Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
план-конспект урока на тему
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
Питецкая Елена Сергеевна, МБОУ «Усть - Баргузинская СОШ им. Шелковникова К. М.», учитель русского языка и литературы, Бурятия, Баргузинский район.
Предмет: литература
Возраст детей: 5-7 классы
Место проведения: класс
Цели урока:
образовательные:
1) познакомить с началом литературного пути К. А. Соболева, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
2) познакомить с историей создания рассказа «Как я подстригал бабушке ногти».
развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения;
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступки героев — обобщать, делать выводы;
3) учить сжато излагать повествовательный текст;
4) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
5) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся;
воспитательные:
1) воспитание общечеловеческих ценностей;
2) умение работать в группе : уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.
Оборудование:
1)карточки с рассказом
2) портрет писателя
Методы обучения:
1) эвристический;
2) проблемный.
Тип урока:
Урок - исследование
Ход урока:
Оргмомент.
Мой отчий край соседствует с Байкалом,
И Баргузин всю жизнь спешит туда,
Где медленно вздымает вал за валом
Бездонная былинная вода...
-Как вы думаете, ребята, кто мог написать такие строчки?
(Скорее всего, поэт, который живет в Бурятии)
- Конечно, сегодня мы познакомимся с творчеством нашего земляка, поэтом и прозаиком, Константином Альбертовичем Соболевым.
Основная часть:
Соболев Константин Альбертович — член Союза писателей России, Народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства. Автор пятнадцати книг. Печатался в журналах «Байкал», «Сибирь», «Октябрь», «Сибирские огни».
Вот что писатель пишет о себе в своей автобиографии:
Я, Соболев Константин Альбертович, родился 7 ноября 1957 года в посёлке Усть-Баргузин Баргузинского района в семье учителей. Литературу преподавали мой дед, отец. Мама тоже учительница, только истории. Это, видимо, и предопределило выбор профессии: я проработал в школах республики двадцать лет учителем литературы и русского языка.
В 1974 году окончил среднюю школу и поступил в Бурятский государственный институт имени Доржи Банзарова на филологический факультет. После окончания в 1978-м восемь лет проработал на БАМе. Награжден памятной медалью «30 лет Байкало-Амурской магистрали».
20 лет отданы школе. «Отличник народного просвещения Российской Федерации», заслуженный учитель Бурятии, призёр республиканского конкурса «Учитель года – 95», победитель общероссийского конкурса «Тайна успеха».
В 1996-м стал депутатом Баргузинского районного Совета, председателем комиссии по местному самоуправлению, законности и правопорядку.
В 1998 году был избран депутатом Народного Хурала Республики Бурятия, заместителем председателя Комитета по социальной политике на освобождённой основе. В 2002-м избиратели Баргузинского округа № 1 вновь доверили мне защищать их интересы в парламенте республики. Награждён двумя Почётными грамотами Народного Хурала.
Член Союза писателей России, Народный поэт Бурятии, лауреат Государственной премии Республики Бурятия в области литературы и искусства, автор десяти книг, три из которых награждались дипломами конкурса «Книга года» Бурятии. За цикл очерков об участниках Великой Отечественной войны награждён дипломом по итогам конкурса 2000 года «Салют, Победа!»
В настоящее время работаю консультантом отдела по работе со средствами массовой информации Народного Хурала Республики Бурятия.
В течение десяти лет профессионально занимался гиревым спортом: неоднократный призёр республиканских сельских игр, чемпион Бурятии в тяжёлом весе.
Женат, у меня трое детей: два парня и девчонка.
03.12.2014
- Как вы думаете, ребята, с каким писателем, человеком мы сегодня познакомимся? Что интересного вы услышали в его автобиографии?
(Он не только писатель, но и является Заслуженным учителем, и настоящим гражданином своей страны, и даже спортсменом)
-Как вы считаете, интересно сейчас будет прочитать его рассказ?
(Конечно)
- Что вы хотите услышать из рассказа «Как я подстригал бабушке ногти»? Интересное название?
