Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности НПО 034700.02 «Архивариус» (1,2 курс, базовый уровень)
рабочая программа на тему

Жесик Надежда Борисовна

Рабочая  программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) в соответствии с ФГОС по специальности 034700.02 «Архивариус»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fkpounovaya_programma.docx88.86 КБ

Предварительный просмотр:

ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат»

Минтруда России

Рабочая программа

учебной дисциплины

литература

для специальности НПО

034700.02 «Архивариус»

(1,2 курс, базовый уровень)

2013г.


 

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

34

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

37


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Литература»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая  программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) в соответствии с ФГОС по специальности 034700.02 «Архивариус»;

1.2.        Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательные дисциплины базовые.

1.3.        Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 346 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 231 часов;

самостоятельной работы обучающегося 115 часов.

\

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

346

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

231

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

115

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

115

в том числе:

       индивидуальное проектное задание

       внеаудиторной самостоятельной работы

Итоговая аттестация в форме: зачёт –  II семестр,  д.з – III семестр

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объём   часов

Уровень освоения

Раздел 1.

 Русская литература первой половины XIX века.

28

Тема 1.1. Введение.

Русская литература первой половины XIX века.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в.в. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. Самобытность русского романтизма.

2

1

Тема 1.2.

Практическая работа

А.С. Пушкин

Стихотворения: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву».

Жизненный и творческий путь.

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой. Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы. Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике Пушкина. Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.

1

1

2

1

Тема 1.3.

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник».

Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

2

1

Тема 1.4.

Практическая работа.

Тест по поэме «Медный всадник»

2

2

Тема 1.5. 

Практическая работа.

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Как часто пестрою толпою…».

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и ее реальное бессилие, — сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

Критики о М.Ю. Лермонтове. В.Г. Белинский о Лермонтове.

1

1

2

1

Тема 1.6.

М.Ю. Лермонтов. «Поэма «Демон»

«Демон» как романтическая поэма. Противоречивость центрального образа произведения. Смысл финала поэмы, её философское звучание.

2

1

Тема 1.7.

Практическая работа.

Н.В. Гоголь «Портрет».

Сведения из биографии.

Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел.

1

1

2

1

Тема 1.8.

Н.В. Гоголь. «Петербургские повести».

Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

2

1

Тема 1.9.

Практическая работа

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

2

2

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашних заданий по разделу 1.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Трагедия «Борис Годунов» Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

10

3

Раздел 2.

Русская литература второй половины XIX века.

130

Тема 2.1.

Русская литература на рубеже веков.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе.

Россия II половины XIX века. Расцвет критического реализма в литературе, живописи, музыке, театре. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.

2

1

Тема 2.2.

Практическая работа.

А.Н. Островский – основоположник русского драматического театра.

Драма  «Гроза»

Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского. А.Н. Островский – создатель русского театра XIX века.

История создания драмы А.Н. Островского «Гроза».

Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

2

1

Тема 2.3.

 Борьба  личности за право быть свободной по пьесе «Гроза».

Практическое занятие

Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры. Народные истоки характера Катерины.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основе Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

«Закрытый»  город Калинов: пространства самодурства и страха.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

О названии пьесы «Гроза» в оценке русской критики. (Добролюбов, Писарев, Григорьев).

Зачёт по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

1

1

1

2

Тема 2.4.

Пьеса «Бесприданница»

Трагическая значимость названия. Развитие темы гибельности красоты при столкновении с миром корысти.

2

1

Тема 2.5.

Характеры «хозяев жизни».

Мотивы искушения, человека-вещи, блеска, одиночества в драме. Образ Паратова. (Катерина – Лариса).

2

1

Тема 2.6.

Практическая работа.

Тестовая работа по пьесе «Бесприданница»

2

2

Тема 2.7.

Практическая работа.

И.А. Гончаров. Сведения из биографии.

Очерк жизни и творчества. Составление презентации.

2

2

Тема 2.8.

Роман «Обломов» (краткий обзор).

История создания. Обломов – это сущность, характер, судьба.

