РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.01 "ЛИТЕРАТУРА" создана для реализации среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьютерные системы и сети» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины ОУД 01 «Литература», с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 402 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЛЛЕДЖ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МИРЭА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.01 ЛИТЕРАТУРА
по специальности:
09.02.01 Компьютерные системы и комплексы
МОСКВА, 2016 г.
Одобрена Предметно-цикловой комиссией ____________________________ ____________________________ | Разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования 2012 г. и примерной программой учебной дисциплины «Литература», одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008; для специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. код, наименование специальности |
Протокол № _______________ От «_____»___________20___г. Председатель предметно-цикловой комиссии _________/___________________ подпись ФИО | Проректор по учебной работе ____________/_____Панов В.Л. подпись ФИО |
Разработчик:
Лиепиня Ивета Яновна, преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
Ванькина Валентина Басанговна – преподаватель русского языка и литературы,
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Почетный работник НПО РФ
Рецензент_____________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ стр.
.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-6 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7-26 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 27-28 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 29-31 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.01 Литература
1.1. Область применения программы: реализация среднего (полного) общего образования в пределах ППССЗ по специальности 09.01.02 «Компьютерные системы и сети» в соответствии с примерной программой учебной дисциплины ОУД 01 «Литература», с учетом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода, в соответствии с которым у обучающихся развиваются и совершенствуются:
– коммуникативная;
– речевая;
– социокультурная;
– ценностно-смысловая компетенции.
Формирование компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны. А также программа направлена на формирование общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Курс «Литература » направлен на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки; формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни; высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции обучающихся; речевой культуры обучающихся;
- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
- формирование гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.
Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Вместе с тем в результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общеучебными компетенциями по 4 блокам:
1. Самоорганизация
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
2. Самообучение
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, заниматься самообразованием.
3. Информационный блок
Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
4. Коммуникативный блок
Способность эффективно работать в коллективе и команде, брать на себя ответственность за результат выполнения заданий.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- образную картину словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX – XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки 204 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки 134 часов;
самостоятельной работы обучающихся 70 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Виды учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 204 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 134 |
в том числе: | |
Практические занятия | 28 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа | 70 |
в том числе: | |
Подготовка рефератов, сообщений, презентаций (творческие задания и проекты) | 12 |
Конспектирование статей, письменные ответы на вопросы, тезисных планов к критическим статьям | 14 |
Письменный анализ поэтических и прозаических текстов. | 14 |
Подготовка к чтению стихотворений наизусть | 6 |
Создание «рекламного проекта» о понравившихся произведениях начала XX и XXI веков | 8 |
Работа в творческих группах с дополнительной информацией и справочной литературой | 6 |
Написание сочинений-отзывов, сочинений-рецензий. | 10 |
Итоговая аттестация I семестр | к/р |
Итоговая аттестация II семестр | Диф. зачет |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Искусство, история и литература первой половины 19 века. | 18 | |||
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. |
| 2 | 2 | |
Тема 1.1. Романтизм – ведущее направление русской литературы первой половины 19 века. |
| 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: 1. «Самобытность русского романтизма». Сообщение, письменное выполнение задания. 2. Составить рассказ (устно) на одну из тем: 1. Что я знаю о жизни А.С. Пушкина. 2. История моего знакомства с А.С. Пушкиным. 3. Как А.С. Пушкин вошел в мою жизнь. | 2 | |||
