Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха".
методическая разработка

Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока  по предмету литературное чтение в 3 классе.

Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»

Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному, развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет Астафьва В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока:

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Скажите, любите ли вы читать? Кто из вас скажет, почему?

Согласны ли вы с таким  мнением в стихах:

Литературное чтение -

Словно приключение!

С книгою в космосе ты побываешь

И в сказку поверишь,

И много узнаешь

О жизни животных,

О пользе растений.

Книга с нами всегда

И так, начинаем урок литературного чтения,

Вы улыбнулись, значит все в порядке,

Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть

Улыбка станет утренней зарядкой.

II. Речевая разминка

1.Выразительное чтение стихотворения (запись на доске)

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился -

Улетел, не извинился.

2. Интонирование

- Измените интонацию на вопросительную

Дунул ветер на березку?

Разлохматил ей прическу?

Ветер очень торопился?-

Улетел, не извинился?

3. Прочитайте, выделяя голосом, подчеркнутые слова

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился -

Улетел, не извинился.

III. Мотивация учебной деятельности

- Я сорвал цветок – он завял

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони

Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы

Можно только сердцем.

- Это слова детской поэтессы А.Л. Барто.

- Как вы их понимаете? (Ответы детей).

IV. Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева.

1. Биография В.П. Астафьева (читает подготовленный ученик.)

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.

Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».

Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).

2. Собери пословицу

- Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию определить, о чем именно пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).

- А поможет нам в этом пословицы. На карточках у вас записаны сочетания слов. Соберите их так, чтобы получились пословицы. (Работа в парах).

Глупа та птица, тепла ищет.

Всякая птица дороже золотой клетки.

Воля птичке которой гнездо свое не мило.

- Что объединяет эти пословицы? Как вы их понимаете? (Ответы детей).

3. Постановка учебной цели.

- Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.

(Читает ученик)

Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает - будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, - и поэтому ее называют … (глухарь).

- Оказывается капалуха - так сибирские охотники называют самочку глухаря.

4. Словарная работа

( Запись на доске)

Тайга - трудно проходимый лес.

Просека - полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Пастьба - луг, где пасут скот.

Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Папоротник - растения с крупными листьями.

Черничник - заросли черники.

Покоробленные - искривленные.

Напружены - напряжены.

Озираться - оглядываться.

Пихта - хвойное дерево.

5. Первичное знакомство с произведением (Чтение по частям).

1 часть (до слов: через сучковатый валежник).

- Какой лес описывает В.П. Астафьев?

- Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).

2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)

- Что описывает автор в этой части рассказа?

- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

6. Физкультминутка

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

Выше-выше потянулись

Сели-встали, сели- встали

За минутку сил набрались

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

7. Первичное знакомство с произведением (продолжение).

3 часть (до слов: вы поглядите на нее).

- О какой находке говорит нам автор?

-Как описывает автор гнездо глухарки?

- С чем он его сравнивает?

- Почему Астафьев выбирает именно такие слова и выражения?

- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

- Что решили сделать мальчики с гнездом?

- Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?

4 часть (до слов: сказал подошедший учитель).

- Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Самостоятельна работа)

Зачитайте слова:

Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь

- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?

(Чтобы показать состояние капалухи)

- Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь?

(Она боялась за своих детей).

- Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)

- Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)

- Почему брюшко у птицы было голое?

(Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).

-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа - так билось птичье сердце).

- Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).

- Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).

5 часть (до конца) Дети читает самостоятельно

- Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза уже не следили за нами. Она целилась на гнездо?).

- Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).

- Как она слетела с дерева? (Плавно).

- Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).

- Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).

- Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).

- Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).

8. Работа над иллюстрацией

- Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации.

9.Закрепление

Характеристика героев

- Назовите героев рассказа (Капалуха, мальчики, автор).

- Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)

самоотверженность бесстрашие

глупость безграничная преданность

отвага восхищение

Капалуха верность любовь

Мальчики равнодушие безответственность

Автор любознательность мудрость

- Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? ( Пять)

- Давайте восстановим их последовательность (Деформированный план рассказа)

1.Черничник (2)

2.Путь в тайге (1)

3.Снова в гнезде (5)

4.Находка (3)

5.Тревога капалухи (4)

V. Итог урока

- Прочитайте последний абзац рассказа

- Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?

- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?

- Чему учит нас этот рассказ?

Урок можно закончить стихотворением:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите

Берегите Землю, берегите!

Берегите Землю, берегите!

Чудо песен городов и вёсен,

Мрак глубин и волю поднебесной,

Откровение земли и неба –

Сладость жизни, молока и хлеба,

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю, берегите!

VI.Рефлексия

Я узнал…

Я научился…

Мне было интересно...

VII.Домашнее задание

Подготовить небольшой рассказ о капалухе, как о заботливой матери.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.

Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...

Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"

Конспект  "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...

Методическая разработка урока по литературному чтению К. Чуковского "Путаница"

Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиЦуканова Е.А.Тема: К. Чуковский «путаница» «Школа России» 2 классЦель деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского...

Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Сивка-Бурка"

Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиЦуканова Е.А.ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)Цель: познакомит...

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект

Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко».  3 б класс...

Методическая разработка урока по теме: "Чтение плана здания, чертежа фасада, архитектурного разреза здания."

Строительное черчение относится к числу тех общетехнических предметов, которые закладывают фундамент профессиональной подготовки учащихся. Для профессий каменщик-штукатур (специальность-мастер общестр...