Конспект урока по рассказу Чехова "Студент"
план-конспект занятия на тему
Конспект открытого занятия по творчеству А. П. Чехова "Студент"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
(НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»)
Методическая разработка открытого учебного занятия по дисциплине
«Литература»
для студентов специальности 100105 Гостиничный сервис
г. Тюмень 2010 г.
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Литература» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом и требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 100105 Гостиничный сервис и рекомендована к использованию в учебном процессе.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания цикловой комиссии
общеобразовательных дисциплин
от ___.___.200__ № ___
Председатель цикловой комиссии
………………………
Автор-составитель: Черных И. В.– преподаватель русского языка и литературы НОУ СПО «Тюменский коммерческо-финансовый колледж облпотребсоюза»
Пояснительная записка.
Занятие по дисциплине «Литература» составлено и проведено в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, Рабочей программой, с учебным планом дисциплины, с учетом календарно - тематического плана.
Уровень заданий данного занятия соответствует требованиям к знаниям, умениям и навыкам студентов по изучаемой дисциплине.
Задания направлены на знание текста художественной литературы (рассказа А. П. Чехова «Студент»), его содержания (главные герои, основные сюжетные линии и события), на знание биографических сведений (основные факты) о писателе - классике 19 в. В задания для студентов включены вопросы по истории изобразительного искусства, знакомство с репродукциями картин известных мировых художников, по истории Священного Писания, знакомство с некоторыми страницами Евангелия. Урок направлен на основные умения студентов анализировать произведение, делать логические выводы, умение приводить цитаты из произведения, анализировать ситуации на основе жизненных наблюдений, профессиональной направленности.
Данные задания являются материалом для подготовки студентов к экзаменам.
Молодой Чехов А. П. Студенческие годы.
Тема: Прикосновение к вечному…
Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент».
Цели:
1. проанализировать рассказ Чехова «Студент» сточки зрения философской направленности рассказа;
через составление характеристик сюжетных линий рассказа,
словесное рисование,
2. привести к постижению авторского замысла.
3. поддержание интереса к страницам художественной литературы;
4. связь с современностью и поставленной в повести проблеме смысла жизни;
5. комментированное чтение страниц рассказа.
Образовательные задачи.
Сформировать у учащихся представление о философской концепции рассказа.
Развивающие задачи.
Развить навыки целостного анализа художественного произведения;
учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях; описанных в рассказе А. П. Чехова; формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги;
развить умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой; использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя; аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные;
подвести студентов к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Вид урока: комбинированный.
Дидактический материал.
Сообщения студентов, Стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья», тексты рассказа Чехова «Студент»; художественные репродукции; страницы Евангелия.
Оборудование.
интерактивная доска; компьютерная презентация, магнитофон.
Методы: проблемный, частично-поисковый, обобщающий.
Формы: индивидуальная и коллективная.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Слово преподавателя.
Есть в русской литературе 19 в. маленький шедевр - рассказ А. п. Чехова «Студент», написанный в 1894 году.
Название его банальнейшее из банальных: студент - герой большинства произведений русской прозы 1890-х годов, а вот содержание - в высшей степени оригинальное, а во многом и загадочное.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Слайд 1.
По признанию самого Чехова, самый любимый его рассказ - «Студент». Рассказ написан в чеховском духе: простои безупречно, без единого лишнего слова.
Вначале рассказ назывался «Вечер». Попробуем разобраться, почему Чехов меняет заголовок.
3. Изучение нового материала.
Задание.
Запишите ассоциации к словам вечер и студент. (На выполнение задания дается время - 5 минут). Проверяется выполнение задания с помощью слайда.
Слайд 2.
Вечер - сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни, т. е. движение в пустоту, темноту никак не могло стать знаками этого рассказа.
Студент - это человек, находящийся на долгом пути к приобретению знаний, стремление познавать.
Слово преподавателя.
Если обратиться к творчеству Чехова, то, например, к гимназическим годам его относятся первые литературные опыты: водевили, сцены, очерки, анекдоты. Гимназистом он выпускает рукописный журнал с карикатурами, пишет несохранившиеся комедии, драму…
Выступление с сообщением студентки на тему
«Годы учебы писателя в Таганроге».
