методическая разработка учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
план-конспект урока
методическая разработка учебного занятия по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_urok-sud_nad_raskolnikovym_2.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Алексеевский колледж»
ОТКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: «Борьба добра и зла
в сердце человеческом…»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Гетманова В.Л., преподаватель
общеобразовательных дисциплин
Алексеевка, 2020
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка создана для работы преподавателей средних специальных учебных заведений со студентами 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Автор: Гетманова Валентина Леонидовна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.
Цели учебного занятия:
образовательные:
- способствовать углублению знаний студентов по творчеству Ф.М. Достоевского, формированию умения анализировать прочитанное, ориентироваться в тексте художественного произведения;
- создать условия для закрепления знаний об индивидуально-психологических особенностях личности, опираясь на полученные знания, аргументированно излагать свою точку зрения.
развивающая:
- содействовать активизации творческих способностей студентов; развитию культуры речи; умения работать в команде;
воспитательная:
- способствовать воспитанию чувства сострадания, сопереживания.
Межпредметные связи: литература, психология, история, право.
Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма учебного занятия: нестандартная (импровизация в виде судебного заседания).
Технология: технология эвристического обучения, технология сотрудничества.
Методы обучения: театрализация, эвристическое погружение, словесный (беседа), наглядный (мультимедийная презентация, буклет), элементы методов проблемного обучения, исследовательский, личностно-ориентированный.
Методы контроля: устный, самоконтроль.
Оборудование: театральный реквизит, компьютер, мультимедийная презентация, буклет, раздаточный материал, портрет Ф. М. Достоевского, кадры из художественного фильма «Преступление и наказание».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 5 |
1. Подготовительный этап | 7 |
2. Структура учебного занятия. | 8 |
3. Ход учебного занятия | 9 |
Заключение | 28 |
Список использованной литературы
| 30 |
ВВЕДЕНИЕ
И в сегодняшнем мире с его атомными бомбами, в мире, раздираемом расовыми предрассудками и разгулом насилии, тревожный набат Достоевского гудит, неумолимо взывая к человечности, гуманизму.
Ч. Айтматов
Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи – одна из важнейших проблем нашего общества на современном этапе. Сегодня не только образовательные учреждения, но и все общество задает вопрос: какой человек, какая личность нужна нашему государству? Ясно, что с высоким уровнем интеллекта, самореализации, самоопределения, личность активная с идеями и инициативой. Но и милосердная, способная откликаться на чужую боль, чужое страдание, т.е. личность, обладающая высокой нравственной культурой.
Уроки литературы - благодатная почва для духовно-нравственного воспитания личности, так как чтение художественного произведения требует работы души читателя. Понимание мира человеческой души – одно из самых трудных в преподавании литературы, так как такое понимание требует определенного жизненного опыта, знания психологии личности.
В образовательной программе изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» одна из труднейших задач, встающих перед словесниками. Именно поэтому необходимо подобрать такой материал, чтобы вызвать у обучающихся размышления над романом.
«История души человеческой, – писал М.Ю. Лермонтов, – едва ли не интереснее истории целого народа». Творчество Ф.М. Достоевского, несомненно, богатый материал для психологического исследования. Сам автор определяет роман как «психологической отчет одного преступления». Эвристическое погружение в ходе учебного занятия «Борьба добра и зла в сердце человеческом…» потребовало от студентов напряженной интеллектуальной и духовной работы и заставило их задуматься над непростыми проблемами взаимоотношений людей в современном обществе и сохранения человеческого в человеке.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Выбор темы учебного занятия, определение целей, составление плана работы.
- Составление сценария импровизации урока-суда над Раскольниковым.
- Создание инициативной группы. Подбор студентов для исполнения ролей в процессе театрализации на учебном занятии.
- Творческая работа студентов над образами героев под руководством преподавателя.
- Создание мультимедийной презентации для учебного занятия, подбор студентами видеофрагментов из фильма «Преступление и наказание», музыкального сопровождения.
- Составление заданий для актуализации опорных знаний (интеллектуальной разминки).
- Разработка методической документации к учебному занятию (план учебного занятия, программка).
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач.
3. Актуализация опорных знаний. Интеллектуальная разминка.
4. Применение полученных знаний, умений и навыков.
4.1 Эвристическое погружение. Просмотр кадров из кинофильма «Преступление и наказание».
4.2 Импровизация судебного заседания.
4.3 Проблемная беседа. Психологический анализ личности
Р. Раскольникова.
4.4 Выразительное чтение наизусть стихотворения о Родионе Раскольникове.
