Развитие межкультурной компетенции в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.
статья на тему
В последние годы непрерывное образование стало целью, к которой идет общество. Под влиянием идеи непрерывного обучения происходят изменения в системе образования. Также меняется процесс обучения и контроль результатов обучения. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», система образования должна создавать условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ. Непрерывность образования понимается как линейность, подразумевающая возможность получения человеком образования и профессии благодаря функционированию системы государственных и негосударственных образовательных институтов разных уровней – от дошкольного до послевузовского.Феномен непрерывного образования главным образом направлен на всестороннее развитие личности. Приоритетным в данном случае является развитие познавательной мотивации у учащихся, при этом образование не должно пониматься, как навязываемая учителем сумма знаний, должно возникнуть естественное осознание необходимости самообразования в течении всей жизни. Языковая смена этнокультурного лингвистического лагеря “Sommercamp” длится 21 день. Логика смены предстает как комплекс последовательных развивающих задач и выстраивается таким образом, что за это время участники полностью погружаются в иноязычную языковую среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
непрерывное образование | 20.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межкультурной компетенции
в процессе непрерывного обучения немецкому языку
в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.
Учитель немецкого языка МАОУ гимназия №6
Пономарева Юлия Васильевна.
В последние годы непрерывное образование стало целью, к которой идет общество. Под влиянием идеи непрерывного обучения происходят изменения в системе образования. Также меняется процесс обучения и контроль результатов обучения.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», система образования должна создавать условия для непрерывного образования посредством реализации основных и дополнительных образовательных программ. Непрерывность образования понимается как линейность, подразумевающая возможность получения человеком образования и профессии благодаря функционированию системы государственных и негосударственных образовательных институтов разных уровней – от дошкольного до послевузовского.
Феномен непрерывного образования главным образом направлен на всестороннее развитие личности. Приоритетным в данном случае является развитие познавательной мотивации у учащихся, при этом образование не должно пониматься, как навязываемая учителем сумма знаний, должно возникнуть естественное осознание необходимости самообразования в течении всей жизни.
Через учителя должно происходить развитие потребности личности к постоянному познанию мира, повышение его культуры, а также развитие и сохранение культуры общества. Изучение языков, активное пользование ими и есть лучшее условие постижения собственной культуры, место подготовки к продуктивному диалогу (принятие позитивного и отторжение негативного) с чужой культурой. Иностранный язык и процесс обучения ему, главным образом позволяют осознать себя, как часть многонационального мира, и направить на принятие мульти культурности этого мира.
Языковая смена этнокультурного лингвистического лагеря “Sommercamp” длится 21 день. Логика смены предстает как комплекс последовательных развивающих задач и выстраивается таким образом, что за это время участники полностью погружаются в иноязычную языковую среду. В основе динамики развития лагерной смены лежит благополучие и комфорт каждого отдыхающего. Образовательную программу реализуют 6 воспитателей - педагоги муниципальных автономных общеобразовательных учреждений г. Томска, 6 вожатых – студенты учебных заведений г. Томска и г. Барнаула.
Подготовка специалистов для учреждений отдыха и оздоровления детей проходит в рамках комплексной образовательной программы по подготовке языковых этнокультурных лагерей, которую проводит АОО «Международный союз немецкой культуры» (семинары, слёты педагогических команд). Специалисты проходят обучение в школе вожатых «Чудо», проводимой АНО «Ассоциация студенческих педагогических отрядов Томской области».
Этнолингвокультурологический подход к изучению иностранного языка является одним из современных и продуктивных. Благодаря этому подходу иностранный язык становится увлекательным предметом культуры и появляется надежда на то, что его изучение станет результативным.
Результативность непрерывного изучения немецкого языка в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp” не оспорима. В течении 21 дня школьники погружены в языковые темы, неразрывно связанные с общей темой смены в целом и темой каждого дня в частности. Занятия проходят легко и интересно, в форме диалогов, творческих заданий, конкурсов и просто живого ежедневного общения, они нацелены на снятие языкового барьера и побуждение к непринужденному общению друг с другом на немецком языке.
Комплекс используемых приёмов позволяет научить участников смены говорить на немецком языке, а затем и думать на нём. Интеграция традиционных и современных методов преподавания в программе позволяет эффективно развивать навыки чтения, письма, говорения и аудирования. Большее внимание уделяется тренировке именно последних двух.
