ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Областной фестиваль педагогических идей «Шаг вперед!».
АРОО, «Совет директоров ССУЗов Амурской области
Голубева Наталья Григорьевна,
преподаватель высшей квалификационной категории
ГПОАУ «Амурский педагогический колледж», РФ, г. Благовещенск
Духовно-нравственное, патриотическое развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа.
Цель нашего исследования: выявить, как решаются задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания младших школьников в рамках учебных предметов? Важно, так как проходим практику, готовим и проводим уроки, готовимся стать учителями начальных классов. Предмет изобразительное искусство является неотъемлемой частью общей системы начального общего образования.
На первом этапе исследования нами проведен анализ современных образовательных программ по изобразительному искусству, который показал, что приоритетной целью изучения предмета является духовно-нравственное развитие ребёнка, воспитание патриотизма, любви к окружающей природе, Родине, семье [1, с. 7]. Многие темы на протяжении всего курса, открывают обучающимся многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, культуру России, как часть целостного мира [3, с. 2]. Среди важнейших направлений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию на уроках изобразительного искусства мы выделили следующие значимые темы.
Родина моя — Россия. Искусство — это особый мир прекрасного. Природе принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника — помочь увидеть эту красоту. Обучающиеся изучают полотна И.И. Левитана, И.И. Шишкина, Л.В. Поленова, И.Э. Грабаря и др. и учатся понимать, давать эмоциональную оценку шедеврам искусства. Природа России самобытна, разнообразна. Как можно не любить русскую природу? Дети выполняют пейзажи родной природы на различные темы: «Весна пришла», «Где бы я хотел побывать», «В далекой стране» и др. Задача — вызвать у детей интерес к родной стране, дать представления о родном крае, о Родине [1, с. 6; 3, с. 20]. Реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении образовательного процесса во всех классах начальной школы.
Образы человека в искусстве. Главная задача таких уроков — развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания [1, с. 8].
Например, ученики изучают великие, вечные темы в 4-ом классе: «Материнство», «Образ матери» и выполняют задание нарисовать маму с собой; «Мудрость старости», дети рассматривают автопортреты великих художников Леонардо да Винчи, Эль Греко, а рисуют портрет близкого пожилого человека, передавая лучшие человеческие чувства и качества; «Образ защитника Отечества», «Русские богатыри», ученики выполняют портрет воина — защитника.
Большое внимание в программах изобразительного искусства уделяется патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам. Это уроки рисования на темы, освещающие быт, историю и культуру народа, беседы с обучающимися о крае, художниках, мастерах — умельцах: «Деревянное зодчество», «Города русской земли», 4 класс; «Парки, скверы, бульвары», 3 класс; «Фонари на улицах города», 2 класс и др. Ученики знакомятся с наследием предков: древними и современными русскими городами их архитектурными особенностями, учатся узнавать памятники Великой Отечественной, гражданской войн. На уроках дети выполняют: панно «Мой любимый город», «Деревянное зодчество», конструирование детской площадки, парка, макет городской улицы и учатся понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения и давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека [1, с. 35].
Декоративно-прикладное искусство — учит сохранять и приумножать информацию, переданную предыдущими поколениями. Народные художественные промыслы — неотъемлемая часть Отечественной культуры.
На уроках в начальной школе дети встречаются с произведениями классического и современного декоративно-прикладного искусства, учатся различать стили известных видов декоративной живописи: гжели, хохломской, жостовской и др., понимать характерные особенности изделий различных народных промыслов. Ученики работают над созданием орнаментов и украшений предметов, изделий по мотивам народных промыслов. Процесс приобщения обучающихся к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития, т.е. во всех классах начальной школы [2, с. 17, 20, 23].
Таким образом, искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, и позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
На втором этапе исследовательской деятельности в ходе педагогической практики нами подготовлены и проведены пробные уроки изобразительного искусства в начальной школе.
Урок в 4 классе по теме: «Родная история и искусство. Подвиг народа», провела Макар Н., студентка 131 группы. На уроке обучающиеся знакомились с художественными произведениями А. Дайнеко «Защитники Севастополя», П. Оссовского «Салют Победы», М. Кугач «Дед и внук» — размышляли о героизме людей в годы Великой Отечественной войны, ведь это яркая страница истории, о которой нельзя забывать [2, с. 18]. Ученики выполняли портрет воина-защитника и учились понимать нравственную красоту подвига защитников Отечества, помнить историческое прошлое, осознавать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях.
Урок в 4 классе по теме: «Образ материнства в искусстве», провела Василенко Е., студентка 135 группы. Обучающиеся рассматривали произведения искусства: икону «Владимирская Богоматерь» Андрея Рублева, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля С., «Мать и дитя» Пикассо и т. п. и рисовали маму с собой. Здесь главное — передать в работе не сходство, а чувства. Материнская любовь — одно из самых святых чувств, которое дано пережить человеку, в свою очередь рождает любовь в детях к своим родителям, своей семье.
Урок в 3 классе по теме: «Игрушки-плясуны», провела Килемистова Т. студентка 135группы. Обучающиеся анализировали произведения мастеров-умельцев Богородского промысла деревянной игрушки, выделяя характерные особенности промысла и, как мастера-игрушечники, работали над созданием игрушки с подвижными деталями, что способствовать формированию чувства национального достоинства, умения видеть памятники культуры в связи бытом и жизнью народа.
В ходе уроков нами использовались репродукции художников, фотографии, видеофильмы, презентации, музыкальный, литературный ряд, изделия мастеров, что способствовало обогащению художественных впечатлений, духовно-нравственного мира обучающихся, формированию у них положительного отклика на красоту в природе, в человеческих отношениях и оказывало влияние на возбуждении у них позитивных эмоций, чувств. Художественно-творческая деятельность детей протекала на эмоционально-чувственной основе, что позволяло формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
Итак, в процессе исследования, нами осуществлен анализ современных образовательных программ начального общего образования, проведены уроки изобразительного искусства в начальных классах, в результате, сделаны выводы: программы разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, отбор содержания учебного материала осуществлён с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей; содержание занятий нацелено на формирование культурно-творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям через изучение наследия русских художников, мастеров и собственное творчество.
Важность патриотического воспитания на уроках объясняется тем, что основы нравственности здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на обучающихся посредством образцов искусства.
Список использованных источников:
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д., Программа «Изобразительное искусство», УМК «Школа 2100…», 1—4 кл. Изд. М.: Баласс, 2012.
Неменская Л.А., под ред..Неменского Б.М, Программа «Изобразительное искусство»: УМК «Школа России», 1—4 кл. М.: Просвещение, 2011.
Шпикалова Т.Я., Программа «Изобразительное искусство» УМК «Перспектива», 1—4 кл. М.: «Просвещение». 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...
ВКР: Этические рассказы В.А Сухомлинского как средство духовно - нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Дипломная работа Палёной Ирины Павловны по теме «Этические рассказы, как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО
В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО...
«Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов
laquo;Семья – как средство духовно-нравственного развития дошкольников», консультация для педагогов...
Театральная самодеятельность в воспитательной деятельности, как средство духовно-нравственного развития личности детей с нарушениями слуха
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, вопросам социальной интеграции и реабилитации детей с нарушениями слуха через театрализованную...
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»
Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...
ВКР: Музыкальный центр как средство духовно-нравственного воспитания детей седьмого года жизни
Отзыв на выпускную квалификационную работу студентки 4 курса 143группы Семеновой Виктории Васильевны на тему Музыкальный центр как средство духовно-нравственного в...