Необходимость и содержание духовно-нравственного развития компетентного специалиста
статья по теме
Чрезвычайно актуальной на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции, является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в целом, каждая отдельная семья, так и система общего и профессионального образования. Не случайно «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».
Для профессиональной подготовки современного высококвалифицированного специалиста, необходимо иметь чёткое представление о том, каким он должен быть, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества.
Духовно-нравственный человек, руководствуясь общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др. занимает активную жизненную и гражданскую позиции, что говорит о его социальной и политической зрелости, обладает чувствами ответственности и неравнодушия за дела общества, трудового коллектива, своей семьи, своей судьбы.
Важнейшими показателями нравственной зрелости будет интеллигентность и порядочность.
Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Подлинную интеллигенцию характеризует высокое осознание гражданского долга и достоинства. Грамотная речь и аргументированные доводы доказывают высокий уровень общей и профессиональной образованности, эрудиции и коммуникабельности, что является неотъемлемыми свойствами высококвалифицированного специалиста.
Порядочность является ценным и необходимым качеством личности для работы в трудовом коллективе, при обслуживании потребителей (клиентов), в общении с работодателями и деловыми партнерами. Порядочность предполагает:
- своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей;
- признание собственных ошибок.
Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о качестве своего труда. Такой специалист позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.
Духовно-нравственное воспитание базируется на непреложном принципе гуманизма. Чувства уважения, любви, бескорыстие, мудрость, мягкость в отношениях, чувство благодарности, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм и пр. помогут любому специалисту определить своё место и роль в системе производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением коллег.
Ответственность, почтительность, доброжелательность и преданность своему делу, стремление к сотрудничеству и компромиссу обеспечат внимание со стороны администрации предприятия, а так же – возможность карьерного роста.
Гуманистический подход в развитии духовности требует создания предпосылок для самореализации личности. Установка на саморазвитие личности обеспечивает готовность к творческому труду, желания сочетать личные, семейные, служебные и общественные интересы, не формальное добровольного участия в демократическом самоуправлении и ответственность за судьбу предприятия, страны и человеческой цивилизации в целом.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя эстетическое и физическое воспитание.
Эстетическое воспитание предполагает формирование эстетического вкуса, устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и литературы, проявления интереса ко всему кругу различных общественных проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания формируется способность к устойчивому позитивному эмоционально-чувственному восприятию мира. Человек и специалист, обладающий гармоничным мировосприятием, умеет легко устанавливать коммуникативные связи, поддерживать иерархию служебных отношений, оптимистично подходить к сложившимся проблемным ситуациям.
Показателем сформированности эстетического сознания является умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня, не желание ей подражать. Приверженность к классике, тем общепризнанным образцам (в одежде, в отношениях и пр.), которые человечество хранило веками, характеризует человека как стабильного, надёжного, эмоционально устойчивого.
Физическое воспитание, как составная часть духовно-нравственного воспитания, нацелено на формирование крепкого здоровья, ведение здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.
Физическое воспитание побуждает стремление к самосовершенствованию, способствует формированию таких профессиональных качеств, как выносливость, оперативное мышление, мгновенное реагирование, настойчивость, смелость, решительность, инициативность.
Критериями духовно-нравственного воспитания выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и производственных ситуациях.
Следует помнить, что отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика, как совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как требовательность к себе и ответственность за результаты своего труда.
Нарушение трудовой этики может привести к разрушению общественных моральных установок. Безответственное отношение работника к своим служебным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести и к деградации самой личности.
Принципами профессиональной этики являются:
- беспристрастность, объективность;
- старательность и точное исполнение профессиональных обязанностей.
Для того, чтобы взаимодействие в производственных отношениях было максимально эффективно, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с разными людьми, разбираться в их психологических особенностях, проявлять терпимость к проявлениям их индивидуальности, независимо от половозрастной, национальной, религиозной принадлежности, различий во взглядах, предпочтениях и т.д. Воспитание толерантности обеспечит снижение уровня нетерпимости и конфликтности, т.д.
Духовно-нравственное становление компетентного специалиста – это, прежде всего, управляемый процесс самовоспитания личности, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukh-nravstv._vospit.doc | 46.5 КБ |
dukh-nravstv._vospit.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Необходимость и содержание духовно-нравственного развития
компетентного специалиста
Автор:
преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС
Панкратова Г.В.
Чрезвычайно актуальной на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции, является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в целом, каждая отдельная семья, так и система общего и профессионального образования. Не случайно «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».
Для профессиональной подготовки современного высококвалифицированного специалиста, необходимо иметь чёткое представление о том, каким он должен быть, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества.
Духовно-нравственный человек, руководствуясь общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др. занимает активную жизненную и гражданскую позиции, что говорит о его социальной и политической зрелости, обладает чувствами ответственности и неравнодушия за дела общества, трудового коллектива, своей семьи, своей судьбы.
