Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС
статья по теме
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация концепции духовно-нравственного развития гражданина России в условиях введения ФГОС
И.Р. Габдулкавеева,
заместитель директора по УР ОГБОУ НПО
Профессиональное училище № 6 г. Зима,
магистр менеджмента
pu-6od2011@yandex.ru
Происходящее в XXI веке переосмысление проблемы обеспечения национальной духовно-нравственной безопасности обусловлено коренными переменами в жизни российского общества, происшедшими в конце пошлого века и, прежде всего в ее социальной и духовной сфере. Сегодня со всей остротой встает вопрос о духовно-нравственной безопасности России, так как без духовного здоровья людей, и в частности подрастающего поколения, их интеллекта невозможно говорить об обеспечении национальной безопасности вообще.
В Концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Духовно-нравственное развитие, воспитание – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей в системе духовных ценностей человека. С социальной точки зрения духовно-нравственное воспитание – целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни, которая осуществляется через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом. В настоящее время, много говорится о формировании у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Сегодня мы наблюдаем нарастание процессов дестабилизации воспитания, особенно во внеурочное время. Это связано, во-первых, с неблагоприятным влиянием социальной среды, в которой воспитываются подростки (переоценка ценностей, широкая пропаганда насилия, мистики, отрицание частью молодежи понятий долга, дисциплины, совести и наряду с этим снижение уровня педагогических требований к воспитуемым); во-вторых, с более низким уровнем подготовленности педагогов к воспитанию обучающихся (особенно в сравнении с предыдущими десятилетиями) и, в-третьих, с недостаточным ресурсным обеспечением воспитательной работы, что определяет возникновение целого ряда проблем при ее организации. Ведь как сказал В.П. Астафьев: «Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда».
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
На духовно-нравственное становление и развитие личности подростов оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.
Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.
Условия эффективной деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию молодежи включают его личные качества и профессиональные умения.
Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами [2].
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
- морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
- эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;
- мировоззренческие качества: любовь, патриотизм, гуманизм [1].
В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования.
Система учреждений начального профессионального образования условиях введения ФГОС осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества и, как правило, не только обеспечивает общественное производство квалифицированными кадрами, но и создает условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования.
Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
Вместе с тем рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта.
Развитие духовно-нравственного развития, воспитания профессионального образования всех уровней предполагает решение следующих задач:
- формирование у обучающихся качеств гуманиста, гражданина, патриота;
- формирование качеств интеллигентности;
- формирование и развитие личностных качеств;
- развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи обучающейся молодежи в учреждениях профессионального образования.
Решение выделенных задач возможно при:
- оптимизации правовой, методической, организационно-экономической базы духовно-нравственного воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов;
- разработке содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят;
- сочетании личностных интересов и профессиональных возможностей;
- создании необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.).
В условиях введения ФГОС в начальном профессиональном образовании одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в училище. Педагогический коллектив стремится к формированию у обучающихся следующих качеств: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семейные, трудолюбие, общих компетенций и др.
Духовно-нравственное развитие и воспитание в училище осуществляется через уроки, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы, работу музея, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Таким образом, начальное профессиональное образование, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, способствует позитивной социализации выпускников профессионального училища, готовит активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями.
Список литературы
- www.booksite.ru В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка».
- www.gumer.info Философский энциклопедический словарь. - М., 1989; Есин А.Б. «Введение в культурологию»: Основные понятия культурологии в систематическом изложении». - М., 1999.
- Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=700 . (2007 год.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО
ИТ-28. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1. Современные подходы и разработки уроков информатики в условиях введения ФГОС ООО...
ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО
ИТ-29 Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС Модуль 2 Система оценивания образовательных и личностных результатов при обучении информатике в условиях введения ФГОС ООО...
Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС
В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...
Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС
В статье раскрывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...
Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС
В статье раскрывается вопрос реализации регионального образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...
Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС
С внедрением информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения заметно возросла мотивация к предмету. Ученики получили возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютерн...
«Реализация образовательных потребностей государства и общества в иноязычном образовании в условиях введения ФГОС»
работа. заключающая в себе основные требования к Федеральным образовательным стандартам...