5. Подведение итогов учебного занятия.
6. Рефлексия. Составление диаманты.
7. Задание студентам для самостоятельной работы во внеурочное время.
3. ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Вечный спор Ангела и Демона
происходит в нашей собственной совести.
Д.С.Мережковский
(слайд 1) 3.1. Вступительное слово преподавателя. (4 мин)
Преподаватель литературы: Добрый день!
Тема нашего учебного занятия: «Борьба добра и зла в сердце человеческом… (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)»
(слайд 2, 3) 3.2 Цели нашего учебного занятия:
Преподаватель литературы:
- продолжить работу над романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в форме импровизированного судебного заседания, погрузиться в данную историческую эпоху, вжиться в образы героев романа.
(слайд 4)
(слайд 5) Преподаватель литературы: Добро и зло – вечные ипостаси бытия. Можно ли логически оправдать принцип “добра” и “зла”? С чем труднее сражаться: со злом внешним или с “врагом” внутри себя? Почему нравственный закон не нуждается в логическом оправдании? В чём величие человека? Может ли человек быть счастливым на несчастье других?
(слайд 6) Переберём одну за другою все подробности той обстановки, при которой Раскольникову приходилось обдумывать своё положение и искать выхода из той ловушки, которую расставила ему жизнь. Перечислим одно за другим впечатления, которые ложились на его измученную нервную систему, взвесим и оценим все мелкие и мучительные столкновения с грубостью и бездушностью окружающих людей, все столкновения, которые направляли в известную сторону течение его мыслей. А потом спросим себя: оставалась ли за Раскольниковым свобода выбора, и в его ли власти было прийти или не прийти к тому дикому абсурду, которым закончилась его глухая и одинокая борьба. И попытаемся ответить на вопросы: преступник ли Раскольников? А если да, то какое преступление он совершил?
- Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Интеллектуальная разминка
Преподаватель литературы: Ребята, у вас на столе находится лист самооценки, ознакомьтесь с его содержанием и подпишите его. Первым этапом данной работы будет интеллектуальная разминка, в которой вам предлагается сопоставить термины и определения по теме нашего учебного занятия. На это задание отводится 3 минуты. Приступайте к работе.
Преступить – самовольно нарушить, отступить от чего-то.
Преступление – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.
Преступник – человек, который совершает преступление. (С.И.Ожегов)
Индивидуализм – противопоставление интересов отдельной личности интересам общества, т.е. преобладание индивидуального начала над общественным.
Нравственность – правила, определяющие поведение.
Гуманизм – человечность в отношении к людям.
Мора́ль— общепринятые традиции, негласные правила, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Социальный - общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему.
Милосердие — это такое качество человека, когда он готов помочь тому, кто оказался в трудном положении, пожалеть его, проявить к нему сострадание.
Темперамент - природные особенности нервной системы человека, проявляющиеся в динамике, силе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия.
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, проявляющихся в поведении и определяющих его отношение к себе и другим людям.
Черты характера - совокупность качеств личности, которые систематически проявляются в различных видах деятельности и по которым можно судить о возможных поступках человека.
Преподаватель литературы: А теперь выполним проверку. На презентации вы видите ключ с правильными ответами. Оцените свои знания в баллах (слайд 9).
3.4 Импровизация в виде судебного заседания (25 мин.)
3.4.1Эвристическое погружение (4 мин). Просмотр кадров из кинофильма «Преступление и наказание».
Преподаватель литературы: А теперь, давайте освежим в памяти основные моменты романа «Преступление и наказание». Внимание на экран (кадры из фильма «Преступление и наказание»).
Чтобы лучше понять и разобраться в причинах преступления, мы и проводим сегодня импровизацию судебного заседания над героем.
Преподаватель литературы: В ходе нашего занятия, наблюдая за судебным процессом, попробуем дать психологический анализ личности Раскольникова, попытаемся раскрыть особенности его темперамента, характера, мотивов совершения преступления. Сделать это вам помогут следующие вопросы: (слайд 10)
- Как Достоевский описывает внешность Раскольникова?
- Какие факторы оказали влияние на формирование характера героя?
- Какие качества характера проявляются в отношении героя к самому себе, другим людям?
Данные вопросы вы сможете видеть на экране телевизора.
(слайд 11). Преподаватель литературы: Начнем наше судебное заседание.
3.4.2 Импровизация судебного заседания (15 мин.):
Действующие лица: судья, защитник, обвинитель, свидетели, Разумихин, Соня, Пульхерия Александровна, Раскольников, Порфирий Петрович, секретарь.