Тема 1.2. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные периоды в творчестве поэта: лицейский, петербургский, южная ссылка, михайловский, годы странствий, Болдинская осень, последние годы. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии. Статус поэта и поэзии в стихотворениях: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт, «Поэту», «Памятник». Библейская легенда о пророке Исайе и стихотворение «Пророк». Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы («Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны»). Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу. Стихотворения «К Чаадаеву», «Узник», «К морю». | 2 | 2 | |
Тема 1.3. Философское отношение к смыслу жизни, творчеству, любви, природе, дому в стихотворениях Пушкина. | Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания. | 2 | 2 | |
Тема 1.4. Поэма «Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. | Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина. | 2 | 2 | |
Тема 1.5. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Поэтический мир Лермонтова. Основные мотивы лирики. | Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как часто пёстрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон», «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой..», «Памяти А.И. Одоевского», «Желание». Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова». Письменный анализ стихотворения. | 2 | |||
Тема 1.6. Поэма «Демон» как романтическая поэма. Смысл финала поэмы. | Противоречивость центрального образа произведения. Земное и космическое в поэме, ее философское звучание. | 2 | 2 | |
Тема 1.7. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция, сюжет, герои, замысел произведения. | Сведения из биографии. Мотивы личного и социального разочарования в повести «Портрет».Приемы комического в повести. Авторская позиция. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: « Значение творчества Н. В. Гоголя в русской литературе». Знать содержание поэмы «Мертвые души». Составить конспект «Н.В. Гоголь в истории русской литературы». Конспект, сообщение. | 2 | |||
Тема 1.8. Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». | История создания. Жанр и смысл названия поэмы. Композиция произведения. Тема «мертвой» и «живой» души. Идейно – художественное значение образа Чичикова. Образ живой Руси. | 2 | 2 | |
Раздел 2. Литература второй половины 19 века | 48 | |||
Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России середины 19 века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. | Взаимодействие разных стилей и направлений. Критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Познакомиться с романом Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Составить тезисный план. | 1 | |||
Тема 2.2. А.Н. Островский. «Отец русского театра». Художественный мир драматурга Островского. «Бесприданница». | Социально-культурная новизна драматургии А. Н. Островского. Типы деловых людей в пьесах А. Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров. Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти. Эволюция женского образа у Островского .Авторское отношение к героям. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве». | 1 | |||
Тема 2.3. Драма «Гроза». Город Калинов. Конфликты и система образов. Образ Катерины. Символика названия пьесы. Позиция автора, его идеал. | Жизненные позиции героев. Катерина – «луч света в тёмном царстве». Душевная трагедия Катерины. Определение понятия «темное царства».Анализ монологов (монолог как законченное высказывание, обладающее признаками текста). Русские критики о драме «Гроза». Тест по пьесе «Гроза». | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Выразительное чтение наизусть отрывка (монолог Катерины). Сочинение «Трагический конфликт Катерины с «темным царством». | 2 | |||
Тема 2.4. И. А. Гончаров. Творческая история романа « Обломов». Прошлое и будущее России. | История создания романа. Самобытность замысла. Оригинальность основного характера. Прошлое и будущее в романе. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Роман «Обломов» в оценке критиков». Конспектирование, письменные ответы на вопросы. | 2 | |||
Тема 2.5. И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Особенности композиции романа «Отцы и дети». | История создания. Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Проблематика произведения. Эпоха в романе. Образ Базарова - композиционный центр романа. Базаров в системе образов. | 2 | 2 | |
Тема 2.6. Споры «отцов» и «детей». Евгений Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Любовь в романе «Отцы и дети». Авторская позиция в романе. Споры о романе «Отцы и дети». | Споры Базарова и Павла Петровича. Сцена дуэли. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм. Значение заключительных сцен романа. Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. Как раскрывается Базаров в любви. Базаров и Анна. Позиция автора. Полемика вокруг романа. (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович). | 2 | 2 | |
Тема 2.7. Ф.И.Тютчев – поэт – философ. Основные темы лирики. | Ф.Тютчев - поэт русской природы, поэт-философ. Представление о единстве мира, природы и внутреннего мира человека. Любовная лирика. Ритмическое богатство языка. « О, как убийственно…», «Не то, что мните вы природа», «Нам не дано…», «Я встретил Вас…». Тест по творчеству Ф.И.Тютчева. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Лирика любви Ф.И. Тютчева». Сообщение, письменная работа. | 2 | |||
