Внеурочное занятие "Крылатые выражения"
план-конспект занятия на тему

Данное занятие позволяет расширить кругозор, обогатить словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  мастер-класса «Крылатые выражения»

(познавательно-развивающее занятие; форма – обучающая)

Цели урока:

  • Развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи;
  • Развивать творческие способности и образное мышление;
  • Обогащать словарный запас;
  • Развивать навыки работы в коллективе;
  • Воспитывать любовь к языку, его красоте, многозначности.

Ход занятия

  • 1. Организационный момент.
  • 2. Психологический настрой «Все в твоих руках».
  • Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Действительно, в  наших руках быть счастливым, успешным человеком.

- Объясните, что такое успех? (Рассуждение)

Успех будет для вас желанным,если вы разберётесь в своих желаниях, правильно поставите цели и определитесь с маршрутом.

И вот теперь, важно идти до конца, не останавливаясь и не сворачивая с пути! Успех не приходит к нам, это мы должны дойти до него! По-другому не бывает. Это одна точка зрения. Существует и другая.

        Успех – нечто быстротекущее, ограниченное во времени и пространстве жизни человека. Ты можешь быть успешным в каком-то деле, в каком-то отрезке времени, но не можешь быть успешным вообще, всегда, во всех средах, на всех этапах жизненного пути, от рождения до смерти.

Но важнее даже не успех в жизни, а иметь смысл жизни.

Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.

Надо идти вперед, все вперед, с жизнью, которая никогда не останавливается.

Но, если играть в бирюльки, откладывать дела  в долгий ящик, строить воздушные замки, то в итоге останешься у разбитого корыта.

-Скажите, что было использовано в последнем предложении?  (Фразеологизмы)

- Что такое фразеологизм?

ФРАЗЕОЛОГИ́ЗМ— устойчивое словосочетание, имеющееопределенное лексическое значение.

- Для чего используют крылатые выражения?

- Как правильно их  использовать?

- Откуда пришли фразеологизмы в нашу речь?

Важно помнить, что крылатые выражения нужно использовать умело, то есть  ко времени и к месту. Очень многие крылатые слова придумал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения.Значит, создал его писатель, а потомстали употреблять все. С крылатыми выражениями мы встречались в сказках, баснях Крылова,  рассказах, стихотворениях.

        Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее образной, яркой, но это в том случае, если мы правильно их используем в речи.

        Итак, в течение урока мы с вами будем с миру по нитке собирать информацию об интересующем нас предмете, работать засучив рукава, не на страх, а на совесть.

Желаю вам не попасть впросак и не сесть в галошу. Итак, вперёд, грызть гранит науки, ну а я буду болеть за вас душой!

Викторина

1 задание

Разделимся на две  команды

- Найдите в баснях Ивана Андреевича Крылова фразеологизмы и объясните их значение.

 1команда – «Кот  и повар» Слайд 2

2 команда – «Ларчик»    Слайды 3

2 задание

Слайд 4

 «Найди соответствия» (раздать карточки)

- обманывать (водить за нос…)
- замолчать  (прикусить язык…)
- засыпать  (клевать носом…)

- преувеличивать  (делать из мухи слона…)

- сплетничать (чесать языки…)

- бездельничать ( бить баклуши, сидеть сложа руки)  Проверка задания

3 задание

 Слайд  5,6 «Замени выражение  одним словом». По 5 выражений каждой команде (карточки)

1 команда

плясать под чужую дудку…действовать не по собственной воле, а по произволу другого

морочить головудурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.

ломать головуНапряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему.
зарубить на носу … запомнить

2 команда

душа в пятки ушла…испугался

точить лясы…болтать

опустить руки … отчаяться, разочароваться

 Выйти из себя – сильно разозлиться, не сдержаться

 Проверка задания

4 задание (1-2 мин.)

1 команда Назовите фразеологизмы со словами "голова", "рука"

Примерные ответы: ломать голову, намылить голову, без царя в голове, терять голову, вбить в голову, с больной головы на здоровую, взять в голову.

