МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Измерение расходов воды в системах водоснабжения»
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПМ 02 «Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения».
МДК 02.01. «Эксплуатация оборудования и автоматизация систем водоснабжения и водоотведения» по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Тема: «Измерение расходов воды в системах водоснабжения»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_12.11.2019.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Руденская О.В.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПМ 02 «Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения».
МДК 02.01. «Эксплуатация оборудования и автоматизация систем водоснабжения и водоотведения» по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»
Тема: «Измерение расходов воды в системах водоснабжения»
Курск - 2019
РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании ЦК ________ Протокол №_____ от «____»_____________2019 г. Председатель ЦК ______________ ФИО | |
Разработчик:
преподаватель О.В. Руденская ______________________
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия) (подпись)
Специальность:08.02.04 Водоснабжение и водоотведение
Учебная группа: 3-10
Учебная дисциплина:ПМ 02Эксплуатация сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.МДК 02.01. Эксплуатация оборудования и автоматизация систем водоснабжения и водоотведения
Тема учебного занятия:Измерение расходов воды в системах водоснабжения
Вид учебного занятия: урок.
Тип урока: комбинированный
Общая продолжительность учебного занятия– 120минут
Междисциплинарные связи:
ЕН.06 Экологические основы природопользования
ОП.04 Гидравлика
МДК 01.02. Технология и оборудование элементов систем водоснабжения и водоотведения
Средства обучения:
1) информационно-коммуникационные:
- рабочие станции с лицензионной ОС Windows 8;
- компьютерная программа Excel;
- видеопроектор EPSON;
- презентация,созданная средствами PowerPoint;
- интерактивная доска HitachiStarBord.
2) Педагогический инструментарий
- рекомендации по выполнению практического задания;
Цели:
Образовательная:изучение видов расходомеров, умение выполнятьрасчет для оценки целесообразности применения и срока окупаемости оборудования.
Развивающая:развитие навыков аналитического и технического мышления обучающихся, умения выбораметодов и способов выполнения профессиональных задач.
Воспитательная:воспитаниеэкологической культуры, рационального отношения к водным ресурсам.
Прогнозируемые результаты:
- усвоенные знания:способы измерения расхода жидкостипри эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения;
- усвоенные умения:
выполнять расчет для оценки целесообразности применения и срока окупаемости оборудования.
Формируемые общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ПК 1.6. Определять, анализировать и планировать технико-экономические показатели систем водоснабжения и водоотведения.
ПК 2.1. Эксплуатировать сети и сооружения водоснабжения и водоотведения.
ПК 2.2. Оценивать техническое состояние систем и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Технологии обучения:
технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации обучения:
Фронтальная, индивидуальная.
Нормативные документы:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПО по специальности 08.02.04. Водоснабжение и водоотведение.
- Рабочая программа по ПМ 02 МДК 02.01 по специальности 08.02.04. Водоснабжение и водоотведение.
Образовательные ресурсы:
Основные источники:
1. Москвитин Б.А. Оборудование водопроводных и канализационных сооружений. ООО «ИД «Басет», 2011;
2. Жмаков Г.Н.,Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения: М.:ИНФРА-М, 2015.
Дополнительные источники:
Интернет-ресурсы:
1. https://www.fundamental-research.ru (Научный журнал «Фундаментальные исследования» статья «Практический опыт внедрения приборов учета энергоресурсов»
2. https://cyberleninka.ru (Научная электронная библиотека, статья «ВОДОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»)
3. https://www.abok.ru (Научный журнал АВОК, статья « Баланс холодной воды»).
Основные термины и понятия:
Расход воды, приборы учета, электромагнитный расходомер, ультразвуковой расходомер, расходомер переменного перепада, турбинный расходомер.
Ход занятия
1. Организационный этап(5 мин)
1.1 Приветствие обучающихся
1.2 Выявление отсутствующих студентов
1. 3 Проверка готовности обучающихся к занятиям
1. 4 Сообщение темы и целевая установка на урок
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся (5 мин)
2.1 Подведение к теме урока
Преподаватель объясняет о назначении приборов учета в системе водоснабжения. Предлагает студентам обдумать в ходе урока вопрос о целесообразности использования приборов учета. Вместе рассуждаем об экономической и экологической составляющей вопроса.