(Да, необычное)
-Действительно, рассказ входит в сборник юмористических рассказов «Лохматая жуть», который был опубликован в 2014 году, состоит из 97 рассказов. Сегодня я хочу посвятить этот урок именно нашему писателю - земляку, ведь 2015 год Владимир Владимирович Путин объявил «Годом литературы», и мы, конечно, не можем пройти мимо наших бурятских писателей.
Чтение рассказа
Сухая, высокая… В молодости – на стене висит большая фотография – красавица с толстой косой. И теплая-теплая! Я, хоть не девчонка, но сплю с ней. Правда, это держится в большущем секрете не только от Вовки с Петькой, моих друзей, но даже от тети Клавы и дяди Гриши. Им говорят: сплю с дедом.
Спать с бабушкой хорошо. Ночью в доме темным-темно и холодно, хотя печку топим дважды. В зале, в углах, даже лед. Бабушка ставит в углы заливное из большущих икряных окуней.
В черной темноте всю ночь что-то поскрипывает, вздыхает, это мохнатый домовой одиноко бродит по дому и стучит палочкой по стенам, проверяет, не гниют ли бревна.
Бабушка говорит, он скучает по старому месту. Дом сначала стоял на той стороне реки, но из-за ожидаемого затопления, когда строилась ГЭС, поселок перенесли на эту сторону. Дом разобрали, пометив каждое бревно римскими цифрами, и переплавили сюда. Зря разбирали, надо бы столкнуть в воду – он бы, как пароход, и поплыл. А домовой был бы капитаном. Не дали порулить – вот он и сердится, стучит ночами.
Тяжелое одеяло холодное, но бабушка теплая. Я жмусь к ней, прислушиваясь одним ухом, куда пошел домовой. А-а, на кухню – там заскрипело в шкафчике, где стоит пирог. Домовой, а сладкоежка! Вот кто недавно отгрыз край у шаньги, а совсем не мыши, и зря дедушка мышеловку поставил. Спрашивал у него, а вдруг домовой попадет? Дед говорит, не попадет, он глазастый! А здорово бы его поймать! Разглядеть хорошенько. Отпустить, конечно, потом.
Бабушка пахнет тестом и коровой… доила вечером. В зимовье, в уголке, привязан теленок с гладкой и мягкой шерстью на шее и большими, как блюдца, глазами. Нос у него широкий и часто в молоке. Совсем еще маленький, глупый – не просится в туалет, стоит и прудит на пол. Бабушка пулей за горшком. Янтарная струя звенит. Теленку любопытно, он поворачивает голову на звон, отходит, и струя мягко шумит в сене. Бабушка вновь пулей к горшку – подставляет.
Отец рассказывал: жил когда-то давным-давно грек, чуть постарше меня, и вот захотелось ему победить на Олимпийских играх. Начал он тренироваться – носить на плечах такого же, как наш Борька, теленка. Рос теленок – рос грек. Вырос, стал большим, сильным, как дядя Гриша. Вырос и бык, огромный-огромный, лежит на плечах у грека и как глянет на народ черными глазищами – народ врассыпную. Вдруг слезет с плеч – забодает.
Я деду сказал: буду Борьку носить. Но дед не дал. Да что его слушать, боится, что заборю.
Раз, когда бабушки с дедом в зимовье не было, залез под Борьку, хотел поднять, поднатужился. Тяжел. Надо бы раньше, пока не подрос. Вдруг чую – тепло на спине стало. Ах, ты, леший! Опрудил! Бабушке ничего не сказал, переодел рубашку, а опруженную - в баню на стирку.
Темнота мохнатая, дышит холодом. Бабушка спит. И дед спит, что-то бормочет во сне. Хорошо ему – никого не боится. Рассказывал: раз рыбачил на карге, поставил сети, костер разжег, чай сварил. Звезда синяя над Байкалом пылает. Стал только чай пить, глядь, а перед ним старичок, маленький, седенький. Дед и говорит: садись, мил человек, со мной чай пить. А старик захохотал, и вмиг вместо него ягненок, такой, как старик, беленький. А потом и ягненок пропал. Но дед не испугался, не уплыл к бабушке, а стал чай пить. Утром смотрит: на песке следы от копыт, а человечьих-то нет!