Общая характеристика романов «Обрыв», «Обыкновенная история».

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера.

2

1

Тема 2.9.

Штольц и Обломов.

Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. Ольга Ильинская в судьбе героев. Что такое «обломовщина»? Прошлое и будущее России.

Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).

Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.

Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.). Теория литературы: социально-психологический роман.

2

1

Тема 2.10.

Практическая работа.

Тест по роману И.А. Гончарова «Обломов».

2

2

Тема 2.11.

Практическая работа.

И.С. Тургенев.

Сведения из биографии.

Создание презентации «Тургенев-романист».

2

2

Тема 2.12.

Роман  «Отцы и дети».

История и своеобразие романа «Отцы и дети».

Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Базаров в системе образов.

2

1

Тема 2.13.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов.

Образ Базарова. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина).

Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.

2

1

Тема 2.14.

Любовь в жизни Базарова.

Тема любви в романе. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. Идейный спор отцов и детей. Трагическое одиночество Базарова..

Глубокий смысл названия романа.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.

Споры вокруг романа. (Писарев и Антонович). Значение Тургенева в русской и мировой литературе.

2

1

Тема 2.15.

Практическая работа.

Тест по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».

2

2

Тема 2.16.

Ф.И. Тютчев.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…».

Обзор творчества. Наследник классицизма и поэт-романтик.

Философичность – основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф. И. Тютчев, его видение России и ее будущего.

2

1

Тема 2.17.

Тема любви в втворчестве Ф.И. Тютчев.

«К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…».

Практическая работа.

Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

Тест по лирике Ф.И. Тютчева.

1

1

1

2

Тема 2.18.

Практическая работа.

А. А. Фет. Сведения из биографии.

Двойственная личность и судьба поэта.

2

1

Тема 2.19.

Фет как мастер реалистического пейзажа.

Практическая работа.

Поэзия как выражение идеала и красоты. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.

Тест по творчеству А.А. Фета.

1

1

1

2

Тема 2.20. Практическая работа.

Н.А. Некрасов.

Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия».

Сведения из биографии.

Очерк жизни и творчества.

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х–50-х и 60-х–70-х годов. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика как источник своеобразия поэзии Некрасова.

1

1

2

1

Тема 2.21.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Тема, идея, композиция поэмы.

Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.

2

1

Тема 2.22.

Образы крестьян и народных заступников.

Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

 Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.

Народные образы (Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский).

2

1

Тема 2.23.

Образ русской крестьянки.

Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Поэма Некрасова – энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.

2

1

Тема 2.24.

Практическая работа.

Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2

2

Тема 2.25.

Практическая работа.

Н.С. Лесков. Сведения из биографии. Краткий очерк. Составление хронологической таблицы жизни и творчества Н.С. Лескова.

2

2

Тема 2.26.

Повесть «Очарованный странник».

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

1

Тема 2.27.

Практическая работа.

Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.

Мировоззрение Достоевского

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

Ф.М. Достоевского.

2

1

Тема 2.28.

Роман «Преступление и наказание».

Роман «Преступление и наказание» своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. История создания, тема, идея. Сущность теории Раскольникова. Христианская основа характера Сони Мармеладовой. Детективный  сюжет, постановка нравственных проблем.

2

1

Тема 2.29.

Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.

2

1

Тема 2.30.

Двойники Раскольников.

Практическая

работа.

Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе.

Символические образы в романе.

1

1

1

2

Тема 2.31.

Судьба и облик Петербурга.

Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Критика вокруг романов Достоевского (Н. Страхов*, Д. Писарев, В. Розанов* и др.). Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского.

2

1

Тема 2.32. Практическая работа.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Очерк жизни и творчества.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2

2

Тема 2.33.

Роман «История одного города» (обзор).

История одного города» - сатирическое изобличение государственной бюрократической системы в России.

«История одного города» (обзор). (Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «Поклонение мамоне и покаяние», «Подтверждение покаяния», «Заключение».) Тематика и проблематика произведения.

2

1

Тема 2.34.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказки.

Художественные особенности сказок.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»).

2

1

Тема 2.35. Практическая работа.

