РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийю 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_filosofii_novaya.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
БЕЛГОРОД 2013г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийю 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
Организация-разработчик: ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Разработчики:
Савченко Валентина Николаевна, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Козлова Оксана Владимировна, методист, преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рекомендована методическим советом ОГАОУ СПО «Белгородский строительный колледж»
Протокол № 1___ от___30_августа___________ 20_13_ г.
Заместитель директора по учебной работе
____________________
Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол № __1_ от__30 августа_____________ 20_13_ г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 14 |
| 19 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы философии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям среднего профессионального образования (далее СПО) 120101 Прикладная геодезия, 230701 Прикладная информатика (по отраслям), 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270809 Производство неметаллических строительных изделий и конструкций, 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий,190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 8 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 56 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 8 |
в том числе: | |
«Философия Древнего мира и средневековая философия» «Основные направления философии ХХ в» «Философия экзистенциализма и психоанализа» «Русская философия 20 столетия. «Философия космизма». «Значение этики» «Философия о глобальных проблемах современности»
«Учение Сократа о нравственности» «Учение Платона о государстве» «Учение Аристотеля об обществе и государстве» «Стоическая философия об идеале мудрой жизни» «Средневековая философия. Августин Блаженный» «Средневековая философия. Фома Аквинский» «Пространство и время в современной научной картине мира» «Законы и категории диалектики»
| |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Предмет философии и ее история | 28 | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | ||||
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | 1 | репродуктивный | ||
2 | Предмет и определение философии. | 1 | |||
Практическое занятие | - | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | ||||
1 | Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). | 2 | репродуктивный | ||
2 | Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. | 4 | |||
3 | Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | 2 | |||
Практическое занятие «Философия Древнего мира и средневековая философия» «Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы «Философские школы Древней Греции» - тестовое задание «Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание | 2 | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов) «Учение Сократа о нравственности», «Учение Платона о государстве», «Учение Аристотеля об обществе и государстве», «Стоическая философия об идеале мудрой жизни»,«Средневековая философия. Августин Блаженный», «Средневековая философия. Фома Аквинский». | 2 | ||||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | ||||
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 2 | репродуктивный | ||
2 | Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | 2 | |||
Практические занятия | - | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | 2 2 | |||
1 | Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. | репродуктивный | |||
2 | Особенности русской философии. Русская идея. | ||||
Практические занятия: «Основные направления философии ХХ в» - тестовое задание «Философия экзистенциализма и психоанализа» - работа с философским словарем «Русская философия 20 столетия. Философия космизма (семинар)». | 1 1 2 | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея» | 2 | ||||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | 28 | ||||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | ||||
1 | Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | 2 | репродуктивный | ||
2 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | 2 | |||
Практическое занятие | - | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающегося | - | ||||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 2 4 | |||
1 | Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | продуктивный | |||
2 | Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. | ||||
Практическое занятие | - | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам (по выбору студентов) «Пространство и время в современной научной картине мира», «Законы и категории диалектики». | 2 | ||||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 2 4 | |||
1 | Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | продуктивный | |||
2 | Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности | ||||
Практические занятия: «Значение этики» - семинар «Философия о глобальных проблемах современности» - семинар | 1 1 | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение аналитической контрольной работы «Глобальные проблемы современности» | 2 | ||||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 2 4 | продуктивный | ||
1 | Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии. | ||||
2 | Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. | ||||
Практическое занятие | - | ||||
Контрольная работа | - | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||||
Тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено | |||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено | |||||
Всего: | 56 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- стенды с требованиями к уровню знаний по дисциплине «Основы философии», к реферату по дисциплине, со структурно-логическими схемами по философии;
- портреты европейских и русских философов.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, проектор, интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Первоисточники:
- Августин. Исповедь [Текст]/ Августин Аврелий. - М.: 1999.
- Аристотель. Метафизика (кн. 1). // Соч. в 4 томах. Т. 1. М.:2010.
- Бергсон, А. Два источника морали и религии [Текст]: пер. с фр. / А. Бергсон. – М.: Канон, 1994. – 384 с.
- Бердяев Н. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М.: 2011.
- Бубер, М. Два образа веры [Текст]: пер. с нем. / М. Бубер. – М.: Республика, 2009. – 480 с.
- Гартман, Н. К основоположению онтологии [Текст]: пер. с нем. / Н. Гартман. – СПб.: Наука, 2008. – 639 с.
- Гегель Г. В. Философия истории. Введение. СПб.: 2009.
- Гейзенберг, В. Избранные философские работы [Текст]: пер. с нем. / В. Гейзенберг. – СПб.: Наука, 2006. – 576 с.
- Декарт Р. Рассуждение о методе. // Соч. т. 1. М.: 2007.
- Жильсон, Э. Философия в Средние века [Текст]: пер. с фр. / Э. Жильсон. – М.: Республика, 2009. – 672 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. В 2 т. Т. 1. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 544 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии [Текст]. В 2 т. Т. 2. / В.В. Зеньковский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 – 544 с.
