Рабочая тетрадь по теме «Правописание гласных в корне слова»
методическая разработка

Зубова Ирина Евгеньевна

Цель создания рабочей тетради – помочь студенту сформировать, систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Правила орфографического написания» .

          Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ФГОС III поколения по дисциплине «Русский язык» и предназначена для студентов, обучающихся по  специальности «Сестринское дело».

          В рабочей тетради  упражнения разделены на три темы: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Правописание непроверяемых гласных». Подобраны в соответствии с разным уровнем подготовки студентов таким образом, чтобы  дать возможность каждому на этапе закрепления материала успешно  справляться с работой. При работе с тетрадью студент имеет возможность, обращаясь к теоретическому материалу учебника и лекции, самостоятельно выполнять задания разной сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_sluzhebnye_chasti_rechi.docx52.55 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»





Рабочая тетрадь

по дисциплине: ОДБ.01 «Русский язык»

Тема: «Правописание гласных в корне слова»

Специальность Сестринское дело

2020 г

Рассмотрено

на заседании ЦМК ОД дисциплин

специальности «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2020г.

Председатель ЦМК ________________

/Сорокина С.А../

Утверждаю

Зам. директора по УВР

_______Е.Н. Борисова

«____»________2020 г.

Автор: Габова Елена Юрьевна - преподаватель первой квалификационной категории

Рецензенты:

Витомскова Майя Викторовна - преподаватель высшей квалификационной категории ЮУТК

Павлова Ольга Владимировна - методист Кыштымского филиала «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

Цель создания рабочей тетради – помочь студенту сформировать, систематизировать и закрепить знания и умения по теме «Правила орфографического написания» .

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ФГОС III поколения по дисциплине «Русский язык» и предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

В рабочей тетради упражнения разделены на три темы: «Правописание безударных гласных в корне слова», «Правописание чередующихся гласных в корне слова», «Правописание непроверяемых гласных».Подобраны в соответствии с разным уровнем подготовки студентов таким образом, чтобы дать возможность каждому на этапе закрепления материала успешно справляться с работой. При работе с тетрадью студент имеет возможность, обращаясь к теоретическому материалу учебника и лекции, самостоятельно выполнять задания разной сложности.

В качестве рабочего материала исползовались фрагменты русской классической литературы и современных авторов. С их помощью студенты совершенствуют навыки работы с информацией, расширяют кругозор.

Материалы рабочей тетради содержат различные задания, которые помогают преподавателю проконтролировать знания студентов, а студентам глубже самостоятельно познать изучаемые темы.

Достоинством данной рабочей тетради является то, что упражнения можно использовать как на занятиях, так и для самостоятельной работы.

Содержание

Тема 1. Правописание безударных гласных в корне слова.

5 стр.

Тема 2. Правописание чередующихся гласных в корне слова.

9 стр.

Тема 3. Правописание непроверяемых гласных.

12 стр.

Тема 4. Обобщающие упражнения по теме:.

15 стр.

ЗАНЯТИЕ №1.

Безударные гласные в корне слова.

Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1. Через два кв..ртала (на) встречу мальчикам из (за) угла вышла женщина с корзинкой. (Катаев) 2. Муму ловко вывернулась (из) под пальц..в Степана и пустилась (во) все лопатки к Герасиму. (Тургенев) 3. Трудно было понять, какое удобство имел (в) виду столяр, загибая так немилосердно спинки стульев. (Чехов) 4. (В) виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым. (Станюкович) 5. (В) продолжени.. дорог.. мы два раза переехали через реку. (Аксаков) 6. (В) продолжени.. ночи, предшествовавш..й поединку, я (не) спал (ни) минуты. (Лермонтов) 7. (В) течени.. всей дорог.. Касьян сохр..нял упорное молчание. (Тургенев) 8. Мерзляков хотел было и..ти мне (на) встречу, но отл..жил свою поез..ку (в) следстви.. глубокого снега. (Арсеньев) 9. Наше поле лежало (в) виду озера. (Пришвин) 10. (В) продолжени... рассказа бывалого моряка были заинтересованы все присутствовавшие.

Упражнение 2. Спишите, объясняя правописание выделенных слов.

Примеры

Объяснение

1) Нет ничего в мире, что бы могло прикрыть Днепр. (Гоголь)

2)Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. (Крылов)

3) С кем поведешься, от того и наберешься. (Посл.)

