Методическая разработка занятия учебной практики по теме: "Нумерация графических объектов в документе (рисунков, таблиц)"
методическая разработка
Автоматическая нумерация объектов в текстовом редакторе MS Word является важной составляющей качественной работы, например, выпускной работы. При использовании автоматической нумерации работы будут выглядеть качественно, можно работать с большим объемом текста, не опасаясь неправильных ссылок по тексту, сбившихся номеров объектов и т.п. Умея использовать автоматическую нумерацию можно сэкономить кучу времени и нервов.
Цель данного практического занятия помочь учащимся освоить на практике способы создания перечня объектов Рисунок, перечня объектов Таблица; продемонстрировать, как с помощью нумераций можно быстро находить объекты в документе и переходить между ними, а также освоить, способ обновления поля перечня объектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
Санкт-Петербургское государственное казенное
профессиональное образовательное учреждение
«Обуховское училище №4»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель методической комиссии
______________Попов А.Э.
Методическая разработка занятия
учебной практики
«Нумерация графических объектов в документе (таблиц и рисунков)»
Профессия: Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Дисциплина: Учебная практика
Раздел 2. Ввод и обработка текстовой информации
Тема программы № 1. Ввод и обработка текстовой информации
Тема учебной практики 8. Нумерация графических объектов в документе (таблиц и рисунков)
Мастер п/о Иванова Ю.С.
2022 год
Мотивация к занятию: автоматическая нумерация объектов в текстовом редакторе MS Word является важной составляющей качественной работы, например, выпускной работы. При использовании автоматической нумерации Ваши работы будут выглядеть качественно, можно работать с большим объемом текста, не опасаясь неправильных ссылок по тексту, сбившихся номеров объектов и т.п. Представьте себе, что вы создали документ, пронумеровали все картинки, таблицы, схемы, но позже возникла необходимость вставить новый объект. Это значит, что нужно всю работу по нумерации выполнить заново – повторная работа займет много времени. Автоматическая нумерация снимает эту проблему, умея использовать автоматическую нумерацию можно сэкономить кучу времени и нервов.
План урока учебной практики
СПб ПОУ «Обуховское училище № 4»
Специальность: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин
Раздел 2. Ввод и обработка текстовой информации.
Тема программы 1. Ввод и обработка текстовой информации.
Тема учебной практики 8: «Нумерация графических объектов в документе (таблиц и рисунков)».
Цель: освоить на практике способы создания перечня объектов Рисунок, перечня объектов Таблица; продемонстрировать, как с помощью нумераций можно быстро находить объекты в документе и переходить между ними, а также освоить, способ обновления поля перечня объектов функциональной клавишей F9.
Задачи:
Образовательные: научиться форматировать тестовые документы, полученные знания применять для создания перечня таблиц и рисунков в документе, применять профессиональное форматирование к документу, обновлять перечень объектов в документе, при изменении количества объектов.
Развивающие: способствовать развитию мыслительной деятельности, самостоятельному переносу теоретических знаний в новую практическую ситуацию, применению полученных знаний на практике.
Воспитательные: формировать культуру работы на компьютере.
Оснащение: персональные компьютеры, раздаточный материал, текстовый редактор MS Word.
Межпредметные связи: технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации; охрана труда.
Методы обучения: практические упражнения, обсуждение, закрепление материала.
Схема урока
- Организационная часть (5 мин.)
- Проверить присутствующих по журналу.
- Проверить готовность к уроку.
- Вводный инструктаж (20 мин.)
- Сообщить тему и цели урока.
- Повторение охраны труда и техники безопасности. Актуализация знаний. Создать у учащихся мотивацию к качественному освоению и выполнению учебно-производственной работы.
- Текущий инструктаж (180 мин.)
- Выдать инструкционную карту по теме урока.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Целевые обходы рабочих мест:
- Проследить, все ли учащиеся приступили к выполнению задания.
- Проверить организацию рабочих мест.
- Проверить правильность выполнения задания.
- Уделить особое внимание работе «слабым» учащимся.
- Проверить выполнение правил БУТ.
- Закрепить тему урока.
- Заключительный инструктаж (30 мин.)
- Проверить правильность ведения промежуточного (межоперационного) контроля: оценка качества выполнения работы. Итоговый контроль качества выполненной работы.
- Подведение итога урока (25 мин.)
- Подведение итогов занятий. Анализ работы каждого учащегося.
- Взаимоконтроль обучающихся.
- Сообщить оценку качества каждого обучающегося. Отличить лучшие работы.
- Разбор типичных ошибок.
- Уборка рабочих мест (10 мин.)
- Завершение всех выполняемых задач, сохранение наработанного материала в папке учащегося, выключение компьютера.
Ход урока
Актуализация знаний 10 мин.
Прежде чем приступать к выполнению практического задания, важно в обязательном порядке освежить в памяти учащихся следующее: устройство стилей в MS Word, принцип работы многоуровневых списков.
