Роль предмета «Основы религиоведения» в процессе формирования предпосылок к системности мышления студентов СПО
статья на тему

Данная статья посвящена роли такой дисциплины как "Основы религиоведения" в деле формирования предпосылок критичности и системности мышления у студентов средне-специальных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль предмета «Основы религиоведения» в процессе формирования предпосылок к  системности и критичности мышления студента средне-специального образовательного учреждения на примере изучения воздействия ранних форм религии на развитие мифологии древних цивилизаций человечества

Изучение предмета «Основы религиоведения» в рамках программ  средне-специальных  учебных заведений связано с осознанием необходимости объективного подхода к содержанию религии и всестороннего, насколько это представляется возможным, обоснования важности и актуальности познания всех известных современной науки основных религиозных традиций в истории человечества в непосредственной и тесной связи с историей великих цивилизаций, существовавших и действовавших в процессе общественной эволюции человека.  

Таким образом, обучение предмету «Основы религиоведения» не только знакомит учащихся – студентов  с фактическим материалом по истории мировой религии и истории религии отдельных народов и государств в различные эпохи, но и освящает закономерности развития и преемственность тех или иных религиозных учений и систем, тех или иных религиозных идей, образов и личностей, их сформировавших. Студенту преподносится не просто разрозненный и стихийный набор фактов и понятий в области истории религии и смежной с ней истории человечества в целом, но благодаря строго научному и систематичному подходу религиоведения как учебной дисциплины предлагается увидеть и осмыслить связь, взаимоотношение и взаимодействие феноменов и категорий религиозного порядка в ходе их поступательного развития. Если мы понимаем «систему" как предельно общее понятие, то есть в качестве настоящей научно-философской категории, раскрывающейся как множество элементов и частей, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность и единство, то религиоведение как системная научная дисциплина, изучает последовательное историческое развитие предмета своего непосредственного анализа - религии во взаимоотношении, соединении и взаимосвязи всех ее феноменов, категорий и всяких иных составных частей. В этой связи, в качестве актуального (в рамках данной проблематики) примера, можно указать на то неоспоримое и очевидное влияние, которое оказывают еще ранние и архаические формы религии первобытного общества на зарождение и становление первых в истории человечества полноценных религиозно-мифологических систем Древнего Востока и Античного Средиземноморского мира.

Первобытные предки современных людей сочиняли разнообразные фантастические конструкции, уже тогда, в эпоху общинно-родового строя носившие в себе зачатки мифологических представлений и верований, в соответствии с которыми пытались объяснить себе этот мир: постичь  то, каким образом он устроен, каковы причины тех или иных природных явлений, почему происходят те или иные события в жизни родовой общины или первобытного племени.

Первые люди разумного внутреннего устройства, представители породы homo sapiens, придумывая себе духов-покровителей и устроителей природы и сущего, могущественных животных-прародителей человека; наделяя неодушевленные предметы сверхъестественными свойствами и качествами, используя силу магических заклинаний и молитвенных формул, стремились преодолеть свой изначальный страх перед стихиями природного мира, фундаментальную свою неуверенность и всепоглощающее уныние от сокрушающего воздействия окружающей реальности. Осознавая трагизм своего зыбкого и непредсказуемого существования в условиях непонятной и неподвластной ему дикой стихии мира, первобытный человек всем своим видом, всем своим бытием вынужден был создавать образы, символы и идеи о сверхчувственных сущностях, о сверхприродной реальности, которая скрывалась за видимым многообразием здешнего мира, и которая в то же самое время контролировала и вызывала все мыслимые и немыслимые изменения в природе.