4) Проснулся Ефим оттого, что кто-то тихонько поправил ему изголовье. (Гайдар)

5) Итак, я начал рассматривать лицо слепого. (Лермонтов)

6) Как много ручейков текут так смирно, гладко и так журчат для сердца сладко лишь только оттого, что мало в них воды. (Крылов)

7) Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. (Маяковский)

Здесь бы – частица, ее можно перенести в другую часть предложения: что могло бы прикрыть Днепр.

Упражнение 3. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

#1047;оя была постоянным товарищем Шуры бегала и скакала так (же) шумно и весело и (само) забвенно как и он. 2. Ходили они с Шурой и на речку за водой – это Зоя то (же) любила. 3. Малыши то (же) как и Шура любили Зою и слушались ее. 4. Профессор взглянув на Шуру спросил добродушно А ты то (же) такой. 5. Шура стоял перед нами с головы до ног перемаза..ый, в глине стоял пристыже..ый и в то (же) время на лице его было выражение какой (то) упрямой (не) зависимости. 6. Соб..рали сибиряки чернику и черемуху на всю зиму зап..сались грибами; Зоя то (же) всегда возвр..щалась с полной корзинкой. 7. Шуру очень обид..ло что Зоя не под..лилась с ним своими планами. Пришлось ему напомнить что он когда уезжал в июле то (же) н..чего Зое не сказал: не имел права рассказ..вать. (По Л. Космодемьянской)

Упражнение 4. Составьте и запишите предложения с данными парами.

Также – так же, тоже – то же, а также – все так же, чтобы – что бы, итак – и так.

Упражнение 5.Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните предлоги.

(В)виду (не)погоды занятия перенесли в спортзал, (в)течени.. месяца, (в)продолжени.. речи, (на)счёт меня не беспокойся, (в)продолжени.. романа, иметь (в)виду варианты развития событий, (в)следстви.. болезни, (в) завершени.. работы состоялось собрание; (в)следстви.. по делу, (в)течени.. болезни наметились улучшения; (в)отличи.. от Онегина, (в)заключени.. врача, (во)избежани.. пожара, (в)отношени.. доклада; все дело (в)отличи.. между героями, (в)роде птицы, (в)место веселья, (на)встречу волнам, (в)силу обстоятельств, (не)смотря на поздний час; параш..тист прыгнул, (не)смотря (в)низ.

Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание предлогов.

(По)мере надобности, из(под) дивана, выйти (в)след за посетителем, (в)следстви.. сильного снегопада, делать (на)перекор желанию, (по)прибыти.. на место, узнать (на)счёт подписки, перевести деньги (на)счёт фирмы, (в)виду приближения осени, (в)связи с собранием, (в)продолжени.. романа известного автора, (в)продолжени.. утра; рассудку (во)преки, (на)перекор стихиям; шёл, (не)смотря по сторонам; из(за) ненастья, (не)смотря на обстоятельства, (в)место благодарности, (в)течени.. пяти лет, (в)течени.. бурной реки, (в)виду (не)достатка времени, узнать (в)последстви.., (не)что (в)роде шара, отсутствовать на занятиях (в)течени.. недели, наблюдать изменения (в)течени.. реки, отсутствовать (в)продолжени.. месяца, читать о судьбе героя (в)продолжени.. романа, (в)связи с изменением расписания, письма (в)роде дневника, (в)соответстви.. с государственным образцовым стандартом, (не)взирая на преграды.

Упражнение 7. Перепишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Подчеркните все предлоги.

(Не)смотря (на)конец сентября было (по)летнему жарко. Чай накрыли в гости..ойвыходивш..й ра..пахнутыминастеж.. окнами в ещё (не)убра..ый от опавших листьев сад.

В помещени.. (в)доль стен стояла полирова..ая стари..ая мебель обитая б..рдовым плюшем. Благодаря аж..рным накидкам и (бело)снежной домотка..ой скатерти ра..шитой пр..чудливыморнам..нтом комната выгляд..ла (по)праздн.чномуторжестве..ой. Золочё..ая и посеребрё..ая посуда была начище..а (до)блеска а (по)середине стола возвышался отр..жая солнечные лучи кувшин (в)виде цветка. (Во)круг него были ра..тавле..ы (не)высокие но изящные б..калы из гранё..ого хрусталя.