Секретарь: Встать, суд идёт! (судья и действующие лица занимают места) слушается дело Родиона Раскольникова по обвинению в совершении преступления – убийства Алены Ивановны и Елизаветы Ивановны.
Участники процесса судья, коллегия судей, секретарь, прокурор, адвокат.
Судья: Прошу всех сесть. Судебное заседание объявляется открытым. Прошу секретаря доложить о явке.
Секретарь: На суд приглашены: Разумихин Дмитрий Прокофьевич, студент, дворянин, Софья Семеновна Мармеладова, девица, Пульхерия Александровна Раскольникова, Порфирий Петрович, следователь.
Судья: Имеются ли у участников процесса отводы, ходатайства. Прошу установить личность подсудимого. Подсудимый, представьтесь.
Раскольников: Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент 23 года.
Судья: Подсудимый, вы имеете право:
1. Знать в чём вы обвиняетесь.
2. Делать заявления.
3. Предоставлять доказательства.
4. Разговаривать только на своём родном языке.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания обвиняемого, бывшего студента Раскольникова Родиона Романовича, а также показания свидетелей. Бывший студент Раскольников, Вам предоставляется слово. Признаёте ли Вы свою вину?
Раскольников: - Да. Я убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету.
Судья: - Как Вы их убили?
Раскольников: - Убил топором, который взял во дворе дома, где я живу.
Судья: - За что Вы их убили?
Раскольников: - Я Лизавету убивать не хотел. Я её убил нечаянно. Я старуху убить хотел… когда она была одна… и пришёл. А тут вошла Лизавета. Я тут её и убил.
Судья: - А старуху-процентщицу почему убили?
Раскольников: - Чтобы ограбить. На награбленное закончить университет, рассчитаться с долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление. Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную.
Судья: Защитник, вам слово.
Защитник: - Прошу учесть тот факт, что, убив старуху-процентщицу, взяв её драгоценности, подсудимый не воспользовался ими, ни копейки не взял себе. Я считаю, что надо глубже разобраться в мотивах его преступления.
Судья: - Что Вы сделали с награбленным?
Раскольников: - Я всё положил под камень во дворе одного дома.
Обвинитель: - Меня удивили слова подсудимого «Я убил вошь». Что же, по-вашему, это человек-то вошь, который Вам не нравится, и Вы позволили себе убийство?
Раскольников: - Да ведь и я знаю, что не вошь. Это всё не то, совсем, совсем тут другие причины.
Обвинитель: Прошу пригласить Порфирия Петровича.
Секретарь: Приглашается свидетель - следователь Порфирий Петрович.
Судья: Представьтесь суду и расскажите, что вы знаете об убийстве и о причастности к этому делу Раскольникова.
Порфирий Петрович: - Порфирий Петрович, следователь. Я хочу сказать несколько слов о статье Раскольникова, напечатанной в «Периодической речи». В своей статье он выражает такую мысль, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» (их большинство) должны жить по существующим законам, а «необыкновенные» (меньшинство) имеют право нарушать, преступать законы. Думаю, что эта статья поможет суду разобраться в мотивах преступления.
Раскольников: Вы почти правильно поняли мою статью. Только, по-моему, преступать можно в интересах общества. Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею. Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.
Защитник: Прошу пригласить Разумихина Дмитрия Прокофьевича.
Секретарь: Приглашается Разумихин Дмитрий Прокофьевич.
Судья: Представьтесь суду, свидетель.
Разумихин: Меня зовут Разумихин Дмитрий Прокофьевич, студент. Полтора года я знаю Родиона: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…
Раскольников: - Я это не отрицаю. Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. Уж пусть всё зараз! Я, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. Когда я тогда к старухе ходил, я только попробовать сходил.
Судья: - И убили!
Раскольников: - Да ведь как убил-то. Разве так убивают? Разве так идут убивать, как я тогда шёл! Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и всё. Ну что теперь делать-то?
Судья: - Мы выслушали подсудимого Раскольникова, который рассказал нам о своём преступлении и причинах, толкнувших его на преступление. Кто что может добавить к его рассказу?
Защитник: У защиты имеются другие свидетели, которые могут рассказать о положительных качествах моего подзащитного. Пригласите Пульхерию Александровну Раскольникову.
Секретарь: Приглашается Пульхерия Александровна Раскольникова.
Судья: Представьтесь.
