Разработка урока "В царстве Глагола" с презентацией
методическая разработка на тему
Данная разработка предназаначена для проведения нетрадиционной формы урока с целью систематизации и обобщения полученных знаний по теме "Причастие. Деепричастие" в 6 классе. Дан занимательный материал на основе презентации, позволяющий вспомнить и закрепить полученные знания на правописание Не с деепричастиями и причастиями, Н-НН в причастиях, а также морфемный и морфологический разборы данных частей речи, их отличительные особенности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока. «В царстве Глагола». Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации по теме «Деепричастие и причастие»
Класс: 6
Тип урока: комбинированный.
Цель: 1) актуализировать полученные знания по теме «Деепричастие и причастие» ;
2) создать условия для , отработки навыков
2) формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания;
3) развивать коммуникативные УУД.
Задачи:
-образовательные: закрепить умение изменять по лицам и числам глаголы, которые спрягаются по 1 и по 2 типу спряжения;
-развивающие: развивать у учащихся умение изменять глагол по лицам и числам, грамотно использовать различные глагольные формы в устной и письменной речи; различать стилистические оттенки значений слов есть и кушать, соблюдать нормы употребления их в речи, обратить внимание на выразительные возможности слова в тексте; продолжать работу над связным высказыванием на лингвистическую тему;
-воспитательные: мотивировать на качественное и творческое выполнение поставленных задач.
Результаты обучения: Личностные: формировать стремление к речевому самосовершенствованию и творчеству;
Метапредметные: умение извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила, придерживаться речевых норм в устном общении; связно, логично, доказательно строить суждение.
Предметные: знать особенности спряжения глаголов; правильно употреблять глаголы в речи; определять формы, в которых употреблены глаголы; уметь доказать принадлежность глагола к тому или иному спряжению в форме рассуждения.
Оборудование: презентация, учебное пособие «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.
Оборудование: презентация, учебное пособие «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской.
индивидуальные карточки, тестовые задания по теме урока, интерактивная доска.
оценочные листы, тетрадь, проектор.
Ход урока:
- Оргмомент. Здравствуйте, ребята! На протяжении многих уроков мы с вами изучали самые интересные части речи. И сейчас я расскажу вам сказку, а вы постарайтесь определить, о чём идёт речь.
- Определение темы и целей урока.
Итак…В некотором царстве, царстве Русского языка, в Королевстве Частей Речи…. Жил- был король Глагол, и было у него две дочери, две прекрасные принцессы. Как думаете, как звали этих принцесс?? + Причастие и деепричастие.
Правильно. Значит, какова тема нашего урока. И сегодня на уроке мы обобщим наши сведения о причастии и деепричастии, закрепим знания о правописании этих особых форм глагола, поговорим об употреблении причастий и деепричастий в речи.
- Работа по теме урока.
- Итак, сказка продолжается… Выросли сёстры вполне самостоятельными, правда
некоторые придворные их таковыми не считали и называли их папиными дочками, Глагольными формами. Принцессы были хороши собой, но не во всём похожи друг на друга. И король Глагол часто размышлял, почему дочери не во всём похожи.
А что вам известно о Причастии и Деепричастии и чем они похожи и непохожи между собой.? Расскажите.
Задание 1. (ответы учащихся) Даша: о причастии; Алиса: о деепричастии.
- - Какие общие черты у причастия и деепричастия?
+ вид, эту черту они унаследовали от отца. Но если деепричастие взяла лишь эту черту, то причастие позаимствовало ещё время и возвратность
- У них как у привилегированных особ есть няньки, они то и воспитывали принцесс каждая на свой манер. Вот почему Причастие и Деепричастие не похожи друг на друга. Какие части речи их воспитывали? прилагательное у причастия, наречие - у деепричастия-
- Какие черты они позаимствовали у них?
+ причастие –число, род, падеж (чтобы всё время меняться)
+ деепричастие – неизменяемость.