.Л.Н. Толстой.

Жизненный и творческий путь писателя.

Духовные искания писателя. Мировоззрение писателя.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Л.Н. Толстого.

1

2

Тема 2.36.

Роман-эпопея «Война и мир».

Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». «Мысль народная» в романе «Война и мир».

2

1

Тема 2.37.

Герои романа в поисках смысла жизни.

Практическая работа.

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

Соединение в романе идеи личного и всеобщего.

1

1

1

2

Тема 2.38.

Духовные искания А. Болконского и Пьера Безухова.

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания толстого.

2

1

Тема 2.39.

Тема патриотизма в романе «Война и мир»

Практическая работа.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

1

1

1

2

Тема 2.40.

Практическая работа.

Тест по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

2

2

Тема 2.41.

Практическая работа.

А.П. Чехов.

Рассказ «Ионыч».

Очерк жизни и творчества.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

А.П. Чехова.

2

2

Тема 2.42.

Рассказы «Попрыгунья», «Душечка».

Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа в журналах. Чехов – репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

2

1

Тема 2.43. Практическая работа.

Пьеса «Вишневый сад».

«Вишневый сад» – смысл названия. «Вишневый сад» - тема, идея, композиция пьесы. Своеобразие жанра. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов и МХАТ. Роль А. П. Чехова в мировой драматургии театра.

2

1

Тема 2.44.

Жизненная беспомощность героев пьесы.

Особенности чеховской драматургии. Старое уходящее поколение, новый хозяин и молодое поколение на страницах пьесы «Вишневый сад».

Критика о Чехове (И. Анненский, В. Пьецух). Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

2

1

Тема 2.45.

Практическая работа.

Зачётная работа по курсу русской литературы конца XVIII – XIX веков.

2

1

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашних заданий по разделу 2.

Чтение произведений, изучаемых авторов.

Подготовка сообщений по темам.

Написание сочинений.

40

3

Раздел 3.

Русская литература ХХ века.

45

Введение.

И. А. Бунин.

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Роль искусства в жизни общества. Полемика по вопросам литературы. Полемика по вопросам литературы. Д. Мережковский «О причинах упадка и дальнейших путях развития русской литературы», В. Ленин «Партийная организация и партийная литература», В. Брюсов. «Свобода слова», А. Блок «Интеллигенция и революция».

Жизнь и творчество (обзор).

2

1

Тема 3.2.

Практическая работа.

И. А. Бунин.

Стихотворения: «Вечер», «Ковыль», «Мы встретились случайно на углу»

Жизнь и творчество (обзор).

Поэтика И.А. Бунина. Критики о Бунине* (В. Брюсов, Ю. Айхенвальд, З. Шаховская,О. Михайлов).

1

1

2

1

Тема 3.3.

Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско».

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого.

2

1

Тема 3.4.

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии.

Практическая работа.

Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Осуждение бездуховности существования.

Изображение «мгновения» жизни. Работа с текстом.

1

1

1

2

Тема 3.5.

Практическая работа.

А.И. Куприн.

Жизнь и творчество (обзор).

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

2

       

2

Тема 3.6.

Повесть «Гранатовый браслет».

Практическая работа

Повесть  «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна.

Осуждение пороков современного общества.

1

1

1

2

Тема 3.7.

Тема природы в творчестве А.И. Куприна.

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев.

2

1

Тема 3.8.

Тема любви в творчестве А.И. Куприна.

Критики о Куприне  (Ю. Айхенвальд, М. Горький, О. Михайлов).

2

1

Тема 3.9. Практическая работа.

Тестирование по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

2

2

Тема3.10. Практическая работа.

Творчество М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

М. Горького.

2

2

Тема 3.11.

М. Горький.

Размышления о Родине.

Обзор литературных пьесы «Последние», повести «Лето», «городок Окуров», роман «Жизнь Матвея Кожемякина.

2

1

Тема 3.12.

Герои романтических произведений писателя.

Практическая работа.

Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького.

Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Записать примеры.

1

1

1

2

Тема 3.13.

