«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» КАК РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
опыты и эксперименты на тему
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» КАК
РЕАБИЛИТАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
СМОЛИНА О.Ю.,
руководитель «Психологической мастерской»,
педагог-психолог МБОУ ДО Центр развития
творчества детей и юношества «Орлёнок»,
г. Муром Владимирской области
Значительной социальной проблемой современной России стало резкое увеличение детской и подростковой преступности. Однако это лишь «вершина айсберга», основанием которого выступают различные отклонения в поведении детей и подростков и малоэффективная превентивная работа в данном направлении, несмотря на значительное число субъектов профилактической деятельности. Характерные для подросткового возраста проявления, в частности, агрессия, отрицание, противодействие обществу и подобные, требуют своевременной коррекции, чтобы не перерасти в более серьезные отклонения. Однако в сегодняшних условиях не всегда оказываются эффективными традиционные педагогические подходы: реалии современного мира требуют учета новых социально-культурных, экономических, технических элементов жизни общества при осуществлении воспитательной работы. Разработка социально-педагогических программ предупреждения девиантного поведения подростков в условиях центров дополнительного образования на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. именно эти учреждения (в силу различных обстоятельств) могут и должны выступить консолидирующим центром совместной профилактической деятельности, объединяя усилия семьи, школы, иных социальных учреждений.
«Педагогически запущенные» дети требуют к себе особого внимания: их поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. В структуре личности «трудного» подростка доминируют отрицательные качества, для него характерна конфликтность в сфере общения, недоверчивость и даже враждебность к окружающим, полная изолированность от общественной культурной жизни.
Работа специалиста с «трудными» – одно из сложнейших и в тоже время актуальных направлений профессиональной деятельности. В Муроме в 2013 г. на учёте в КДН состояло 230 несовершеннолетних в возрасте от 7 до 17 лет (3 %). Как правило, это дети и подростки из неблагополучных семей. Их психологическое благополучие во многом зависит от того, насколько качественно и своевременно будет оказана помощь и поддержка не только им, но и членам их семьи.
В процессе работы с данной категорией детей и подростков нами были выделены следующие проблемы:
· низкая школьная мотивация;
· алкоголизация, употребление токсических и наркотических веществ;
· компьютерная и интернет-зависимость;
· вовлечение подростков и молодых людей в правонарушения (высокий уровень агрессии, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень конфликтности);
· низкий порог внимательности;
· изолированность.
Одним из решений вышеозначенных проблем стало создание «Психологической мастерской» (проект «Твой выбор. Исцеление души через реабилитацию»). Проект, инициированный автором статьи, был поддержан в регионе; на полученные средства гранта в ноябре 2013 г. была оборудована и начала свою полноценную работу реабилитационная комната. Основная цель «Психологической мастерской» – создание условий для комплексной реабилитации подростков, совершивших правонарушения, и интеграция их в социум. Работа в реабилитационной комнате направлена на изменение мировоззрения, самооценки и самоосознания подростков, переключение их на здоровый образ жизни, формирование активной жизненной позиции.
Кому оказывается помощь в «Психологической мастерской»:
Ø подростки по направлению КДН;
Ø условно осужденные подростки;
Ø подростки, состоящие на учете в комитетах общественного самоуправления, школах;
Ø подростки, посещающие клубы по месту жительства;
Ø самостоятельно обратившиеся за консультацией к психологу;
Ø обратившиеся дистанционно, на телефон доверия;
Ø трудовые бригады в летний период;
Ø ребята детских домов округа Муром №1,№2;
Ø несовершеннолетние с ограниченными возможностями.
Пространство «Психологической мастерской» разделено на 8 зон работы.
1 зона «Консультирование» предполагает четкую формулировку психолого-педагогических рекомендаций в доступной и понятной для практической реализации форме, ведение бесед, как с подростками, так и с семьей, а также людьми, формирующими социальную среду общения, обучения, досуга несовершеннолетних.