- Ильенков, Э.В. К вопросу о природе мышления [Электронный ресурс] / Э.В. Ильенков. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/_ilyen01.htm
- Кант, И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов [Текст]: пер. с нем. / И. Кант. – СПб.: Наука, 1999. – 528 с.
Основные источники:
- Алексеев, П.В. История философии [Текст]: учебник / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 240 с.
- Алексеев, П.В. Философия [Текст]: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 592 с.
- Введение в философию [Текст]: учебник / Под ред. М.М. Беляева. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. – 624 с.
- Губин, В.Д. Философия: Актуальные проблемы [Текст]: учебник / В.Д. Губин. – М.: Омега-Л, 2006. – 376 с.
- Гуревич, П.С. Философия [Текст]: учебник / П.С. Гуревич. – М.: МПСИ, МОДЭК , 2007. – 1128 с.
- Данильян, О.Г. Философия [Текст]: учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. – М.: Эксмо, 2009. – 512 с.
- Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях [Текст]: учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
- История мировой философии [Текст]: учебник / А.И. Алешин [и др.]; под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. – 496 с.
- История русской философии [Текст]: учебник / Под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008. – 640 с.
- История философии [Текст]: учебник / Под ред. В.П. Кохановского, В.И. Яковлева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 736 с.
- Калмыков, В.Н. Философия [Текст]: учебник / В.Н. Калмыков. – Минск: Вышэйшая школа, 2006. – 432 с.
- Канке, В.А. Философия [Текст]: учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2007. – 376 с.
- Кармин, А.С. Философия [Текст]: учебник / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – СПб.: Питер, 2006. – 560 с.
- Моисеева, Н.А. Философия [Текст]: учебное пособие / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
- Налетов, И.З. Философия [Текст]: учебник / И.З. Налетов. – М.: Инфра-М, 2008. – 400 с.
- Радугин, А.А. Философия [Текст]: курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Библионика, 2009. – 272 с.
- Сербиненко, В.В. Русская философия [Текст]: курс лекций / В.В. Сербиненко. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с.
- Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.
- Философия [Текст]: учебник / Под рел. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2010. – 832 с.
- Философия [Текст]: учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2009. – 688 с.
- . Хаврак, А.П. Философия: Учебное пособие/ А.П. Хаврак. – 3-еизд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 376 с.
Дополнительные источники:
- Аверинцев, С.С. Другой Рим: Избранные статьи [Текст] / С.С. Аверинцев. – СПб.: Амфора, 2009. – 366 с.
- Алексеев, П.В. Хрестоматия по философии [Текст]: учебное пособие / П.В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 576 с.
- Асмус, В.Ф. Античная философия [Текст] / В.Ф. Асмус. – М.: Высшая школа, 2010. – 400 с.
- Асмус, В.Ф. Иммануил Кант [Текст] / В.Ф. Асмус. – М.: Наука, 1973. – 534 с.
- Богомолов, А.С. Античная философия [Текст] / А.С. Богомолов. – М.: Высшая школа, 2008. – 384 с.
- Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке [Текст] / П.П. Гайденко. – М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 464 с.
- Зотов, А.Ф. Современная западная философия [Текст] / А.Ф. Зотов. – М.: Высшая школа, 2009. – 784 с.
- Кравченко, В.В. Тесты по философии [Текст]: учебное пособие / В.В. Кравченко. – М.: Экзамен, 2004. – 192 с.
- Кузнецов, В.Н. Немецкая классическая философия [Текст] / В.Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.
- Мамедов, А.А. Философия: Практикум для вузов [Текст]: учебное пособие / А.А. Мамедов. – М.: Либроком, 2009. – 136 с.
- Мареев, С.Н. Философия XX века [Текст] / С.Н. Мареев, Е.В. Мареева, В.Г. Арсланов. – М.: Академический проект, 2011. – 464 с.
- Райл, Г. Понятие сознания [Электронный ресурс]: пер. с англ. / Г. Райл. – Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/railg01/index.htm
- Руткевич, А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития. [Текст] / А.М. Руткевич. – М.: ИНФРА-М, Форум, 1997. – 352 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, семинаров, тестирования, а также защиты обучающимися рефератов и результатов аналитической контрольной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; - определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; - определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; - сформулировать представление об истине и смысле жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные категории и понятия философии; - роль философии в жизни человека и общества; - основы философского учения о бытии; - сущность процесса познания; - основы научной, философской и религиозной картин мира; - об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с оригинальными текстами; – подготовка и защита групповых заданий проектного характера; - тестовые задания по соответствующим темам. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; – накопительная оценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ"...
КОС по учебной дисциплине «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» ОПОП по спец. СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 200105 «Авиационные приб...
Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию"
Методическая разработка по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии (для преподавателя) "Введение в философию" содержит:- Конспект лекции по теме «Природа философского знания».- Конспект...
Курс лекций по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 1. Предмет философии и ее история. Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии. Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия.
Курс лекций по учебной дисциплине "Основы философии" для обучающихся СПО...
Рабочаяпрограмма ОП. 03 "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Техническое оснащение 2016-2017...
Тестовые задания по учебной дисциплине "Философия"
Тестовые задания предназначены для проведения входного контроля по учебной дисциплине "Философия"...
План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение
Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...