Что такое стили в MS Word?
Для чего они нужны?
Какие списки мы умеем создавать в MS Word?
Что значит многоуровневый список?
Теоретическая часть 15 мин.
Что дает нам автоматическая нумерация объектов?
- При добавлении нового объекта не стоит задумываться о том, какой порядковый номер будет ему присвоен.
- Если объект будет добавлен в середине текста, то нумерация следующих за ним элементов не будет нарушена.
- Если необходимо, то всем объектам можно задать оглавление (вынести отдельным списком).
- Ссылки на подписи объектов, созданных с помощью автоматической нумерации будут также автоматически обновляться.
Следует отметить, что автоматическая нумерация любого объекта, который может встретиться при написании работы в текстовом процессоре MS Word, создается по одинаковому принципу, будь это рисунок, таблица, формула, схема или еще что-нибудь.
Кроме того, не имеет значение расположение автоматического номера: сверху над объектом, снизу по центру, либо с боку самого объекта. Способ автоматической нумерации хорош не только своей универсальностью, но и независимостью от самого объекта, например, рисунки могут бить подписаны с помощью курсива, а таблицы выделены жирным и т.д.
Выполнение практического задания.
Учащимся выдается инструкционно-технологическая карта с заданиями по автоматической нумерации объектов (рисунки, таблицы, формулы) в MS Word.
Подведение итога урока 10 мин.
Для закрепления темы урока ответьте на следующие вопросы:
- Что такое автоматическая нумерация объектов?
- На основе какого принципа работает автоматическая нумерация (На создание чего похожа)?
- Удобно ли именно для Вас использование автоматической нумерации? Если нет, то в чем возникли трудности?
- Чтобы вынести отдельным списком все объекты в документе, что необходимо сделать?
- Нужно ли в каждой работе, в каждом документе, заново настраивать стиль автоматической нумерации объектов?
Критерии оценивания:
На оценку «3»- от одного до трех правильных ответа и выполненное, с подсказками мастера, практическое задание.
На оценку «4»- четыре правильных ответа и выполненное с небольшими подсказками практическое задание.
На оценку «5»-пять правильных ответа и выполненное самостоятельно практическое задание.
Предварительный просмотр:
Инструкционно-технологическая карта
Тема: «Автоматическая нумерация объектов (рисунки, таблицы, формулы) в MS Word»
У рисунков название обычно располагается снизу и имеет вид: «Рис. <номер>. <название рисунка>», и оно выравнивается по центру рисунка.
Название таблицы располагается сверху, выравнивается влево или вправо и имеет вид: «Таблица <номер>. <название таблицы>».
Постоянную часть названия «Рис.», «Таблица» называют меткой объекта.
Задание 1. Создание автонумерации рисунков.
Откройте новый документ в MS Word. Добавьте в него 5 любых рисунков или фотографий.
Между вставленными рисунками добавьте пустые таблицы, состоящие из нескольких строк и столбцов или скопируйте несколько ранее созданных таблиц в новый документ, вставляя между рисунками.
Выделите первый рисунок в документе (щелкните на рисунок мышью), для которого Вы хотите задать номер.
Далее открываем вкладку Ссылки в группе Названия щелкните кнопку Вставить название.
3. Откроется диалоговое окно.
4. В поле подпись выбрать из списка метку названия рисунка. Первоначально в списке содержится только 3 вида меток «Рисунок», «Таблица» и «Формула». Так как для рисунков обычно используется метка «Рис.», то ее надо создать. Для этого щелкните по кнопке Создать. Откроется диалоговое окно.
5. Введите новую метку названия. Щелкните ОК. Эта новая метка появится в списке поля подпись. В дальнейшем ее надо просто выбирать из списка.
6. В поле Положение выберите Под выделенным объектом (для рисунков).
7. В поле Название появится выбранная метка и следующий по порядку номер рисунка.
8. Далее вы можете написать текст названия объекта.
9. После установки всех параметров щелкните по кнопке ОК.
10. Вставьте название для всех рисунков Вашего документа.
Важно! Каждый вид объекта нумеруется своей нумерацией. Для всех объектов в документе название записывается одинаковым стилем Название объекта. Этот стиль не отображается в списке стилей на панели Стили и форматирование, т.к. по умолчанию отключен. Однако можно изменить параметры стиля, выбрав на панели Стили и форматирование категорию Специальное и щелкнув по кнопке Стиль.
Задание 2. Добавление новых объектов в автонумерацию.
Между вторым и третьим рисунком вставьте еще два любых рисунка.
Эти вставленные вновь рисунки можно автоматически перенумеровать вместе с уже пронумерованными рисунками.
Для этого:
1. На вкладке Главная в группе Редактирование щелкните по кнопке выделить.
2. Выберите из открывшегося меню пункт Все.
3. Наведите курсор в область выделенного текста и в контекстном меню выберите команду Обновить поле.
Задание 3. Создание автонумерации таблиц. Самостоятельно.
