Методическая разработка учебного занятия "Основные виды педагогической деятельности"
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по МДК.01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка учебного занятия
Название дисциплины: МДК 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Тема занятия: Основные виды педагогической деятельности.
Разработчик: Гиндина Ирина Витальевна, преподаватель профессиональных дисциплин
Учебные цели занятия:
Образовательные: создать условия для формирования представления у студентов об основных видах педагогической деятельности;
Развивающие: способствовать развитию у студентов положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы, общих и профессиональных способностей; содействовать формированию умения классифицировать, сопоставлять, обобщать и применять на практике изучаемые явления;
Воспитательные: содействовать воспитанию ответственности, работоспособности, самостоятельности, привития интереса к выбранной профессии и работе в коллективе.
Формируемые компетенции:
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.
ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области дополнительного образования.
ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы.
ПК 1.5. Анализировать занятия.
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
Вид занятия: практическое занятие
Тип занятия: знакомство с новым материалом
Список использованной литературы:
1. Мезинов В. Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. – Елец, 2005.
2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М: Педагогическое общество России, 2002. – 268 с.
Ход урока:
Этапы занятия | Время | Содержание занятия |
1. Организационный этап | 3 мин. | Приветствие, настрой на работу. Проверка готовности к занятию. |
2. Актуализация ранее изученного материала | 10 мин. | 1. Фронтальный опрос - Дайте определение понятию «педагогическая деятельность». Чем она характеризуется? - Какими факторами определяется успех в воспитании и образовании детей? - Какими профессиональными качествами должен обладать современный педагог? - Какие профессиональные функции деятельности педагога дополнительного образования вы знаете? 2. Тестирование. |
3. Формулировка темы и целей урока | 7 мин. | 1. Вступительное слово преподавателя Специфика деятельности педагога дополнительного образования проявляется в формировании отношений с обучающими, их родителями. В деятельности педагога дополнительного образования отношения формируются ради достижения определенных образовательных целей и результатов. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности. Предметом педагогической деятельности выступает управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся. Одна из важнейших характеристик педагогической деятельности - ее совместный характер. Она обязательно предполагает педагога и того, кого он учит, воспитывает, развивает.
Как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке? Какую информацию мы получим на уроке? Тема урока звучит так: «Основные виды педагогической деятельности». Как вы думаете, какое значение может иметь эта тема в профессии педагога? Какую цель нам необходимо реализовать на уроке? |
4. Изложение основных теоретических вопросов с последующей отработкой практических манипуляций | 60 мин. | 1. Лекционный материал
Педагогическая деятельность представляет собой вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную (исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д. Выделены также разнообразные виды педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – это вид профессиональной деятельности, содержанием которой является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Характеризуя педагогическую деятельность как самостоятельное общественное явление, можно указать следующие ее признаки. Во-первых, она носит конкретно-исторический характер. Это значит, что цели, содержание и характер такой деятельности изменяются в соответствии с изменением исторической действительности. Например, Л.Н. Толстой, критикуя современную ему школу с догматическим характером обучения, отсутствием внимания и интереса к личности ученика, призывал к гуманным отношениям в школе, к учету потребностей и интересов ученика, высказывался за такое развитие его личности, которое сделало бы растущего человека гармоничным, высоконравственным, творческим. Во-вторых, педагогическая деятельность является особым видом социально ценной деятельности взрослых людей. Социальная ценность этой работы заключается в том, что духовная, экономическая мощь любого общества, государства прямо связана с самосовершенствованием его членов как цивилизованных личностей. Обогащается духовный мир человека. Улучшаются различные сферы его жизнедеятельности, формируется нравственное отношение к самому себе, другим людям, к природе, духовным и материальным ценностям, а за счет этого осуществляется прогресс общества, его поступательное развитие. Каждое человеческое общество заинтересовано в позитивных результатах педагогической деятельности. Если деградируют его члены, ни одно общество не сможет полноценно развиваться. В-третьих, педагогическая деятельность ведется специально подготовленными и обученными специалистами на основе профессиональных знаний. Такие знания – это система гуманитарных, естественных, социально-экономических и других наук, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и постоянно развивающегося феномена. Они позволяют понять разнообразные формы его социальной жизнедеятельности, взаимоотношений с природой. В-четвертых, педагогическая деятельность носит творческий характер. Невозможно запрограммировать и предугадать все возможные варианты ее протекания, как невозможно найти двух одинаковых людей, две одинаковые семьи, два одинаковых класса и т.п.