Межкультурная коммуникация в рамках летнего лагеря также легко реализуется, так как общение происходит не только на немецком языке, но и непосредственно с носителем языка и представителем иной культуры. Ежегодно участие в смене принимает языковой ассистент из Германии. Функция ассистента не просто общаться с детьми на немецком языке, но и рассказывать о реалиях его страны согласно теме дня.
Научить общению на иностранном языке, формировать способность человека к иноязычному общению на межкультурном уровне, возможно только в непосредственном взаимодействии с носителем языка и культуры. В непринужденной обстановке, с участием языкового ассистента, немецкий язык изучается детьми успешнее, чем в школе. Так, например, на занятиях по теме «Семья и дом», наш ассистент из Дрездена, Тобиас Крон, рассказывал о своей семье и своем доме. Участвуя в обсуждении модных тенденций в области одежды, Тобиас подготовил серию фотографий, отображающих направления в моде Германии. Ежедневно ассистент посещал занятия и общался с участниками смены, отвечал на вопросы детей и задавал интересующие его вопросы. В результате этого общения выделилась отдельная группа ребят, особенно заинтересованных в повышении своего языкового и культурного уровня. Для этой группы был организован языковой клуб, в рамках которого происходило сопоставление как языка, так и культур. Куратором клуба стал наш языковой ассистент.
Грамотное владение иностранным языком еще не означает, что общение эффективно и правильно. В практике преподавания иностранных языков сложился подход, при котором иностранный язык рассматривается как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка. При передаче информации о фактах и явлениях, связанных с родной, региональной культурой школьники часто испытывают затруднения. Следует отметить, что лагерь “Sommercamp” является этнокультурным лагерем, поэтому культурное наследие этноса российских немцев также находило отражение в занятиях по немецкому языку. Знакомство с народной музыкой, играми и традициями кулинарии занимали важное место. Только тщательное изучение быта, традиций, обычаев, творчества, культуры родного Региона и народа страны изучаемого языка позволят избежать ошибок в культуре общения.
В этнокультурном языковом лагере “Sommercamp” участникам предоставляется уникальная возможность познакомиться с историей Томской области и города Томска, узнать о том, какой вклад в развитие Региона сделали российские немцы. Знакомство проходит согласно тематическим блокам:
1. Изобретения (сделанные немцами и российскими немцами)
2. Путешествия (Эпоха географических открытий, открытия, сделанные российскими немцами)
3. Музыка (Немецкие композиторы и композиторы из числа РН)
4. Правители (Династия Романовых, немецкие корни российских правителей)
5. Еда (национальная кухня немцев и РН)
6. Праздники (национальные праздники немцев и РН).
Таким образом, непрерывно, в течении всей смены, участники постигают культурное наследие двух народов русского и немецкого, учатся толерантному отношению к истории двух стран и общей истории. Как показал наш опыт, реализация этнокультурного компонента содержания непрерывного обучения иностранному языку в рамках языковой смены обеспечивает повышение межкультурной коммуникативной компетенции, способствует общекультурному развитию школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку
Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...
Использование метода проектов в процессе непрерывного обучения немецкому языку в этнокультурном лингвистическом лагере “Sommercamp”.
В этой статье наша пед. команда хотела бы поделиться с Вами опытом ведения проектной деятельности в этнокультурном языковом лагере творческого развития школьников "Sommercamp"....
Мультимедийные средства в развитии социокультурной компетенции студентов, изучающих немецкий язык
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся эффективности обучения иностранному языку, в частности, через использование мультимедийных средств....
Активные формы обучения иностранному языку для развития межкультурной коммуникации
Данная статья может быть использована при подготовке учителей иностранного языка к своему предмету...
Доклад: «Развитие практических компетенций студентов СПО в процессе обучения»
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессиона...
Программа летнего лингвистического лагеря «Летний поезд»
Программа летнего лингвистического лагеря летний поезд...
Формирование межкультурной компетенции при обучении иностранному языку
Современные политические и социально-экономические условия привели к увеличению числа международных контактов и усилению связей представителей разных национальностей на всех уровнях....