Методическая разработка урока по литературному чтению на тему: "Рассказ В.П. Астафьева "Капалуха".
методическая разработка
Знакомтсво с произведением "Капалуха" В.П. Астафьева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_predmetu_literaturnoe_chtenie_v_3_klasse.docx | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету литературное чтение в 3 классе.
Тема: В.П. Астафьев «Капалуха»
Цель: продолжить работу над произведениями о природе, познакомить учащихся с рассказом В.П. Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль рассказа, учить выражать свое отношение к прочитанному, развивать навыки беглого осмысленного чтения, умение свободно ориентироваться в тексте, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет Астафьва В.П., карточки для индивидуальной и групповой работы.
Ход урока:
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Скажите, любите ли вы читать? Кто из вас скажет, почему?
Согласны ли вы с таким мнением в стихах:
Литературное чтение -
Словно приключение!
С книгою в космосе ты побываешь
И в сказку поверишь,
И много узнаешь
О жизни животных,
О пользе растений.
Книга с нами всегда
И так, начинаем урок литературного чтения,
Вы улыбнулись, значит все в порядке,
Почаще смейтесь, радуйтесь и пусть
Улыбка станет утренней зарядкой.
II. Речевая разминка
1.Выразительное чтение стихотворения (запись на доске)
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился -
Улетел, не извинился.
2. Интонирование
- Измените интонацию на вопросительную
Дунул ветер на березку?
Разлохматил ей прическу?
Ветер очень торопился?-
Улетел, не извинился?
3. Прочитайте, выделяя голосом, подчеркнутые слова
Дунул ветер на березку,
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился -
Улетел, не извинился.
III. Мотивация учебной деятельности
- Я сорвал цветок – он завял
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони
Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте природы
Можно только сердцем.
- Это слова детской поэтессы А.Л. Барто.
- Как вы их понимаете? (Ответы детей).
IV. Изучение нового материала
- Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадем в лес, а поможет нам в этом произведение В.П. Астафьева.
1. Биография В.П. Астафьева (читает подготовленный ученик.)
Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Детство маленького Виктора было трудным. Мальчику было всего 7 лет, когда утонула в Енисее его мать. Виктор воспитывался бабушкой. Потом были беспризорность, детский дом, интернат.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Воевал до самой победы, имел воинское звание – рядовой. Награждён Орденом Красного Знамени и медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
Осенью 1945 года вернулся со своей женой на её родину – в город Чусовой на западном Урале. Сменил много профессий, но в итоге стал писателем. С 1951 года его первые произведения печатались в пермских газетах.
Важнейшие темы творчества писателя – военная и деревенская. Очень много произведений о природе и необходимости бережного к ней отношения. Одно из первых произведений – школьное сочинение, превращённое в рассказ «Васюткино озеро».
Виктор Петрович Астафьев был удостоен Государственной премии СССР, премии «Триумф», Государственной премии России и Международной пушкинской премии (1997 год).
2. Собери пословицу
- Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию определить, о чем именно пойдет речь в рассказе? (Ответы детей).
- А поможет нам в этом пословицы. На карточках у вас записаны сочетания слов. Соберите их так, чтобы получились пословицы. (Работа в парах).
Глупа та птица, тепла ищет.
Всякая птица дороже золотой клетки.
Воля птичке которой гнездо свое не мило.
- Что объединяет эти пословицы? Как вы их понимаете? (Ответы детей).
3. Постановка учебной цели.
- Послушайте описание и догадайтесь о какой птице пойдет речь в рассказе.
(Читает ученик)
Весной, как только спадет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать,- то есть петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает - будто нож на бруске затачивает. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет, - и поэтому ее называют … (глухарь).
- Оказывается капалуха - так сибирские охотники называют самочку глухаря.
4. Словарная работа
( Запись на доске)
Тайга - трудно проходимый лес.
Просека - полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Пастьба - луг, где пасут скот.
Валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Папоротник - растения с крупными листьями.
Черничник - заросли черники.
Покоробленные - искривленные.
Напружены - напряжены.
Озираться - оглядываться.
Пихта - хвойное дерево.
5. Первичное знакомство с произведением (Чтение по частям).
1 часть (до слов: через сучковатый валежник).
- Какой лес описывает В.П. Астафьев?
- Что помог увидеть Астафьев в этом лесу? ( Ответы детей).
2 часть (до слов: гнали скот вместе с нами)
- Что описывает автор в этой части рассказа?
- Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
6. Физкультминутка
Из-за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
Выше-выше потянулись
Сели-встали, сели- встали
За минутку сил набрались
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
7. Первичное знакомство с произведением (продолжение).
3 часть (до слов: вы поглядите на нее).
- О какой находке говорит нам автор?
-Как описывает автор гнездо глухарки?
- С чем он его сравнивает?
- Почему Астафьев выбирает именно такие слова и выражения?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?
- Что решили сделать мальчики с гнездом?
- Какое правило поведения в лесу забыли мальчики?
4 часть (до слов: сказал подошедший учитель).
- Найдите в тексте слова. Которые помогут описать поведение капалухи в тот момент, когда к гнезду приблизились люди. (Самостоятельна работа)
Зачитайте слова:
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
- Почему автор выбрал именно эти выражения и слова?
(Чтобы показать состояние капалухи)
- Как вы думаете, почему она пыталась, но не могла взлететь?
(Она боялась за своих детей).
- Почему крылья закостенели? (Крылья закостенели от неподвижности)
- Что увидели ребята, когда капалуха, наконец, взлетел на ветку? (Голое брюшко)
- Почему брюшко у птицы было голое?
(Она выщипала перья сама, чтобы они не мешали греть яйца).
-А что еще увидели ребята? ( На груди трепещала кожа - так билось птичье сердце).
- Как чувствовали себя дети, когда убежали от гнезда капалухи? (Им было весело).
- Почему? (они были довольны своим решение не трогать гнездо).
5 часть (до конца) Дети читает самостоятельно
- Как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза уже не следили за нами. Она целилась на гнездо?).
- Как объяснить такое поведение глухарки? (Она думала только о своих детях).
- Как она слетела с дерева? (Плавно).
- Почему плавно? (Она боялась потревожить яйца резкими движениями).
- Почему птица замерла? (Это бывает от страха, радости, неожиданности).
- Стало ли спокойно на душе у капалухи? (Нет).
- Подтвердите словами из текста («Но вся она была насторожена, вся напружена»).
8. Работа над иллюстрацией
- Расскажите, какой момент изображен на иллюстрации.
9.Закрепление
Характеристика героев
- Назовите героев рассказа (Капалуха, мальчики, автор).
- Выберете качества, которые подходят к героям рассказа. Можно придумать свои качества. (Каждый ряд анализирует своего героя)
самоотверженность бесстрашие
глупость безграничная преданность
отвага восхищение
Капалуха верность любовь
Мальчики равнодушие безответственность
Автор любознательность мудрость
- Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в рассказе? ( Пять)
- Давайте восстановим их последовательность (Деформированный план рассказа)
1.Черничник (2)
2.Путь в тайге (1)
3.Снова в гнезде (5)
4.Находка (3)
5.Тревога капалухи (4)
V. Итог урока
- Прочитайте последний абзац рассказа
- Почему именно им завершает произведение В.П. Астафьев?
- Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков после этого случая?
- Чему учит нас этот рассказ?
Урок можно закончить стихотворением:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Берегите Землю, берегите!
Берегите Землю, берегите!
Чудо песен городов и вёсен,
Мрак глубин и волю поднебесной,
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба,
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю, берегите!
VI.Рефлексия
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно...
VII.Домашнее задание
Подготовить небольшой рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"Презентация к уроку.
Конспект урока по литературному чтению ,3класс.УМК "ПНШ". Тема :"Сравнительный анализ Венгерской сказки"Два жадных медвежонка"и корейской сказки"Как барсук и куница судились"В конспекте побробно распи...
Конспект урока по литературному чтению "Как рождаются герои"
Конспект "Как рождаются герои" на основе сказок "Колобок" и "Гуси - лебеди", 3 класс...
Методическая разработка урока по литературному чтению К. Чуковского "Путаница"
Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиЦуканова Е.А.Тема: К. Чуковский «путаница» «Школа России» 2 классЦель деятельности учителяСоздать условия для ознакомления с произведением К. Чуковского...
Методическая разработка урока по литературному чтению в 3 классе "Сивка-Бурка"
Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1»города ВалуйкиЦуканова Е.А.ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.(учебник, с. 40–45; рабочая тетрадь, с. 25–26)Цель: познакомит...
Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект
Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс
Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс...
Методическая разработка урока по теме: "Чтение плана здания, чертежа фасада, архитектурного разреза здания."
Строительное черчение относится к числу тех общетехнических предметов, которые закладывают фундамент профессиональной подготовки учащихся. Для профессий каменщик-штукатур (специальность-мастер общестр...