Обобщающая таблица
Глагол
причастие | деепричастие |
П.п. Вид, время, возвратность действительное сострадательное Н.п. форма, число, род, падеж определение | Вид Неизменяемость
Обстоятельство |
- Принцесса Причастие обладала большей индивидуальностью, чем её сестра, так как имеет черту, унаследованную ни от отца, ни от своей няни.
- Что это за черта? + действительное или сострадательное
- Нужно сказать, что одна сестра была ближе к отцу, тогда как другая, вращалась в синтаксическом обществе, тянулась к именному знаменательному лицу. Вы не догадались?
(- к какой части речи относится в предложении причастие? (существительное)).
- А к какой деепричастие?(глаголу)
- Какими членами предложения являются сёстры?
+ причастие – определением, деепричастие – обстоятельством.
Итак, мы разобрались , чем принцессы по характеру похожи и чем различаются.
Задание 2. Запишите следующие предложения, расставьте знаки препинания и выполните морфологический разбор указанных частей речи.
1. Принцесса Причастие, получившая прекрасное воспитание и образование, играла на пианино, пела и танцевала.
+ 1. принцесса (какая?)получившая
2.принцесса, которая получила
3. специфический –вш-
2. Принцесса Деепричастие, любя побыть одна, иногда убегала в сад и сидела там, уединившись.
+ 1. сидела (как?) уединившись
2. дополнительный вопрос (что сделав?)уединившись
3. специфический –вши- (слайд 6,7.)
Проверка слайд8
- Морфемный и морфологический разбор.
(дети работают на заранее заготовленных таблицах, то есть выполняют соответствующие вопросы)
Получившая | Уединившись |
Играла - глагол | Получившая - причастие | Уединившись- деепричастие |
1.Принцесса (что делала?) играла. Н.ф играть 2. П.п несов.в., 1 спр., невозвр. переходн. Н.п. в изъяв накл, пр.вр., ед.ч., ж.р. 3 Принцесса (что делала?) играла. | 1.Принцесса (какая?) получившая. Н.ф получивший 2. П.п действ., пр.вр., сов.в Н.п.. ед.ч., ж.р. И.п 3 Принцесса (какая?) получившая | 1.Ждала (как?) волнуясь. 2. Морф. призн., несов.в., неизм. 3 Ждала (как?) волнуясь |
- По своему морфологическому составу принцесса Причастие богаче, чем её сестра. Докажите это. + У неё есть окончание, а у деепричастия нет.
- Почему?+ неизменяемая часть речи
Получившая, любя, уединившись, невидимый, нарастая, замирая, проносился, восходящую, слышаться, проходивший .( морфемный разбор)
- В каком причастии нужно проверить гласную в суффиксе?
+ невидимый н.вр., 1 сп., н.ф., еть 1 спр, но искл 2 спр.
сп., он видит
Принцессы приготовили для вас задания- испытания -– Вы готовы их пройти?
3. Правописание «н» и «нн» в разных частях речи . - Принцесса Причастие, когда у неё сострадательное настроение, часто жалуется своей сестре: «самое дорогое, что у меня есть – это «НН» в суффиксе. Но стоит мне появиться в обществе приставки или без зависимого слова, как я сразу …» Что с ней происходит?.+ теряет одну Н.
Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН(текст заготовлен заранее)
У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.
Проверка слайд 10
- Правописание «не» с разными частями речи. - А принцесса Деепричастие заботится о том, чтобы не ссориться с одной капризной гостьей, частицей НЕ. Она то дружит, то не дружит с ними.
- Вспомните, как Не ведёт себя с Причастием и Деепричастием, когда дружит, а когда нет.(ответы учащихся)
И вам нужно выполнить следующее задание. Распределительный диктант.
(Не)написанное письмо, упражнение (не)выполнено, (не)решённая задача, (не)сломанная, а срезанная ветка, (не)отправленное вовремя письмо, (не)понял, (не) терпел, (не)зная, (не)сделав.
