Борьба добра и зла в сердце человеческом.
план-конспект урока на тему
Наказание Раскольникова начнается еще до преступления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
borba_dobra_i_zla_v_serdtse_cheloveke._urok.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Борьба добра и зла в сердце человеческом.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели
будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори,
что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский.
Цели урока:
Учебные:
- закрепить и систематизировать знания обучающихся по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского;
- раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей
на бесправие;
- ввести учащихся в мир духовных исканий и страданий героя;
- показать, какую власть над человеком может иметь теория, как
ответственен человек за свои решения, какую опасность подобные
теории таят для человека и человечества.
Развивающие:
- развитие аналитического мышления;
- развитие умения анализировать и сопоставлять композиционные моменты
произведения, делать выводы;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие навыков самостоятельного мышления и умения творчески
работать в группах.
Воспитательные:
-чувство сострадания к ближнему;
-уважение к гуманным заповедям;
-стремление к сохранению нравственных законов в себе;
- неприятию насилия во всех его идейных проявлениях;
- воспитание интереса к литературе, к творчеству Ф.М. Достоевского;
- формирование коммуникативных навыков.
Тип урока: контроль знаний
Оборудование: роман Достоевского «Преступление и наказание», Библия, портрет Достоевского и иллюстрации к роману, рисунки обучающихся, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный и мотивационный этап.
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга и на наших гостей. Улыбнитесь. У нас с вами все сегодня получится. Желаю вам успеха.
2. Вступительное слово преподавателя.
Мы все отчётливо замечаем, сколь повышен сейчас общественный интерес к художественным произведениям, затрагивающим "психологию" жизни. Литература, театр, кинематограф ответственно восприняли требования момента. И одной из таких относительно малоисследованных глубин видится проблема всестороннего осмысления душевного состояния человека, в неразрывной связи, с которой находится сознание личности. Что заставляет человека идти на преступление, есть ли у такого человека душа, какое наказание нависает за это преступление? Эти и другие вопросы задают себе обучающиеся, читая и анализируя " Преступление и наказание " Достоевского. Как никогда сегодня актуален вопрос о злодеянии, когда в молодёжной среде так возрос процент преступлений. Научить думать, осмысливать, сопоставлять происходящее на страницах романа с собственной позицией - одна из важнейших задач урока. Многие беды ребёнка возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определённой жизненной ситуации. Уберечь ребят от излишне частого появления "дурных" мыслей -вот вторая задача урока. Сделать это нужно избежав назидательности, подавления личности. Для этого на уроке необходима, безусловно, педагогика сотрудничества.
3. Отрывок из фильма «Преступление и наказание».
4.Беседа.
Расскажите о Раскольникове? Почему писатель дал главному герою такую фамилию? Как она помогает понять характер главного героя?
Фамилия свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждуюшим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами ( убийство твари «дрожащей»).
Запись в тетради.
Гуманизм (от латинского – человеческий, человечный) – совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, его земные интересы. (Определение записано на доске).
- Найдите в тексте описание внешности Раскольникова.
Раскольников « был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно- рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу…Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
-Где живет герой?
«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями.. мебель соответствовало помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда- то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»
5. Характеристика цвета как борьба добра и зла в сердце Раскольникова.
Опережающее домашнее задание.
Найти примеры, встречающиеся в романе, со словом «желтый».
Самый встречающийся цвет в романе - желтый.
Это цвет того мира, того пространства, где было задумано и совершено преступление.
В квартире старухи- процентщицы комната «с желтыми обоями». Сама старуха носит «пожелтевшую кацавейку». Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему бросается в глаза «желтый диван» в комнате старухи.
Каморка Раскольникова оклеена «грязными желтыми» обоями; в полицейской конторе, где он падает в обморок, ему подают «желтый стакан, наполненный желтою водою» Само лицо героя после болезни становится «бледно- желтым». «Желтое» лицо и у Мармеладова и т.д. (См. стр 80 «поурочные планы. Кутузов»
- Как характеризует внутренний мир желтый цвет?
Желтый цвет характеризует внутренний мир Раскольникова, борьбу зла и добра в его сердце.
6. Беседа.
- Каким видел Петербург Раскольников?
Смрадные распивочные, озабоченный люд, оборванные пьяные рождали в Раскольникове чувство омерзения. Но он видел Острова, где не было духоты на зеленых балконах изукрашенных дач которого сидели разряженные женщины, среди цветов играли дети. Вид такого Петербурга вызывал раздражение. В целом - это был один мир, разделенный пропастью. Раскольников был развит и образован, он все чаще задумывался, почему ему суждено жить не на Островах, а задыхаться в тисках бедности. Свои мысли по этому поводу он даже изложил в своей студенческой статье.
Какова суть теории Раскольникова?
Раскольников излагает ее Порфирию: "...люди по закону природы разделяются, вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово".
Как можно заботиться о дальних, если убиваешь "маленькую" тихую Лизавету?
Раскольников жалеет бедных людей не только по своей натуре, но и по убеждениям. По его мнению, должен появиться властелин, который в отличие от всех других правителей, употребил бы свое беспрекословное господство на то, чтобы вывести человечество из орбиты скорби в обетованный край. Он решил взять управление миром в свои руки и использовать закон по своему усмотрению: "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", "...мне надо было узнать... вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею..."
Какое значение для романа имеет вещий сон?
Внутренняя борьба добра и зла художественно отражена во сне Раскольникова. Уже в начале сна появляются два ключевых образа-символа, определяющие миросозерцание героя: церковь и кабак. Мальчик, держась за руку отца, должен пройти к церкви мимо кабака, "всегда производившего на него неприятное впечатление и даже страх": "Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи... Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал". Отец не защитил его от пьяной толпы, озверевшего Миколки, забившего до смерти "бедную лошадку". Тогда он с криком отчаяния пробивается сквозь толпу и целует ее мертвую. Потом "в исступлении бросается с кулачками на Миколку".
Вспомним содержание второго сна Раскольникова: "...она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась... Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались все сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота..."
Сон подсказывает несостоятельность теории Раскольникова. Мир остался прежним, никто не спасен. Ни идея, ни миссия героя не осуществились. Вместо торжества Раскольников пережил ужас. Он пролил кровь не в кулачном бою, не на баррикадах, а по личному усмотрению. Кровь Лизаветы помогла ему понять ошибочность его теории. Теперь он сам нуждается в спасении.
7. Каковы причины преступления Родиона Раскольникова?
- Душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;
- Безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;
- Разговор студента и офицера в распивочной;
- Теория о «двух разрядах»;
- Случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых. Письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой);
- Мысль героя- решиться хоть на что- нибудь;
- Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету.
8. Нарисовать душу Раскольникова после убийства процентщицы и Лизаветы.
Чтобы понять глубокий смысл этой ключевой детали, надо вспомнить русского философа Б. Вышеславцева: "...в Библии сердце встречается на каждом шагу. По-видимому, оно означает орган всех чувств вообще и религиозного чувства в особенности...в сердце помещается такая интимная скрытая функция сознания, как совесть: совесть, по слову Апостола, есть закон, начертанный в сердцах." В биении сердца Раскольникова Достоевский услышал звуки измученной души героя.
Рисунки обучающихся.
- В чем суть теории Раскольникова?
Сообщение обучающегося «Наполеон».
Интересны замечания о Наполеоне его современников, его собственные откровения. Вот одно из них: «Я уже чуял инстинктивно, что моя воля должна подчинить себе чужую волю»,- говорил о себе Наполеон, вспоминая молодые годы. Наставники говорили о его успехах, но прибавляли: «Нрав властолюбивый, требовательный, упрямый». Начальство признавало за ним способности и прилежание, но аттестовало его так: «Крайне самолюбив, безгранично честолюбив, резок, энергичен, капризен, готов на все; пойдет далеко, если обстоятельства поблагоприятствуют».
Позднее он говорил о себе: «Вечно одинокий среди людей, возвращаюсь я домой мечтать с самим собой, отдаваться всей силе моей тоски… Жизнь в тягость мне; радости бегут от меня; все для меня- мучение. Люди, с которыми я живу, далеки от меня нравом, как блеск луны от света солнца. Если бы поперек моей дороги стояла одна только чья- либо жизнь, я не задумался бы вонзить клинок в грудь тирана и тем отомстить за мою отчизну и за попранные законы».
-Чем интересен Раскольникову Наполеон?
Раскольникова интересует не столько судьба императора, сколько его «моральный кодекс». Оставил в Египте целую армию, поработил Европу, пролил столько крови, совершил столько кровавых дел, вошедших в историю века. Наполеон посмел вознестись в бессмертие. Он главный союзник Раскольникова в его споре с жизнью и тем жалким местом, которое определила ему судьба.
- «Воскрешение Лазаря».
Выступление священнослужителя.
Найти икону «Воскрешение Лазаря».
- Показ фрагмента «Признание Раскольникова».
- Выступление сотрудника РОВД.
Какое наказание предусматривает закон к такому преступлению? И может ли человек искренне раскаяться в содеянном преступлении?
- Вывод.
Работа по группам добро и зло в Раскольникове.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Карточки.
Продолжить высказывания.
1. В умах людей в разные эпохи всегда будут бродить самые разные…
Идеи
2. Даже самый бесчувственный человек не должен забывать …
О собственной душе
3. Какова цена человеческой жизни?
Жизнь бесценна
4. Любое насилие, задуманное из лучших побуждений, оборачивается преступлением прежде всего против…
Бесправных, обездоленных
5. В условиях духовного тупика человек может противопоставить невыносимым обстоятельствам …
Законы совести, заповеди
- Сочинение.
- В чем истинная трагедия Раскольникова?
- Христианские мотивы в романе «преступление и наказание».
- Родион Раскольников и его двойники в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Доброе сердце"
Социальный проект «Доброе сердце » способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и ...
Акция – «От сердца к сердцу!»
Цель: знакомство учащихся НОУОР с воспитанниками школы – интерната №1. Включение учащихся в реальную совместную практическую деятельность.Задачи: ü Воспитывать дружеские взаимоотношенияü развивать нав...
Проект "Добро через сердца"
Мы строим работу с нашими воспитанниками так, чтобы они могли полюбить то дело, которым занимаются, сыскать уважение в обществе, выполнять дело свое с любовью и душой, испытывать радость и приятные ощ...
методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"...
Работа человеческого сердца
Практическое занятие о английскому языку на тему "Работа человеческого сердца"...
Социальный проект "С добрым сердцем - на добрые дела"
В нашем техникуме с 2013 года активно работает студенческий добровольческий отряд "Феникс", работа которого ведется по разным направлениям. Вместе с ребятами мы создали социальный проект &qu...
"Добру откроются сердца"
Выполнила:Воспитатель МКОУ «ТСШИ» Чарекян Любовь АлександровнаАннотацияМетодическая разработка классного часа «Доброту откроются сердца…» предназначена воспитателям для ...