Слово преподавателя.
Интерес и стремление получать знания у студентов разные, но общее одно - получить любимое дело, профессию, чтобы иметь от жизни максимум удовольствий от того, что делает человек. чувствовать себя нужным обществу, а значит прожить жизнь не зря.
Первоначально Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета и даже после его окончания работает уездным врачом, но литературный труд, литературное творчество стало все-таки приоритетным занятием, а потом и главным делом всей его жизни.
Выступление с сообщением студентки на тему
«Учеба Чехова в Московском университете».
Слово преподавателя.
Вы в этом году открыли первый год обучения новой специальности в нашем колледже «гостиничный сервис». Пойдете по тропинке знаний своей профессии…
Обратимся к тексту произведения. Ответьте на вопросы:
- какое время дня показано в рассказе? (Вечер).
Слайд 3.
- «…вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре,
- все сплошь утопало в холодной вечерней мгле».
- где обучается герой рассказа? (Студент духовной академии).
Слово преподавателя
А это значит движение главного героя к обретению божественной истины, поиска правды, нахождение ответов на насущные вопросы бытия…
- Как зовут главного героя? (Иван Великопольский).
Слово преподавателя
Автор называет героя один раз и это неслучайно, в это имени воплотилось несколько образов.
Слайд 4.
- В этом имени воплотились собирательные образы: колокольня – Иван Великий; Святитель Иоанн Константинопольский, т. е. Златоуст.
- В переводе с древнееврейского языка имя Иван означает «Бог милует»…
Обратимся к тексту произведения. Ответьте на вопросы:
- Как чувствует себя студент в этот вечер? Найдите эпитеты, подчеркивающие состояние студента. Запишите в тетрадь.
Проверяется выполнение задания.
Слайд 5.
«Ему казалось, что этот внезапно
- наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки
- светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле».
Слайд 6.
- Закоченелые пальцы,
- разгорелось от ветра лицо,
- мучительно хотелось есть, не хотелось домой,
- мать… босая,
- отец кашляет,
- лютая бедность, голод.
- Какой вывод делает Иван?
Слайд 7.
- Если не смогли избавить людей от ужасов ни Рюрик, ни Иван грозный, ни Петр, что делать мне, для чего мне жить?
- Жизнь никогда не станет лучше, чтобы ни делали люди…..(?)
Слово преподавателя.
Герой разговаривает с двумя бедными женщинами, встреча с которыми должна была подтвердить его угрюмую убежденность в незыбной нищете и нескончаемых бедствиях русского народа.
Проведем параллель между рассказом и стихотворением Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья». Читает стихотворение студентка.
- Что общего между стихотворением и рассказом? (Свои поэтические произведения Тютчев пишет о природе, любви, духовной красоте. Стихотворение поэта проникнуто философским размышлением о вечных ценностях так же, как и рассказ Чехова.
Обратимся к тексту произведения. Ответьте на вопросы.
- Что рассказывает Иван женщинам, сидевшим у костра? (Рассказывает легенду о предательстве апостола Петра).
- Почему Иван рассказывает именно о Петре? (Петр отрекся от Христа).
- Найдите цитату из текста - слова Ивана о Петре из легенды. (На выполнение задания дается время - 5 минут). Проверяется выполнение задания с помощью слайда.
Слайд 8.
- «…во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: "С тобою я готов и в темницу и на смерть". А господь ему на это: "Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня". После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь
- видел издали, как его били...»
Слово преподавателя.
Чтобы более четко представить события 2-х тысячелетней давности, посмотрите на уникальную репродукцию, принадлежащую перу Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»…
Выступление с сообщением студентки на тему
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»…
Слайды 9 - 10. (Репродукции картин).
Слово преподавателя.
- Какое отношение эта библейская легенда имеет к главному герою? (Он, так же как и Петр усомнился в силе Христа. Оказывается, студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные мысли, когда он усомнился в справедливости жизнеустройства).