2 зона «Диагностирование»: выявление «потенциальных преступников» на ранней стадии, оценка воспитательных возможностей семьи подростка и его окружения; определение причин возникновения действий преступного характера, диагностика психологических процессов, механизмов.
3 зона «Коррекция» предполагает оказание прямого воздействия специалиста на молодого человека, подростка с целью исправления имеющихся преступных наклонностей, изменения установок, поведения, отношения.
4 зона «Арт-терапия»: использование возможностей искусства для снятия эмоционального напряжения, снижения уровня агрессии, развития позитивного мышления. Применяются такие техники, как энкаустика, коллажирование, кляксо- и пятно-терапия, рисуночные упражнения и под. В результате этой работы у ребят поднимается настроение, снижается депрессия, наблюдается положительная динамика психологических механизмов подростков, они эмоционально раскрепощаются, переключают внимание с негативных мыслей на позитивные.
5 зона «Познавательно-профилактическая»: здесь стоит телевизор с большим экраном, есть большая подборка профилактических роликов, презентаций, психологических, познавательных фильмов. Работа в этой зоне носит, как правило, предупредительный характер, ориентирована на предотвращение негативных поступков, в частности, за счет аффирмации.
6 зона «Релаксация». Здесь располагается большой красивый фонтан с подсветкой, ионизатор для снятия физического утомления, удобные кресла, ковёр, лаво-лампа, светодиодная картина, сверкающее дерево сакуры – все это снимает мышечное напряжение, стресс и утомление от насыщенного информационного потока, создаёт положительный эмоциональный фон.
7 зона «Песочная терапия». В этой зоне расположен стол с подсветкой, для работы ребятам предлагаются различные виды песка. Песочная терапия – это своеобразный способ общения с миром, с самим собой. Она восстанавливает психическую целостность, стабилизирует эмоциональное состояние.
8 зона «Интерактивная». Здесь висит большая ученическая доска, дети и подростки часто не имеют возможности в классе выходить к доске, а в мастерской с большим удовольствием пишут на доске, отрабатывая почерк, выступают у доски, вырабатывая ораторские навыки, отрабатывая мимику и т. д.
В психологической мастерской есть все для фотостайлинга, селфи, коллажирования, обработки в программе «PhotoShop». Как правило, у детей из трудных семей нет фотографий – в мастерской же они учатся улыбаться перед объективом, смотреть на мир добрыми глазами. В кабинете есть фоторамка с флешкой, благодаря которым ребята могут видеть себя в процессе занятий, а также проследить, как они меняются.
В целом за год в «Психологической мастерской» проведена комплексная работа по реабилитации с 354 подростками, 54 семьями «группы риска». Работа по зонам позволяет принимать сразу до 10 человек – у каждого свой вид деятельности.
Проект «Твой выбор. Исцеление души через реабилитацию» рассчитан на 5 лет, срок реализации с 01.09.2013 г. по 31.08.2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...
Психологическая мастерская «Хочу по жизни идти уверенно!»
Цель: 1. Раскрытие личностных качеств, помогающих потенциальному росту личности; 2. Формирование внутренней позиции уверенного человек...
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.
Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....
Особенности социально-психологической адаптации обучающихся с ОВЗ в системе воспитательного пространства СПб ГБ ПОУ «Невский колледж им. А.Г. Неболсина»
Из опыта работы педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ и инвалидами...
Программа семинара "Социальный диалог "Социально-педагогическое и психологическое сопровождение обучающихся в поликультурном образовательном пространстве""
Цель семинара: обмен опытом по применению в практической деятельности актуальных подходов по реализации поликультурного воспитания обучающихся; привлечение преподавательского состава к активноум участ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника"
По разноуровневой модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Художественная мастерская. Праздники России в мастерской художника» ознакомительного уровня (1 год...
Социально-психологическая адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Существует такое понятие – инклюзия, которое означает пол...