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовная и нравственная ценность рассказов «НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» В. М. Шукшина
Духовная и нравственная ценность рассказов "нАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ" В. М. ШукшинаМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...
Конспект урока по рассказу Чехова "Студент"
Конспект открытого занятия по творчеству А. П. Чехова "Студент"...
ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
Урок чтения "Нравственные уроки рассказа В.Осеевой "Бабка"
Урок предназначен для обучающихся 5 класса. Применяются активные методы обучения...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха".
Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева....
Сборник рассказов, сказок по нравственно-патриотическому воспитанию
1."Петушок с семьей" Ушинский К.Д2."Умная птичка" Зощенко М.М3."Про друзей" Цыферов4."Маша растеряша" Воронкова Л5."Капустный лист" Бехлерова Е...