Примерные ответы: рука руку моет, рука об руку, из первых рук, разводить руками, рука набита, рука не поднимается, рукой подать, золотые руки, не покладая рук, махнуть рукой, опустить руки, развязать руки, сложа руки

2 команда: Назовите фразеологизмы со словами "глаз", "нога"

Примерные ответы: с глазу на глаз, куда глаза глядят, отводить глаза, хоть глаз выколи, в глаза не видеть, смотреть во все глаза, произошло на глазах.

Примерные ответы: взять ноги в руки, на широкую ногу, ни в зуб ногой, одна нога здесь другая там, уносить ноги, падать в ноги, вверх ногами, ноги кормят.

5 задание

 Закончите фразеологизмы. Слайд  7  (устно)

1 команда

Голоден как...(волк)

Хитер как...(лиса)

Надут, как … (индюк)

2 команда

труслив, как…( заяц)

неповоротлив, как …( медведь)

 нем, как …(рыба)

6задание

 Закончите фразеологизмы Слайд 8

1 команда

  • Смотрит как… на новые ворота
  • Играть первую …
  • Вставлять палки в …

2 команда

  • Выводить на чистую …
  • Остаться с …
  • Делать из мухи …

7задание

«Самый внимательный слушатель» Слайд 9

Аудиозапись «Крылатые слова». Записать  услышанные фразеологизмы. Какая команда больше запишет крылатых выражений. (Небольшой отрывок)

8 задание

 Без слайда «Чёрный ящик» (Кто быстрее?) Устно

  • -Что объединяет эти слова? ( этот предмет находится в «чёрном ящике»)
  • 1. Кисель, капля, рыба, трава, гусь (вода).
  • (седьмая вода на киселе; как две капли воды; как рыба в воде; тише воды, ниже травы; как с гуся вода)
  • 2. Яблоня, Ньютон, раздор (яблоко)
  • (яблоко от яблони, Ньютоново яблоко, яблоко раздора)
  • 3. Обед, дёготь, час (ложка)
  • (дорога ложка к обеду, ложка дёгтя в бочке мёда, в час по чайной ложке)

9задание

Слайд 10

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.

( Заяц, кот, козел) наплакал;

 (медвежья, собачья, волчья) услуга;

открыть (Африку, Америку, Австралию);

знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела;

биться головой об (пол, стенку, дверь);

как мертвому (банки, припарки, горчичники).

10 задание

Узнай фразеологизм по картинке.

1 команда: слайд 11

2 команда: слайд 12

11 задание

Слайд 13. Найти фразеологизмы в тексте.

        Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались. Хотел ведь пораньше уйти – куда там! Наш бригадир тут как тут. Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тертый. К нему просто так на козе не подъедешь. За прекрасные глаза платить не будет.

12 задание

По содержанию текста правильно назвать фразеологизм. Слайд 14

«Козел отпущения».  Напишите на листочках.

Предлагаю посмотреть видеосюжет «Кошачьи» фразеологизмы».

4. Подведение итогов.

Итак, подведем итог нашего занятия.

- В чем заключается важность изучения фразеологизмов?

- Важно ли понимать, что крылатые выражения нужно использовать умело?

- Во время работы вы думали о том, чтобы выиграть, или о том, чтобы правильно ответить?

Все участники молодцы! Я рада, что вы сегодня «работали засучив рукава»,« не ударили лицом в грязь», «не лезли за словом в карман», во время игры «голова была на плечах», «не выходили из себя»,  «ловили все на лету»  и «язык был хорошо подвешен».

В простоте слова – самая великая мудрость.

Мы с вами поняли, что смысл жизни состоит просто в самой жизни, в том, чтобы что-то постигать и чему-то учиться.

        Смысл жизни не имеет смысла,

        Смысл прожитого- получать урок.

        Ваш опыт – это путь по смыслу,

        Он помогает осознать урок в кратчайший срок.

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

5. Рефлексия

- Команды, пожелайте друг другу что-нибудь, используя фразеологизмы.

Фразеологизмы из записи.

1.Ахилесова пята

2.Медвежья  услуга

3.Сизифов труд

4.Два сапога пара

5.Крокодиловые слезы

6. Пальцем в небо

7.Двуликий Янус (лицемер, двуличный человек)

8.Козел отпущения

9.Ералаш (полная неразбериха)

10.Конец – делу венец.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Крылатые выражения» Меткое слово – не в бровь, а в глаз.

Слайд 2

Басня И.А. Крылова «Кот и повар» Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка жадного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!" (А Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью, Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька все жаркое съел. Употребляется в случаях, когда один человек упрекает, а другой не обращает внимания.

Слайд 3

Басня И. Крылова «Ларчик» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался. Употребляется в случаях, когда когда когда люди долго бьются над решением простого вопроса .

Слайд 4

Найдите соответствия -обманывать -замолчать - засыпать -преувеличивать - сплетничать - бездельничать (водить за нос …) (прикусить язык…) (клевать носом…) (делать из мухи слона…) (чесать языки…) ( бить баклуши, сидеть сложа руки)

Слайд 5

Замените крылатое выражение глаголом 1 команда плясать под чужую дудку… морочить голову… ломать голову… зарубить на носу …

Слайд 6

Замените крылатое выражение глаголом 2 команда душа в пятки ушла … точить лясы… опустить руки … выйти из себя …

Слайд 7

Узнайте животного

Слайд 8

Закончите фразеологизмы Смотрит как… на новые ворота Играть первую … Вставлять палки в … Выводить на чистую … Остаться с … Делать из мухи …

Слайд 9

«Самый внимательный слушатель» Аудиозапись «Крылатые слова».

Слайд 10

Выберите нужное (заяц, кот, козёл) наплакал (медвежья, собачья, волчья) услуга знает (кошка, лиса, собака), чьё мясо съела открыть (Африку, Америку, Австралию) биться головой об (пол, стенку, дверь) как мертвому (банки, припарки, горчичники)

Слайд 11

«Море по колено» — ничто не страшно. «Мухи не обидит» — кроткий человек. «Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.

Слайд 12

«Тянуть кота за хвост» — надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» — дружные ребята. «Витать в облаках» — мечтать.

Слайд 13

Найдите фразеологизмы Сегодня кое-как добрался до дому. Наработался так, что руки отваливались . Хотел ведь пораньше уйти – куда там ! Наш бригадир тут как тут . Нос к носу столкнулись. Он у нас калач тертый . К нему просто так на козе не подъедешь . За прекрасные глаза платить не будет.

Слайд 14

Козёл отпущения В стародавние времена у древних евреев существовал обряд отпущения грехов, во время которого священник возлагал свои руки на голову живого козла и этим действием как бы перекладывал на животное грехи всего народа. После церемонии козла изгоняли в пустыню.

Слайд 15

Молодцы!

Слайд 16

Используемые интернет- ресурсы http://images.yandex.ru http://ppt4web.ru/ http://мыслеформа.рф http://www.otrezal.ru/ http://aphorismos.ru/ http://www.bibliotekar.ru/ http://muzofon.com/

Слайд 17

Используемые интернет- ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a72efd7-d890-4ef2-b51f-fec8c68dc669/%5BNS-RUS_2-01%5D_%5BIM_056%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/acdb43ae-83e1-4b9e-ad24-9811340be6ae/%5BNS-RUS_3-25%5D_%5BIG_048%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - лингвистическая игра по теме: «Образные выражения французского языка» в 10 классе

В данной материале представлен урок в виде лингвистической игры по фразеологизмам французского языка....

Методическая разработка Презентация по теме: "Тождественные преобразования степенных выражений" для студентов 1 курса

Представлены тренажеры, материал для устного счета, самостоятельная работа, формулы...

Методическое пособие: презентация по алгебре студентов 1 курса"Тождественные преобразования степенных выражений"

Презентация по теме "Тождественные преобразования степенных выражений"Содержит теоретический материал, тесты, тренажеры, сам работу....

Терентий - крестьянский сын. Упрощение выражений.

Урок математики в 5 классе, посвященный великому хлеборобу Т.С. Мальцеву....

Конспект урока по математике в 1 классе «Выражение. Значение числового выражения».

Урок открытия новых знаний. Материал дан  для учащихся  в доступной и занимательной форме с использованием ИКТ....

Урок математики по теме: "Выражение. Сравнение выражений"

Урок математики по теме: «Выражение. Сравнение  выражений». На уроке у учащихся формируется представление о выражении, умение составлять выражения и находить их значение, устанавливать ...