А еще рассказывал: так же вот сидел у костра, слышит, со стороны болот бабы поют. Голубицу, что ли, собирают? Да какая же ночью голубица! Поют, а слов не разобрать. И всё ближе, ближе, сейчас выйдут к костру. Дед даже встал. Не видно. Лишь черемуха, сосенки, кедринки, как темные тучки, да летучие мыши порхают. А поют, поют, совсем рядом.
Потом пение стало отдаляться. Вот диво! – подумал дед и хотел было спать, даже доху расстелил. А пение вновь ближе, ближе, даже что-то забелело на песке. Дед пошел – и не боится же! – навстречу, а пение вновь отдаляется, отдаляется, будто зовет за собой. Так всю ночь и не спал, нет, не боялся, пение слушал. Хорошо пели, только вот слов не разобрал. Бабушка, говорит, русалки это были, деда заманивали, он тогда еще молодой был, вот они и позарились на его красоту и силу.
Раз в неделю, по субботам, когда моемся в бане, я подстригаю бабушке ногти, сама она нагнуться не может. Бабушка ставит ноги в таз с горячей водой и зачем-то бросает туда листья от березового веника. На больших пальцах ногти у нее толстые, похожие на маленьких черепашек. Я беру острые наточенные дедом ножницы и стригу. От березового пара с меня каплет пот. Стригу и думаю: сейчас бабушка накроет стол, достанет из кладовки хворост, вафли, сладкий пирог, нальет деду бражки, и я тоже немного отопью из пол-литровой банки. Бражка пенная, сладкая, но много мне еще нельзя, опьянею.
Раз отлил из большой бутыли в банку, отнес Вовке с Петькой, они выпили и проспали на сеновале до вечера. Встали чумные, все в сене.
А Богу, его зовут не по-нашему Христос, родные, говорит бабушка, тоже ноги мыли. А я думаю, и ногти ему подстригали.
Учитель:
- Задача сегодняшнего урока состоит в том, чтобы постичь , что хотел сказать нам наш современник? Только ли рассказ Константина Соболева юмористический? Назовите мне те отрывки, где присутствует юмор?
(Байки деда, описание теленка, стремление мальчика стать сильным как грек)
-А что в нем не юмористического?
(Конец рассказа: нет чего-то не эстетического в том, что герой подстригает ногти бабушке, если даже сравнивает эту ситуацию с омовением ног у Бога)
-Да, действительно так, здесь мы выходим совершенно на новый уровень авторского замысла, он хочет нам сказать нечто большее, чем только нас рассмешить, что же?
-Попробуйте обсудить это в группах и составить письменный ответ в пяти-шести предложениях.
(Ученики работают в группах. Примерные ответы: это рассказ о теплоте душевных взаимоотношений, о взаимопонимании между младшим поколением и старшим, о доверительных вечерних беседах, о том, как маленький мальчик научится у своих бабушки и дедушки многому, о тоске по старому месту, где жили старики)
-Что вы увидели необычного в описании героев, в их портретах?
( У бабушки портрет необычный: «Сухая, высокая… В молодости - на стене висит большая фотография - красавица с толстой косой. И теплая- теплая!»
-Что значит такой портрет?
(Главное не внешняя красота, а внутренняя)
-Чего больше в рассказе Соболева: повествования, описания, диалога? Что двигает сюжет?
(маленькие отрывки из жизни)
-Да, именно они наполняют рассказ душевностью, доверительной интонацией, теплотой, сердечностью. И такие понятия делают рассказ больше чем юмористический, это уже рассказ- новелла. Что же это за такой жанр как новелла. Давайте обратимся к словарю.
Новелла - малый прозаический жанр, сопоставимый с рассказом, назидательного характера.
-Тогда получается, что этим произведением автор не только хочет нам рассказать о детстве мальчика, но и чему-то нас научить. Давайте попробуем выразить наши мысли в синквейне. Название дайте свое, а я вам напомню структуру синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
(Дети составляют синквейны) Например:
Детство
Душистое, мохнатое
Согревает, защищает, поучает
Стричь ногти - стричь красиво душу
Теплота.
- Какими вы увидели героев рассказа?