М. Горький «На дне». Картины правды жизни.

Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Авторская позиция и способы ее выражения.

2

1

Тема 3.14.

Герои пьесы «На дне».

Спор о назначении человека.

Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский). Теория литературы: развитие понятия о драме.

1

1

Тема 3.15. Практическая работа.

Тест по пьесе М. Горького «На дне».

2

2

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

15

Раздел 4.

Поэзия начала ХХ века.

      45

Тема 4.1. Серебряный век русской поэзии.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества . Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Художественные открытия, поиски новых форм.

2

1

Тема 4.2. Практическая работа.

В.Я. Брюсов.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

2

2

Тема 4.3. Практическая работа.

К.Д. Бальмонт.

Стихотворения:

«Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

2

2

Тема 4.4. Практическая работа

А. Белый. (Борис Николаевич Бугаев).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине»

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех другихстихотворений). Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

2

2

Тема 4.5. Практическая работа.

Н.С. Гумилев.

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».

Сведения из биографии. Поэт как миссионер «нового искусства».

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.

1

1

2

1

Тема 4.6. Практическая работа.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Игорь. Северянин. (Игорь Васильевич Лотарёв).

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность.

1

1

2

1

Тема 4.7.

Практическая работа.

Тест по лирике Серебряного века.

2

2

Тема 4.8.

Практическая работа.

А. А. Блок.

Жизнь и творчество. Сведения из биографии.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.А.Блока.

2

2

Тема 4.9.

Поэма «Двенадцать». 

Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Тема революции. Образ России.

2

1

Тема 4.10.

Сюжет поэмы и ее герои.

Практическая работа.

Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Теория литературы: развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме.

1

1

1

2

Тема 4.11.

Практическая работа.

Тест по поэме А. Блока «Двенадцать».

2

2

Тема 4.12.

Практическая работа.

В.В. Маяковский.

Краткий очерк жизни и творчества

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

В.В. Маяковского.

2

2

Тема 4.13.

Практическая работа.

В.В. Маяковский.

Поэма «Облако в штанах».

Тема поэта и поэзии. 

Проблематика, художественное своеобразие.

2

2

Тема 4.14.

В.В. Маяковский.

Поэма «Во весь голос».

Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

2

Тема 4.15.

Литературная гостиная.

Чтение произведений любимых авторов. Викторина по разделу.

2

2

Самостоятельная работа студента

выполнение домашних заданий по разделу 4. 

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм. Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького. Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блок.

Маяковский  и футуризм. Образ лирического героя, сила личности и трогательная незащищенность. Жажда «немысленной любви»,сплав личного и социального в лирике. Основные темы и мотивы лирики. Послеоктябрьское творчество Маяковского: традиции и новаторство. «Облако в штанах». Исповедь и проповедь в образном строе поэмы. Новаторский характер поэзии Маяковского.

    «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» (для образовательного изучения). «Русь», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свидания…» (по выбору). Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка

15

3

Раздел 5.

Новокрестьянская поэзия.

15

Тема 5.1.

Поэты Новокрестьянской поэзии. Особенности поэзии того времени.

Развитие советской поэзии после победы революции. Творчество Н.А. Клюева, С.А. Есенина, П.В. Орешина, С.А. Клычкова.

2

1

Тема 5.2.

Практическая работа.

Н.А. Клюев.

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...»

Сведения из биографии.

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...». Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

2

2

Тема 5.3.

Практические занятия.

С.А. Есенин. Тема Родины. Сведения из биографии. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России.

2

2

Тема 5.4.

С.А. Есенин.

Любовная лирика.

Тема любви к женщине в творчестве поэта.

2

1

Тема 5.5.

Практическая работа.

Сочинение по творчеству С.А. Есенина.

2

2

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашних заданий по разделу 5.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации.

5

Раздел 6.

Литература 1920 - 1940 годов.

     48

Тема 6.1.

Особенности развития литературы в 1920 – 1940-е годы.

Практическая работа.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

1

1

1

2

Тема 6.2.

Практическая работа.  

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

Цветаева.

Сведения из биографии.

