Рабочая программа по русскому языку 1 курса "Управляющий сельской усадьбой"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_upr._usadboy.docx | 73.3 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) русский язык в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
При получении профессий НПО обучающиеся изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 114 часов, на самостоятельную работу предусмотрено 58 часов.
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Содержание примерной программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.
Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка обучающимися устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.
Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).
При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.
В программе курсивом выделен материал, который при изучении учебной дисциплины «Русский язык» контролю не подлежит.
При изучении русского языка как профильного предмета формируются умения и навыки анализа коммуникативных характеристик речи, углубляются знания по культуре речи. С этих позиций большое значение придается анализу единиц языка в речи, использованию их в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной целесообразностью, подробно рассматриваются такие вопросы, как лексическая и грамматическая синонимия, роль и стилистическая функция порядка слов в предложении, изобразительно-выразительные средства языка и др.
Изучение русского языка на профильном уровне предполагает обеспечить более высокий уровень языковой подготовки обучающихся. Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления языковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Усилена речевая направленность примерного содержания, что проявляется в увеличении часов на разделы «Язык и речь», «Функциональные стили» и др., увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовка и защита рефератов). Примерные темы рефератов приведены в разделе «Примерное содержание учебной дисциплины».
Примерная программа учебной дисциплины «Русский язык» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:
знать/понимать
- связь языка и истории, культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Формой итоговой аттестации выбран письменный экзамен.
- Тематический план дисциплины
№ п/п | Наименование раздела, темы | Максим. нагрузка студента, час | Всего | Количество аудиторных часов, в том числе по видам занятий | Самостоятельная, внеаудиторная работа обуч-ся (кол-во часов) (работа) | ||||
Лекции | Семи- нары | Лабор.рабо ты | Прак. работы | Курсов. (контр-е) работы
| |||||
1 | Введение | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
2 | Язык и речь. Функциональные | 10 | 10 | 2 | 6 | 2 | 2 | ||
3 | Лексика и фразеология | 8 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
4 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 8 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
5 | Морфемика, словообразование, орфография | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | |||
6 | Морфология | 10 | 10 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
7 | Орфография | 8 | 8 | 4 | 4 | 4 | |||
8 | Синтаксис и пунктуация | 16 | 16 | 4 | 4 | 6 | 2 | 8 | |
Итого | 65 | 65 | 11 | 24 | 24 | 6 | 32 | ||
9 | Лексика и фразеология | 8 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
10 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 8 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
11 | Морфемика, словообразование, орфография | 8 | 8 | 2 | 4 | 2 | 4 | ||
12 | Морфология и орфография | 8 | 8 | 6 | 4 | 2 | 4 | ||
13 | Синтаксис и пунктуация | 8 | 8 | 2 | 4 | 4 | 4 | ||
14 | Орфография и пунктуация | 8 | 8 | 2 | 2 | 4 | |||
Резерв учебного времени | 1 | 1 | 1 | 2 | |||||
Всего | 49 | 49 | 14 | 24 | 10 | 1 | 26 | ||
Итого | 114 | 114 | 25 | 48 | 34 | 7 | 58 |
- Содержание учебной дисциплины
Введение-1 час
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ -10 часов
Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи.
Лингвостилистический анализ текста.
2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ -8 часов
Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).
Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ -8часов
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.
4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ -4 часа
Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ.
Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.
5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ -10 часов
Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.
Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.
Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия.
Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.
Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.
Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.
6. ОРФОГРАФИЯ-8 часов
7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ-16 часов
Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.
Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в построении текста.
Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Осложненное простое предложение.
Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.
Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.
Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.
Примерные темы рефератов
Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
Язык и культура.
Культура речи. Нормы русского языка.
Стилистика и синонимические средства языка.
Русское письмо и его эволюция.
Письмо и орфография. Принципы русской орфографии.
Русская пунктуация и ее назначение.
Устная и письменная формы существования русского языка и сферы их применения.
Текст и его назначение. Типы текстов по смыслу и стилю.
Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация.
Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка.
Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке.
Части речи в русском языке. Принципы распределения слов по частям речи.
Роль словосочетания в построении предложения.
Синонимия простых предложений.
Синонимия сложных предложений.