(Ответы учеников)
- Какую роль играют эти детали? О чём они говорят?
- Очень часто писатели заменяют подробное описание в рассказах « говорящей деталью». Какая деталь помогает понять суть рассказа? Прочтите отрывки, подтверждающие вашу мысль.
( «А Богу, его зовут не по-нашему Христос, родные, говорит бабушка, тоже ноги мыли. А я думаю, и ногти ему подстригали»)
Антон Павлович Чехов, великий мастер рассказов, не любил использовать эпитетов, а почему Константин Соболев использует их очень часто?
( Чехов рассказывает о некрасивых явлениях жизни. А Соболев о душевной красоте нам повествует, и мальчик даже сравнивает бабушкины ногти с «маленькими черепашками»)
Итоги урока:
- М.Горький так писал о манере письма Чехова: « Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям - просторно». Можно ли эту цитату применить к стилю Константина Соболева? Действительно ли в коротких рассказах сказано очень многое? Вернёмся к рассказу, какое человеческое качество возвышает писатель? Почему тема нашего урока звучит так «Юмор и не только…»
( Взаимопонимание, доброту и т. д.)
Сам автор сказал так: « в книге есть рассказы, в которых я попытался совместить несовместимое: влить в стакан юмора неюмористическую «жидкость», наши проблемы, боли, несовершенство. Ведь в жизни всё перемешано, многоцветно, многоголосо».
В одном из интервью Константина Соболева спросили, что он ждет от Года литературы? На что он ответил:
- Надеюсь и верю, что для нас это будет год особый, переломный в отношении общества к писателям. Владимир Путин дал нам шанс проявить себя, выйти из «подполья», привлечь к себе внимание общества.
Сегодня литература нужна как никогда. Она выхватывает человека из круговерти суеты, заставляя задуматься о себе, о Родине, о народе. По большому счету, настоящая литература – это всегда яркое свидетельство наличия Бога. Именно она - культура останавливает одичание и деградацию. Литература незримо объединяет людей. Читающие люди говорят на одном языке. В противном случае они рассыпаются классово, статусно, религиозно, имущественно и при любом социальном потрясении впадают в зверство. Ведь где нет культуры, нет и взаимного уважения.
Было бы здорово, чтобы Год литературы стал, по словам В. Путина, «ярким, объединяющим общество проектом».
-Мы сегодня с вами прочитали только один из рассказов сборника, я думаю, каждый из вас хочет еще и еще прочитать рассказы, стихи Константина Альбертовича Соболева.
Домашнее задание: написать отзыв о рассказе, тема «Юмор и не только…»
Литература:
1 Лохматая жуть: юмористические рассказы/ Константин Соболев: Улан- Удэ, НоваПринт, 272с.
2 Константин Соболев: «Цель литературы - утешить человека»// Буряад Унэн, 03.12.2014., Светлана Намсараева
3 Словарь литературоведческих терминов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе по рассказу А.Платонова «Юшка». 7-й класс ТЕМА: «Жить по законам человечности»
Данный урок разработан для выявления нравственной стороны жизни человека. Учитель вместе с учениками составляют характеристику главному герою, выявляют, почему окружающие жестоки....
АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)
Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...
Вечная тема любви в творчестве И. Бунина (по рассказу «Легкое дыхание»).
Урок построен в рамках кейс-метода с использованием авторской технологии Т. А. Прищепа "Перспектива". Такой подход к изучению произведения И. Бунина позволяет показать обучающимся, как раскрывае...
Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи на тему "Составление рассказа по картине "Лошадь с жеребенком".
Программное содержание: учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять умение строить предложение из заданных слов, ме...
Урок-анализ в 9-м классе на тему: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).
Тема урока: «Глупая голова» или злоумышленник. ( по рассказу А.П.Чехова «Злоумышленник»).Цели урока:Образовательная цель: Выяснить, что автор поднимает в рассказе тему образованных людей и...
Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» из сборника «Мгновения»
Через «погружение» в текст, осмысление авторской позиции совершенствовать нравственные качества личности учащихся, формировать гуманистические взгляды на жизнь. Учащиеся должны прийти к вы...