(В)течени.. часа разговор (не)смолкал. Говорили (в)основном (на)счёт поездк.. которая (во)преки оп..сениямзаконч..лась благополучно. (В)заключени.. чаепития кто(то) из присутствующих развеселившись предл..жил осмотреть живописное озеро разливш..еся (в)следствие (не)давно прошедших дождей.

Упражнение 8. Найдите лишнее в каждом ряду. Объясните выбор.

И, А, НО, ИЛИ, ТОЖЕ, ПОТОМУ ЧТО, ЛИБО;

КОГДА, ЕСЛИ, ЧТО, И, ПОКА, ТАК КАК;

ИЛИ,ЧТОБЫ, НАСЧЁТ, ЧТО, ДАБЫ;

ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ВВИДУ, ПОТОМУ ЧТО, В ОТЛИЧИЕ.

Вопросы для самопроверки

1. Какие предлоги пишутся слитно? Раздельно? Через дефис?

2. Как отличить предлоги в течение, впродолжение от созвучных с ними сочетаний существительных с предлогами?

3. Как отличить союзы также, тоже, чтобы от созвучных с ними сочетаний?

ЗАНЯТИЕ № 2.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Корни с чередованием а/о

-кас-/-кос-, -раст-/-ращ-/-рос-, -гор-/-гар-,

-блест-/-блист, -зар-/-зор-, -лаг-/-лож-

#1044;иктант «Проверяю себя»

Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова.

1) Солнечные лучи почти никогда не к..саются холодной, серебристой влаги родника. (Тургенев.) 2) Легкий ветерок к..снулся камышей, и они зашевелились и зашелестели. (Тургенев.) 3) Молодые деревья р..сли очень тесно, ничей топор еще не к..снулся до их стройных стволов. (Тургенев.) 4) Я сидел в тенистом саду, прик..снувшись спиной к стволу огромного дуба. (Л. Толстой.) 5) Мы шли сквозь зар..сли лозняка, и молодые пор..сли касались нашего лица. Кусты наклонялись, почти к..саясь воды. (Л. Толстой.) 6) В Мещере наблюдается удивительное богатство и разнообразие р..стительного мира. (Паустовский.) 7) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и заг..релась на небе над рекой семицветная радуга. (Соколов-Микитов.) 8) Очень красивы, веселы молодые елочки, похожие на лесных пионеров. Они р..стут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку. (Соколов-Микитов.) 9) Перед переменой погоды, перед грозой ласточки-касатки летают низко над землей. Своей грудкой они к..саются поверхности пруда или широкой спокойной реки. (Соколов-Микитов.) 10) Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где р..стут высокие травы. (Тургенев.) 11) Взошло солнце, и только одна большая звезда осталась г..реть над лесом. От з..ри до з..ри работают в сенокос люди. Ярко бл..стят косы. Густыми рядами л..жится высокая пахучая трава. (Соколов-Микитов.) 12) Ночь уже л..жилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям. (Лермонтов.)

Корни с чередованием е/и.

-бер-/-бир- -дер-/-дир-

-мер-/-мир- -пер-/-пир-

-стел-/-стил- -блест-/-блист-

-жег-/-жиг- -тер-/-тир-

-чет-/-чит-

2. Предупредительный диктант.

Объясните написание чередующихся корневых безударных гласных в следующих словах и словосочетаниях.

Блестеть на солнце, блистательный успех, блеснувшая молния, блистание, блестящий оратор, заблестели на небе, блеснуть знаниями, лунный блеск, ловить на блесну, отблеск пламени, блиставшие молнии, слегка поблескивая.

#1042;ыборочный диктант.

Выпишите сначала предложения, в которых описывается зима, потом весна, лето и осень. Вставьте пропущенные безударные гласные и объясните (устно), почему выбрано то или иное написание.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл..стало. (Пушкин.) 2) Полянка была залита горячими, бл..стящими лучами июньского солнца. (Л. Толстой.) 3) Чародейкою зимою околдован лес стоит — и под снежной бахромою, неподвижною, немою чудной жизнью он бл..стит. (Тютчев.) 4) Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро бл..стит. (Никитин.) 5) Еще светло,— перед окном в разрывы облак солнце блещет, и воробей, своим крылом в песке купаяся, трепещет. (Фет.) 6) Березы желтою резьбой бл..стят в лазури голубой. (Бунин.) 7) Под голубыми небесами великолепными коврами, бл..стя на солнце, снег лежит. (Пушкин.) 8) Вот и солнце встает, из-за пашен бл..стит, за морями ночлег свой покинуло, на поля, на луга, на макушки ракит золотыми потоками хлынуло. (Никитин.)