Использование сложных предложений в речи.
Виды речевой деятельности; их взаимосвязь друг с другом.
Словари русского языка и сфера их использования.
Вклад М.В.Ломоносова (Ф.Ф.Фортунатова, Д.Н.Ушакова, Л.В.Щербы, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова и др., по выбору) в изучение русского языка.
4. Внеаудиторная самостоятельная работа
Наименование разделов по программе | Вид самостоятельной работы | Содержание самостоятельной работы |
1. Введение | Изучение дополнительного материала, выполнение упражнений, реферат | Социальные аспекты культуры речи, язык и речь, разграничение элементов нормированной и ненормированной речи, речевые высказывания с учетом требований культуры речи |
2. Стили речи | Анализ текста, выполнение упражнений, конструирование текстов, реферат | Различение текстов по их принадлежности к стилям, выявление ошибок, нарушающих стилевое единство текста, создание текстов учебно-научного и официально-делового стилей в разных жанрах |
3. Фонетика | Изучение дополнительного материала, выполнение упражнений, реферат, фонетический разбор | Фонетические средства речевой выразительности, усвоение орфоэпических норм, выявление вариантов русского литературного произношения |
4. Лексика и фразеология | Изучение дополнительного материала выполнение упражнений и творческих заданий, работа со словарем, реферат, лексический разбор | Варианты лексико-фразеологической нормы, усвоение лексических норм |
5. Морфемика и словообразование | Изучение дополнительного материала, анализ текста, выполнение упражнений, реферат, морфемный и словообразовательный разборы | Способы словообразования, словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях |
6. Морфология | Выполнение упражнений, тестовых заданий, анализ текста, реферат, морфологический разбор | Усвоение норм употребления форм слова, выявление грамматических ошибок в тексте |
7. Синтаксис и пунктуация | Анализ текста, выполнение упражнений, конструирование текстов, реферат, синтаксический разбор, пунктуационный разборы | Редактирование собственных текстов и текстов других авторов с точки зрения использования синтаксических средств, использование синтаксических синонимов |
5. Перечень практических занятий
№ | Наименование практических занятий | Количество часов |
1 | Практическая. работа №1 «Анализ текста» | 2 часа |
2 | Практическая работа №2 «Информационная переработка текста» | 2 часа |
3 | Практическая работа №3 «Составление рецензии» | 2 часа |
4 | Практическая работа №4 Выполнение упражнений на нахождение фразеологических оборот в текстах, тестирование | 2 часа |
5 | Практическая работа №5 Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Морфема» | 2 часа |
6 | Практическая работа №6 Выполнение тренировочных упражнений, по теме Словообразование» | 2 часа |
7 | Практическая работа №7 Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Морфология» | 2 часа |
8 | Практическая работа №11«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Орфография» | 2 часа |
9 | Практическая работа № 12 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Орфография» | 2 часа |
10 | Практическая работа №13 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Орфография» | 2 часа |
11 | Практическая работа № 14 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Орфография» | 2 часа |
12 | Практическая работа № 15«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Орфография» | 2 часа |
13 | Практическая работа №«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Орфография» | 2 часа |
14 | Практическая работа №17«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме «Словосочетание» | 2 часа |
15 | Практическая работа № 18 «Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Простое предложение» | 2 часа |
16 | Практическая работа № 20«Выполнение тренировочных упражнений, тестов по теме Сложное предложение» | 2 часа |
17 | Практическая работа № 24 ««Выполнение тренировочных упражнений, тестов Пунктуация» | 2 часа |
| Итого: | 34 часов |
Ъ6.Литература и средства обучения
Основные источники
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2005.
2.Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.
3.Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2002
4.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
5.Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. И Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.
6.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.
7.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.
8.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.
9.Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1993.
10.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002.
11.Энциклопедия для детей: Т. 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Дополнительные источники
Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2001.
Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.
Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2002.
Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.
Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2004.
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2002.
Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2001.
Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2004.
Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2004.
Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2004.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2000.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2001.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2004.
Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2002.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2001.
Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.
Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2002.
Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2001.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.
Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.
Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2000.
Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.
Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2000.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2000.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2000.