Еще одна уникальная картина автора Рубенса «Апостол Петр».
Выступление с сообщением студентки на тему
Картина Рубенса «Апостол Петр».
Обратимся к тексту произведения. Ответьте на вопросы.
- Какое впечатление произвела легенда, рассказанная Иваном, на женщин? Найдите в тексте цитаты. (На выполнение задания дается время - 5 минут). Проверяется выполнение задания с помощью слайда.
Слайд 11.
- «…Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль».
- Что происходит с Иваном? (Он почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли, за свои сомнения, но после рассказа легенды у Ивана и самого происходят в душе перемены).
Слово преподавателя.
- Давайте послушаем библейский сюжет «Евангелие от Луки.
Читает преподаватель.
Евангельский сюжет (Евангелие от Луки 22 глава)
Последняя вечеря перед распятием Иисуса Христа. Предсказание об отречении Петра. Отречение Петра.
- Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня
- Каждый день бывал я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь – ваше время и власть тьмы.
- Взявши Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали.
- Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними.
- Одна служанка, увидевши его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним.
- Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его
- Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет.
- Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин.
- Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас. Когда еще говорил он, пропел петух.
- Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от меня трижды.
- И вышед вон, горько заплакал.
Обратимся к тексту произведения.
Задание.
Найдите и запишите цитаты, указывающие на то, как изменилось все вокруг, как изменилось настроение Ивана. (На выполнение задания дается время - 5 минут). Проверяется выполнение задания с помощью слайда.
Слайд 12.
- Радость заволновалась
- Чувство молодости, здоровья, силы
- Ожидания счастья
- Жизнь восхитительна. Чудесна и полна высокого смысла.
- Смирение, слезы, боль, раскаяние.
Слово преподавателя.
Искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед душевных сомнений. Любовь к ближнему своему - вот сила от века направляющая человеческую жизнь, составляющая главное в человеческой жизни и вообще на земле.
Задание.
Запишите соответствия земному… :
Вещный мир -
бытовой мир -
материальный мир -
(На выполнение задания дается время - 5 минут). Проверяется выполнение задания с помощью слайда.
Слайд 13.
- Вещный мир – вечный мир
- Бытовой мир – бытийный мир
- Материальный мир – духовный мир
Слово преподавателя.
Если из этих противоположных миров мы выбираем духовное, пессимистическое настроение отступает и возникает надежда на светлое радостное будущее, но это радость духовная, а не материальная. Жизнь теперь Ивану кажется восхитительной, поэтому Чехов заканчивает свой рассказ в светлых тонах.
Рассмотрим символы рассказа.
- Почему на урок можно назвать уроком - диалогом? (Потому-то разговор о событии двухтысячелетней давности, вопросы которого актуальны по сей день).
- Почему время событий выбрано именно вечером? (Вечер как нераскрытая душа, душа темная, заблудшая, слепая).
- Символ костра - светлый огонь в душе героев; костер присутствует в библейской легенде и костер в рассказе Чехова; костер - это олицетворение тепла, душевной теплоты, зажженной веры в светлое будущее.
4. Первичная проверка усвоения. Подведение итогов (оценки за урок).
5. Информация о домашнем задании. Запись домашнего задания.
Написать сочинение - рассуждение на тему «В чем я вижу смысл жизни?»; «Чем я могу быть полезной людям?» «В мире моей профессии».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".
Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...
Методическая разработка. Раздел: Волейбол. Конспект урока по теме урока: техника приема и передач мяча.
Раздел программы: волейбол.Тема урока: техника приема и передач мяча.Цель урока: повысить двигательную активность обучающихся с помощью игры волейбол.Задачи урока:совершенствование техники прием...
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Нравственные уроки в рассказе В.П.Астафьева Конь с розовой гривой
Цель: попытаться разобраться в трудных ситуациях, в которые попал геройЗадачи: формирование умения анализировать текст художественного произведения...
конспект занятия составление рассказа по картинкам "Человек"
данный материал предназначен для работы со со старшими дошкольниками по лексической теме "Человек и его тело"...