#1051;итературная викторина «Откуда эти строки?»

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

1) Волшебный край. Там в стары годы сатиры смелой властелин бл..стал Фонвизин, друг свободы. 2) Выхожу один я на дорогу; сквозь туман кремнистый путь бл..стит. 3) Во мраке молнии бл..стали. 4) Под солнцем г..рячим, под ночью слепою немало пришлось нам пройти. 5) В золотых и темно-синих блестках Золушка танцует на подмостках. 6) Мы запомним суровую осень, скрежет танков и отбл..ск штыков, и в веках будут жить 28 самых храбрых твоих сынов. 7) Мне часто снятся те ребята — друзья моих военных дней, землянка наша в три наката, сосна, сг..ревшая над ней. 8) Отговорила роща золотая березовым веселым языком... В саду г..рит костер рябины красной, но никого не может он согреть. 9) Над полями да над чистыми месяц птицею летит, и серебряными искрами поле ровное бл..стит. 10) Испокон века книга р..стит человека. 11) У кумушки глаза и зубы разг..релись. 12) Сияло солнце, вздыхала степь, бл..стела трава в бриллиантах дождя, и золотом сверкала река.

Ключ:

1) А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». 2) М. Ю. Лермонтов. «Выхожу один я на

дорогу». 3) К. Ф. Рылеев. «Ермак». 4) М. Светлов. «Песня о Каховке». 5) Я. Смеляков. «Милые красавицы России». 6) М. Лисянский. «Моя Москва». 7) М. Матусовский. «На безымянной высоте». 8) С. Есенин. «Отговорила роща золотая». 9) А. Рославлев. «Над полями да над чистыми». 10) Пословица. 11) И. А. Крылов. «Лисица и виноград». 12) М. Горький. «Старуха Изергиль».

#1042;ыборочный диктант.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Наст..лать полы, ст..лить лен, расст..лающийся туман, перест..лить постель, расст..лать ковры, уст..лать желтыми листьями, заст..лать горизонт, пост..лить скатерть, ст..лющийся клевер.

#1044;иктант «Проверяю себя».

1) Белый пар по лугам расстилается. (Никитин.) 2) По лицу земли туман стелется. (Кольцов.) 3) Черная туча грозно застилает противоположную сторону небосклона. (Л. Толстой.) 4) Снег летает и сверкает в золотом сиянье дня, словно пухом устилает все долины и поля. (Дрожжин.) 5) С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает все доступное для глаза. (Чехов.) 6) Было тихо, дым весь пал в лощину и все застелил. (Пришвин.) 7) Солнце садилось; золотые тучки расстилались по небу все мельче и мельче. (Тургенев.) 8) Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески, первые веселые цветы нашего леса. (Соколов-Микитов.) 9) Огромные папоротники стелили по земле свои метровые листья.

#1042;ыборочный диктант.

Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями: сперва со словосочетаниями именного, а затем глагольного типа.

Ст..рать белье, выст..ранная, скатерть, ст..реть пятно, раст..рать краску, раст..реть полотенцем тело, обт..рание холодной водой, прот..реть очки, ст..ральный порошок, нат..реть полы, подт..рать пол, расшитый ут..ральник, нат..ртый хрен, кухонная т..рка.

#1054;бъяснительный диктант.

1) Белье не примерзнет к веревке, если протереть ее тряпкой, смоченной в теплом растворе соды или соли. 2) Никелированные и серебряные изделия будут блестеть как новые, если их вытереть шерстяной тряпочкой, смоченной нашатырным спиртом. 3) Смочив подпалины от утюга соком репчатого лука, выстирайте вещь в теплой воде. Через несколько часов после просушки подпалины исчезнут.

#1044;иктант «Проверяю себя».

1) Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не оп..раясь на воздух. (Павлов.) 2) На штыки можно оп..раться, но на них нельзя сидеть. (Из газет.) 3) Трусливый друг опаснее врага: врага опасаешься, а на друга оп..раешься. (Пословица.) 4) На коня не полагайся, на реку не оп..райся. (Пословица.) 5) Кто широко живет, тот ворот не зап..рает. (Пословица.) 9) Дерево на дерево оп..рается, а человек — на человека. (Пословица.)

#1042;ыборочный диктант.

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в следующей последовательности: с корнем -мер-/-мир- (смерть), мир (земной шар), мир (общество), мир (отсутствие войны), мер (мера).

1) При Владимире, прозванном в народе Красным Солнышком, было время долгого мира: спокойно трудился земледелец, не страшась кочевников. (А. Толстой.) 2) Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла. (Лермонтов.) 3) Умирает весна, умирает! Водворяется жаркое лето. (Некрасов.) 4) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Крылов.) 5) Каменщик взял кирпич, примерил2,— и молча пол..жил назад. (Андреев.) 6) В целом мире нет, нет красивее Ленинграда моего. (Песня.) 7) Да разве об этом расскажешь — в какие ты годы жила! Какая безмерная2 тяжесть на женские плечи легла! (Исаковский.) 8) Знаете, каким он парнем был! На руках его весь мир носил... (Добронравов.) 9) Начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко.

(Пришвин.)

#1044;иктант «Проверяю себя».

1) По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник. 2) Выбежал на опушку леса рыжий лисовин, присел отдохнуть под старой березой. Много слышит и видит он в весеннем лесу. Слышит, как птичьими голосами наполняется лес, как тихо попискивают мыши, как пробирается по сухому валежнику, выбравшись2 из зимнего логова, голодный еж. 3) Всю долгую зиму жили белки в высоком лесу. От ветра и стужи прятались в теплых гнездах, забирались в глубокие дупла деревьев. 4) Вывела медведица своих медвежат в лес. Будут они теперь привыкать к родному лесу, играть и кувыркаться по мягким кочкам, взбираться на деревья. 5) С утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то спустятся на землю собирать грибы. В лесных кладовых спрятали они отборные2, вкусные орехи. 6) В самых недоступных местах устраивают гнезда сторожкие журавли. Спокойно им жить на неприступном болоте. Не пройдет по болоту волк, не проберется лисица, не подкрадется осторожная рысь. 7) Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой непролазной чащобы не страшатся сильные лоси. Но беспощадно кусают их комары. Чтобы спастись от комаров, забираются иногда лоси в воду. 8) Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда вам откроется чудесная красота русского леса. (Соколов-Микитов.)

Методика правописания

чередующихся безударных гласных корня

Методика правописания чередующихся безударных гласных корня требует разграничения этого материала по двум основаниям:

1) по графическому признаку выделяют две подгруппы — с чередованиями о — а и е — и;

2) по условиям, от которых зависит написание той или иной безударной гласной в корне слова, а именно:

— от места ударения в слове (гар— гор-);

— от наличия или отсутствия суффикса а после корня (-кас-/- кос-, -бер-/- бир-);

— от последующих согласных в корне -(раст-/- ращ-,- рос-, -лаг-/ -лож-).

При формировании навыков грамотного письма необходимо усвоить следующую последовательность действий — «шаги алгоритма»:

1) выделить в слове корень и определить, какой он — «одновариантный» или «неодновариантный»: полянка — полевой — полюшко — поле;

2) если корень «одновариантный», то можно ли проверить безударную гласную с помощью опорного слова: полянка — поле;

3) если корень «одновариантный», но в нем нельзя проверить безударную гласную с помощью опорного слова (например: пилоты — пилотировать — пилотаж — беспилотный), то лингвистическая задача решается путем обращения за нормативным написанием к словарям — орфографическому, грамматико-орфографическому;

4) если корень «неодновариантный», то следует определить, к какой группировке он относится — а — о или е — и;

5) если корень с чередованием а — о (например: излагать — изложить), то применяется соответствующее орфографическое правило: «В корне –лаг-,- лож- безударная а пишется перед г, безударная о — перед ж». (Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с правописанием корней -раст-/-ращ рос-, -гар гор-, -кас кос-.);

6) если корень с чередованием е — и, например: соберу — собираю, то выбор того или иного написания мотивируется правилом: «В корнях с чередованием е — и (-бербир-, -мер- — -мир-, -дер дир-, -пер пир-, -тер тир-, -жег жиг-, -стел стил-, -блеет блист-) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а». Соберу (нет -а-); собираю (есть -а-).