3. Актуализация опорных знаний(5 мин)
Вспоминаем пройденный материал первого раздела учебного модуля. Преподаватель проводит фронтальный опрос по теме эксплуатация систем водоснабжения. Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
Что такое центральные системы водоснабжения?
В каких случаях организация ВКХ имеет право прекратить подачу воды без уведомления?
В каких случаях организация ВКХ имеет право прекратить подачу воды с уведомлением?
С какой целью проводится лицензирование организаций, эксплуатирующих системы ВВ?
Что такое диспетчерская служба?
Назначение и расстояние первого пояса зоны санитарной охраны для открытых источников водоснабжения?
Расстояние первого пояса зоны санитарной охраны для подземных источников водоснабжения?
Методы борьбы с гидробионтами?
Методы борьбы с шугообразованием?
Способы очистки скважины?
Приборы для исследования скважины?
Устройства для измерения уровня воды в скважине?
Расстояние 2 и 3 поясов зон санитарной охраны?
Способы промывки трубопроводов?
4. Первичное усвоение новых знаний(20мин)
Демонстрируется презентация PowerPoint, дающая представление о видах расходомеров, принципе их работы. В ходе презентации преподаватель объясняет особенности четырех основных видов расходомеров, использующихся в водоснабжении. Также демонстрируются видео материалы, в ходе просмотра которых студентам предлагается поразмышлять о достоинствах и недостатках каждого вида расходомеров, и сформулировать свой ответ после просмотра видео.
5. Первичная проверка понимания (20 мин)
Обучающимся предлагается практическое задание на закрепление темы. В ходе практического задания необходимо провести расчет целесообразности установки приборов учета и времени окупаемости для системы водоснабжения для нескольких типов зданий: жилой многоквартирный дом, поликлиника, детский сад, предприятие общественного питания, школа и др. Расчет производится в компьютерном классе с использованием таблиц MSExcel, данные заносятся в отчет по практическому заданию.
6. Первичное закрепление (10 мин)
Устный фронтальный опрос по пройденному материалу. Обучающимся предлагается ответить на вопросы:
Что такое расход?
Что такое расходомер?
Какие основные виды расходомеров используются в водоснабжении?
Принцип работы электромагнитного расходомера?
Принцип работы ультразвукового расходомера?
Принцип работы расходомера переменного перепада?
Принцип работы турбинного расходомера?
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.(5 мин)
Рассчитать самостоятельно экономическую целесообразность установки поквартирных счетчиков, установленных у вас дома по средним показаниям приборов. Оформить отчет по практическому заданию и подготовится к защите, ответив на контрольные вопросы:
Что такое расход?
Что такое расходомер?
За какое время окупаются приборы учета, приведенные в практической работе?
8. Подведение итогов занятия (10 мин)
1. Оценка достижения цели, поставленной в начале урока.
2. Анализ работы обучающихся преподавателем. Выставление и аргументация оценок.
3. Рефлексия (оценивание результата урока обучающимися).
