рабочая программа по истории Тувы
рабочая программа на тему
Рабочая программа по предмету "история Тувы" для 9 класса на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tuvy.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солчурская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ /А.О. Монгуш/
“___”_________ 2015 г.
Рабочая программа
по истории Тувы
9 класс
на 2015-2016 уч.г.
Учитель истории и обществознания
Куулар Долаана Николаевна
Солчур, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по истории Тувы для 9 класса разработана на основе следующей нормативно-правовой базы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 года № 1089;
- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений РТ, утвержденный приказом Минобразования и науки РТ от 29 августа 2012 г. № 953/д-1;
- Учебный план МБОУ Солчурской СОШ Овюрского кожууна на 2015/16 уч.г.
- Примерная программа М. С. Байыр-оола в журнале «Башкы» 1993г № 3.
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основная цель курса истории Тувы – дать учащимся знания об основах исторической науки, достоверное и целостное представление об истории Тувы с древнейших времен до наших дней на основе правдивых и достоверных документальных источников и данных археологических исследований.
Изучение курса по истории Тувы позволит учащимся лучше понять и осознать, что тувинцы имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, и самобытную культуру. Они, как и другие народы мира, были творцами собственной истории и внесли свой посильный вклад в развитие общечеловеческой культуры. При изучении истории, у учащихся формируется историческое сознание, чувство причастности к истории, прежде всего к истории родного края.
В настоящем курсе истории также ставится цель знакомить учащихся с богатейшими и разнообразными памятниками археологии, хозяйством, бытом, материальной и духовной культурой тувинского народа. Учащиеся получат практические знания о традиционных верованиях, обычаях, обрядах и этикете, истоки которых таятся в глубинах истории и в корнях самобытной культуры. Учащиеся знакомятся с вопросами о происхождении тувинского народа и сложении его в единый народ.
Необходимым элементом изучения курса истории Тувы является наглядность: карты, схемы, фотографии, слайды, кинофильмы о Туве. На каждом уроке умело использовать музейные материалы и организовать экскурсии в школьные музеи, а также Тувинский республиканский краеведческий музей и его филиалы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны уметь:
- применять летосчисление в истории;
- устанавливать длительность и синхронность событий;
- правильно употреблять и объяснять исторические термины, крылатые выражения;
- давать устный отзыв на ответы других учащихся, формулировать свое мнение;
- на конкретных примерах раскрывать характерные черты быта, традиций, обычаев, обрядов тувинцев;
- изучать исторические источники, извлекая из них новые знания, в том числе факты, материалы и информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивать явления и события, определяя их основополагающие и второстепенные характеристики;
- работать с историческими документами, научно-популярной и справочной литературой, сопоставлять информацию разных источников, содержащие в них оценки событий и людей, обосновывать свое отношение к ним;
- давать на основе исторических трудов характеристику отдельных исторических деятелей и социальных групп, объективную оценку;
- составлять конспекты, тезисы, реферат, доклад, самостоятельно подбирая литературу;
- участвовать в дискуссии, уметь аргументированно высказывать свое мнение.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса истории Тувы в 9 классе отводится 1 час в неделю (в год 34 часа) из регионального компонента.
Используемые педтехнологии: частнопредметные
Формы контроля: устные и письменные ответы, тестирование.
Реализация данной программы ориентирована на работу по УМК:
- М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай. История Тувы 9 класс / М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай. - Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2004г;
Дополнительное пособие для учителя и учащихся:
1. О.М. Салчак «Тесты по истории Тувы» учебное пособие, Кызыл- 2013;
2. В. А. Копеел, В. Ч. Очур, В. А. Дубровский «наша тува», Кызыл — 1987.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Разделы | К-во часов |
1. | Наш край в древности. | 3 |
2. | Наш край в эпоху раннего средневековья | 3 |
3. | Тува под монгольским и маньчжурским игом | 3 |
4. | Освобождение от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России. | 2 |
5. | Особенности развития Тувы в начале XX века | 5 |
6. | Создание и становление ТНР | 5 |
7. | Тува в годы Великой Отечественной войны. | 2 |
8. | Тува в составе СССР | 3 |
9. | Развитие Тувы в период с 1961 по 1991 гг. | 5 |
10. | Резервное время | 2 |
ИТОГО: | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ИСТОРИИ ТУВЫ
Глава I. Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы.
