Разработка урока "В царстве Глагола" с презентацией
методическая разработка на тему

Азарова Светлана Александровна

Данная разработка предназаначена для  проведения нетрадиционной формы урока с целью систематизации и обобщения полученных знаний по теме "Причастие. Деепричастие" в 6 классе. Дан занимательный материал на основе презентации, позволяющий вспомнить и закрепить полученные знания на правописание Не с деепричастиями и причастиями, Н-НН в причастиях, а также морфемный и морфологический разборы данных частей речи, их отличительные особенности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. «В царстве Глагола». Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации по теме «Деепричастие и причастие»

Класс: 6

Тип урока: комбинированный.

Цель: 1) актуализировать полученные знания по теме «Деепричастие и причастие» ;

2) создать условия для , отработки навыков

2) формировать регулятивные  универсальные учебные  действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания;

3) развивать коммуникативные УУД.

Задачи:

-образовательные: закрепить умение изменять по лицам и числам глаголы, которые спрягаются по 1 и по 2 типу спряжения;

-развивающие:     развивать у учащихся умение изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи; различать стилистические оттенки значений слов есть и кушать, соблюдать нормы употребления их в речи, обратить внимание на выразительные возможности слова в тексте; продолжать работу над связным высказыванием на лингвистическую тему;

-воспитательные: мотивировать на качественное и творческое выполнение поставленных задач.

Результаты обучения: Личностные: формировать стремление к речевому самосовершенствованию и творчеству;

Метапредметные: умение извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила, придерживаться речевых норм в устном общении; связно, логично, доказательно строить суждение.

Предметные: знать особенности спряжения глаголов; правильно употреблять глаголы в речи; определять формы, в которых употреблены глаголы; уметь доказать принадлежность глагола к тому или иному спряжению в форме рассуждения.

Оборудование: презентация, учебное пособие «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.

Оборудование: презентация, учебное пособие «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.

индивидуальные карточки,  тестовые задания по теме урока, интерактивная доска.

 оценочные листы,  тетрадь, проектор.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! На протяжении  многих  уроков мы с вами изучали самые  интересные  части  речи. И сейчас я расскажу вам сказку, а вы постарайтесь определить, о чём идёт речь.

  1. Определение темы и целей урока.

Итак…В некотором царстве, царстве Русского языка, в Королевстве Частей Речи…. Жил- был король Глагол,  и было у него две дочери, две прекрасные  принцессы.  Как думаете, как звали этих принцесс?? + Причастие и деепричастие. 

Правильно. Значит, какова тема нашего урока. И сегодня на уроке мы обобщим наши сведения о причастии и деепричастии, закрепим знания о правописании этих особых форм глагола, поговорим об употреблении причастий и деепричастий в речи.

 

  1. Работа по теме урока.
  2. Итак,  сказка продолжается… Выросли сёстры вполне самостоятельными, правда

 некоторые придворные их таковыми не считали и называли их папиными дочками, Глагольными формами. Принцессы были хороши собой, но не во всём похожи друг на друга. И  король Глагол  часто размышлял, почему дочери не во всём похожи.

  А что вам известно о Причастии и Деепричастии и чем они похожи и непохожи между собой.? Расскажите.

Задание 1. (ответы учащихся)   Даша: о причастии; Алиса: о деепричастии.

  1. - Какие общие черты у  причастия и деепричастия?

+ вид, эту черту они унаследовали от отца. Но если деепричастие взяла лишь эту черту, то причастие позаимствовало ещё время и возвратность

- У них как у привилегированных особ есть няньки, они то и воспитывали принцесс каждая на свой манер. Вот почему Причастие и Деепричастие не похожи друг на друга. Какие части речи их воспитывали? прилагательное у причастия, наречие - у деепричастия-

- Какие черты они позаимствовали у них?

+ причастие –число, род, падеж (чтобы всё время меняться)

+ деепричастие – неизменяемость.

Обобщающая таблица

Глагол

причастие

деепричастие

П.п. Вид, время, возвратность    действительное

сострадательное

Н.п.   форма, число, род, падеж

определение

Вид                            

Неизменяемость    

 

 Обстоятельство  

 - Принцесса Причастие обладала большей индивидуальностью, чем её сестра, так как имеет черту, унаследованную ни от отца, ни от своей няни.

- Что это за черта? + действительное или сострадательное

- Нужно сказать, что одна сестра была ближе к отцу, тогда как другая, вращалась в синтаксическом обществе,  тянулась к именному знаменательному лицу. Вы не догадались?

(- к какой части речи относится в предложении причастие? (существительное)).

- А к какой деепричастие?(глаголу)

- Какими членами предложения являются сёстры?

+ причастие – определением, деепричастие – обстоятельством.

Итак, мы разобрались , чем принцессы по характеру похожи и чем различаются.

Задание 2. Запишите следующие предложения, расставьте знаки препинания и выполните морфологический разбор указанных частей речи.

1. Принцесса Причастие, получившая прекрасное воспитание и образование, играла на пианино, пела и танцевала.

 +  1. принцесса (какая?)получившая

          2.принцесса, которая получила      

          3. специфический –вш-

2. Принцесса Деепричастие, любя побыть одна, иногда убегала в сад и сидела там, уединившись.

  + 1. сидела (как?) уединившись

          2. дополнительный вопрос (что сделав?)уединившись

          3. специфический –вши- (слайд 6,7.)

  Проверка слайд8

  1. Морфемный и морфологический разбор.

 (дети работают на заранее  заготовленных таблицах,  то есть выполняют соответствующие вопросы)

Получившая

Уединившись

Играла - глагол

Получившая - причастие

Уединившись-  деепричастие

1.Принцесса (что делала?) играла.