Тема 2.8. А.А.Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета как выражение идеала и красоты. Любовь и природа в лирике. Своеобразие лирики. | Очерк жизни и творчества. Традиционные поэтические темы. Музыкальность лирики Фета, мелодичность стиха. «Еще майская ночь…», «Сияла ночь…», «Шепот, робкое дыхание», «Еще весны душистой…» Художественный метод А.А.Фета. Тест по творчеству А.А. Фета. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Гармоничность и мелодичность лирики А.А.Фета». Конкурс чтецов. | 2 | |||
Тема 2.9. Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Поэтичность языка. | Очерк жизни и творчества Н.А.Некрасова. Становление поэта. Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Гражданственность и народность лирики. Стихотворения «В дороге», «Рыцарь на час», Элегия», «Вчерашний день», «Поэт и гражданин», «Пускай нам говорит…», «О, муза! Я у двери гроба…». | 2 | 2 | |
Тема 2.10. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова. | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века. | 2 | 2 | |
Тема 2.11. Н.С. Лесков. Сказ «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | Н.С. Лесков. Сказ «Очарованный странник».Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. | 2 | 2 | |
Тема 2.12. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок. «История одного города». Проблема совести и нравственного возрождения человека. | М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. «История одного города» (обзор). Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение». Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека. | 2 | 2 | |
Тема 2.13. Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. .Социальная и нравственно-философская проблематика романа «Преступление и наказание». | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Защита творческих работ по одному из рассказов писателя - «Анализ раннего произведения Ф.М.Достоевского». | 2 | |||
Тема 2.14. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона Раскольникова. | Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Система образов в романе «Преступление и наказание». «Двойники» Родиона Раскольникова —Лужин, Свидригайлов. Теория Лужина. Свидригайлов — подлец или жертва? | 2 | 2 | |
Тема 2.15. Социально – психологический конфликт в романе. «Правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и очищения в романе. Проблема «маленького человека» в романе. Роль эпилога в романе. | Смысл теории Раскольникова. «Преступление и наказание» как социальный роман. Образ Петербурга. Социальные и философские истоки бунта. «Униженные» и «оскорбленные» в романе. Теория Раскольникова. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой. Мотивы страдания и очищения в романе. Раскольников и Соня на каторге. Возрождение погибшей души Раскольникова. Роман Достоевского и современная действительность. Крушение идей Раскольникова. Оппоненты Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Сонечка Мармеладова и христианское видение мира. Евангельские мотивы, образы в романе. «Маленький человек» в романе. Человек и общество, человек и время в романе. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Критика о романе М.Ф. Достоевского». Конспект, письменный ответ на вопрос. Выписать описание Петербурга из романа. «Критика о романе М.Ф. Достоевского». Конспект, письменный ответ на вопрос. | 2 | |||
Тема 2.16. Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. История создания романа «Война и мир». Жанровое своеобразие и особенности композиции романа «Война и мир». Многозначность названия романа. | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. История создания романа «Война и мир». Композиция романа, жанровое своеобразие. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Л.Н. Толстой. "Севастопольские рассказы". Подготовиться к диспуту «Истинный и ложный патриотизм» или «Моральный кодекс героев рассказов». | 2 | |||
Тема 2.17. Светское общество в изображении Толстого. Изображение войны 1805-1807 гг. | Светское общество в изображении Толстого (салон А.П. Шерер) - «срывание всех и всяческих масок». Знакомство с героями произведения. Изображение войны 1805-1807 гг. проблема истинного и ложного патриотизма и героизма. Изображение офицеров и простых солдат. Образ Тушина. | 2 | 2 | |
Тема 2.18. Отечественная война 1812г. Кутузов и Наполеон. Духовные искания А.Болконского и П. Безухова. | Изображение Отечественной войны 1812 г. в романе. Кутузов и Наполеон — прием антитезы в изображении полководцев. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». “Мысль народная” в романе «Война и мир». Патриотизм и героизм русского народа. Изображение войны в романе. Реализм Толстого в изображении войны. «Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого (Шенграбен, Аустерлиц).Духовные искания А. Болконского. Нравственная эволюция образа. Духовное возрождение героя. Духовные искания П.Безухова. Герой и эпоха. Доброта и радушие Пьера. Пьер в плену. | 2 | 2 | |