Важнейшими показателями нравственной зрелости будет интеллигентность и порядочность.
Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Подлинную интеллигенцию характеризует высокое осознание гражданского долга и достоинства. Грамотная речь и аргументированные доводы доказывают высокий уровень общей и профессиональной образованности, эрудиции и коммуникабельности, что является неотъемлемыми свойствами высококвалифицированного специалиста.
Порядочность является ценным и необходимым качеством личности для работы в трудовом коллективе, при обслуживании потребителей (клиентов), в общении с работодателями и деловыми партнерами. Порядочность предполагает:
- своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей;
- признание собственных ошибок.
Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о качестве своего труда. Такой специалист позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.
Духовно-нравственное воспитание базируется на непреложном принципе гуманизма. Чувства уважения, любви, бескорыстие, мудрость, мягкость в отношениях, чувство благодарности, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм и пр. помогут любому специалисту определить своё место и роль в системе производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением коллег.
Ответственность, почтительность, доброжелательность и преданность своему делу, стремление к сотрудничеству и компромиссу обеспечат внимание со стороны администрации предприятия, а так же – возможность карьерного роста.
Гуманистический подход в развитии духовности требует создания предпосылок для самореализации личности. Установка на саморазвитие личности обеспечивает готовность к творческому труду, желания сочетать личные, семейные, служебные и общественные интересы, не формальное добровольного участия в демократическом самоуправлении и ответственность за судьбу предприятия, страны и человеческой цивилизации в целом.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя эстетическое и физическое воспитание.
Эстетическое воспитание предполагает формирование эстетического вкуса, устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и литературы, проявления интереса ко всему кругу различных общественных проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания формируется способность к устойчивому позитивному эмоционально-чувственному восприятию мира. Человек и специалист, обладающий гармоничным мировосприятием, умеет легко устанавливать коммуникативные связи, поддерживать иерархию служебных отношений, оптимистично подходить к сложившимся проблемным ситуациям.
Показателем сформированности эстетического сознания является умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня, не желание ей подражать. Приверженность к классике, тем общепризнанным образцам (в одежде, в отношениях и пр.), которые человечество хранило веками, характеризует человека как стабильного, надёжного, эмоционально устойчивого.
Физическое воспитание, как составная часть духовно-нравственного воспитания, нацелено на формирование крепкого здоровья, ведение здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.
Физическое воспитание побуждает стремление к самосовершенствованию, способствует формированию таких профессиональных качеств, как выносливость, оперативное мышление, мгновенное реагирование, настойчивость, смелость, решительность, инициативность.
Критериями духовно-нравственного воспитания выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и производственных ситуациях.
Следует помнить, что отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика, как совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как требовательность к себе и ответственность за результаты своего труда.
Нарушение трудовой этики может привести к разрушению общественных моральных установок. Безответственное отношение работника к своим служебным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести и к деградации самой личности.
Принципами профессиональной этики являются:
- беспристрастность, объективность;
- старательность и точное исполнение профессиональных обязанностей.
Для того, чтобы взаимодействие в производственных отношениях было максимально эффективно, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с разными людьми, разбираться в их психологических особенностях, проявлять терпимость к проявлениям их индивидуальности, независимо от половозрастной, национальной, религиозной принадлежности, различий во взглядах, предпочтениях и т.д. Воспитание толерантности обеспечит снижение уровня нетерпимости и конфликтности, т.д.
Духовно-нравственное становление компетентного специалиста – это, прежде всего, управляемый процесс самовоспитания личности, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества.
Предварительный просмотр:
Необходимость и содержание духовно-нравственного развития
компетентного специалиста
Автор:
преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС
Панкратова Г.В.
Чрезвычайно актуальной на сегодняшний день в современном обществе, в условиях рыночной свободы и конкуренции, является проблема духовности. Данную проблему призвано решать как общество в целом, каждая отдельная семья, так и система общего и профессионального образования. Не случайно «Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».
Для профессиональной подготовки современного высококвалифицированного специалиста, необходимо иметь чёткое представление о том, каким он должен быть, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества.
Духовно-нравственный человек, руководствуясь общечеловеческими ценностями, такими как: сострадание, всепрощение, великодушие, честность, доброта, любовь, благодарность, надежность, бескорыстие, способность к раскаянию и др. занимает активную жизненную и гражданскую позиции, что говорит о его социальной и политической зрелости, обладает чувствами ответственности и неравнодушия за дела общества, трудового коллектива, своей семьи, своей судьбы.
Важнейшими показателями нравственной зрелости будет интеллигентность и порядочность.