Н.ф играть

2. П.п несов.в., 1 спр., невозвр. переходн.

Н.п. в изъяв накл, пр.вр., ед.ч., ж.р.

3 Принцесса (что делала?) играла.

1.Принцесса (какая?) получившая.

Н.ф получивший

2. П.п действ., пр.вр., сов.в

Н.п.. ед.ч., ж.р. И.п

3 Принцесса (какая?) получившая

1.Ждала  (как?) волнуясь.

2. Морф. призн.,  несов.в., неизм.

3 Ждала (как?) волнуясь

- По своему морфологическому составу принцесса Причастие богаче, чем её сестра. Докажите это. + У неё есть окончание, а у деепричастия нет.

- Почему?+ неизменяемая часть речи

Получившая, любя, уединившись, невидимый, нарастая, замирая, проносился, восходящую, слышаться, проходивший .( морфемный разбор)

- В каком причастии нужно проверить гласную в суффиксе?

+ невидимый   н.вр., 1 сп., н.ф., еть  1 спр, но искл 2 спр.

                сп., он видит

Принцессы приготовили для вас задания- испытания  -– Вы готовы их пройти?

3. Правописание «н» и «нн» в разных частях речи . -  Принцесса Причастие, когда у неё сострадательное настроение, часто жалуется своей сестре: «самое дорогое, что у меня есть – это «НН» в суффиксе. Но стоит мне появиться в обществе приставки или без зависимого слова, как я сразу …»  Что с ней происходит?.+ теряет одну Н.

Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН(текст заготовлен заранее)

У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.

 Проверка слайд 10

  1.  Правописание «не» с разными частями речи. - А принцесса Деепричастие заботится о том, чтобы не ссориться с одной капризной гостьей, частицей НЕ. Она то дружит, то не дружит с ними.
  2. Вспомните, как Не ведёт себя с Причастием и Деепричастием, когда дружит, а когда нет.(ответы учащихся)

И вам нужно выполнить следующее задание. Распределительный диктант.

(Не)написанное письмо, упражнение (не)выполнено, (не)решённая задача, (не)сломанная, а срезанная ветка, (не)отправленное вовремя письмо, (не)понял, (не) терпел, (не)зная,  (не)сделав.

Проверка слайд 11

  1. Итог урока. Рефлексия. Мы выполнили с вами, всё что запланировали. А где мы с вами сегодня были и что делали?

Понравился или не понравился урок? Что понравилось(не понравилось) Всё ли получалось? Почему ?

А чтобы добиться прекрасных результатов, необходимо воспользоваться мудрым советом русского народа. И эти мудрые слова заключёны в следующей пословице.

(Не)имея терпения, (ни)чему (не)научишься. (слайд 12)

Пунктуационный разбор (деепричастный и причастный оборот.)

(текст заготовлен заранее)

 А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.

   Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.

      Душа овеянная сладким сном спит (не)думая (ни)(о)чём (ни)чего (не)желая понять.

- Принцесса Причастие любит весёлую компанию и её интересует мнение именного лица, а Деепричастие часто любит уединение. Поэтому на письме как можно выделять их…

+ причастие лишь с зависимыми словами, а деепричастие выделяется и одиночно.

- Какие средства выразительности помогают увидеть красоту, величие морской стихии? (работа выполняется под релаксирующую музыку. Шум моря.)

+ олицетворение «море дышит».

+ «поднимается грудь его голубая» метафора.

+  «волны бьются о камень, играя» олицетворение.

  1.   не думая ни  о чём, ничего не желая понять невидимый дирижёр

 необычную ни на что не походившую песню

  неутомимые.

Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН

  У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.

Оценочный лист

Нет ошибок - 2б

1-2 ошибки -1 б

3 и более ошибок – 0б

9-10 баллов – «5»

7-8 баллов – «4»

4-6 баллов – «3»

№ задания

  Вид задания

     

Оценивание            

Задание 1.

Теоретические знания о причастии (деепричастии)

Задание 2.

Пунктуационный разбор.

Задание 3

Морфологический разбор причастия(деепричастия)

Задание 4

Н-НН в причастиях и прилагательных (карточки)

Задание 5

НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями (распределительный диктант)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков, презентации, статьи, занимательные факты

материал содержит методические разработки уроков и презентации по дисциплинам "Маркетинг", "Производственный менеджмент"статьи для подготовки докладов...

Презентация - Методическая разработка урока по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Тема: Выполнение эскизов машиностроительных деталей

Методическая разработка урока по теме «Выполнение эскизов машиностроительных деталей» состоит из нескольких презентаций, включающих разделы:1. Презентация -  СОДЕРЖАНИЕ – содержит сведения о знач...

Методическая разработка урока, с презентацией

Методическая разработка теоретического урока. по дисциплине: " Основы такелажных и стропальныхтработ". Тема урока: "Виды канатов. Дефекты стального каната".  В конспекте кратко расмотрены виды ра...

Разработка урока по английскому языку с презентацией к учебнику Биболетовой М.З..5 класс Тема "Привет! Приятно вас видеть снова!"

Разработка урока предназначена для учителей иностранного языка, работающих с УМК М,З, Биболетовой. Презентация с фото достопримечательностей Лондона помогут отработать лексический материал по теме и р...

Методическая разработка урока «Великие открытия и изобретения. Исследование космоса» с презентацией

Цель урока: совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся;  создание условий для развития умений учащихся применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;развит...

Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку

Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....

Конспект урока " Царство Грибы"

Познакомить учащихся с многообразием, характерными признаками грибов, как самостоятельного царства органического мира.Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых и шляпочных гр...