Тема 2.19. Женские образы в романе «Война и мир». | Женские образы в романе «Война и мир»: Наташа Ростова, Элен Курагина, княжна Марья Болконская. В чем истинная красота человека? | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Обзор творчества Л.Н. Толстого: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат». Знать содержание романа-эпопеи «Война и мир»; подготовить презентацию «Роман «Война и мир» в наши дни». Написать эссе на одну из предложенных тем. | 2 | |||
Тема 2.20. А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Герои рассказов А.П. Чехова. | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Герои рассказов А.П. Чехова. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Рассказы А.П. Чехова "Дома", "Дама с собачкой", "Палата №6", "Дом с мезонином". Сочинение-отзыв, интервью с героем. | 2 | |||
Тема 2.21. Тема гибели души в рассказе «Ионыч». | Создание рассказа. Рассказ «Ионыч». Изображение духовного оскудения личности. Композиция, система образов. Д.Старцев и его превращение в Ионыча. Нравственные проблемы романа Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Образ доктора Старцева. | 2 | 2 | |
Тема 2.22. Особенности драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад» Своеобразие жанра и композиции пьесы. | Театр Чехова- воплощение кризиса современного общества. Пьеса «Вишнёвый сад»- вершина драматургии Чехова. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Пьеса «Вишневый сад». Тема прошлого, настоящего и будущего России. Новаторство Чехова – драматурга. Своеобразие конфликта и его разрешение в «Вишневом саде». Система образов. Старые и новые хозяева сада. Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Изложите в форме текста (письменно) стилистический строй речи героев пьесы «Вишневый сад». | 2 | |||
Тема 2.23. Система образов. Жизненная беспомощность героев пьесы «Вишневый сад». Символичность в пьесе. | Система образов пьесы «Вишневый сад». Образы «недотеп» в пьесе. Жизненная беспомощность героев. Символичность детали в пьесе. | 2 | 2 | |
Тема 2.24. Обзор зарубежной литературы (В. Шекспир «Гамлет», О. Бальзак «Гобсек»). | Противоречивость характера Гамлета. Актуальность образа в наши дни. Губительная власть денег. Бальзаковские герои и современная действительность. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэты-импрессионисты (Ш. Бодлер, А. Рембо и др.). Литературная гостиная с чтением стихов под музыку в сопровождении выполненных самостоятельных иллюстраций. | 2 | |||
Тема 2.25. | Итоговая контрольная работа за I семестр | 2 | 2 | |
Раздел 3. Русская литература на рубеже XIX –XX веков. | 12 | |||
Тема 3.1. Характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков, его отражение в литературе. Многообразие литературных течений и направлений. | Характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков, его отражение в литературе. Многообразие литературных течений и направлений. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Новаторство литературы начала XX века». Письменная работа. Реклама произведений. | 2 | |||
Тема 3.2. М. Горький. Жизнь и творчество. Правда жизни в ранних рассказах («Челкаш», «Старуха Изергиль»).Типы персонажей в романтических рассказах М. Горького. Драматургия М. Горького. Спор о назначении человека в драме «На дне». Философский смысл пьесы. | Жизненный и творческий путь М.Горького. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Типы персонажей в романтических рассказах А.М. Горького. Драматургия А.М. Горького. Реалистическое изображение образов в драме «На дне». Спор о назначении человека. «Три правды» в пьесе. Философский смысл пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения. Трагические судьбы «дна» в пьесе «На дне». Образы ночлежников. Споры о силе и слабости человека. Правда и ложь в понимании героев. Смысл жизни героев пьесы. Образ Луки и Сатина. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: прочитать пьесу «На дне»; сочинение-рассуждение на тему «Свобода - во что бы то ни стало». | 2 | |||
Тема 3.3. А.И. Куприн: жизнь и творчество. Трагический смысл рассказа «Гранатовый браслет». | А.И. Куприн: жизнь и творчество. Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Роль детали в рассказе. Символика произведения. Трагический смысл рассказа. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Повесть «Олеся». Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Рецензия на просмотренный спектакль или фильм. | 2 | |||
Тема 3.4. Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственная и социальная проблематика. | Мир армейских отношений в повести «Поединок». Нравственная и социальная проблематика повести. Раскрытие темы любви. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Новаторство литературы начала XX века»-письменная работа; анализ эпизодов повести «Поединок»; используя текст, прокомментировать основные проблемные темы, поднятые автором повести. | 2 | |||
Тема 3.5. Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Философичность лирики. | Жизненный и творческий путь И.А. Бунина. Основные темы лирики. Своеобразие лирических произведений Бунина. Философичность лирики. Стихотворения: «Вечер», «Не устану повторять вас, звезды!…», «Мы встретились случайно на углу», «Я к ней пришел в полночный час…», «Ковыль», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…». Своеобразие лирических произведений Бунина. | 2 | 2 | |