Некоторыми маститыми богословами и учеными-религиоведами считается, что первой формой религиозного восприятия и постижения мира и человека является верование под названием «анимизм». Анимистические верования первобытных людей в существование духовных сущностей и астральных субстанций во всех сферах и стихиях природного мира, представления о тотальной одухотворенности сущего, в котором обнаруживаются и действуют невидимые человеческому глазу спиритуалистические силы, сыграли свою решающую роль в формировании и последующем развитии мифологических образов и сюжетов Древней Греции и Древнего Рима. В Древней Греции объектом почитания и предметом особого, священного трепета для человека стала сама Земля, - Гея, в недрах которой религиозным сознанием древних греков были порождены хтонические чудовища, среди которых выделялись сложносоставные существа - змееподобные зооморфные фантастические твари, такие как Химера, Лернейская Гидра, Киклопы, Горгона Медуза, Сирены и др.,  коих граждане Эллады страшились и против которых им пришлось впоследствии воевать, призвав на помощь богов и полубогов-полулюдей – героев древнегреческого эпоса. Эти фантастические существа, созданные творческой силой и интеллектуальной энергией древнего грека, олицетворяли эротическую мощь и природную потенцию животворящей богини земли-матери.  В Древнем Риме анимистические верования и представления также нашли благодатную почву и легли в основание культового почитания различного вида духов – покровителей домашнего очага и  древнеримской семьи. Среди них семейные «ангелы-хранители» языческой древнеримской религиозности -  пенаты, лары и гении. В религии Древнего Ирана анимизм как вера в одушевленность природного мира стал фундаментом для поклонения духам огня – Атар, божествам озер, рек и водоемов – Апас, демонам неба – Асман и земли – Зам, божественным сущностям солнца – Хвар, луны – Мах. Еще одна ранняя форма религии – тотемизм оставил свой заметный след, став корневой системой не только классической культуры Греции и Рима, но и оросив цветущие религиозно-мифологические сады Египта и Месопотамии. Действительно, боги Египта, особенно на самой ранней стадии в истории египетской религии, изображались в одном только зооморфном обличье, в виде животных, которые, со своей стороны, олицетворяли и выражали собою того или иного бога. Наиболее популярные и значимые божества Древнего Египта - умирающий и воскресающий владыка подземного царства мертвых Осирис, солнечный и лучезарный небесный Господин Ра, умудренный опытом и отягощенный абсолютным знанием бог мудрости Тот представали в религиозном воображении древних египтян как священные виды птиц – сокол и ибис. Посему и птицы эти становились объектом обожения и прдметом безграничной, в основе своей, суеверной, любви древних жителей долины Нила.  В дальнейшем, в более поздние времена, в облике богов стали проглядывать и более приятные глазу «гуманные» формы, стали сочетаться как зооморфные, так и антропоморфные черты и атрибуты. Божества позднего Египта, как правило, изображались с туловищем человека и головою какого-либо вида животного. Такая тенденция нашла себе применение в изображении богини любви, женственности и красоты Бастет (Хатхор), модельная и симметричная фигурка которой увенчана не менее «правильной», симпатичной мордашкой кошки. Религиозные представления жителей Месопотамии выглядели явно более приближенными к человеческому фактору, поскольку боги там представали почти как совершенные, правильной формы люди, и только мелкие и неуловимые штрихи к «божественному портрету» раскрывали влияние тотемизма. К слову сказать, царь богов в вавилонской мифологической системе Мардук сокрушает богиню мирового водного хаоса, бывшую когда-то всесильной повелительницей водной стихии Тиамат, в облике которой угадываются тотемистические пережитки и атавизмы.

Подобным образом можно будет освятить ту особую  роль, которую Религиоведение  как преподаваемая научная дисциплина может и должна играть в научном познании, став его неотъемлемой частью. И как только удастся убедительно и ясно ответить на актуальные вопросы в области религии и религиозности с научных позиций и в исторической перспективе, в связи с современной ситуацией, тогда мы все – и преподаватели, и учащиеся сможем осознать тот факт, что вполне нам по плечу, и совершенно в наших силах попробовать преодолеть господствовавшие еще до недавнего времени в отношении религии и религиозности общественные предрассудки и личное невежество,  вырастающие на почве атеизма и восходящие к отсутствию надлежащей религиозной культуры и воспитания в сферах веротерпимости и толерантности.

Следует также особо заметить непреложное значение изучения религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и исторических фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование энергоэффективного мышления студентов при изучении дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Внедрение изучения «умных технологий» в дисциплину дает возможность студентам  познакомиться не только с самими новыми технологиями, но и с методами энергосбережения и улучшения  экологическ...

Обобщение опыта на тему "Системно – деятельностный подход при обучении информатике и спецдисциплин как способ формирования общих и профессиональных компетенций студентов" преподавателя Кропачевой Т.Е.

Представленный опыт работы преподавателя информатики и спецдисциплин ГБПОУ МПТ первой квалификационной категории Кропачевой Татьяны Евгеньевны, призера I областного конкурса «Преподаватель года - 2016...

Статья на тему: "Формирование самостоятельности студентов, системного мышления, информационной и коммуникативной культуры"

                Спрос на специалистов экономических специальностей на рынке труда является высоким, несмотря на активную подготовку п...

Статья: "Роль мастера производственного обучения в процессе формирования современного рабочего"

В условиях научно-технического прогресса, придающего труду новый характер, необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен к нему, имел профессионально-техническое образование, обладал глубокими...

Развитие критического мышления студентов при постановке проблемы на занятиях "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)

Развитие критического мышления на занятиях психология.«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)»«Уни...

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

С модернизацией современной системы Российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным.  Среди условий реализации основной образовательной п...