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОУ СПО Бурятский республиканский техникум строительства и городского хозяйства
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. по общеобразовательным
дисциплинам
___________Л.Д.Кукшинова
«___»______________20___г
«___»______________20___г
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На семестр 1 2011/2012 учебного года группа -12
На семестр 2 2011/2012 учебного года группа-12
На семестр 1 2012/2013 учебного года группа- 22
Наименование дисциплины Русский язык
Профессия 11401.02 Овощевод защищённого грунта
Преподаватель: Цыдендамбаева Т.Д.
Максимальное количество часов по учебному плану на дисциплину 172 чаcа самостоятельная работа 58 часа.
Всего часов 114 ч. в том числе:
теоретических занятий 80 часов, лабораторных (практических) работ 34 часа,
Форма итогового контроля: письменный экзамен_____
Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин
«____» _________20__г. Протокол № ____ Руководитель МО _______________
подпись
Рабочий план преподавателя рассмотрен и обсужден на заседании методического объединения общеобразовательных дисциплин
«_____»_________20__г. Протокол № ____ Руководитель МО ________________
№ | Наименование разделов, тем, занятий | Количество часов | Календарные сроки изучения | Тип, вид занятий | Средства обучения | Задания для самостоятельной работы | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Тема1.1 | Введение | 1 | лекция | конспектирование | |||
Раздел I. Язык и речь. Функциональные стили речи- 10 часов | |||||||
Тема1.1 | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи. | 2 | семинар | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка рефератов по темам: «Язык и его функции. Русский язык в современном мире», «Язык и культура», «Культура речи. Нормы русского языка» | ||
Тема1.2 | Стили речи, виды и признаки | 2 | Практич.работа | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка рефератов по темам: «Стилистика и синонимические средства языка» | ||
Тема1.4 | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста Информационная переработка текста | 4 | Практич.работа | 1Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка рефератов по темам: «Русское письмо и его эволюция» | ||
Тема 1.5 | Контр. раб №1 | 2 | тестирование | ||||
Раздел 2. Лексика и фразеология-8 часов | |||||||
Тема 2.1 | Слово в лексической системе языка. Значение слов. Выразительные средства языка | 2 | лекция | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка реферата «Слово как единица языка», «Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке» | ||
Тема 2.2 | Русская лексика с точки зрения ее происхождения Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы,диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. | 2 | семинар | Словарь Ожегова | Работа со словарем Ожегова | ||
Тема 2.3 | Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. | 2 | семинар | Словарь русскогоязыка Ожегова | Работа со словарем Ожегова | ||
Тема 2.4 | Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление. | 2 | Практическая работа | Фразеологический словарь, басни Крылова | Работа с фразеологическим словарем | ||
Раздел 3. Фонетика, орфоэпия, графика и орфография-8 часов | |||||||
Тема 3.1 | Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. . | 2 | лекция | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Фонетич.разбор слов | ||
Тема 3.2 | Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. | 2 | семинар | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка реферата «различия в звуковом составе слов» | ||
Тема 3.3 | Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. | 2 | семинар | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка реферата «Способы стихосложения» | ||
Тема 3.4 | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок | 2 | практич. работа | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Выполнение упражнений на повторение | ||
Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография-4 часа | |||||||
Тема 4.1 | Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. | 2 | семинар | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Выполнение морфемного анализа слов. Работа со словарем | ||
Тема 4.2 | Употребление приставок в разных стилях речи. Употребление суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов. | 4 | практич.работа | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка сообщения «Морфологические способы словообразования» | ||
Раздел 5. Морфология и орфография-10 часов | |||||||