Тема 3.6. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох. | История создания рассказа. Особенности повествования в рассказе Бунина. Темы и идеи рассказов. Роль символов. Индивидуальный стиль писателя. Рассказ «Господин из Сан-Франциско» глазами читателей разных эпох. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Роль пейзажа в раскрытии образа главного героя. Тест по теме. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: И.А. Бунин. Анализ стихотворения. Письменная работа. Чтение и анализ стихов и рассказов И.Бунина. Сочинение «Мои любимые бунинские стихотворения» ( по выбору). | 2 | |||
Раздел 4. Поэзия начала ХХ века | 14 | |||
Тема 4.1. Обзор русской поэзии конца 19-начала 20 веков. Серебряный век русской поэзии. Литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. | Введение. Общая характеристика литературы серебряного века. Поэзия «серебряного века». Краткая характеристика поэтических течений. Жизненный и творческий путь поэтов: Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.: общая характеристика творчества. Своеобразие их творчества, основные темы поэзии. Литературные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэты о серебряном веке. Составление тезисного плана. | 2 | |||
Тема 4.2. Русский символизм. История русского символизма. Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова. | Русский символизм. История русского символизма. Основные темы и мотивы поэзии В.Я. Брюсова. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. | 2 | 2 | |
Тема 4.3. Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта. Интуитивное постижение действительности в творчестве А. Белого. | Основные темы и мотивы поэзии К.Д. Бальмонта. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» и др. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии. Интуитивное постижение действительности в творчестве А. Белого. | 2 | 2 | |
Тема 4.4. Акмеизм. Истоки. Своеобразие лирических сюжетов в творчестве Н.С. Гумилева. | Акмеизм. Истоки. Своеобразие лирических сюжетов в творчестве Н.С. Гумилева. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» и др. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. | 2 | 2 | |
Тема 4.5. Футуризм. Манифесты футуризма. Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. Словотворчество И. Северянина. | Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэтические эксперименты В.В. Хлебникова. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» и др. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Оригинальность словотворчества И. Северянина. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» и др.Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Стихотворения поэтов серебряного века». По выбору: Письменный анализ стихотворений. Литературная гостиная «В гостях у серебряного века» | 2 | |||
Тема 4.6. А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего А. Блока. «Страшный мир» в лирике. Тема Родины в творчестве. | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Романтический мир раннего А.Блока. Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить…», цикл «Кармен» «Скифы». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тревога за судьбу России. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Поэзия Серебряного века и современное музыкальное искусство. Творчество поэтов Серебряного века в наши дни. | 2 | |||
Тема 4.7. Символика поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Композиция, лексика, ритмика поэмы. | Поэма А.А. Блока «Двенадцать». Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы. Символика. Композиция, лексика, ритмика поэмы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Поэма А.Блока «Соловьиный сад». Поэзия А.Блока». Письменный ответ на вопрос. Конкурс чтецов. | 2 | |||
Раздел 5. Литература 20-х – начала 40-х годов | 20 | |||
Тема 5.1. Основные тенденции развития литературы 1917-1920-х годов. | Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Политика партии в области литературы в 20-е годы. Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Общественно-культурное развитие России в начале XX века до 1920-х годов». Групповая презентация с аудио- и видеофрагментами. | 2 | |||
Тема 5.2. Маяковский. Жизнь и творчество. Лирический герой дооктябрьской поэзии В.В. Маяковского. Темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского. Любовная лирика. Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Лирический герой дооктябрьской поэзии В.В. Маяковского. В.В. Маяковский и футуристы. Основные темы раннего творчества В.В. Маяковского. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», поэмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», пьесы «Клоп», «Баня». Темы и проблемы послеоктябрьского творчества В.В. Маяковского. Любовная лирика. Стихотворения: «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»,«Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Поэма «Во весь голос». Раскрытие темы поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина. Новаторство стихосложения Маяковского. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Статья В.В.Маяковского «Как делать стихи». Особенности «новокрестьянской поэзии» в творчестве Н.А.Клюева и поэтов «крестьянской школы». Работа в творческих группах. | 2 | |||
Тема 5.3. С.А. Есенин. Художественный мир поэта. Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина. Любовная лирика. | С.А. Есенин. Художественный мир поэта. Тема Родины и природы в лирике С.А. Есенина. Любовная лирика. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». | 2 | 2 | |