По принципу создания автонумерации рисунков, самостоятельно создайте автонумерацию для добавленных в документ таблиц.
Задание 4. Создание перекрестной ссылки на объекты документа.
Перекрестная ссылка — это автоматически создаваемый объект документа, который содержит в себе ссылку на объект, который находится в другой части документа. Перекрестные ссылки можно создавать только на элементы того же самого документа.
Важно! Для создания перекрестной ссылки на объект необходимо его наличие. Например, сначала следует вставить название рисунка, и только после этого создать соответствующую перекрестную ссылку.
- Щелкните в том месте, где будет расположена ссылка.
- На вкладке Ссылки в группе Названия щелкните по кнопке Перекрестная ссылка. Откроется окно Перекрестные ссылки. (Примечание. Кнопка Перекрестная ссылка расположена также на вкладке Вставка в группе Связи).
- В списке Тип ссылки выберите метку объекта, на который следует сослаться, например, «Рис.». При этом в поле Для какого названия (абзаца и пр.) подключится список имеющихся в документе элементов этого типа.
- В этом списке выберите элемент, на который следует сослаться.
- В списке Вставить ссылку на вид ссылки следует. Наиболее часто выбирают вариант Постоянная часть и номер.
- Чтобы обеспечить возможность быстрого перехода к элементу ссылки, установите флажок Вставить как гиперссылку.
- После того, как все установки сделаны, нажмите кнопку Вставить.
Механизм перекрестной ссылки автоматически отслеживает соответствие ссылки и элемента. Если в процессе работы над документом изменится нумерация объектов, то соответственно изменятся и перекрестные ссылки.
Важно! Если в документе вместо ссылки выводится сообщение «Ошибка! Источник ссылки не найден», это означает, что данные, на которые указывает перекрестная ссылка, были удалены из документа.
Задание 5. Изменение стиля автонумерации.
- Выделите первый рисунок Вашего документа. Установим автонумерацию рисунков через стили документа.
- Нажмите правой кнопкой мыши по обычному стилю вверху, далее кликните «Изменить стиль».
- Напишете название нового стиля, устанавливаете стиль следующего абзаца – «Нумерация рисунка» или «Перечень рисунков».
- В разделе «Формат» выберите «Нумерация» и нажимаете «Определить новый формат документа». После чего напишете за цифрой 1 слово «Рисунок» далее жмите кнопку «OK». Автонумерация изображений будет установлена сразу.
Задание 6. Создание списка рисунков или перечня объектов.
У нас есть текстовый документ с рисунками, таблицами. Нам надо определить, где будут располагаться перечни рисунков и таблиц. Чаще всего перечни объектов располагают в конце документа. Нажимаем одновременно на клавиатуре клавиши CTRL+End (переходим в конец документа).
1. Щёлкаем Enter, набираем «Перечень рисунков» и ещё раз Enter именно здесь будет начинаться наш перечень):
2. Выделяем абзац «Перечень рисунков» (одиночный щелчок по полосе выделения напротив абзаца – абзац ведь состоит из одной строчки) и форматируем его: (выравнивание, начертание, интервалы до и после абзацев).
3. Устанавливаем курсор перед свободным символом конца абзаца сразу и назначаем Список иллюстраций (Лента Ссылки → группа команд Названия → команда Список иллюстраций):
4. Щёлкаем левой кнопкой мыши по кнопке Список иллюстраций:
5. Отрываем диалоговое окно «Список иллюстраций» и устанавливаем следующие значения:
6. Нажмите ОК.
Важно! Функциональная клавиша F9 отвечает за обновление всех (!) полей в документе
Задание 7. Составление перечня таблиц. Самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия учебной практики по теме: "Приготовление, подача и бракераж салатов-коктейлей"
Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения по профессии "Повар, кондитер"...
Методическая разработка занятия учебной практики "Выполнение опиливания плоских поверхностей"
План урока "Выполнение опиливания плоских поверхностей"...
Методическая разработка занятия учебной практики ПМ.06 Приготовление и оформление холодных блюд и закусок. Тема 1.1: Приготовление, оформление и подача бутербродов, гастрономических продуктов. Приготовление, оформление салатов.
Данная методическая разработка:- представляет собой обощение педагогического опыта по применению наглядных методов обучения, показа мастер-классов;- отражает актуальность выбранной темы в рамках изуче...
Методическая разработка занятия учебной практики по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» ПМ.05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы» Тема 1.4: «Самостоятельная практическая работа»
План урока, технологические карты, видеоролик "Блюда из мяса"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.06 Приготовление и оформление холодных блюд и закусок.Тема программы: Готовить и оформлять салаты.Тема урока: «Приготовление, подача и бракераж салатов-коктейлей».Тип урока: Урок ...
методическая разработка занятия учебной практики "Пайка электропровода паяльником"
Наименование ПМ 01: Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций Тема урока: &laqu...
Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт
Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок». Учебное занятие предполагает дальнейш...