Начало заселения территории Тувы. Древний и средний палеолит. Памятники, которые свидетельствуют о заселении первобытными людьми территории Тувы.
Поздний палеолит. Позднепалеолитические стоянки и местонахождения. Каменные орудия. Основное занятие, орудие труда. Общая собственность на средства производства, коллективный труд, уравнительное распределение продуктов, одежды и жилища.
Неолит – последний важнейший историко-культурный этап каменного века. Неолитические памятники на территории Тувы. Достижения неолитических племен. Изготовление и применение глиняных сосудов. Изготовление лука со стрелами. Начало приручения домашних животных. Освоение ранее нетронутых территорий.
Бронзовый век. Начало освоения первого металла. Древние рудники и медеплавильные печи. Развитие скотоводства и ремесла. Резьба по дереву, кости, литье металла, выделка кожи и шкуры. Охота рыболовство и собирательство.
Глава II. Тува в период разложения первобытного строя и возникновения племенных союзов.
Скифское время, или ранний железный век, который охватывает период с VIII по III в.в. до н.э. Уровень развития хозяйственной деятельности в жизни племен Тувы. Переход к кочевому скотоводству. Дальнейшее развитие горного дела, металлургии, ремесла, земледелия. Антропологический тип племен Тувы. Разложение первобытнообщинных отношений и вызревание предпосылок классового общества. Своеобразное и самобытное искусство племен Тувы. Роль племен Тувы в создании оригинального скифо-сибирского искусства.
Звериный стиль. Торговые и этнические связи.
Племена Тувы во II в. До н.э. – V в н.э. Образование государства Хунну в Центральной Азии. Завоевание территории Тувы Хунну. Хозяйство. Скотоводство. Земледелие. Охота и собирательство.
Дальнейшее развитие металлургии, появление изделий из железа. Изменение облика материальной культуры и антропологического типа населения Тувы. Разложение родовых отношений и складывание институтов государственности.
Глава III. Наш край в эпоху раннего средневековья.
Тува в составе древнетюркского каганата.
Образование древнетюркского каганата. Археологические памятники. Курганы, каменные изваяния, памятники письменности. Развитие скотоводства, земледелия, ремесла. Горное дело и обработка металла. Жилище. Одежда. Быт. Формирование раннефеодальных отношений. Изобразительно-прикладное искусство. Орхоно-енисейская руническая письменность тюрков – высшее достижение их культуры. Религиозное верование. Обмен и торговля. Роль древних тюрков в сложении и формировании тувинского народа.
Тува в составе уйгурского каганата.
Разгром тюрков уйгурами. Создание уйгурского каганата. Городища и крепости уйгуров, как центр оседлости, земледелия, ремесла и торговли. Хозяйство. Культура и быт. Религия. Обмен и торговля. Роль уйгуров в формировании тувинского народа.
Тува в составе государства древних кыргызов.
Падение государства уйгуров. Древнекыргызское государство и его территория. Развитие скотоводства и земледелия. Ирригационные сооружения. Социальные отношения. Кузнечное, гончарное, литейное, ювелирно-декоративные ремесла. Религия. Культура и быт. Древнетюркская руническая письменность местных племен Тувы. Обмен и торговля. Население. Роль древних кыргызов в сложении тувинского народа.
Глава IV. Тува под игом монгольских феодалов.
Образование раннемонгольского государства. Тува в составе монгольской империи. Иго монгольских феодалов местного населения. Города и военные поселения – центры земледелия, горного дела, металлургии и ремесла. Хозяйства и культура населения Тувы. Горное дело и металлургия. Ремесла. Декоративно-прикладное искусство. Религиозное верование. Распад монгольской империи.
Глава V. Наш край в XVII – первой половине XVIII в.
Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии. Население Тувы и его расселение. Родоплеменной состав. Хозяйство. Промыслы и ремесла. Жилище и одежда. Общественный строй. Дани, поборы и повинности в пользу монгольских феодалов. Культура и быт. Декоративно-прикладное искусство. Устное поэтическое и музыкальное творчество. Религия. Обычаи, традиции и обряды.
Глава VI. Тува под игом маньчжурской династии.
