Программа учебной дисциплины "Менеджмент" для специальности 150415 "Сварочное производство" среднего профессионального образования (базовый уровень)
рабочая программа на тему
Программа содержит паспорт, структуру и содержание учебной дисциплины, условия ее реализации, а так же контроль и оценку результатов освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchebnoy_distsipliny_menedzhment_dlya_svarshchikov.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Министерство образования и науки Красноярского края
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕНЕДЖМЕНТ
для специальности (группы специальностей)
150415 «Сварочное производство»
(код и наименование специальности)
среднего профессионального образования (базовый уровень)
г. Красноярск
2013 г.
Программа учебной дисциплины ________________________________ разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) / профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее - НПО) __________ ____________________________
код наименование специальности(ей) / профессии(ий)
Разработчики:
Цурган И.Ю., преподаватель_________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рецензенты:
Внутренний рецензент –
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Внешний рецензент -
__________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, место работы,
Рабочая программа согласована Цикловой комиссией протокол № ___ от «____» _______ 20 ____ г. Председатель ЦК ______________ / ИОФ |
Заместитель директора по учебной работе ________________ / ___________________ «____» _____________ 20 ____ г. |
__________________________________________________________________ (должность и место работы работодателя) ________________ / ___________________ «____» _____________ 20 ____ г. |
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
________________________МЕНЕДЖМЕНТ______________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина Менеджмент относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, 4 курс, 8 семестр
указать принадлежность учебной дисциплины к учебному циклу, курс, семестр
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
1.4. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
применять методику принятия эффективного решения;
организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей;
составлять оперативный план мастера
принимать управленческие решения
выходить из конфликтных ситуаций
__________________________________________________________________
Знать:
организацию производственного и технологического процессов;
условия эффективного общения;
Типологию конфликтов
Системы мотивации работников
Психологию работы в коллективе
__________________________________________________________________
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с перечисленными в .ФГОС по специальностям / профессиям
Формируемые компетенции:
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Осуществлять текущее и перспективное планирование
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
__________________________________________________________________
Указываются требования к компетенциям в соответствии с перечисленными в ФГОС по специальностям / профессиям
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___66часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __45 часов;
самостоятельной работы обучающегося _21 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 45 |
в том числе: | |
лабораторные работы | * |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | * |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | * |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 21 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
……………… ……………… Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.). | |
Итоговая аттестация в форме (указать) зачет в этой строке часы не указываются |
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ___________МЕНЕДЖМЕНТ_________
наименование
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента | ||||
Тема 1.1.Введение. | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | … Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение для подготовки специалистов. Междисциплинарные связи дисциплины с другими дисциплинами цикла, с теорией и практикой управления.………. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 1.2. . Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Понятие менеджмента Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 1.3. Характеристики организации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Организация как объект менеджмента. Формальные и неформальные организации. Основные функции управления организацией. Принципы построения организационных структур. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Построение организационной структуры предприятия | 2 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Разработка программы повышения этичности персонала | 2 | |||
Тема 1.4. Внутренняя и внешняя среда организации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура. Факторы внешней среды прямого воздействия: поставщики, потребители, конкуренты, посредники. Факторы внешней среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, международные события, научно-технический прогресс. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Разработка организационной структуры предприятия и анализ влияния на нее внутренней и внешней среды | 2 | |||
Раздел 2. Функции менеджмента | * | |||
Тема 2. .1. Цикл менеджмента | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные функции менеджмента и их характеристикуФункции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | * | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 2.2. Стратегическое планирование | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сущность стратегического планирования Стратегические альтернативы Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Стратегическое планирование на предприятии | 2 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ ситуации по выбору стратегической альтернативы | 2 | |||
Тема 2.3. Организация взаимодействия | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Типы организаций по взаимодействию: с внешней средой, подразделений, с человеком. Сущность делегирования, правила и принципы делегирования. Делегирование ответственности. Делегирование полномочий. Власть и влияние. Формальная и реальная власть. Способы реализации власти. Руководство – власть и партнерство. Стили руководства и имидж менеджера | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Делегирование полномочий. Власть и влияние Стили управления | 6 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ ситуации по выбору стратегической альтернативы и распределение обязанностей среди подчиненных. Стили управления. Разработка вариантов выбора стилей управления. | 4 | |||
Тема 2. 4. Система мотивации труда | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Мотивация трудовой деятельности | 2 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Анализ мотивации труда на конкретном предприятии | 2 | |||
Тема 2..5 Контроль | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Контроль, понятие и сущность; этапы контроля; выработка стандартов и критериев, сопоставление с реальными результатами, коррекция. Правила контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю…………. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Составление план-схемы организации контроля | 2 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Способы контроля. Контроллинг | 4 | |||
Раздел 3. Связующие процессы | * | |||
Тема 3.1. Основы теории принятия управленческих решений | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Разработка принятия управленческих решений в конкретной ситуации Составление оперативного плана мастера | 4 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Уровни принятия управленческих решений. | 2 | |||
Тема 3.2 Самоменеджмент. Коммуникации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Самоменеджмент. Система методов управления. Понятие общения и коммуникации. Информация и ее виды: функциональная, координационная, оценочная. Трансакты, три формы трансакта: параллельный, перекрестный, скрытый. Эффективная коммуникация. Функции и назначение управленческого общения. Условия эффективного общения.…………. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия | ||||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся | * | |||
Тема 3.3. Управление конфликтами | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтовб функциональные и дисфункциональные. …………. | ** | ||
Лабораторные работы | * | |||
Практические занятия Решение конфликтных ситуаций Методы управления конфликтами и устранения причин и последствий конфликтов | 2 | |||
Контрольные работы | * | |||
Самостоятельная работа обучающихся Стили разрешения конфликтов. Природа и причины стресса | 3 | |||
Всего: | 66 (должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта примерной программы) |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрено)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета _ Экономики отрасли, менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности;
; мастерских ____________________; лабораторий__________.