Тема 5.4. Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. | Поэма «Анна Снегина» - поэма о судьбе человека и Родины. Отражение истории начала XX века в поэме. Образ Анны Снегиной. Лирическое и эпическое в поэме. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Особенности «новокрестьянской поэзии». Написать рецензию на просмотренный фильм «Есенин». | 2 | |||
Тема 5.5. Поэзия М. Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Своеобразие стиля поэтессы. «Если душа родилась крылатой...». Основные темы творчества. | М.И. Цветаева. «Если душа родилась крылатой...». Основные темы творчества. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы. | 2 | 2 | |
Тема 5.6. О.Э. Мандельштам. Поиски духовных опор в искусстве и природе. | О.Э.Мандельштам. Поиски духовных опор в искусстве и природе. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим». | 2 | 2 | |
Тема 5.7. Юмор и сатира в литературе 1920-х годов. М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Произведения отечественной прозы 1930-х годов. Обзор. | Юмор и сатира в литературе 1920-х годов. М.М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Актуальность рассказов М.Зощенко. Вечные проблемы в романах И.Ильфа и Е.Петрова. Произведения отечественной прозы 1930-х годов. Обзор становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении. Отражение индустриализации и коллективизации. Историческая тема. Тема интеллигенции и революции. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Жанр романа-антиутопии в 20-е годы – нарастание тревоги за будущее. Роман Е.Замятина «Мы». Собеседование с преподавателем. Проект «Город-государство Замятина». | 2 | |||
Тема 5.8. М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Изображение войны и офицеров в романе «Белая гвардия». Нравственные законы Турбиных. | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Изображение войны и офицеров в романе «Белая гвардия». Отношение автора к героям романа. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Нравственные законы Турбиных. | 2 | 2 | |
Тема 5.9. Роман «Мастер и Маргарита». Особенности жанра. Нравственно-философское звучание «ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». | Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость романа. Система образов. Особенности жанра. Нравственно-философское звучание «ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита». Сатирические страницы романа. Тема любви и творчества в романе М.М. Булгакова «Мастер и Маргарита». | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Тайны «Мастера и Маргариты». Конспектирование. Творчество М.М.Булгакова в восприятии современного поколения. | 2 | |||
Тема 5.10. М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Замысел и история создания романа-эпопеи «Тихий Дон». События революции и Гражданской войны в романе. Нравственная позиция автора. Путь Григория Мелехова в романе. Женские судьбы. | М.А. Шолохов. Жизнь и творчество. Трагические мотивы и оптимистический пафос «Донских рассказов». Мир и человек в рассказах Шолохова. Замысел и история создания романа-эпопеи «Тихий Дон».Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Картина жизни донских казаков. Гуманизм писателя в изображении войны. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Развитие понятия стиля. Путь Григория Мелехова в романе. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Гуманизм писателя в изображении войны. Традиции Л. Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя. Развитие понятия стиля. Путь Григория Мелехова в романе. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. | 2 | 2 | |
Раздел 6. Проза и поэзия времен Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 10 | |||
Тема 6.1. Мир подвига: проза и поэзия периода Великой Отечественной войны. | Мир подвига: поэзия и проза Великой Отечественной войны. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Публицистика военных лет. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др. . Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Кинематограф героической эпохи. «Реалистическое и романтическое изображение войны в творчестве авторов-фронтовиков»; подготовить презентацию « Творчество писателей-фронтовиков» (по выбору).
| 2 | |||
Тема 6.2. А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Тема любви и «родной земли» в лирике. Поэма «Реквием». | А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя».Статьи о Пушкине. Гражданская и патриотическая лирика А.Ахматовой. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Подготовить сообщение «Тема любви к родной земле, к России в творчестве А. Ахматовой». Прочитать поэму. Выучить отрывок наизусть. | 2 | |||
Тема 6.3. Б. Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики Б. Пастернака. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Духовные искания героев. | . Пастернак. Жизнь и творчество. Философичность лирики Б. Пастернака. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Жанровые особенности. Духовные искания героев. Судьба Юрия Живаго и судьба автора. | 2 | 2 | |
Тема 6.4. А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в творчестве А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».