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряжённый монолог – исповедь. Своеобразие стиля поэтессы.

Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности.

2

2

 Тема 6.3.

Практическая работа.

А. Ахматова.

Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу».

Краткий очерк жизни и творчества поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Теория литературы: проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа. Тема любви к Родине, к родной земле, к России.

1

1

2

1

Тема 6.4.

П А. Ахматова. Поэма

«Реквием».

Практическая работа

Исторический масштаб и трагизм поэмы.

Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

1

1

1

2

Тема 6.5.

Практическая работа.

Сочинение по поэме А. Ахматовой «Реквием».

2

2

Тема 6.6. Практическая работа.

М.А. Булгаков.

Краткий очерк жизни и творчества.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества

М.А. Булгакова.

2

2

Тема 6.7.

Практическая работа.

 Роман «Мастер и Маргарита».

Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

2

1

Тема 6.8.

Фантастическое и реалистическое в романе.

Теория литературы: разнообразие типов романа в советской литературе.

2

2

Зачет по литературе за 2 семестр

Форма: тест

1

3

Тема 6.9.

А.П. Платонов. Повесть «Котлован»

Краткий очерк жизни и творчества.

2

1

Тема 6.10.

Характерные черты времени в повести А Платонова «Котлован».

Практическая работа.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Социально – философское содержание творчества  А. Платонова.

Поиск своеобразия художественных средств в произведениях писателя.

1

2

1

2

Тема 6.11.

Практическое занятие.

Тест по роману А. Платонова «Котлован».

М.А. Шолохов. Краткий очерк жизни и творчества.

2

2

Тема 6.12.

Роман «Тихий Дон» (обзор).

Своеобразие жанра и особенности композиции. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

2

1

Тема 6.13.

Патриотизм и гуманизм романа.

Практическая работа.

Трагедия человека из народа в поворотный момент истории. Её смысл и значение.

Тест по теме.

1

1

1

2

Тема 6.14.

Практическая работа.

 

Любовь на страницах романа. Сочинение.

2

2

Тема 6.15.

Б. Пастернак.

Практическая работа.

Краткий очерк жизни и творчества.

Сочинение-рассуждение «Простор и лёгкость поздней лирики Б. Пастернака».

1

1

1

2

Тема 6.16.

Стихотворения «Февраль. Достать чернила и плакат..», «Определение поэзии», « Гамлет», «Зимняя дорога».

Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Своеобразие художественной формы стихотворения. Простота и лёгкость поздней лирики Пастернака.

2

1

Самостоятельная работа студента

Выполнение домашних заданий по разделу 6.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

15

3

Раздел 7.

Литература в 1950-1990 годы.

35

Тема 7.1.

Особенности развития литературы в 1950-1990 годы.

Практическая работа.

XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны.

Новые тенденции в литературе. Запись таблицы.

1

1

1

2

Тема 7.2.

А.И. Солженицын.

Практическая работа.

Краткий очерк жизни и творчества.

Проблема ответственности поколений. Составление  хронологической таблицы «Человек в тоталитарном государстве».

1

1

1

2

Тема 7.3.

Практическая работа.

Отражение «лагерных университетов»  в повести «Один день Ивана Денисовича». Сочинение.

2

2

Тема 7.4.

А. Т. Твардовский  

Практическая работа.

Краткий очерк жизни и творчества.

Тест «Художественное своеобразие творчества А. Твардовского».

1

1

1

2

Тема 7.5.

Практическая работа .

Стихотворения «Вся суть в одном- единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…»

Тема войны в творчестве поэта. Утверждение нравственных ценностей. Художественное своеобразие творчества А. Твардовского.

Анализ стихотворения по выбору.

2

2

Тема 7.6.

А. В.  Вампилов.

Очерк жизни.

2

1

Тема 7.7.

Пьеса «Правильные анекдоты».

Практическая работа.

Обзор вечного неистребимого бюрократа.

Мини-сочинение по теме.

1

1

1

2

Тема 7.8.

Практическая работа.

Сочинение «Утверждение добра, любви и милосердия в пьесе».