Захват Тувы маньчжурской династией Китая. Административно-территориальное деление. Создание в Туве военно-феодального и административного аппарата. Амбын-ноян и правители кожуунов. Тувинские племена и их расселение. Положение аратов. Налоги, поборы и повинности скотом, пушниной и др. в пользу маньчжурских захватчиков. Скотоводство, земледелие, охота, собирательство. Кузнечное, литейное, столярное, шорное, портняжное, катание войлока и другие виды ремесла.
Классовая борьба и национально-освободительное движение. Восстание Алдан-Дургун и его историческое значение.
Этнический состав, происхождение и формирование тувинского народа как единый этнос.
Быт и культура.
Жилище, одежда, пища. Декоративно-прикладное искусство. Художественная обработка металлов, аппликация и теснение кожи, орнаментация войлака и тканей. Резьба по камню, кости, дереву. Устное поэтическое творчество: героический эпос, сказки, пословицы и поговорки, загадки, песни, частушки, мифы, легенды и предания. Сыгыт и хоомей. Музыкальные инструменты: игил, бызанчы, чадаган, дошпулуур, лимби, хомус и другие.
Праздники: шагаа, оваа дагыыры, суг бажы дагыыры, от дагыыры, уруг бажы кыргыыры и др. Различные обряды. Национальные виды игр: хуреш, стрельба из лука и стрелы, конская скачка, домино, шахматы, кажык, баг кагары, тевек, и др.
Шаманство – древняя форма религии тувинцев. Проникновение и распространение буддизма в Туве. Построение ламаистских монастырей.
Русско-тувинские связи. Роль русских ученных и путешественников в изучении Тувы. Торговый обмен между тувинцами и населением русской пограничной полосы. Открытие русских факторий в Туве и их хищнический характер. Появление в Туве русской золотопромышленности. Значение русской крестьянской колонизации.
Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Борьба тувинского народа против ига маньчжурской династии за свободу и независимость. Изгнание китайских купцов с территории Тувы.
Участие тувинских аратов в освобождении монгольского города-крепости Кобдо. Историческое значение национально-освободительного движения тувинского народа.
Глава VII. Присоединение Тувы к России в 1914 г.
Социальная экономическая и политическая обстановка в Туве. Вопрос о дальнейшей судьбе Тувы и его решение. Объявление протектората России над Тувой. Прогрессивное значение присоединения Тувы к России.
Повторительно-обобщающий урок – 1
Экскурсия или игры – 1
Глава VIII. Особенности развития Тувы в начале ХХ в.
Состояние хозяйства, культуры и быта. Создание Урянхайского краевого Совета и местных Советов и их деятельность. Созыв тувинского съезда, принятие на совместном заседании тувинского и русского съездов Договора о самоопределении Тувы в июне 1918 г.
Военная интервенция и гражданская война в Туве. Оккупация Тувы белогвардейцами и отрядами китайских милитаристов и монгольских феодалов. Сибирская партизанская армия в Туве. Создание объединенного партизанского отряда. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев.
Глава IX. Создание и становление Тувинской Народной Республики.
Подготовка и созыв Всетувинского учредительного хурала. Провозглашение независимой народной Республики Танну-Тыва – первого суверенного государства тувинского народа. Принятие первой конституции Танну-Тыва. Герб и флаг республики. Создание органов народной власти.
Ликвидация феодалов, как класса. Начало коллективизации аратских хозяйств.
Начало культурного строительства. Создание тувинской национальной письменности – новый этап в развитии культурного строительства. Развитие народного образования. Тувинская национальная литература и театр. Культурно-просветительская работа и народное здравоохранение. Вытеснение старых верований, обрядов, обычаев и праздников. Разрушение и уничтожение монастырей и других объектов религиозного культа. Репрессии 30-40-х гг. и их тяжкие последствия.
Глава Х. Тува в годы Великой Отечественной войны.
Реорганизация народного хозяйства на военный лад. Культурное строительство в годы войны. Всенародная помощь фронту. Участие тувинских танкистов и кавалеристов в Великой Отечественной войне. Героизм и отвага тувинских добровольцев на фронтах Отечественной войны.
Глава ХI. Вхождение ТНР в состав СССР 11 октября 1944 г.
