Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов у студентов
статья на тему
В работе отражены основные приемы и методы для формирования духовно-нравственных потенциалов у студентов СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Становление и развитие духовно-нравственных потенциалов
у студентов
Автор: Саая Алефтина Шилововна, преподаватель спецдисциплин по профессии «Повар, кондитер», мастер производственного обучения
Место работы: Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Тыва «Ак-Довуракский горный техникум»
Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества.
Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, сопровождающиеся изменениями в социально-экономической и политической сферах жизни общества, привели к значительной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования чувств духовности и нравственности. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию духовно-нравственных, патриотических качеств личности.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности, конечно, начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как “Отечество”, “малая родина”, “родная земля”, “родной язык”, “моя семья и род”, “мой дом”.
Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и учебным заведениям. Воспитание молодёжи в этом направлении должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
В широком плане духовно-нравственное воспитание – интегральный, стратегический, интеллектуальный ресурс общества и всего государства. Нравственная составляющая духовно-нравственного воспитания формируется преимущественно воздействиями на сознание и влияет на внешнее поведение человека, на его отношения к миру природы и миру людей и является результатом воспитания направленности, отражая при этом ценностные ориентации личности.
Становление и развитие духовно-нравственного потенциала студентов, на наш взгляд, происходит несколькими путями:
- Через приобщение студентов к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
- Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.
- Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые студент получает при овладении учебными дисциплинами.
Воспитательный потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла (единая совокупность мировоззренческих, аксиологических, духовных, а также соответствующих им организационно – деятельностных ресурсов аудиторной и внеаудиторной работы) с позиции их значимости для формирования гражданской культуры у студентов среднего специального учебного заведения достаточно велик. Гуманитарные дисциплины, обладающие огромным воспитательным потенциалом, формируют гражданскую культуру студентов. Они помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие. Кроме того, в процессе изучения гуманитарных дисциплин, постигая знания-мнения о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, студенты приобретают духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции. Критериями уровня оценки и самооценки духовно - нравственной воспитанности могут быть:
- наличие у молодого человека научного мировоззрения;
- наличие чувства внутренней свободы у студентов, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;
- стремление к самореализации;
- успешность ведущей образовательной деятельности;
- адекватность самооценки;
- сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности.
Вступая в определённые отношения с окружающими людьми, студенты в различных жизненных ситуациях накапливают и расширяют нравственный опыт. Организация этого опыта осуществляется путём вовлечения студентов в различные виды деятельности, формирования на этой основе нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и привычек нравственного поведения.
Следовательно, в становление и развитии духовно-нравственных потенциалов у студентов огромную роль играет учебное заведение.
Список литературы:
1..Мальгин Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания. СПО. – 2008. № 11.
2.Попов В. П. Актуальные вопросы патриотического воспитания студентов. СПО. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу “СПО”. – 2007. №5.
3.Снопко Н. М. Постановка эффективного патриотического воспитания студентов ССУЗов. Новые педагогические исследования. – 2007. № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История становления и развития педагогической профессии
Профессия учителя является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.Практика воспитания своими корнями уходит в ...
Условия становления и развития познавательных интересов школьников
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1. Теоретические основы развития познавательных интересов школьников ………………………………………………………………...…….….6 1.1....
Становление и развитие жилищного строительства
За последние десятилетия в целом в Российской Федерации были проведены масштабные социально- экономические преобразования, направленные на формирование основ гражданского общества, современных рыночн...
Роль В.Савина в становлении и развитии театра коми
Доклад к научно-практической конференции по коми театру и литературе...
Конспект лекций "Становление и развитие железнодорожного транспорта. Образование ОАО "РЖД"
Конспект лекций по предмету ОЭЗ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления и развития начинающего педагога через коллективные формы наставничества»
В данном проекте акцент ставится на формировании практических умений и навыков молодого специалиста через взаимодействие с коллективом наставников и ведение рабочей тетради «Записки ...
Лекция на тему: " История становления и развития гостиничного дела".
Лекция на тему: " История становления и развития гостиничного дела"...