Рассуждение о целесообразности установки приборов учета. Студентам предлагается ответить на вопрос об экономической эффективности установки приборов учета. Также обсуждается, что установка приборов учета формирует рациональное отношение к природным ресурсам.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Время, мин. | Содержание этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Доска и оборудование |
Организационный момент | 5 | Психологический настрой обучающихся на урок. Создание рабочей обстановки. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Организует внимание студентов, отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя, готовятся к работе, организуют рабочее место | На доске тема урока: «Измерение расходов воды в системах водоснабжения» |
Мотивация, целепологание | 5 | Обеспечение мотивацией и принятие обучающимися основной цели занятия. | Сообщает тему, цели и задачи урока. Обосновывает профессиональную и социальную значимость темы. | Знакомятся с целью и планом урока. Осознают связь темы с профессиональной деятельностью и повседневной жизнью. | |
Актуализация опорных знаний | 5 | Установка связей нового материала с имеющимися у обучающихся знаниями. Логический переход к основной части урока | Преподаватель проводит фронтальный опрос по теме эксплуатация систем водоснабжения. Обучающимся предлагается ответить на вопросы по пройденному ранее материалу. | Отвечают на вопросы преподавателя, дополняют ответы товарищей, корректируют ошибки. | |
Первичное усвоение новых знаний | 20 | Демонстрируется презентация PowerPoint им видеофильмы, дающие представление о видах расходомеров, принципе их работы. | В ходе презентации преподаватель объясняет особенности четырех основных видов расходомеров, использующихся в водоснабжении | Обучающиеся просматривают презентацию и видеоролики, размышляют о достоинствах и недостатках каждого вида расходомеров, и формулируют свой ответ после просмотра видео. | На интерактивной доске HitachiStarBord демонстрируется презентация и видеоролики по теме урока. |
Первичная проверка понимания(выполнение практического задания) | 20 | Обучающимся предлагается практическое задание на закрепление темы. В ходе практического задания необходимо провести расчет целесообразности установки приборов учета и времени окупаемости для системы водоснабжения для нескольких типов зданий | Преподаватель объясняет на примере многоквартирного жилого дома методику расчета окупаемости и целесообразности установки приборов учета расхода водоснабжения | Обучающиеся выполняют практическую работу, делают расчет и заносят данные в отчет о практическом задании (см. приложение 1) | Компьютеры с установленной программой MSExcel. Электронные таблицы с заданием по вариантам. |
Первичное закрепление | 10 | Устный фронтальный опрос по пройденному материалу. | Преподаватель предлагает ответить на вопросы по теме урока. | Обучающиеся отвечают на вопросы по теме урока | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 5 | Обучающиеся получают домашнее заданиесамостоятельнорассчитать экономическую целесообразность установки поквартирных счетчиков, установленных у них дома по средним показаниям приборов. Оформить отчет по практическому заданию и подготовится к защите | Преподаватель объясняет домашнее задание, задает контрольные вопросы. | Записывают домашнее задание,контрольные вопросы. | |
Подведение итогов занятия | 10 | Оценка достижения цели, поставленной в начале урока, рефлексия. | Анализ работы обучающихся преподавателем. Выставление и аргументация оценок | Обучающиеся формулируют вывод о целесообразности использования приборов учета |
Литературные источники:
1. Москвитин Б.А. Оборудование водопроводных и канализационных сооружений. ООО «ИД «Басет», 2011;
2. Жмаков Г.Н., Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения: М.:ИНФРА-М, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: лабораторная работа "Измерение ускорения свободного падения при помощи математического маятника"
Программа разработана на основе Примерной программы и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреж...
Методическая разработка урока: "Определение качества сварного шва путем внешнего осмотра и измерениями"
Цель урока (дидактическая), познавательная деятельность, развивающие и воспитательные задачи: - научить определять качество сварного шва путем внешнего осмотра и измерениями- доведение уровня усвоения...
Методическая разработка урока теоретического обучения "Приборы для измерения давления" по специальности "Оператор котельной"
Тема "КИП и автоматика".Урок "Приборы для измерения давления"....
Методическая разработка УЗ на тему: Вода. Свойства воды.
Настоящая методическая разработка предназначена для подготовки и проведения учебного занятия по учебной дисциплине «Естествознание». В группах 1 курса....
Бинарный урок. Методическая разработка урока по дисциплинам: «Математика»; «Взаимозаменяемость, допуски, посадки и технические измерения».
Данный бинарный урок показывает межпредметные свяэи, способствует развитию логического мышления, позволяет применять полученные знания по математике на практике, формирует спосбность решать проб...
Методическая разработка: Урок по теме: «Чистая вода»
Методическая разработка: Урок по теме: «Чистая вода». Содержит информацию о важности бережного отношения к водным ресурсам. В стихотворной форме представлены природные явл...
Методическая разработка урока по теме: "Приборы магнитоэлектрической системы".
Методическая разработка урока по теме: "Приборы магнитоэлектрической системы"....