Вхождение Тувы в состав СССР – важный этап в социально-экономическом и культурном развитии Тувы. Декларация малого Хурала ТНР о вхождении ТНР в состав СССР на правах автономной области. Политическая оценка ее с современных позиций.
Реконструкция народного хозяйства и реорганизация органов власти. Завершение коллективизации сельского хозяйства. Переход аратов-колхозников на оседлость. Административно-командный метод проведения коллективизации.
Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции. Развитие народного образования, здравоохранения, литературы и искусства, научных и культурно-просветительных учреждений.
Глава ХII. Преобразование Тувинской автономной области в Тувинскую АССР.
Преобразование органов государственной власти и органов управления. Герб, флаг республики. Социально-экономическое развитие Тувинской АССР в условиях командно-административной системы советского общества.
Дальнейшее развитие промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства. Развитие культуры и искусства тувинского народа. Подготовка высококвалифицированных кадров.
Глава ХIII. Тува на этапе перехода к рыночной экономике.
Распад СССР. Образование суверенной Республики Тыва в составе Российской Федерации. Общественная и политическая жизнь. Переход экономики на рыночные отношения. Принятие новой Конституции Республики Тыва. Новый герб и флаг. Усилие эконмических торговых и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Возрождение традиционного хозяйства, самобытной культуры, традиций, обычаев и праздников, религиозных верований народа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | дата | Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Планируемый результат | Информационно-методическое обеспечение |
1 | Наш край в древности. | 1 | Начало заселения территории Тувы. Палеолит. Мезолит. Бронзовый век | Знать содержание темы археологическую периодизацию. Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 1-4 | |
2 | Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов | 1 | Начало производства железных орудий. Хозяйство. Общественный строй. Искусство | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника и других источников; Выделить главное в тексте и делать выводы | § 5-8 сообщение или презентация «Курганы Аржаан I, Аржаан II” | |
3 | Племена Тувы во II в. до н. э.- V в. н. э. | 1 | Хозяйство. Общественный строй. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из дополнительных источников. Выступать перед аудиторией и делать выводы. | § 8-11 Сообщение «Рунические надписи» | |
4 | Тува в составе тюркского каганата (VI- VIII вв.) | 1 | Хозяйство. Общественный строй. Культура. | Знать содержание темы . Уметь извлекать информацию из дополнительной литературы. Выделить главное, делать выводы | § 12-19 Сообщение «Пор-бажын» | |
5 | Тува в составе уйгурского каганата | 1 | Хозяйство. Общественный строй. Культура. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 20-23 | |
6 | Тува в составе государства древних кыргызов (IX-XII вв.) | 1 | Хозяйство. Общественный строй. Культура. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 24-27 | |
7 | Тува под игом монгольских феодалов (XIII- XIV вв.) | 1 | Хозяйство. Общественный строй. Культура. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 28-29 | |
8 | Наш край в XVII- первой половине XVIII в. Тува в составе монгольских государств Алтын-ханов и Джунгарии | 1 | Хозяйство. Общественный строй. Культура. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 30-33 | |
9 | Тува под игом маньчжурской династии (1757- 1911 гг.) | 1 | Хозяйство. Общественный строй. Культура. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 34-40Сообщение «Девять пыток» | |
10 | Восстание «Алдан-Маадыр» | 2 | Национально-освободительная борьба. Причины и последствия восстания «Алдан-Маадыр» | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из других источников. Устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы | §41-42 | |
12 | Присоединение Тувы к России (1914 г.) | 1 | Связи с русским населением. Значение русской крестьянской колонизации Тувы. Присоединение Тувы к России. | Знать содержание темы Уметь извлекать и анализировать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 43-46 презентация «Белоцарск-Красный-Кызыл» | |
13 | Основание города Кызыл | 1 | Защита презентаций. История образования города Кызыл | Знать содержание темы Уметь выступать перед аудиторией Выделить главное делать выводы | ||
14 | Созыв Всетувинского Хурала | 1 | Социально-экономическое развитие Тувы в начале XX века. Создание Урянхайского краевого совета. Всетувинский Хурал. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 47-49 | |
15 | Контрольная работа «Наш край в новое время» | 1 | Тестовые задания по теме | сообщение «История памятника Красным партизанам» | ||
16 | Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве | 1 | Борьба трудящихся Тувы против интервентов и белогвардейцев. Сибирская партизанская армия в Туве. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 50-51сообщение «Оттук-Дашский бой» | |
17 | Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев | 1 | Создание объединенного партизанского отряда. Оттук-Дашский бой. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 52-54Сообщение «Буян-Бадыргы Монгуш» или «И. Сафьянов» | |
18 | Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала | 1 | Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. Роль русской самоуправляющей трудовой колонии | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из дополнительной литературы. Выделить главное делать выводы | § 55-56Сообщение Оюн Курседи или Иргит Шагдыржап | |
19 | Создание революционной партии аратов | 1 | Образование и деятельность общественных организаций и политической партии аратов | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 57-58 | |
20 | Начало коллективизации аратских хозяйств | 1 | Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. Коллективизация. Зарождение рабочего класса. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | §59-61 Сообщение «А. А. Пальмбах» | |
21 | Культурно- просветительная работа и народное здравоохранение | 1 | Культурное строительство. Литература. Театр. Живопись. Музыка. Здравоохранение. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из дополнительной литературы. Выделить главное делать выводы | § 62-64Сообщение «Музей политически репрессированных» | |
22 | Политические репрессии в Туве | 1 | Разрушение и уничтожение монастырей. Репрессированные политические деятели Тувы в 30-40 гг | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 65 | |
23 | Перевод народного хозяйства на военный лад. Всенародная помощь фронту. | 1 | Начало Великой Отечественной войны. Патриотический подъем тувинского населения. Всенародная помощь фронту. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 66-68Сообщение Кечил-оол Тулуш-Герой Советского Союза | |
24 | Участие тувинских танкистов и кавалеристов в Великой Отечественной войне | 1 | Героический подвиг тувинских танкистов и кавалеристов в годы Великой Отечественной войны | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 69 Сообщение О. Ч. Лопсанчап | |
25 | Вступление ТНР в состав СССР | 1 | Вступление ТНР в состав СССР. Реорганизация органов власти Завершение коллективизации | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 70-72 | |
26 | Тест «Наш край в первой половине XX века» | 1 | Тестовые задания | |||
27 | Улучшение условий жизни и быта населения | 1 | Переход аратов-колхозников в оседлость. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Успехи культурной жизни | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 73-77 | |
28 | Образование Тувинской АССР | 1 | Образование Тувинской АССР. Социально-экономическое развитие Тувинской АССР. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 78-82 | |
29 | Образование Республики Тыва | 1 | Распад СССР как унитарного государства. Образование Республики Тыва. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из учебника. Выделить главное делать выводы | § 83 | |
30 | Тувы в 90-гг XX в | 1 | Конституционное строительство и формирование новых органов власти. Президент Тувы Ооржак Ш. Д. | Знать содержание темы Уметь извлекать информацию из различных источников. Выделить главное делать выводы | § 84 | |
31 | Современная Тува | 1 | Социально-экономическое и политическое развитие Тувы в начале XXI века | Знать содержание темы . Уметь извлекать информацию из различных источников. Анализировать информацию, делать выводы | ||
32 | Повторительно-обобщающий урок «Наш край: в прошлом и настоящем» | 1 | Уметь извлекать информацию из различных источников. Анализировать информацию, делать выводы | |||
33-34 | Резервное время | 2 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Руководитель ШМО “Алантос” зам. директора по УВР
_________ /А.О. Монгуш/ __________ /А.Д. Сат/
«____»_________ 2015г. “____”_______ 2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 2 курс СПО, тематический план по истории 2 курс СПО
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОУ СПО по специальности 120714 Земельно-имущественные отношения ...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа по истории, учебник "Россия и мир" Волобуев, 117 часов...
Рабочая программа по истории
Рабочая программа предназначена для профессий : 100116.01 Парикмахер, 150709.02 Сварщик, 190631.01 АвтомеханикСрок реализации: 2011-2013 учебные годыУровень общего образования: среднее (полное) общее ...
Рабочая программа по истории в 5 классе к учебнику Вигасина
Рабочая программа и развернутое тематичесое планирование к УМК А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой...
Рабочая программа по истории 7 класс
Тематическое планирование...
Рабочая программа дисциплины "История изобразительного искусства"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 10...
Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)
Рабочая программа по истории "Знатоки истории" (Кружок)...