Тема 5.1 | Имя существительное Имя прилагательное | 2 | лекция | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка реферата «Принципы русской орфографии» | ||
Тема 5.2 | Имя числительное Местоимение | 2 | семинар | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Сочинение миниатюра «Орфография предельно упрощает чтение, делает его беглым и легким» | ||
Тема 5.3 | Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола | 2 | семинар | Электронные ресурсы | Подготовка к тестированию | ||
Тема 5.4 | Наречие. Слова категории состояния | 2 | практич. работа | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл | Подготовка реферата «Вклад М.В.Ломоносова в изучение русского языка» | ||
Тема 5.5 | Контр.работа №2 | 2 | конт.раб | ||||
Раздел 6. Служебные части речи-8 часов | |||||||
Тема 6.1 | Предлог и союз как части речи | 2 | семинар | Учебник Русский язык | Выполнение морфологического разбора частей речи | ||
Тема 6.2 | Употребление предлогов. Правописание союзов | 2 | практич.раб | Учебник Русский язык | Выполнение тренировочных упражнений | ||
Тема 6.3 | Частица как часть речи. Междометие и звукоподражательные слова | 2 | семинар | Учебник Русский язык | Выполнение тренировочных упражнений | ||
Тема 6.4 | Правописание частиц и междометий и их употребление | 2 | практич.раб. | Учебник Русский язык | Выполнение тренировочных упражнений | ||
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация-16 часов | |||||||
Тема 7.1 | Основные единицы синтаксиса. | 2 | лекция | Учебник Русский язык | Подготовка реферата по теме «Роль словосочетания в построении предложения» | ||
Тема 7.2 | Словосочетание | 2 | семинар | Учебник Русский язык | Подготовка реферата по теме «Синонимия простых предложений» | ||
Тема 7.3 | Простое предложение | 2 | практич.раб. | Учебник Русский язык | Подготовка реферата по теме«Вклад Ф.Ф.Фортунатова в изучение русского языка» | ||
Тема 7.4 | Синонимия односоставных предложений. Использование простых предложений в различных типах и стилях речи | 2 | практич.раб. | Учебник Русский язык | Подготовка реферата по теме«Вклад В.В.Виноградова в изучение русского языка» | ||
Тема 7.5 | Сложное предложение | 2 | лекция | Учебник Русский язык | Подготовка реферата по теме«Использование сложных предложений в речи» | ||
Тема 7.6 | Сложноподчин.предложение | 2 | практич.раб | Учебник Русский язык | Работа со словарем | ||
Тема 7.7 | Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи | 2 | семинар | Учебник Русский язык | Выполнение тренировочных упражнений | ||
Тема 7.8 | Контрольная работа №3 | 2 | тестирование | Работа со словарем | |||
всего | 65 часов | ||||||
Тема 1 | Лексика и фразеология | 2 | лекция | Работа с КИМ | |||
Тема 2 | Лексика и фразеология | 4 | семинар | Работа с КИМ | |||
Тема 3 | Лексика и фразеология | 2 | Парктич.раб | Работа с КИМ | |||
Тема 4 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 2 | лекция | Работа с КИМ | |||
Тема 5 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 4 | семинар | Работа с КИМ | |||
Тема 6 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 2 | Практич.раб | Работа с КИМ | |||
Тема 7 | Морфемика и словообразование | 2 | лекция | Работа с КИМ | |||
Тема 8 | Морфемика и словообразование | 4 | Семинар | Работа с КИМ | |||
Тема 9 | Морфемика и словообразование | 2 | Практич.раб | Работа с КИМ | |||
Тема 10 | Морфология | 2 | Лекция | Работа с КИМ | |||
Тема 11 | Морфология | 2 | Семинар | Работа с КИМ | |||
Тема 12 | Морфология | 2 | Семинар | Работа с КИМ | |||
Тема 13 | Морфология | 2 | Практич.раб | Работа с КИМ | |||
Тема 14 | Служебные части речи | 4 | Лекция | Работа с КИМ | |||
Тема 15 | Служебные части речи | 4 | семинар | Работа с КИМ | |||
Тема 16 | Синтаксис и пунктуация | 2 | лекция | Работа с КИМ | |||
Тема 17 | Синтаксис и пунктуация | 4 | Семинар | Работа с КИМ | |||
Синтаксис и пунктуация | 2 | Практич.раб | Работа с КИМ | ||||
Резерв учебного времени | 1 | Конт.раб | |||||
всего | 49 | ||||||
итого | 114 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс: предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// Ф...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА...
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
Учебная рабочая программа по русскому языку для системы НПО
Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО на основе программы Гольцовой Н.Г....
авторские рабочие программы по русскому языку и русскому языку и культуре речи
Рабочие программы могут быть полезны преподавателям русского языка ССУЗов...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...