Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"
методическая разработка по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по дисциплине «Право»
Преподаватель юридических дисциплин
Пушилина О.В.
1. Тема урока: Право в системе социального регулирования
2. Тип урока: лекция (объяснение нового материала)
3. Система целей:
- образовательная: познакомиться с существующими социальными нормами; сформировать знания учащихся о понятиях: «социальная норма», «право»; изучить виды социальных норм; выделить особенности права.
- развивающая: развивать умение проводить сравнительный анализ, обобщение, выделение сути
- воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать положительный интерес к правовым знаниям.
4. Дидактический материал: учебник (глава 1), конспект лекции, доска, раздаточный материал, «Виды социальных норм» (задания для учащихся), тестовые вопросы
5. Межпредметные связи: история, философия, обществознание
Структура и содержание урока
1. Организационный момент (приветствие, озвучивание темы урока, определение целей и задач урока)
2. Основная часть – изложение нового материала
1) Понятие социальной нормы
2) Виды социальных норм
3) Понятие и признаки права. Функции права
4) Право в системе социальных норм
А) Взаимосвязь с другими социальными нормами;
Б) Соотношение права и морали (выполнение таблицы «Сравнительная характеристика права и морали»)
Вопросы для сравнения | Мораль | Право |
1. Время возникновения | Появляется вместе с обществом раньше права | Появляется вместе с государством |
2. Процесс формирования | Формируется в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов | Формируется как результат правотворческой деятельности государства |
3. Сфера регулирования | Более широкая, чем у правовых норм, регулирует отношения, которые не поддаются правовому регулированию | Более узкая, чем у морали |
4. Степень определённости формулировок | Формулировки расплывчаты, дают большой простор толкования | Формулировки более конкретны |
5. Особенности реализации | Не нуждаются в организованной принудительной силе, исполняются в силу внутренних побуждений | В необходимых случаях осуществляется специальным аппаратом, поддерживается силой государственного принуждения |
3. Упражнения
- К вопросу № 2 «Виды социальных норм» (Приложение 1)
- Тестовые вопросы для закрепления материала лекции (Приложение 2)
4. Подведение итогов урока: обобщение материала, задание на дом: лекция; вопрос для размышления «В чём заключается социальная ценность права для общества и отдельного индивида?»; самостоятельная внеаудиторная работа: собрать материал и подготовить реферат по видам социальных норм
5. Учебная литература:
В. В. Румынина основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ФОРУМ: ИНФА - 2007. – 256с.
В. В. Румынина Методическое пособие по теории государства и права. Часть II Теория права. – М., 2002
Приложение 1
Социальные нормы
Определить вид социальных норм, которые описаны ниже:
А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;
Б) Мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причём его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают чёрным покрывалом и несут головой вперёд. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырёхгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землёй таким образом, чтобы сделав семь шагов сторону, её нельзя было отличить от окружающей почвы»);
В) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;
Г) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объёма готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах…., за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечёт наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей.
Д) поступай днём так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна;
Е) при закладке избы под углы кладут монеты.
Приложение 2
Тестовые вопросы для закрепления изученного материала
1. Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:
А) традиция;
Б) табу;
В) деловые обыкновения;
Г) ритуал.
2. Какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:
А) нормы морали;
Б) нормы права;
В) нормы религии;
Г) нормы обычаев.
3. Какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:
А) общеобязательность;
Б) формальная определённость;
В) связь с государством;
Г) все вышеперечисленные признаки.
4. Мораль отличается от права тем, что она:
А) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
Б) состоит из правил поведения;
В) является результатом деятельности компетентных государственных органов;
Г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.
5. Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:
А) авторитетом и принудительной силой государства;
Б) внутренними убеждениями людей;
В) силой привычки;
Г) деятельностью общественных организаций.
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по дисциплине «Право»
Преподаватель юридических дисциплин
Пушилина О.В.
1. Тема урока: Право в системе социального регулирования
2. Тип урока: лекция (объяснение нового материала)
3. Система целей:
- образовательная: познакомиться с существующими социальными нормами; сформировать знания учащихся о понятиях: «социальная норма», «право»; изучить виды социальных норм; выделить особенности права.