Для усвоения правописания проверяемых безударных гласных в корне необходима длительная, систематическая, кропотливая работа. Эта работа должна вестись при изучении всех разделов школьного курса (фонетики, графики, словообразования, лексики, грамматики), на уроках обучения изложениям и сочинениям, а также на уроках анализа письменных работ. Важную роль в овладении навыками грамотного письма вообще и безударных гласных корня в особенности играет орфографическая зоркость, позволяющая запоминать «графические портреты одновариантных корней», пишущихся по морфологическому принципу — ведущему принципу нашей орфографии. Вышепредлагается дидактический материал по рассмотренной теме.

ЗАНЯТИЕ №3. ЧАСТИЦА

Упражнение 1 . Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки. Подчеркните частицы, укажите их разряд.

1. (Н..)страны (н..)погоста (н..)хочу выб..рать. (И.А. Бродский)

2. И мне до тебя где(бы) ты (н..)была дотронут..ся сердцем (н..)трудно. (Р.И. Рождественский)

3. (Н..)одна дорожка (н..)была очище..а от снега и (н..)один день прохожим приходилось в буквальном смысле прод..раться сквозь сугробы.

4. (Н..)сладость розовых лучей предтечи утре..его Феба (н..)кроткий блеск лазури неба (н..)запах веющий с полей (н..)быстрый лёт коня ретива — (н..)что души (н..)веселит. (К.Н. Батюшков)

5. Куда б (н..)шёл (н..)ехал ты а здесь остановись (А.Т. Твардовский).

6. Что(бы) (н..) читал Багрицкий его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (К.Г. Паустовский).

7. Сергей Тюленин родился когда (н..)(за)чем было идти в подполье; он (н..)откуда (н..)бежал и бежать ему было (н..)куда. (А.А. Фадеев)

8. (Н..)уже(ли) (н..)ясно что (в)середине нашего века (н..)один ученый (н..)одна экспедиция посетившая Горный Алтай (н..)кто (н..)мог(бы) обойти доктора географических наук Вершинина что(бы) (н..)навлечь на себя упреков в (н..)достаточном изучении литературы об этом крае. (По С.П. Залыгину)

9. Ребята! Н.. Москва ль за нами? (
М.Ю. Лермонтов)

10. (Н..)уже(ли) ты (н..)понимаешь что твои намерения открыты? Разве (н..)видишь что твой заговор известен всем присутствующим? О времена! О нравы! (Цицерон)

11. Вы(б) газели (н..)галдели
А на будущей неделе
Прискакали(бы) и сели
На качели-карусели!
Но (н..)слушали газели
И (по)прежнему галдели... (
К.И. Чуковский)

12. Всего-то - чтоб была свеча / Свеча простая восковая / И старомодность вековая / Так станет в памяти свежа. (Б.А. Ахмадулина)

13. Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо
что(бы) каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! (
В.В. Маяковский)

14. Тёмная ночь только пули свистят по степи
Только ветер гудит в проводах
Тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты любимая знаю (н..) спишь
И у детской кроватки тайком
Ты слезу утираешь. (
В.Г. Агатов)

15. ...она (н..)перед чем (н..)отступала и (н..)куда (н..)шла. Она многое ясно видела многое её занимало и (н..)что (н..)удовлетворяло её вполне; да она едва(ли) и желала полного удовлетворения. (Н..)будь она богата и (н..)зависима она быть может бросилась(бы) в битву узнала(бы) страсть… Но ей жилось легко хотя она и скучала подчас и она продолжала провожать день за днём (н..)спеша и лишь изредка волнуясь. (И.С. Тургенев)

  1. Упражнение 2.Перепишите, раскрывая скобки. Объясните употребление не и ни.