Пульхерия Александровна: - Пульхерия Александровна Раскольникова, мать подсудимого. Мне хочется сказать, что это очень добрый человек, чуткий, любящий сын и брат, к тому же гордый. Находясь в ужасных условиях, он чувствовал себя униженным. Его комната, конура, похожа на шкаф, на ящик, на гроб. Одежда на нём обносилась, за квартиру платить нечем, за учёбу платить нечем. Однако он всегда готов был прийти на помощь людям, мог отдать последнее, что у него было. Я думаю, что свидетели подтвердят это и суд учтёт их показания.
Защитник: Об этом может свидетельствовать Софья Семеновна Мармеладова.
Судья: Пригласите свидетельницу Мармеладову.
Секретарь: Приглашается Софья Семеновна Мармеладова.
Соня: - Меня зовут Софья Семеновна Мармеладова. Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой (иначе так бы и умер безызвестным) и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. А когда отец скончался, он отдал Екатерине Ивановне последние деньги на похороны отца.
Свидетель (с места): - Встретив на бульваре пьяную девочку, он также отдаёт полицейскому последние деньги, чтобы тот нанял извозчика и отвёз её домой.
Разумихин (с места): - Родион, в бытность свою в университете, из последних средств своих, помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, и, когда тот тоже умер, похоронил его.
Свидетель (с места): - Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжён.
Судья: - Суд заслушал подсудимого Раскольникова, свидетелей. Кто еще желает высказаться по данному делу?
(слайд 12) 3.4.3 Проблемная беседа. Психологический анализ личности Р. Раскольникова. (8 мин.)
Преподаватель литературы: Сейчас я хочу обратиться к участникам судебного заседания и присутствующим студентам. В начале учебного занятия я попросила вас попытаться проанализировать личность главного героя, особенности его темперамента, характера, мотивов совершения преступления. Давайте попробуем вместе сделать это.
Одним из основных психологических приемов является изображение писателем героя с внешней и внутренней стороны. Как Достоевский описывает внешность Раскольникова в начале романа? Как меняется это описание после совершения убийства Раскольниковым?
1 студент: Достоевский дважды прибегает к портретному описанию своего героя. На первых страницах романа он как бы мельком говорит о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Далее о Раскольникове сказано следующее: «…Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненного человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный. Говорил он мало и неохотно, как бы через силу или, исполняя обязанность, и какое-то беспокойство изредка появлялось в его движениях». Раскольников по природе своей был привлекателен, в иной обстановке его внутренние качества прекрасно гармонировали бы с внешностью. Но совершенное им убийство жестоко ранило душу, что и проявилось во втором его портрете.
Преподаватель литературы: А давайте поразмышляем, какие факторы оказали влияние на формирование характера героя? Какие есть мнения?
2 студент: Психологи утверждают, что, как правило, все основные наклонности человека закладываются в детстве. Можно ли утверждать это в отношении Родиона Раскольникова? Думаю, что это вполне имеет место быть. Он был старшим и любимым сыном у родителей, после смерти отца мать и сестра возлагают на него большие надежды, даже могут принести себя в жертву, они готовы на все ради будущего Родиона, рассчитывают на то, что он получит хорошее образование, их любовь к нему безгранична. "Ты наше все, вся надежда наша, упование наше" - и мать, и сестра выделяют его, превозносят выше себя и остальных, и это не могло не породить в Раскольникове некого тщеславия, чувства собственной значимости (воспитание).
Преподаватель литературы: То есть воспитание повлияло на становление характера Раскольникова. Кто желает дополнить?
3 студент: Родион Раскольников выходец из обедневшей дворянской семьи, вынужденный бросить обучение в университете из-за отсутствия средств. Раскольников задушен своей нищетой, он страдает от безысходности своего положения. Но в то же время он горд, хотя его гордость постоянно ущемляется. Наблюдая за жизнью бедноты Петербурга, страдая от голода, терпя унижения и лишения, он чувствует себя никому не нужным, осознает свою ничтожность, но все еще надеется стать «избранным» (влияние социальной среды)
Преподаватель литературы: Правильно, какие еще есть мнения?
4 студент: Ещё один фактор, имеющий большое значение в формировании характера героя - то, что в университете Родиона Раскольникова "ужасно увлек Наполеон". Увлечённый этой, безусловно, неординарной личностью, Раскольников выделил две категории людей: "твари дрожащие" и "право имеющие". Скорее всего, именно с этого момента происходит изменение личности героя (направленность личности, мотивация).
Преподаватель литературы: А к какому типу темперамента мы отнесем Родиона Раскольникова?
5 студент: По моему мнению, Раскольникова можно отнести к меланхолическому типу. Основной и наиболее распространенной характеристикой меланхоликов является высокая эмоциональная чувствительность, глубина и устойчивость эмоций при слабом внешнем выражении, причём преобладают отрицательные эмоции.
6 студент: По моему мнению, Раскольникова можно отнести к типу застревающей личности. Для застревающей личности характерна устойчивость эмоционального состояния, то есть, если обычного человека, что-то разозлит, он постепенно успокаивается и забывает о произошедшем. Для застревающей же личности этот процесс происходит намного медленнее, хотя ничто больше ее не раздражает. Все эмоции и стресс моментально возвращаются, как только человек мысленно возвращается к произошедшему. Так, Раскольников зациклился на идее разделения людей на два вида: на людей обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым всё дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением. И именно это и побудило его к убийству старушки-процентщицы.
Преподаватель литературы: Спасибо, ребята, вы молодцы!
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод, что отчасти давление сложных жизненных обстоятельств ломает и изменяет личностные качества главного героя, жесткое воздействие внешнего мира травмирует его внутренний мир. Родион идет на двойное убийство, которое он оправдывал теорией «спасения 100 жизней ценой жизни одной вредной процентщицы». Романтик и человек с чистой душой, глубоко переживающий насилие даже над животными, он тяжело страдает. Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильной ношей.
(слайд 13) Преподаватель литературы: А теперь вернемся к судебному разбирательству.
Судья: Предлагаю вступить в судебные прения. Слово предоставляется обвинителю.
Обвинитель: Не отрицаю, что многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но, всё же, он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека, пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам сроком на девять лет.
Судья: - Слово предоставляется защитнику.
Защитник: Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый несёт страшные наказания в самом себе. Невольно это ставит нас в положение сочувствующих. В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он, конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить. Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.
Судья: Имеются ли дополнительные доводы у сторон. Последнее слово предоставляется подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?
Раскольников: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Прошу, судей, учесть мое чистосердечное раскаяние.
Судья: Рассмотрев дело по существу, суд удаляется для принятия решения.
3.4.4 Преподаватель литературы: Пока судьи выносят вердикт, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о Родионе Раскольникове, написанном уже в наше время. Его написала такая же студентка, как вы. Прочтет стихотворение Акиньшина Алина. (2 мин.) (слайд 14)
На улице жара стояла страшная,
К тому же духота и толкотня,
(слайд 15) Леса, кирпич, дома, извёсткой крашенные,
В трактирах - вонь и пьяная возня...
(слайд 16)
Жестокий город - призрак, наваждение,
Преследуя людей, как адский бред,
(слайд 17)
Рождает в них кошмарные видения;
В нём жалости к несчастным людям нет.
(слайд 18)
Каморка-гроб оклеена "обоями,
Имеющими самый жалкий вид",
Три старых стула, пыль, окно-пробоина,
И столик с книгами в углу стоит.
(слайд 19)
Часами на софе, в лохмотьях ситцевых,
Укрывшись ветхим стареньким пальто,
(слайд 20)
В плену иллюзий, снов, идей неистовых,
Раскольников в бреду решает: Кто?
(слайд 21)
Кто он? Ничтожество и "тварь дрожащая",
Убийца-гений, как Наполеон?
(слайд 22)
Безумец не поймёт, где настоящее,
А где болезненный ужасный сон.
(слайд 23)
Оправдывая силу, преступление
Во имя высшей цели, он не знал,
(слайд 24)
Что совесть - наказание, мучение,
Любить, прощать - вот высший идеал.
(слайд 25)
Поборник гуманизма, справедливости,
Великий Достоевский утверждал:
(слайд 26)
Страдание без Божьей милости -
Любого преступления финал.
(слайд 27)
Идеи Ницше преданы фашистами,
Теория убийства не нова,
Писатель прав: пути к познанью истины
Всегда приводят к торжеству Добра.
(слайд 28). А теперь вернемся к нашему судебному заседанию.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья (стоя): - Выслушав подсудимого, свидетелей, а также обвинителя и защиту, господин Раскольников Родион Романович признается виновным в совершении тяжкого преступления: убийства Алены Ивановны и Елизаветы Ивановны и разработке антигуманной, бесчеловечной теории. Суд приговорил Раскольникова Родиона Романовича к восьми годам каторжных работ. Учитывая его душевные муки, суд надеется на чистосердечное раскаяние преступника, на то, что он вновь вернётся к людям, суд верит в его духовное возрождение. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит. Судебное заседание прошу считать закрытым.
5. Подведение итогов учебного занятия.
(слайд 29). Преподаватель литературы: Ф.М.Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», - писал М. Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах.
Надеюсь, наше учебное занятие заставило вас задуматься над многими вопросами, определило какие ценности жизни главные; заставило вспомнить Божии заповеди, основная из которых «не убий!». Поэтому, закрывая последнюю страничку романа, чувствуем, что он оставит у Вас в душе глубокий след, и верю, что вы не будете нарушать заповеди, данные нам Богом.
6. Рефлексия. (5 мин.)
(слайд 30). Преподаватель литературы: А теперь давайте вновь обратимся к листу самооценки.
Второй этап работы – оценка уровня активности на учебном занятии. Ознакомьтесь с критериями и поставьте себе соответствующий балл.
(слайд 31) Преподаватель литературы: Сейчас я вам предложу составить диаманту о ваших впечатлениях, полученных после сегодняшней встречи. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
1-я строка – существительное, тема диаманты
2-я строка – два прилагательных, раскрывающих какие–то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме диаманты
3-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные данному явлению
4-я строка – ассоциации, связанные с темой диаманты (4 существительных, переход к антонимичным понятиям)
5-я строка – три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т. д., свойственные явлению – антониму
6-я строка – два прилагательных (по отношению к антониму)
7-я строка – существительное, антоним теме.
Пример диаманты
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
(Студенты зачитывают полученные диаманты. За выполнение этого задания все получают 5 баллов).
Преподаватель литературы: Подведем итоги работы на учебном занятии. Посчитайте сумму баллов по всем этапам учебного занятия.
Критерии оценивания вы можете увидеть в листе самооценки и на слайде презентации.
(слайд 32) 7. Домашнее задание (2 мин.):
Преподаватель литературы: А теперь домашнее задание.
Литература: написать сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы спроецированы на доске):
- Трагедия Раскольникова.
- Тема греха и покаяния.
- Правда Сонечки Мармеладовой.
- Нравственный закон в романе «Преступление и наказание».
(слайд 33)
Преподаватель литературы: На этом мы завершаем наше учебное занятие. Сдайте листы самооценки. Соответствующие отметки будут выставлены в журнал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мечта каждого преподавателя – воспитать студента знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.
И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.
На учебном занятии реализовывались принципы интегративного, личностно развивающего образования: личностного подхода, рефлексии, проблемности, системности, диалогичности.
Цель учебного занятия, прозвучавшая во вступительном слове преподавателя, достигнута. Поставленные задачи полностью реализованы.
Эстетическому воспитанию способствовала мультимедийная презентация, театральный реквизит, буклет, раздаточный материал, портрет Ф. М. Достоевского, кадры из художественного фильма «Преступление и наказание».
Хочется верить, что данное учебное занятие приобщило студентов к речевой культуре, расширило кругозор обучающихся средствами литературы, активизировало познавательную деятельность обучающихся, усилило тенденцию к синтезу знаний.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дисциплина Литература
Основные источники:
1. Литература: учебник для студ. Учреждений сред.проф.образования/ [Г.А. Обернихина, И.Л. Вольнова, Т.В. Емельянова и др.] под ред. Г.А. Обернихиной. – 12-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 656 с.
2. Литература. 10 класс. Учеб для общеобразоват. учреждений. Базовый и профил. уровни. В 2 ч. Ч.2 /Ю.В. Лебедев. – 14 –е изд.- М.: Просвещение, 2012.
3. Ф.М. Достоевский. Пеступление и наказание: Роман: для учащихся ст. классов сред. шк.- М.: Просвещение, 2010.
Дополнительные источники:
1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. 2-е изд. – СПб., 2011.
2. Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/
3. Классика.Ru http://www.klassika.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ по литературе на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ на тему «Символика числа семь в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...
Методическая разработка учебного занятия "Нарушения прав человека и преступления в сказках"
Методическая разработка учебного занятия «Нарушение прав человека и преступления в сказках» составлена с учетом требований Федерального гос...
Проверочная работа по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Проверочная работа по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" ....
Методическая разработка внеурочного занятия (классного часа) Всемирный день сердца «Это должен знать каждый...»
Методическая разработка подготовлена для проведения внеурочного занятия, посвященного актуальной проблеме - профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Забота о здоровье выдвигается в качестве главн...
Тест по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тест можно использовать на уроках закрепления, повторения пройденного материала....