2

2

Тема 7.9.

Литературная гостиная по произведениям раздела.

 

Творчество Солженицына, Твардовского.

2

2

Итоговый зачёт по дисциплине.

2

3

Самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 7.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

15

3

Всего по учебной дисциплине

346

   в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка  

 

231

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Материально-техническое обеспечение

Учебная дисциплина изучается в кабинете русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

-        рабочие места по количеству обучающихся;

-        рабочее место преподавателя;

- наглядные и электронные пособия;

 - методические разработки уроков и мероприятий.

3.2.        Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Рекомендуемая литература:

Для обучающихся

Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2009.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2008.

Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2010.

Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2008.

Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2009.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2009.

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2010.

Для преподавателей

История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.

История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.

История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.

Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.

Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2001.

Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы используемых в учебном процессе в ФКОУ СПО «Кунгурский техникум-интернат» Минздравсоцразвития России.

Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2011 год.

Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.: «ВАКО», 2010 год.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты. Методическое пособие». г. Набережные Челны.

Нигматуллина Л.М. «Литературные версты - 2. Методическое пособие».  г. Набережные Челны.

Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для студентов среднего профессионального образования. М.: «Академия», 2010 год.

Островский С.Л. «Как сделать презентацию?». М.: «Первое сентября», 2010 год.

Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова для преподавателей. 11 класс. В 2-х частях». Волгоград: «Учитель», 2007 год.

Сборник информационно-творческих работ учителей и учащихся г. Нижнекамска «К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя». г. Нижнекамск.

Соловьева Л.В. «Русская проза рубежа тысячелетий. Учебное пособие». Елабуга.

 

Третьякова Л.С. «Страницы русской музыки. Русская классическая музыка на рубеже XIX – XX в.в.». М.: «Знамя».

Тугушева М. «Под знаком четырех М». М.: «Книга».

Дополнительные источники:

Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.

Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.

Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.

Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.

Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.

Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.

Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. Учебник для 9-го класса средней школы». М.: «Просвещение», 1986 год.

Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.

Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы».  Ярославль: Академия развития, 2011 г.

Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.

Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.

Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.

Электронные пособия:

Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.

Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.

Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.

Интернет – ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:www.gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: www.slovari.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- пересказ художественного текста;

- анализ отдельных глав литературного текста;

- домашняя подготовка к семинарам по творчеству писателя и изучаемого произведения (фронтальный опрос, беседа с обучающимися, карточками с заданиями);

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- литературные викторины по изучаемому художественному произведению;

- сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, анализ отдельных глав художественного текста, конспект критической статьи);

- контрольные работы;

- тестовые задания;

- определять род и жанр произведения;

- практические работы (анализ художественного текста);

- работа по карточкам;

- сопоставлять литературные произведения;

- творческие работы (сочинение);

- рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ

- выявлять авторскую позицию;

- рубежный контроль;

- исследовательские работы обучающихся;

- контрольные работы;

Доклады, рефераты обучающихся;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- устный опрос обучающихся;

- творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос);

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- письменные творческие работы обучающихся;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

- фронтальный опрос обучающихся;

- тестовые работы;

- контрольные работы;

- составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения);

- участие в дискуссии по поставленной проблеме на уроке;

- внеклассное чтение (письменный анализ литературного текста);

Знать: 

- образную природу словесного искусства;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

- составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- фронтальный опрос обучающихся;

- беседа с обучающимися по прочитанному тексту;

- исследовательские и творческие работы обучающихся;

- основные теоретико-литературные понятия;

- тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями);

- работа с литературоведческими словарями;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (1 курс)

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...

Программа учебной дисциплины "Менеджмент" для специальности 150415 "Сварочное производство" среднего профессионального образования (базовый уровень)

Программа содержит паспорт, структуру и содержание учебной дисциплины, условия ее реализации, а так же контроль и оценку результатов освоения....

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины  «География» для специальностей  технического  и  социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка

Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...

Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе  ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 г. № 413; ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Геология» для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» (базовая подготовка)

Рабочая программа дисциплины «Геология»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 21.02.03 «Сооружение...