1.Левинсон больше упирал на то, что никогда бы (не, ни) стал отрывать мужиков от работы, если бы (не, ни) считал, что дело это общее. ( Ф.) 2. На место дуэли приезжают все офицеры полка, чуть ли даже (не, ни) полковые дамы. (Купр.)3. У него болела голова и ломило спину, а в душе была такая пустота, точно там никогда (не, ни) рождалось (не, ни) мыслей, (не, ни) воспоминаний, (не, ни) чувств: (не, ни) ощущалось даже (не, ни) раздражения, (не, ни) скуки… Где-то я читал, что человек (не, ни) может (не, ни) одной секунды (не, ни) думать. (Купр.)4.Что бы там (не, ни) говорилось, шеф по праву слыл одним из основоположников науки об атмосферном электричестве. (Гран.)5. Он [Бахирев] (не, ни) мог (не, ни) улыбнуться. (Г.Н.) 6. Как (не, ни) трудно ему [Синцову] это было, но он говорил ей обо всём подряд с самого начала, потому что иначе она сама (не, ни) поняла бы его. (Сим.)7. Где он ещё (не, ни) выступал, его ждали с нетерпением. 8.В спорах Базарова и Кирсанова затронуты едва ли (не, ни) все основные вопросы , по которым расходились революционные демократы и либералы. 9.Каких только историй (не, ни) рассказывают охотники!

Упражнение 3. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните употребление не и ни.

  1. Левинсон, как (не, ни) крепко он спал, услышав свою фамилию, тотчас открыл глаза и сел. ( Ф.) 2. Где бы она [Тина] (не, ни) была, отец был с ней…Она (не, ни) могла (не, ни) предать, (не, ни) обмануть, (не, ни) покинуть. (Г.Н.) 3.Но в характере Бахирева было, раз ступив на дорогу, (во) что (бы) то (ни) стало идти до конца. (Г.Н.) 4.Какая б горесть (не, ни) лежала на сердце, какое бы беспокойство (не, ни) томило мысль, всё в минуту рассеется, на душе станет легко. (Л.) 5. (Не, ни) раз он [Левинсон] обвинял себя в излишней осторожности. ( Ф.) 6.Куда Тулин (не, ни) шёл, ветер всегда дул ему в спину…( Гран.) 7. Как (не, ни) придумывал Манилов, как ему быть и что ему сделать, но ничего другого (не, ни) мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струёю. (Г.) 8.Пожалуй, она [Шурочка] никогда и никого (не, ни) любила, кроме себя. (Купр.) 9. И (не, ни) будет (не, ни) этой комнаты, (не, ни) неба, (не, ни) полка, (не, ни) всего войска, (не, ни) звёзд, (не, ни) земного шара, (не, ни) моих ног и рук… Потому что (не, ни) будет меня. (Купр.) 10. Что бы там (не, ни) происходило, а надо сдавать отчёты и спешить с дипломами. ( Гран.) 11. (Не, ни) то опасно, что они [трудности] есть, а то, что мы иной раз боимся их видеть. (Г.Н.) 12. Кирсанов (не, ни) разу (не, ни) называет Базарова по имени.

ЗАНЯТИЕ №4. ОБОБЩАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ

«СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ».

Упражнение 1. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните и укажите все служебные части речи.

1. Его упрашивали (в)продолжени.. недели. Мать конечно плакала (Набоков). 2. (В)след (за)тем странное равнодушие охватило его (Бианки). 3. Заботливая хозяйка жена Ларивона (по)многу раз в день меняла ему горячие припарки прикладывала к ноге какие-то капли... (Бианки). 4. (В)продолжени.. романа можно будет узнать о дальнейшей судьбе героини. 5. Я не обольщаюсь (на)счёт качества этих переводов (Набоков). 6. Охотники ели редко и (по)многу. 7. И мысли охотника унеслись (в)глубь времён (Бианки). 8. Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались прохожие обращалина него внимание и оборачивались. (В) следстви.. этого он принял решение покинуть большие улицы и пробираться переулочками... (Булгаков). 9. (На)счёт в банке было переведено четыреста миллионов рублей. 10. Казарка с ужасом замечала что (не)смотря на все её усилия сокол становится всё лучше виден (Бианки). 11. (По)(над) Доном сад цветёт (во)саду дорожка. 12. Речь эта как (в)последстви.. узнали шла об Иисусе Христе (Булгаков). 13. (От)чего(же) на этой странице я когда(то) загнул уголок? (Ахматова) 14. (За)чем пойдёшь то и найдёшь (Пословица). 15. Звуки мало(по)малу слабеют (по)немногу замирают а скоро их (со)всем уже не слышно. 16. Но (в)место того встретивши Галку Иван Иванович начал бранить (за)чем она шатается без дела. (Гоголь).