Интеллигентный человек – это честная, свободная, гуманная, творческая и практичная личность, способная к самосовершенствованию, которой присущи хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны. Подлинную интеллигенцию характеризует высокое осознание гражданского долга и достоинства. Грамотная речь и аргументированные доводы доказывают высокий уровень общей и профессиональной образованности, эрудиции и коммуникабельности, что является неотъемлемыми свойствами высококвалифицированного специалиста.
Порядочность является ценным и необходимым качеством личности для работы в трудовом коллективе, при обслуживании потребителей (клиентов), в общении с работодателями и деловыми партнерами. Порядочность предполагает:
- своевременное и качественное исполнение обязательств и договоренностей;
- признание собственных ошибок.
Понятие порядочности напрямую связано с понятием совести. Образное выражение о том, что совесть – это лучший контролер, можно распространить как в сфере межличностного общения, так и в профессиональной деятельности. Совестливый человек в своей жизнедеятельности руководствуется нормами морали. Он сознательно относится к требованиям трудовой дисциплины, не допускает опозданий, прогулов, тревожится о качестве своего труда. Такой специалист позиционирует себя человеком надёжным, ответственным. У него гораздо больше шансов на общественное признание и уважение, возможность карьерного роста.
Духовно-нравственное воспитание базируется на непреложном принципе гуманизма. Чувства уважения, любви, бескорыстие, мудрость, мягкость в отношениях, чувство благодарности, способность прощать, готовность прийти на помощь, честность, оптимизм и пр. помогут любому специалисту определить своё место и роль в системе производственных отношений, заручиться поддержкой и уважением коллег.
Ответственность, почтительность, доброжелательность и преданность своему делу, стремление к сотрудничеству и компромиссу обеспечат внимание со стороны администрации предприятия, а так же – возможность карьерного роста.
Гуманистический подход в развитии духовности требует создания предпосылок для самореализации личности. Установка на саморазвитие личности обеспечивает готовность к творческому труду, желания сочетать личные, семейные, служебные и общественные интересы, не формальное добровольного участия в демократическом самоуправлении и ответственность за судьбу предприятия, страны и человеческой цивилизации в целом.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя эстетическое и физическое воспитание.
Эстетическое воспитание предполагает формирование эстетического вкуса, устойчивой потребности постоянного восприятия и понимания произведений искусства и литературы, проявления интереса ко всему кругу различных общественных проблем, которые решаются средствами художественного творчества. В результате эстетического воспитания формируется способность к устойчивому позитивному эмоционально-чувственному восприятию мира. Человек и специалист, обладающий гармоничным мировосприятием, умеет легко устанавливать коммуникативные связи, поддерживать иерархию служебных отношений, оптимистично подходить к сложившимся проблемным ситуациям.
Показателем сформированности эстетического сознания является умение противостоять влиянию массовой культуры низкого эстетического уровня, не желание ей подражать. Приверженность к классике, тем общепризнанным образцам (в одежде, в отношениях и пр.), которые человечество хранило веками, характеризует человека как стабильного, надёжного, эмоционально устойчивого.
Физическое воспитание, как составная часть духовно-нравственного воспитания, нацелено на формирование крепкого здоровья, ведение здорового образа жизни, становление личностных качеств, которые обеспечат молодым людям психическую устойчивость в стрессовых ситуациях.
Физическое воспитание побуждает стремление к самосовершенствованию, способствует формированию таких профессиональных качеств, как выносливость, оперативное мышление, мгновенное реагирование, настойчивость, смелость, решительность, инициативность.
Критериями духовно-нравственного воспитания выступают: уровень знаний, сформированность моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных и производственных ситуациях.
Следует помнить, что отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика, как совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как требовательность к себе и ответственность за результаты своего труда.
Нарушение трудовой этики может привести к разрушению общественных моральных установок. Безответственное отношение работника к своим служебным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести и к деградации самой личности.
Принципами профессиональной этики являются:
- беспристрастность, объективность;
- старательность и точное исполнение профессиональных обязанностей.
Для того, чтобы взаимодействие в производственных отношениях было максимально эффективно, необходимо научиться устанавливать и поддерживать контакты с разными людьми, разбираться в их психологических особенностях, проявлять терпимость к проявлениям их индивидуальности, независимо от половозрастной, национальной, религиозной принадлежности, различий во взглядах, предпочтениях и т.д. Воспитание толерантности обеспечит снижение уровня нетерпимости и конфликтности, т.д.
Духовно-нравственное становление компетентного специалиста – это, прежде всего, управляемый процесс самовоспитания личности, основы которого закладываются с раннего детства усилиями родителей и общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации....
Духовно-нравственное воспитание и развитие
Презентация к проекту...
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов
В работе отражены основные приемы и методы для формирования духовно-нравственных потенциалов у студентов СПО...
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной сис...
Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"
В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...