| А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Тема войны и памяти в творчестве А.Т. Твардовского. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда кончилась война…», «Ты, дура, смерть, грозишься людям». Творческая история поэмы, ее судьба. Жизненные реалии 30—40-х годов, их осмысление Твардовским. Образ Сталина, развенчание его культа. Тема «пяти слов», ее движение и развитие. Автор в поэме. Исповедальные и биографические мотивы в главе «Перед отлетом». Жизненное и поэтическое кредо Твардовского, его реализация во вступлении, в главе «О памяти». Афоризмы Твардовского, их роль в главе «О памяти». | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: подготовить сообщение «История моей семьи в годы войны». | 2 | |||
Тема 6.5. Литература Русского Зарубежья. Три волны русской эмиграции. Обзор литературы. | Три волны русской эмиграции. И. Бунин, В.Набоков, Вл. Максимов, А.Зиновьев, В. Некрасов, И.Бродский, Г. Владимов и др. Тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения. Обзор литературы | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Литература русского Зарубежья. Творчество И.Шмелева, В.Зайцева, А.Ремизова, С.Довлатова». Сочинение-рецензия. | 2 | |||
Раздел 7. Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов. | 10 | |||
Тема 7.1. Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича». «Матренин двор». Мастерство А.И. Солженицына-психолога. | Основные тенденции развития литературы 1950-середины 1980-х годов. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. А.И. Солженицын. Жизнь и творчество. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Иван Денисович – тип русского национального характера. А.И. Солженицын “Матренин двор”. Мастерство А. Солженицына – психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. | 2 | 2 | |
Тема 7.2. Деревенская проза. Обзор произведений В. Астафьева, В. Распутина. | Деревенская проза. Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного жизнью своей с землей. Обзор произведений В. Астафьева, В. Распутина. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: «Проза В. Астафьева, В. Распутина». Сочинение-отзыв на роман В. Астафьева или В. Распутина. | 2 | |||
Тема 7.3. В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение жизни русской деревни. Особенности прозы В. Шукшина. Тип героя – «чудика» в творчестве В. Шукшина. | В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Изображение жизни русской деревни. Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Художественные особенности прозы В. Шукшина. | 2 | 2 | |
Тема 7.4. Новейшая русская проза и поэзия 1980-2000-х годов. Обзор. | Поэзия второй половины ХХ века. Основные темы, проблемы, своеобразие стиля. Авторская песня. (Б. Ахмадулина, Р.Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.). | 2 | 2 | |
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся: Защита творческих работ «Новейшая русская проза и поэзия 1980-2000-х годов». Обзор: А.Астафьев, В.Распутин, В.Ерофеев, В. Войнович, В. Пелевин, Ю.Поляков, Т. Толстая и др. | 2 | |||
Тема 7.5. Обзор зарубежной литературы ХХ века: жизнетворчество, темы, проблемы (Э. Хемингуэй «Старик и море», Э. М. Ремарк «Три товарища»). Предэкзаменационное повторение | Обзор зарубежной литературы (Э. Хемингуэй «Старик и море», Э. М. Ремарк «Три товарища»). Темы, проблемы, система образов. | 2 | 2 | |
Всего: | 204 | 70 | ||
Вид контроля | Дифференцированный зачет |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- учебно-методический комплекс дисциплины;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык 10-11»; «Литература 10-11»
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер (ноутбук)с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
3.2. Информационно-коммуникативное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Власенков, А.И., Рыбченкова, Л.М. Русский язык 10-11 кл.- М.: Просвещение, 2011.
- Воителева, Т.М. Русский язык: учебник для 10 класса (базовая подготовка)-М.: - 2010г.;
- Воителева, Т.М. Русский язык: учебник для 11 класса (базовая подготовка) 1-е изд.-М.: - 2010г.
- Власенков, А.И., Потемкина Т.В. Русский язык .- М.: Дрофа, 2007
- Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речиМ., Форум, 2013
- Лебедев Ю.В. Литература 10 кл.- М.: Просвещение, 2009.
- Максимова В.И., Глубева А.В. Русский язык и культура речи. М., Юрайт, 2011
- Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Просвещение, 2010г.
- Смирнова Л.А., Журавлев В.П. Литература 10 кл.- М.: Просвещение, 2011.
- Роговер Е.С. Русская литературя ХIХ – ХХ века часть 1 : Учебное пособие.- СПб, Москва: Сага: Форум.2008
- Роговер Е.С. Русская литературя ХIХ – ХХ века часть 2 : Учебное пособие.- СПб, Москва: Сага: Форум.2008
Дополнительные источники:
- Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2009г.;
- Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2009г.;
- История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2009г.