Упражнение 2. Перепишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните и укажите все служебные части речи.

I. 1. Тут (не)одно воспоминанье тут жизнь заговорила вновь и то(же) в вас очарованье и та(ж) в душе моей любовь! (Тютчев). 2. И христиане не выдумав (н..)чего нового точно так(же) создали своего Иисуса которого на самом деле никогда не было в живых (Булгаков). 3. Ты произнёс свои слова так как(будто) ты (н..)признаёшь теней а так(же) и зла (Булгаков). 4. Только обыватели сидя в (полу)мраке своего жилища любят думать что путешествия уже (н..)раскрывают (н..)каких тайн; на самом деле горный ветер так(же) будоражит кровь как и всегда и умереть пускаясь в достойную авантюру всегда было законом человеческой чести (Набоков). 5. В то(же) время из чащи раздался злобный лай лисицы (Бианки). 6. Здесь все то(же) то(же) что и прежде здесь напрасным кажется мечтать (Ахматова). 7. Он то(же) теперь держался Великого пути и тут (н..)когда (н..)оставался (Бианки).

II. 1. За что купил (за)(то) и продаю (Пословица). 1 На(то) и щука что(бы) карась не дремал (Пословица). 3. - Как(же) смотреть правильно сразу на весь лес или на отдельные деревья? - (И)так (и)так (Бианки). 4. Не будешь(ли) ты так добр подумать над вопросом что(бы) делало твоё добро если(бы) не существовало зла и как(бы) выглядела земля если(бы) с неё исчезли тени? (Булгаков). 5. (И)так почти всё объяснилось и кончилось следствие как вообще всё кончается (Булгаков). 6. Ложка нужна что(бы) суп хлебать а грамота что(бы) знания черпать (Пословица). 7. И в мыслях не было кого-то задеть или обидеть или уязвить.

III. Послышался лёгкий звон струн как(бы) от гитары упавшей на ковер (Тургенев). 2. Солнце ярко светило и резало своими лучами (кое)где белевшие пласты залежавшегося снега (Чехов). 3. То серьёзный то потешный (н..)почём что дождь что снег в бой вперёд в огонь кромешный он идёт святой и грешный русский чудо-человек. (Твардовский) 4. Решив спастись (во)что(бы)(то)(н..)стало и (не)желая рисковать он выпил несколько пригоршней болотной воды и заполз в кустарник (Симонов). 5. Для дяди Васи (н..)было тайной что воспитанники чуть(ли) (н..)(в)глаза смеются над ним (Куприн). 6. Погода сейчас в Москве как в марте оглядываешься кругом на улицах где(бы) купить мимозу (Пришвин). 7. И тут(то) вот на одетый лес прилетела кукушка (Пришвин). 8. (В)течени.. года дети какой(то) школы даже носили мне множество цветов и чем(бы) я (в)последстви.. (н..)занимался у меня всегда было сомнение (н..)получаю(ли) я эти цветы (н..)заслуженно и (н..)уже(ли) я для этих детей так много значу. 9. Скука была в деревне страшная и Авилов постоянно и усиленно искал хоть какого(нибудь) развлечения (Куприн). 10 Как(то) вечером встретившись с Харитиной в сенях Авилов обнял её однако девушка молча отбросила его руки от своей груди и так(же) молча ушла (Куприн).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Тренировочные задания по подготовке к ЕГЭ (задание №8 «Проверяемые безударные, чередующиеся и непроверяемые гласные в корне слова»).

Данный материал содержит 12  тренировочных тестовых заданий по теме " Безударные проверяемые, непроверяемые и чередующиеся гласные". Тесты составлены в   формате ЕГЭ по русскому языку....

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Орфограммы безударные гласные - самые частые орфограммы русского языка....

Занятие по теме "Чередующиеся безударные гласные в корне слова"

Занятие было проведено  в группах технических специальностей с целью отработки умений видеть данную орфограммы и писать грамотно. Цель  и задачи, поставленные в начале урока, были решены....

Безударные гласные в корне слов.

Проверочная работа по безударным гласным в корне, состоящая из нескольких индивидуальных карточек...