Методическая разработка урока по дисциплине "Право" на тему "Право в системе социального регулирования"
методическая разработка по теме

Пушилина Оксана Владимировна
Урок позволяет учащимся познакомиться с существующими социальными нормами; формирует знания  о понятиях: «социальная норма», «право»;  развивает умение проводить сравнительный анализ
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по дисциплине «Право»

Преподаватель юридических дисциплин

Пушилина О.В.

1. Тема урока:  Право в системе социального регулирования

2. Тип урока: лекция (объяснение нового материала) 

3. Система целей:                                                                    

- образовательная: познакомиться с существующими социальными нормами; сформировать знания учащихся о понятиях: «социальная норма», «право»; изучить виды социальных норм; выделить особенности права.

- развивающая: развивать умение проводить сравнительный анализ, обобщение, выделение сути

- воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать положительный интерес к правовым знаниям.

4. Дидактический материал: учебник (глава 1), конспект лекции, доска, раздаточный материал,  «Виды социальных норм» (задания для учащихся), тестовые вопросы

5. Межпредметные связи: история, философия, обществознание

Структура и содержание урока

1. Организационный момент (приветствие, озвучивание темы урока, определение целей и задач урока)

2. Основная часть – изложение нового материала

1) Понятие социальной нормы

2) Виды социальных норм

3) Понятие и признаки права. Функции права

4) Право в системе социальных норм

А) Взаимосвязь с другими социальными нормами;

Б) Соотношение права и морали (выполнение таблицы «Сравнительная характеристика права и морали»)

Вопросы для сравнения

Мораль

Право

1. Время возникновения

Появляется вместе с обществом раньше права

Появляется вместе с государством

2. Процесс формирования

Формируется в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов

Формируется как результат правотворческой деятельности государства

3. Сфера регулирования

Более широкая, чем у правовых норм, регулирует отношения, которые не поддаются правовому регулированию

Более узкая, чем у морали

4.  Степень определённости формулировок

Формулировки расплывчаты, дают большой простор толкования

Формулировки более конкретны

5. Особенности реализации

Не нуждаются в организованной принудительной силе, исполняются в силу внутренних побуждений

В необходимых случаях осуществляется специальным аппаратом, поддерживается силой государственного принуждения

3. Упражнения

  - К вопросу № 2 «Виды социальных норм» (Приложение 1)

  - Тестовые вопросы для закрепления материала лекции (Приложение 2)

4. Подведение итогов урока: обобщение материала, задание на дом: лекция; вопрос для размышления «В чём заключается социальная ценность права для общества и отдельного  индивида?»; самостоятельная внеаудиторная работа: собрать материал и подготовить реферат по видам социальных норм

5. Учебная литература:

В. В. Румынина основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ФОРУМ: ИНФА -  2007. – 256с.

В. В. Румынина Методическое пособие по теории государства и права. Часть II  Теория права. – М., 2002

Приложение 1

Социальные нормы

Определить вид социальных норм, которые описаны ниже:

А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

Б) Мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причём его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают чёрным покрывалом и несут головой вперёд. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырёхгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землёй таким образом, чтобы сделав семь шагов сторону, её нельзя было отличить от окружающей почвы»);

В) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

Г) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объёма готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах…., за исключением организаций торговли и общественного питания,  в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечёт наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей.

Д) поступай днём  так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна;

Е) при закладке избы под углы кладут монеты.

Приложение 2

Тестовые вопросы для закрепления изученного материала

1. Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:

А) традиция;

Б) табу;

В) деловые обыкновения;

Г) ритуал.

2. Какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:

А) нормы морали;

Б) нормы права;

В) нормы религии;

Г) нормы обычаев.

3. Какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:

А) общеобязательность;

Б) формальная определённость;

В) связь с государством;

Г) все вышеперечисленные признаки.

4. Мораль отличается от права тем, что она:

А) обеспечивается возможностью государственного принуждения;

Б) состоит из правил поведения;

В) является результатом деятельности компетентных государственных органов;

Г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.  

5. Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:

А) авторитетом и принудительной силой государства;

Б) внутренними убеждениями людей;

В) силой привычки;

Г) деятельностью общественных организаций.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по дисциплине «Право»

Преподаватель юридических дисциплин

Пушилина О.В.

1. Тема урока:  Право в системе социального регулирования

2. Тип урока: лекция (объяснение нового материала) 

3. Система целей:                                                                    

- образовательная: познакомиться с существующими социальными нормами; сформировать знания учащихся о понятиях: «социальная норма», «право»; изучить виды социальных норм; выделить особенности права.

- развивающая: развивать умение проводить сравнительный анализ, обобщение, выделение сути

- воспитательная: воспитывать культуру речи, формировать положительный интерес к правовым знаниям.

4. Дидактический материал: учебник (глава 1), конспект лекции, доска, раздаточный материал,  «Виды социальных норм» (задания для учащихся), тестовые вопросы

5. Межпредметные связи: история, философия, обществознание

Структура и содержание урока

1. Организационный момент (приветствие, озвучивание темы урока, определение целей и задач урока)

2. Основная часть – изложение нового материала

1) Понятие социальной нормы

2) Виды социальных норм

3) Понятие и признаки права. Функции права

4) Право в системе социальных норм

А) Взаимосвязь с другими социальными нормами;

Б) Соотношение права и морали (выполнение таблицы «Сравнительная характеристика права и морали»)

Вопросы для сравнения

Мораль

Право

1. Время возникновения

Появляется вместе с обществом раньше права

Появляется вместе с государством

2. Процесс формирования

Формируется в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов

Формируется как результат правотворческой деятельности государства

3. Сфера регулирования

Более широкая, чем у правовых норм, регулирует отношения, которые не поддаются правовому регулированию

Более узкая, чем у морали

4.  Степень определённости формулировок

Формулировки расплывчаты, дают большой простор толкования

Формулировки более конкретны

5. Особенности реализации

Не нуждаются в организованной принудительной силе, исполняются в силу внутренних побуждений

В необходимых случаях осуществляется специальным аппаратом, поддерживается силой государственного принуждения

3. Упражнения

  - К вопросу № 2 «Виды социальных норм» (Приложение 1)

  - Тестовые вопросы для закрепления материала лекции (Приложение 2)

4. Подведение итогов урока: обобщение материала, задание на дом: лекция; вопрос для размышления «В чём заключается социальная ценность права для общества и отдельного  индивида?»; самостоятельная внеаудиторная работа: собрать материал и подготовить реферат по видам социальных норм

5. Учебная литература:

В. В. Румынина основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. – М.: ФОРУМ: ИНФА -  2007. – 256с.

В. В. Румынина Методическое пособие по теории государства и права. Часть II  Теория права. – М., 2002

Приложение 1

Социальные нормы

Определить вид социальных норм, которые описаны ниже:

А) весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

Б) Мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причём его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают чёрным покрывалом и несут головой вперёд. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырёхгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землёй таким образом, чтобы сделав семь шагов сторону, её нельзя было отличить от окружающей почвы»);

В) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

Г) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объёма готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах…., за исключением организаций торговли и общественного питания,  в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, - влечёт наложение административного штрафа в размере от трёхсот до пятисот рублей.

Д) поступай днём  так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна;

Е) при закладке избы под углы кладут монеты.

Приложение 2

Тестовые вопросы для закрепления изученного материала

1. Правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения, называется:

А) традиция;

Б) табу;

В) деловые обыкновения;

Г) ритуал.

2. Какой из перечисленных ниже видов социальных норм возник позже других:

А) нормы морали;

Б) нормы права;

В) нормы религии;

Г) нормы обычаев.

3. Какой из нижеперечисленных признаков является признаком права:

А) общеобязательность;

Б) формальная определённость;

В) связь с государством;

Г) все вышеперечисленные признаки.

4. Мораль отличается от права тем, что она:

А) обеспечивается возможностью государственного принуждения;

Б) состоит из правил поведения;

В) является результатом деятельности компетентных государственных органов;

Г) регулирует более широкую сферу общественных отношений.  

5. Укажите, чем обеспечивается реализация моральных норм:

А) авторитетом и принудительной силой государства;

Б) внутренними убеждениями людей;

В) силой привычки;

Г) деятельностью общественных организаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по ПМ 01 по МДК 01.02. Тема урока: "Построение аксонометрических схем газопроводов жилых домов и общественных зданий с помощью системы автоматизированного проектирования".

Открытый урок по ПМ 01 Участие в проектировании систем газораспределения и газопотребления по МДК 01.02   Реализация проектирования систем газораспределения и газопотребления с использование...

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Измерение расходов воды в системах водоснабжения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПМ 02 «Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения».МДК 02.01. «Эксплуатация оборудования и автоматизация систем водоснабжения и водоот...

Методическая разработка урока по теме: "Приборы магнитоэлектрической системы".

Методическая разработка урока по теме: "Приборы магнитоэлектрической системы"....