указывается наименование указываются при наличии указываются при наличии
Оборудование учебного кабинета:
- Мебель – ученические столы, учительский стол, стулья, доска, шкафы, учебно-наглядные пособия, методические пособия, раздаточный материал (карточки схемы, задания для практических работ)
- ПК, принтер, ТВ
3.2. Информационное обеспечение обучения
Обязательная литература:
Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник для СПО, Феникс, 2011
Гордиенко Ю.Ф. Менеджмент. Учебник для СПО. Экономика и управление, 2010
Орлов А.И. Менеджмент. Учебник, 2005г.
Теория экономического менеджмента. Шумпетер Й.А., 2008г.
Дополнительная литература:
Зубкова В.С. Стратегический менеджмент. Учебник для СПО, 2011
Финансовый менеджмент. Ковалев В.В., 2006
Интернет-ресурсы:
- http://ecsocman.edu.ru/
- http://hrdocs.ru/poleznaya-informacziya/obzor-hr-resursov
- http://ecsocman.hse.ru/net/16000475/
- http://econbook.kemsu.ru/UMK_Aparina/links.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Итоговый контроль по дисциплине проходит в форме ……
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные знания: | |
организацию производственного и технологического процессов; условия эффективного общения; Типологию конфликтов Системы мотивации работников Психологию работы в коллективе | Опрос, диктант Диспут Опрос Письменная самостоятельная работа Тестирование |
Освоенные умения: | |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: применять методику принятия эффективного решения; организовывать работу и обеспечивать условия для профессионального и личностного совершенствования исполнителей; составлять оперативный план мастера принимать управленческие решения выходить из конфликтных ситуаций | Защита практической работы Отчет по самостоятельной работе Опрос Защита практической работы Защита реферата Самостоятельная работа Семинар Защита практической работы Тестирование Защита практической работы Контрольная Защита практической работы Итоговый зачет |
Развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений оценивается следующими формами и методами.
Результаты (формируемые общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Выбор решения | Тест |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Толерантное отношение к коллегами при выполнении практических работ | Наблюдение |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | Правильное распределение функций в команде | Защита работы |
Осуществлять текущее и перспективное планирование | Составление плана | Защита плана |
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | Выбор решения | Защита выбранного решения и его обоснование из множества альтернатив |
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий | Наблюдение | Итоговый дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета "Биология" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М.
Программа учебного предмета "Биология" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Сыровой Н. М....
Программа учебного предмета "География" для 8-9 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.
Программа учебного предмета "География" для 8-9 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....
Программа учебного предмета "География" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И.
Программа учебного предмета "География" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Бажуровой Н. И....
Программа учебного предмета "Математика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., Петрашовой В.Н.
Программа учебного предмета "Математика" для 7-9 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В., Петрашовой В.Н....
Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В.
Программа учебного предмета "Математика" для 10-11 классов (базовый уровень). Разработана Галимовой Н.В....
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОПД.16 Болезни экзотических животных по специальности 36.02.01 Ветеринария среднего профессионального образования (базовый уровень)
Материал КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ОПД.16 Болезни экзотических животных по специальности 36.02.01 Ветеринария среднего профессионального образования (базовый уровень) будет интересен для преп...
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Связи с общественностью» 42.02.01 «Реклама» среднего профессионального образования (базовый уровень)
Автор разработки - преподаватель ВВК - Мурашко Гюльнара РауфовнаМетодические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Связи с общественностью» 42.02.01 ...