РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
рабочая программа на тему

Савченко Валентина Николаевна

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701  Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийю 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_filosofii_novaya.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

БЕЛГОРОД 2013г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС)  по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701  Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийю 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Разработчики:

Савченко Валентина Николаевна, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Козлова Оксана Владимировна, методист, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Рекомендована методическим советом ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»

Протокол № 1___ от___30_августа___________ 20_13_ г.

Заместитель директора по учебной работе

____________________

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии

Протокол № __1_ от__30 августа_____________ 20_13_ г.

Председатель предметной (цикловой) комиссии


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы философии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701  Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий,190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

        Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

        максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа, в том числе:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

        самостоятельной работы обучающегося 8 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

 практические занятия 

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

8

в том числе:

  • подготовка к практическим занятиям по темам:

«Философия Древнего мира и средневековая философия»

«Основные направления философии ХХ в»

«Философия экзистенциализма и психоанализа»

«Русская философия 20 столетия. «Философия космизма».

«Значение этики»

«Философия о глобальных проблемах современности»

  • подготовка и защита рефератов по темам:

«Учение Сократа о нравственности»

«Учение Платона о государстве»

«Учение Аристотеля об обществе и государстве»

«Стоическая философия об идеале мудрой жизни»

«Средневековая философия. Августин Блаженный»

«Средневековая философия. Фома Аквинский»

«Пространство и время в современной научной картине мира»

«Законы и категории диалектики»

  • выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные проблемы современности»

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы философии»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

28

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

1

репродуктивный

2

Предмет и определение философии.

1

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

        Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

2

репродуктивный

2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

4

3

Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

2

Практическое занятие  «Философия Древнего мира и средневековая философия»

 «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы

 «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» -  устное задание

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:  подготовка рефератов по темам (по выбору студентов) «Учение Сократа о нравственности», «Учение Платона о государстве», «Учение Аристотеля об обществе и государстве», «Стоическая философия об идеале мудрой жизни»,«Средневековая философия. Августин Блаженный», «Средневековая философия. Фома Аквинский».

2

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

2

репродуктивный

2

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

2

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

        Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

2

2

1

Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

репродуктивный        

2

Особенности русской философии. Русская идея.

Практические занятия:

«Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание

«Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем

«Русская философия 20 столетия. Философия космизма (семинар)».

1

1

2

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея»

2

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

28

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

1

Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2

репродуктивный

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

2

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающегося

-

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

2

4

1

Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

продуктивный

2

Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка рефератов по темам (по выбору студентов) «Пространство и время в современной научной картине мира», «Законы и категории диалектики».

2

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

2

4

1

Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.

продуктивный

2

Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

Практические занятия:

«Значение этики» - семинар

«Философия о глобальных проблемах современности» - семинар

1

1

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные проблемы современности»

2

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

2

4

продуктивный

1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

2

Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тематика курсовой работы (проекта)                                                                                         не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)                            не предусмотрено

Всего:

56

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • стенды с требованиями к уровню знаний по дисциплине «Основы философии», к реферату по дисциплине, со структурно-логическими схемами по философии;
  • портреты европейских и русских философов.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Первоисточники:

  1. Августин. Исповедь [Текст]/ Августин Аврелий. - М.: 1999.
  2. Аристотель. Метафизика (кн. 1). // Соч. в 4 томах. Т. 1. М.:2010.
  3. Бергсон, А. Два источника морали и религии [Текст]: пер. с фр. / А. Бергсон. – М.: Канон, 1994. – 384 с.
  4. Бердяев Н. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М.: 2011.
  5. Бубер, М. Два образа веры [Текст]: пер. с нем. / М. Бубер. – М.: Республика, 2009. – 480 с.
  6. Гартман, Н. К основоположению онтологии [Текст]: пер. с нем. / Н. Гартман. – СПб.: Наука, 2008. – 639 с.
  7. Гегель Г. В. Философия истории. Введение. СПб.: 2009.
  8. Гейзенберг, В. Избранные философские работы [Текст]: пер. с нем. / В. Гейзенберг. – СПб.: Наука, 2006. – 576 с.
  9. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Соч. т. 1. М.: 2007.
  10. Жильсон, Э. Философия в Средние века [Текст]: пер. с фр. / Э. Жильсон. – М.: Республика, 2009. – 672 с.
  11. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. В 2 т. Т. 1. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 544 с.
  12. Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. В 2 т. Т. 2. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 544 с.
  13. Ильенков, Э.В. К вопросу о природе мышления [Электронный ресурс] / Э.В. Ильенков. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_ilyen01.htm
  14. Кант, И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов [Текст]: пер. с нем. / И. Кант. – СПб.: Наука, 1999. – 528 с.

Основные источники:

  1. Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.
  2. Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.
  3. Введение в философию [Текст]: учебник / Под ред. М.М. Беляева. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 624 с.
  4. Губин, В.Д. Философия: Актуальные проблемы [Текст]: учебник / В.Д. Губин. – М.: Омега-Л, 2006. – 376 с.
  5. Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учебник / П.С. Гуревич. – М.: МПСИ, МОДЭК , 2007. – 1128 с.
  6. Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
  7. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях [Текст]: учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
  8. История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 496 с.
  9. История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008. – 640 с.
  10. История философии [Текст]: учебник / Под ред. В.П. Кохановского, В.И. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 736 с.
  11. Калмыков, В.Н. Философия [Текст]: учебник / В.Н. Калмыков. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 432 с.
  12. Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.
  13. Кармин, А.С. Философия [Текст]: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.
  14. Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: учебное пособие / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
  15. Налетов, И.З. Философия [Текст]: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
  16. Радугин, А.А. Философия [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2009. – 272 с.
  17. Сербиненко, В.В. Русская философия [Текст]: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.
  18. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.
  19. Философия [Текст]: учебник / Под рел. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2010. – 832 с.
  20. Философия [Текст]: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.
  21. . Хаврак, А.П. Философия: Учебное пособие/ А.П. Хаврак. – 3-еизд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 376 с.

Дополнительные источники:

  1. Аверинцев, С.С. Другой Рим: Избранные статьи [Текст] / С.С. Аверинцев. – СПб.: Амфора, 2009. – 366 с.
  2. Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 576 с.
  3. Асмус, В.Ф. Античная философия [Текст] / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2010. – 400 с.
  4. Асмус, В.Ф. Иммануил Кант [Текст] / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.
  5. Богомолов, А.С. Античная философия [Текст] / А.С. Богомолов. – М.: Высшая школа, 2008. – 384 с.
  6. Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 464 с.
  7. Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст] / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2009. – 784 с.
  8. Кравченко, В.В. Тесты по философии [Текст]: учебное пособие / В.В. Кравченко. – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.
  9. Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия [Текст] / В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.
  10. Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2009. – 136 с.
  11. Мареев, С.Н. Философия XX века [Текст] / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2011. – 464 с.
  12. Райл, Г. Понятие сознания [Электронный ресурс]: пер. с англ. / Г. Райл. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/railg01/index.htm 
  13. Руткевич, А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. [Текст] / А.М. Руткевич. – М.: ИНФРА-М, Форум, 1997. – 352 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, семинаров, тестирования, а также защиты обучающимися рефератов и результатов аналитической контрольной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Формы контроля обучения:

 домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

– подготовка и защита групповых заданий проектного характера;

- тестовые задания по соответствующим темам.

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

– накопительная оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...

КОС по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ОПОП по спец. СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы

Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 200105 «Авиационные приб...

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию"

Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя)  "Введение в философию" содержит:- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».- Конспект...

Тестовые задания по учебной дисциплине "Философия"

Тестовые задания предназначены для проведения входного контроля по учебной дисциплине "Философия"...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...