Воспитательная работа - педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды, и организованное, целенаправленное управление воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Воспитательная работа осуществляется в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, потому что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как например, в процессе обучения. Но поскольку педагогическая деятельность имеет определенные хронологические границы, на которых фиксируются уровни и качества сформированности личности, можно говорить и об относительно конечных результатах воспитанности, проявляющихся в позитивных изменениях в сознании воспитанников, - эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Преподавание - управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы (урок, экскурсия, индивидуальное обучение, факультатив и др.), имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели. Современная отечественная педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое познание сущности функций организации, средств, форм и методов обучения и воспитания. В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общности цели развития личности, в реальной взаимосвязи обучающей, развивающей и воспитательной функций. Научно-методическая деятельность. Педагог сочетает в себе ученого и практика: ученого в том смысле, что он должен быть компетентным исследователем и содействовать получению новых знаний о ребенке, педагогическом процессе, а практика – в том смысле, что он применяет эти знания. Педагог зачастую сталкивается с тем, что не находит в научной литературе объяснения и способов решения конкретных случаев из своей практики, с необходимостью обобщения результатов своей работы. Научный подход в работе, таким образом, является основой собственно-методической деятельности педагога. Научная работа педагога выражается в изучении детей и детских коллективов, формировании собственного «банка» различных методов, обобщении результатов своей работы, а методическая – в выборе и разработке методической темы, ведущей к совершенствованию навыков в той или иной области, в фиксировании результатов педагогической деятельности, собственно в отработке и совершенствовании навыков. Культурно-просветительская деятельность – составная часть деятельности педагога. Он знакомит родителей с различными отраслями педагогики и психологии, учащихся – с основами самовоспитания, популяризирует и разъясняет результаты новейших психолого-педагогических исследований, формирует потребность в психолого- педагогических знаниях и желание использовать их как у родителей, так и у детей. Любой специалист, имеющий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постановкой и достижением целей совместной работы, т.е. выполняет по отношению к этой группе функции управления. Именно постановка цели, применение определенных способов ее достижения и мер воздействия на коллектив - главные признаки наличия управления в деятельности учителя-воспитателя. Управляя группой детей, педагог выполняет несколько функций: планирование, организацию – обеспечение выполнения плана, мотивацию или стимулирование – это побуждение педагогом себя и других к работе по достижению поставленной цели, контроль. Практические задания. Практическое задание №1. Укажите, кто, по вашему мнению, осуществляет педагогическую деятельность (заполнение таблицы). Практическое задание №2. Жизненный и профессиональный кодекс педагога Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов. Согласные и гласные буквы алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для общества в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими правила. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» - искать себя во всём, везде и т.д. Практическое задание №3. Раскройте сущность видов педагогической деятельности. Виды педагогической деятельности: - преподавательская; - воспитательная; - социально-педагогическая; - культурно-просветительская; - научно-методическая; - управленческая; - коррекционно-развивающая. Практическое задание №4. Анализ моделей педагогического взаимодействия Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы (заполнение таблицы). |
5. Самостоятельная работа студентов | 5 мин. | Составление характеристики учителя. Дайте характеристику учителя, образ которого стал вашим ориентиром при выборе профессии. |
6. Подведение итогов занятия | 2 мин. | Постарайтесь отметить, что полезного вы смогли почерпнуть в ходе нашего сегодняшнего урока? Что нового вы узнали сегодня на уроке? |
7. Рефлексия | 2 мин. | Как вы оцениваете собственную деятельность на уроке? Продолжите: Сегодня на уроке… Считаю, что… Я думаю, что… |
8. Задание на дом | 1 мин. | Составить схему, отражающую сущность и особенности педагогической деятельности. |
Раздаточный материал
Задание 1. Укажите, кто, по вашему мнению, осуществляет педагогическую деятельность
Педагогическая деятельность |
Задание 2. Жизненный и профессиональный кодекс педагога
Данное задание развивает способности к рефлексии и вербализации жизненных и профессиональных ценностей и принципов.
Согласные и гласные буквы алфавита (кроме Е, Й, Ъ, Ь, Ы, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для общества в целом жизненных и профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались.
Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники зачитывают сформулированные ими правила. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс педагога. Например: «Б» - быть всегда внимательным и чутким к проблемам других людей; «И» - искать себя во всём, везде и т.д.
Задание 3. Раскройте сущность видов педагогической деятельности
Виды педагогической деятельности:
- преподавательская;
- воспитательная;
- социально-педагогическая;
- культурно-просветительская;
- научно-методическая;
- управленческая;
- коррекционно-развивающая.
Задание 4. Анализ моделей педагогического взаимодействия
Проанализируйте модели педагогического взаимодействия учителя с учениками и определите результат каждой из них в отношении развития учащихся, заполнив последнюю строку таблицы.
Модели педагогического взаимодействия | Модель невмешательства («руки прочь») | Учебно-дисциплинарная модель «твёрдой руки» | Личностно-ориентированная модель взаимодействия «возьмёмся за руки» |
Цель взаимодействия | Хочу, чтобы меня оставили в покое | Дать знания, сформировать умения и навыки | Развитие индивидуальности ребёнка |
Лозунг взаимодействия | «Сам справится» | «Думай и делай как я» | «Мы вместе» |
Способы общения | Холодное наблюдение, уход, напряжение, раздражение | Требования, угрозы, наказания, запреты, нравоучения | Понимание и принятие личности ребёнка |
Тактика | Мирное сосуществование | Диктат или опека | Сотрудничество |
Личностная позиция педагога | Не брать на себя ответственность | Удовлетворить требования контролирующей инстанции | Исходить из интересов ребёнка и перспектив его развития |
Результат взаимодействия | ? | ? | ? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды педагогической деятельности
Преподавание – управление познавательной деятельностью в процессе обучения, осуществляется в рамках любой организационной формы, имеет жесткие временные ограничения, строго определенную цель и в...
Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Безработица, виды, причины и последствия"
Методическая разработка урока по обществознанию....
Методическая разработка учебного занятия с использованием современных педагогических технологий для профессии 23.01.03 Автомеханик
Занятие по изучению трудовых приемов и операций по профессии Автомеханик...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве»
Данная работа является методической разработкой занятия с использованием интерактивных технологий. Тема «Применение геоинформационных систем (ГИС)-технологий в сельском хозяйстве» - одна и...
Методическая разработка учебного занятия по теме "Материальная и дисциплинарная ответственность" по предмету "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Методическая разработка учебного занятия по теме "Материальная и дисциплинарная ответственность" по предмету "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" включает в с...
Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор" предмет "Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Методическая разработка учебного практического занятия по теме "Хозяйственный договор" включает содержание занятия, технологическую карту занятия, описание и целесообразность использов...
Методическая разработка учебного занятия по ОП 05 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" Практическая работа "Работа в комплексными числами"
Методическая разработка учебного занятия по ОП 05 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" Практическая работа "Работа в комплексными числами"...