- развивающая: развивать умение проводить сравнительный анализ, обобщение, выделение сути
- воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать положительный интерес к правовым знаниям.
4. Дидактический материал: учебник (глава 1), конспект лекции, доска, раздаточный материал, «Виды социальных норм» (задания для учащихся), тестовые вопросы
5. Межпредметные связи: история, философия, обществознание
Структура и содержание урока
1. Организационный момент (приветствие, озвучивание темы урока, определение целей и задач урока)
2. Основная часть – изложение нового материала
1) Понятие социальной нормы
2) Виды социальных норм
3) Понятие и признаки права. Функции права
4) Право в системе социальных норм
А) Взаимосвязь с другими социальными нормами;
Б) Соотношение права и морали (выполнение таблицы «Сравнительная характеристика права и морали»)
Вопросы для сравнения | Мораль | Право |
1. Время возникновения | Появляется вместе с обществом раньше права | Появляется вместе с государством |
2. Процесс формирования | Формируется в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов | Формируется как результат правотворческой деятельности государства |
3. Сфера регулирования | Более широкая, чем у правовых норм, регулирует отношения, которые не поддаются правовому регулированию | Более узкая, чем у морали |
4. Степень определённости формулировок | Формулировки расплывчаты, дают большой простор толкования | Формулировки более конкретны |
5. Особенности реализации | Не нуждаются в организованной принудительной силе, исполняются в силу внутренних побуждений | В необходимых случаях осуществляется специальным аппаратом, поддерживается силой государственного принуждения |
3. Упражнения
- К вопросу № 2 «Виды социальных норм» (Приложение 1)
- Тестовые вопросы для закрепления материала лекции (Приложение 2)
4. Подведение итогов урока: обобщение материала, задание на дом: лекция; вопрос для размышления «В чём заключается социальная ценность права для общества и отдельного индивида?»; самостоятельная внеаудиторная работа: собрать материал и подготовить реферат по видам социальных норм
5. Учебная литература:
В. В. Румынина основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ФОРУМ: ИНФА - 2007. – 256с.
В. В. Румынина Методическое пособие по теории государства и права. Часть II Теория права. – М., 2002
Приложение 1
Социальные нормы
Определить вид социальных норм, которые описаны ниже:
А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;
Б) Мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причём его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают чёрным покрывалом и несут головой вперёд. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырёхгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землёй таким образом, чтобы сделав семь шагов сторону, её нельзя было отличить от окружающей почвы»);
В) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;
Г) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объёма готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах…., за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечёт наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей.
Д) поступай днём так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна;
Е) при закладке избы под углы кладут монеты.
Приложение 2
Тестовые вопросы для закрепления изученного материала
1. Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:
А) традиция;
Б) табу;
В) деловые обыкновения;
Г) ритуал.
2. Какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:
А) нормы морали;
Б) нормы права;
В) нормы религии;
Г) нормы обычаев.
3. Какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:
А) общеобязательность;
Б) формальная определённость;
В) связь с государством;
Г) все вышеперечисленные признаки.
4. Мораль отличается от права тем, что она:
А) обеспечивается возможностью государственного принуждения;
Б) состоит из правил поведения;
В) является результатом деятельности компетентных государственных органов;
Г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.
5. Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:
А) авторитетом и принудительной силой государства;
Б) внутренними убеждениями людей;
В) силой привычки;
Г) деятельностью общественных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: Основы социологии и политологии "Личность в системе социальных отношений"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".
Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02 Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...
Методическая разработка урока обществознания «Семья как малая социальная группа и социальный институт»
Материал создан для СПО, но подойдет и для старших классов школы....
Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"
laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Измерение расходов воды в системах водоснабжения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПМ 02 «Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения».МДК 02.01. «Эксплуатация оборудования и автоматизация систем водоснабжения и водоот...
Методическая разработка урока по теме: "Приборы магнитоэлектрической системы".
Методическая разработка урока по теме: "Приборы магнитоэлектрической системы"....