Проверка слайд 11
- Итог урока. Рефлексия. Мы выполнили с вами, всё что запланировали. А где мы с вами сегодня были и что делали?
Понравился или не понравился урок? Что понравилось(не понравилось) Всё ли получалось? Почему ?
А чтобы добиться прекрасных результатов, необходимо воспользоваться мудрым советом русского народа. И эти мудрые слова заключёны в следующей пословице.
(Не)имея терпения, (ни)чему (не)научишься. (слайд 12)
Пунктуационный разбор (деепричастный и причастный оборот.)
(текст заготовлен заранее)
А море дышит мерно поднимается голубая его грудь на скалу всплёскиваются волны играя бьются о камень.
Солнечный луч уходит глубоко в воду образуя воронку яркого цвета и ласково пронзая грудь волн.
Душа овеянная сладким сном спит (не)думая (ни)(о)чём (ни)чего (не)желая понять.
- Принцесса Причастие любит весёлую компанию и её интересует мнение именного лица, а Деепричастие часто любит уединение. Поэтому на письме как можно выделять их…
+ причастие лишь с зависимыми словами, а деепричастие выделяется и одиночно.
- Какие средства выразительности помогают увидеть красоту, величие морской стихии? (работа выполняется под релаксирующую музыку. Шум моря.)
+ олицетворение «море дышит».
+ «поднимается грудь его голубая» метафора.
+ «волны бьются о камень, играя» олицетворение.
1. не думая ни о чём, ничего не желая понять невидимый дирижёр
необычную ни на что не походившую песню
неутомимые.
Спишите, вставляя в прилагательные и причастия Н или НН
У затопле…ых причалов, выстроившись вереницей, стояли просмолё…ные рыбацкие челны, на которых высились связа…ые невода, плетё…ые корзинки, дли…ые шесты, вёсла с отполирова…ыми рукоятками, жестя…ые вёдра, дубовые бочонки, окова…ыми обручами, для пресной воды- всё, что может понадобиться во время лова.
Оценочный лист
Нет ошибок - 2б
1-2 ошибки -1 б
3 и более ошибок – 0б
9-10 баллов – «5»
7-8 баллов – «4»
4-6 баллов – «3»
№ задания | Вид задания
| Оценивание |
Задание 1. | Теоретические знания о причастии (деепричастии) | |
Задание 2. | Пунктуационный разбор. | |
Задание 3 | Морфологический разбор причастия(деепричастия) | |
Задание 4 | Н-НН в причастиях и прилагательных (карточки) | |
Задание 5 | НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями (распределительный диктант) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки уроков, презентации, статьи, занимательные факты
материал содержит методические разработки уроков и презентации по дисциплинам "Маркетинг", "Производственный менеджмент"статьи для подготовки докладов...
Презентация - Методическая разработка урока по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Тема: Выполнение эскизов машиностроительных деталей
Методическая разработка урока по теме «Выполнение эскизов машиностроительных деталей» состоит из нескольких презентаций, включающих разделы:1. Презентация - СОДЕРЖАНИЕ – содержит сведения о знач...
Методическая разработка урока, с презентацией
Методическая разработка теоретического урока. по дисциплине: " Основы такелажных и стропальныхтработ". Тема урока: "Виды канатов. Дефекты стального каната". В конспекте кратко расмотрены виды ра...
Разработка урока по английскому языку с презентацией к учебнику Биболетовой М.З..5 класс Тема "Привет! Приятно вас видеть снова!"
Разработка урока предназначена для учителей иностранного языка, работающих с УМК М,З, Биболетовой. Презентация с фото достопримечательностей Лондона помогут отработать лексический материал по теме и р...
Методическая разработка урока «Великие открытия и изобретения. Исследование космоса» с презентацией
Цель урока: совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся; создание условий для развития умений учащихся применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях;развит...
Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку
Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....
Конспект урока " Царство Грибы"
Познакомить учащихся с многообразием, характерными признаками грибов, как самостоятельного царства органического мира.Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых и шляпочных гр...