- История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2009г.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2010г.
- Рыбченкова, Л.М. Программно-методические материалы. Русский язык, 10-11 классы– М., Дрофа, 2002г.
- Ситникова, Л.Н., Энсани, Р.Ш. Диктанты и изложения 9-11 классы – Волгоград, 2007г
- Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. – М., Дрофа, 2006.
- Тюпа, В.И. Анализ художественного текста– М., Академия, 2006г.
Электронные ресурсы:
1. 2. E-Lingvo.net. - Режим доступа к библиотеке: http://e-lingvo.net/files
3. Библиотека на Philology.ru. - Режим доступа к библиотеке: http://www.philology.ru;
4. Durov.com. - Режим доступа к библиотеке http://www.durov.com/;
5. Поиск электронных книг. - Режим доступа к библиотеке: http://www.poiskknig.ru;
6. Litera.ru. Сервер "Литература" – Режим доступа: http://www.litera.ru/
7. Русские писатели и поэты. – Режим доступа: http://writerstob.narod.ru/
7. "Я иду на урок литературы". – Режим доступа: http://lit.1september.ru/urok/;
8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]: Учебно-методические материалы. – Режим доступа: www.fcior.edu.ru
Интернет-ресурсы
http://www.academia-moscow.ru/
http://www.ostrovskiy-memory.info
4 .КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего и рубежного контроля, тестирования, а также проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формируемые общеучебные и общие компетенции | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Знания: | ||
Образную природу словесного искусства, содержание изученных литературных произведений, основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX веков, основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных напрвлений, основные теоретико-литературные понятия. | ОК 4-ОК 8; Социокультурная, ценностно-смысловая. | Текущий контроль знаний; результаты тестирования; проверка правильности выполнения лабораторных работ; своевременное выполнение самостоятельной работы; проверка результатов работы с презентацией, проверка выполнения письменных заданий, проведение конкурсов инсценовок, рисунков, слайд-шоу. |
Умения: | ||
– понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; – понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; – умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; – определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); – владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; | социокультурная ОК4-6 ОК8 | Самостоятельная работа. Внеаудиторная работа. Тестирование |
Текущий контроль -индивидуальные задания. Тестирование. Внеаудиторная работа. | ||
Текущий контроль -индивидуальные задания. Тестирование. Внеаудиторная работа. | ||
Текущий контроль -индивидуальные задания. Тестирование. Внеаудиторная работа. | ||
– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; | Коммуникативная ОК4-6 ОК8 Самоорганизация и самообучение. Использовать информационно -коммуникационные технологий. | Контроль за структурой и содержанием подготовленных устных выступлений, проведение конкурсов инсценировок, чтецов, контроль за умением работать в группе, умением налаживать контакт. Проверка письменных работ, результатов тестирования, своевременная проверка самостоятельной работы, проверка сообщений, докладов, слайд-шоу. |
– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. – Применение полученных знаний в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры | Речевая ОК4-6 ОК8 Самоорганизация и самообучение. Использовать информационно -коммуникационные технологий. | Контроль за структурой и содержанием подготовленных устных выступлений, проведение конкурсов чтецов, контроль за умением работать в группе, умением налаживать контакт. Проверка письменных работ, результатов тестирования, своевременная проверка самостоятельной работы, проверка сообщений, докладов, слайд-шоу. |
– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; Воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни; – готовности к трудоволй деятельности; – применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности | Ценностно-смысловая ОК4-6 ОК8 Самоорганизация и самообучение. Использовать информационно -коммуникационные технологий. | Контроль за умением формулировать собственные мысли и умением аргументировать собственный тезис, проведение конкурсов реклам, слайд-шоу, инсценировок. Проверка письменных работ, результатов тестирования, своевременная проверка самостоятельной работы, проверка сообщений, докладов, слайд-шоу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности НПО 034700.02 «Архивариус» (1,2 курс, базовый уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) об...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (часть 2.ЛИТЕРАТУРА)____________название дисциплины1.1. Область применения программыРабочая пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС...

Рабочая программа учебного предмета " Литература"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА « Литература»программы подготовки специалистов среднего звена для специальности технологического профиля: 35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт ...