МДК.02.06 Рабочая программа "Психологические основы профессиональной деятельности" (2013)
рабочая программа по теме
Для специальности 200105
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9._rp._mdk.02.06_psihologicheskie_osnovy_professionalnoy_deyatelnosti.doc | 271 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
МДК.02.06. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 200105 АВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ И КОМПЛЕКСЫ
(базовая подготовка)
2013
ОДОБРЕНА на заседании предметной (цикловой) комиссии «Авиационные приборы и комплексы» протокол №_______ от _____________________ 2013г. Председатель ___________ /Кулеш С.А./ (подпись) (Ф.И.О.) | СОСТАВЛЕНА в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) Зам. директора по УР ____________ /Михайлова Т.Н/ (подпись) (Ф.И.О.) |
УТВЕРЖДЕНА Методическим Советом колледжа Председатель ________________ /Шамина М.А./ (подпись) (Ф.И.О.) Протокол № ___ от ________________ 2013г. |
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 7 |
| 13 |
| 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 Организация и управление работой структурного подразделения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основных видов профессиональной деятельности (ВПД): настройка и испытание авиационных приборов, пилотажно-навигационных систем и комплексов; организация производства в промышленных организациях различных организационно-правовых форм, в научно-исследовательских и конструкторских организациях и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Организация и управление работой структурного подразделения
ПК 2.1. Составлять календарные планы и организовывать работу первичного трудового коллектива (бригады, участка).
ПК 2.2 Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.
ПК 2.3. Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке.
ПК 2.4. Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.
ПК 2.5. Эффективно использовать вычислительную технику в сфере управления.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке экологов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- планирования мероприятий и организации деятельности функционального подразделения по настройке и испытанию авиационных приборов, пилотажно-навигационных систем и комплексов;
- проведения мероприятий по обеспечению внедрения и эффективного использования систем качества.
уметь:
- разрабатывать и осуществлять технологические процессы изготовления, сборки и испытаний авиационных приборов;
- организовывать работу структурного подразделения;
- разрабатывать конструкции типовых деталей и узлов авиационных приборов;
- организовывать и проводить испытания и тестирование авиационных приборов и комплексов;
- организовывать деятельность функционального подразделения по настройке и испытанию авиационных приборов, пилотажно-навигационных систем и комплексов;
- обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества.
- проводить мероприятия по снижению себестоимости продукции и услуг.
знать:
- цели и задачи промышленных организаций различных правовых форм, научно-исследовательских и конструкторских организаций;
- типы высокотехнологичного производственного оборудования и приборы контроля, автоматизированные системы управления производством, технологическими процессами, требования к ним и области применения;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, из них практических занятий 20 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 24 часа;
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация производства в промышленных организациях различных организационно-правовых форм, в научно-исследовательских и конструкторских организациях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.2 | Обеспечивать внедрение и эффективное использование систем качества. |
ПК 2.3 | Осуществлять учет, отчетность и контроль на участке |
ПК 2.4 | Проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план раздела профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | 5 семестр | 6 семестр | ||||
ПК 1-2 | МДК.02.06. Психологические основы профессиональной деятельности | 72 | 48 | 20 | - | 24 | - | -- | - | - |
Производственная практика (по профилю специальности) | ------------------- | |||||||||
ВСЕГО: | 72 | 48 | 20 | - | 24 | - | -- | - | - |
3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
ПМ 02. Организация и управление работой структурного подразделения | ||||
МДК 02.06. Психологические основы профессиональной деятельности | ||||
Тема 1.1. Основы психологических процессов | Содержание | 26 | ||
1. | Проблемы психологии инженерного труда. История развития инновационных процессов. Связь инженерной психологии, автоматики и системотехники. Научные труды и достижения отечественных и зарубежных ученых в области инженерной психологии. | 2 | 1 | |
2. | Понятие о восприятии информации человеком. Способность человеческого организма к восприятию и преобразованию информации. Восприятие зрительной информации, распознавание образов. Особенности и свойства слухового восприятия информации человеком, организация слуховой информации. Адаптивное поведение и ориентировка человека в различных ситуациях. Проблема «фигуры и фона». | 2 | 1 | |
3 | Память как непосредственный отпечаток сенсорной информации. Основные особенности и механизмы памяти человека. Кратковременная память, долговременная память. Накопление информации. Основные психологические и физиологические теории памяти. Ассоциации и запоминания. Биохимические теории памяти. Виды памяти: эмоциональная, образная, словесно-логическая, двигательная | 4 | 1 | |
Практические занятия | 10 | 2 | ||
Тест «Непроизвольная память» | ||||
Тест «Объем кратковременной памяти» | ||||
Тест «Различие между узнаванием и воспроизведением» | ||||
Тест «Оперативная память» | ||||
Тест «Долговременная память» |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
Самостоятельная работа. | 2 | |||
Подготовка конспекта на тему: "Зрительные, слуховые и другие ассоциации" | 8 | |||
Тема 1.2. Эргономика и психология. Построение систем управления | Содержание | 12 | ||
1. | Распределение функций между человеком и машиной. Разрыв между исследовательской и прикладной работой и способы его преодоления. Детерминированные и недетерминированные системы. Игровая ситуация, основные понятия и определения. Понятие информационной модели. Моделирование работы проектируемой системы управления. Требования к информационной модели как к элементу системы управления. Эффективность работы оператора в зависимости от качества модели. | 2 | 1 | |
2. | Основные элементы и понятия теории решений. Поведение человека в процессе принятия решений. Основные задачи в теории принятия решений. Оптимальность решения. Оценка полезности решения. Степень психической и физической нагрузки на человека в процессе принятия решения. Принятие решений в рискованной ситуации. | 2 | 1 | |
3 | Ограниченность органов чувств человека. Обеспечение работающего необходимой информацией. Понятие об элементах систем управления. Естественный и искусственный дисплеи. Конструирование дисплеев. Проблемы кодирования информации на дисплее. Качественный и количественный дисплеи. Двойственность и переделка некоторых органов управления системой. Целесообразность улучшения органов управления с точки зрения: стоимости, удобства восприятия информации, количества допускаемых ошибок, полезной работоспособности. | 2 | 1 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | |||
4 | Взаимосвязь эргономики и психологии. Основные понятия и определения эргономики. Обеспечение человеческого организма энергией. Реакции организма на стрессы. Зависимость работоспособности человека от веса, возраста, пола, квалификации и мотивации. Методы измерения физической работы. Влияние продолжительности рабочего дня, сменной работы на производительность труда человека. Зависимость физической работоспособности человека от возраста и пола. Проблема безопасности производственных процессов: ошибка работника и несчастные случаи. Эффективность работы исполнителя. Принцип конструирования работы. Комфорт и дискомфорт. | 2
| ||
Практические занятия. | 4
| 2 | ||
Изучение видов дисплеев и выбор типа дисплея для решения конкретной задачи | ||||
Тема 1.3. Наука и искусство проектирования | Содержание | 24 | ||
1. | Особенности творчества и творческой личности. Отыскание полезных вариантов решения задачи. Творческое воображение и внутренняя дисциплина. Метод генерирования идей. «Мозговой штурм» и его особенности. Этапы творческого процесса. Создание творческой обстановки для сотрудников и преодоление препятствий личного и организационного порядка. | 2 | 1 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
2 | Понятие инновационного процесса. Принципы проектирования: эволюционное изменение и создание нового. Зависимость эффективности проектирования от грамотности, мастерства, заинтересованности, внутренней дисциплины. | 2 | 1 | ||
Самостоятельная работа. | 6 | 2 | |||
Подготовка к деловой игре "Мозговой штурм" - генерирование идей" (конспект с различными вариантами предложений и проблем для создания игровой ситуации) | |||||
| |||||
Тема 1.4. Практика психологии управления | Содержание | ||||
1. | Искусство управления коллективом. Особенности руководителя нового типа. Познание руководителем самого себя: умение найти свое призвание, труд по душе, выявление способностей. Тесты на устойчивость внимания, организаторские способности, продуктивность внимания, на определение "коэффициента интеллектуальности". | 2 | 1 | ||
2 | Самосовершенствование руководителя. Стремление человека к цели. Самообучение руководителя. Способы получения максимума информации. Умение четко и стройно излагать мысли, отстаивать свое мнение, убеждать аудиторию в правоте своих взглядов, овладение основами ораторского искусства. | 2 | |||
3 | Качества личности организатора и требования к ней: практичность ума, общительность, активность, инициативность, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность. Специфические организаторские свойства личности: "организаторское чутье", эмоционально-волевая действенность, склонность к организаторской деятельности | 2 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
4 | Особенности личности человека-манипулятора. Четыре манипулятивных типа: активный, пассивный, соревнующийся, безразличный. Философия человека-манипулятора. Манипулятор и актуализатор, их сходства и различия. Самоактуализирующаяся личность, ее достоинства и недостатки. Способы располагать к себе людей. Четыре правила похвалы подчиненных. Правильная и неправильная похвала. Формы критики подчиненного: созидательная, конструктивная, недоброжелательная | 2 | ||
Практические занятия. | 6 | 2 | ||
Тест «Определение социотипа личности» | ||||
Тест на исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации | ||||
Тест на определение уровня коммуникативного контроля в общении. | ||||
Тесты «Стили руководства» и «Жесткий ли вы руководитель?» | ||||
Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя» | ||||
Самостоятельная работа. | 10 | 2 | ||
Подготовка реферата на тему «Игра как возможность самовыражения» | ||||
ИТОГО: | 72 |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лабораторий авиационных приборов и комплексов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: столы, стулья, доска, интерактивная доска
Технические средства обучения: компьютер, телевидеоаппаратура, интерактивная доска
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: по количеству обучающихся лабораторные столы и стулья
На лабораторию:
- авиагоризонт;
- датчики угловых скоростей;
- гировертикали;
- указатели режимов полета.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература
- Грачев Н.Н. "Психология инженерного труда", М.: Высшая школа, 2009
- Душков Б.А. и др. "Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности", М.: Высшая школа, 2009
- Зигерт Р. и др. "Руководитель без конфликтов", М.: М.: Высшая школа,1990.
- Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум», Ростов-на Дону, 2012
- Ниренберг Д.И. "Искусство творческого мышления", Минск, 2002.
- Панов Д.К. др. "Инженерная психология", М.: 1964.
- Синглтон В.Т. "Введение в эргономику", М.: 1974.
- Фрилинг Г. и др. "Человек - цвет - пространство", М.: 1973.
- Шадриков В.Д. "Деятельность и способности", М.: 1994.
Дополнительная литература
- Ильенкова С.Д. и др. "Инновационный менеджмент", М.: Высшая школа, 2007.
- Карнеги Д. "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", М.: 1989.
- Лебедев В.И. "Психология и управление", М.: 1990.
- Сомов Ю.С. "Композиция в технике", М.: 1977.
- Тутушкина М.К. и др. "Практическая психология для менеджеров", М.: 1996.
- Швальбе Б. и др. "Личность, карьера, успех", М.: 1993.
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых профессиональных компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Планировать и организовывать деятельность первичного трудового коллектива. Проводить мероприятия по внедрению и эффективному использованию систем качества. | ПК 2.1 – ПК 2.5 | Изложение принципов планирования мероприятий и организации деятельности функционального подразделения по проектированию и конструированию авиационных приборов и комплексов; обоснование проведения мероприятий по внедрению и эффективному использованию систем качества; проводить и разрабатывать мероприятия по снижению себестоимости продукции. | Выполнение практических и самостоятельных работ, выполнение и защита рефератов, Решение ситуационных задач Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; наблюдение и оценка выполнения практических действий; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых общих компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ОК 1 | Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области авиационного приборостроения; оценка эффективности и качества выполнения; | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ОК 2 | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей приборов и комплексов | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ОК 3 | Эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК 4 | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями | |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ОК 5 | Самоанализ и коррекция результатов собственной работы | |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | ОК 6 | анализ инноваций в области авиационного приборостроения |
[1]* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Экономические и правовые основы профессиональной деятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО "Парикмахер"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 "Основы реабилитологии" Специальность: 31.02.02 Акушерское дело
ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 11 «Основы реабилитологии» Специальность: 31.02.02 Акушерское делоПрограмма учебной дисциплины «Основы реабилитологии» разработана на основе ФГОС СПО по...
Достижения, образовательная деятельность 2013 - 2014
Благодарности, грамоты, дипломы, сертификаты, образовательная деятельность 2013 - 2014...
Достижения, социально-значимая деятельность 2013 - 2014
Благодарности, дипломы, сертификаты, социально-значимая деятельность 2013 - 2014...
Рабочая программа дисциплины ОП 04 Экономические и правовые основы профессиональной деятельности
Рабочая программа дисциплины Экономические и правовые основы профессиональной деятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС)...
Рабочая программа "Основы профессиональной деятельности"
Программа составлена для специольности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело....