Урок - инсценировка по русскому языку в 7 классе на тему: "Дядюшка Глагол выполняет три наклонения на канате без страховки"
учебно-методический материал по теме

Донгак Виктория Викторовна

Внеклассное мероприятие по русскому языку, урок- инсценировка на тему: "Дядюшка Глагол выполняет три наклонения на канате без страховки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 с.МУГУР-АКСЫ»

Внеклассное мероприятие

по русскому языку  в 7 классе:

«Дядюшка Глагол выполняет три наклонения на канате без страховки»

Виктория Викторовна Донгак-

учитель русского языка и литературы

Урок-инсценировка по русскому языку в 7  классе на тему: «Дядюшка Глагол выполняет три наклонения на канате без страховки».

Цели занятия:

  1. Формирование умения употреблять в речи глаголы в разных наклонениях;
  2. Развивать устную связную речь у учащихся при выразительном чтении стихотворений, инсценировок;
  3. Воспитание определенных навыков культуры поведения у учащихся через употребления в речи глаголов в условном и повелительном наклонениях.

Действующие лица:  Директор цирка, учительница, Дядюшка Глагол, девочка Анелла, Витя, Коля.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы проведем необычный урок, урок-инсценировку по трем наклонениям глагола. Тема нашего урока «Дядюшка Глагол выполняет три наклонения на канате без страховки». Урок наш построен так, чтобы мы на деле увидели, какое важное значение имеют наклонения у глаголов. При помощи наклонений мы можем выразить свое желание, свою мечту, а также при помощи повелительного наклонения мы можем попросить что-то сделать.

Кроме этого, если наш урок, урок-инсценировка, то говорить и совершать действия будете вы сами – значит, мы будем на этом уроке совершенствовать нашу речь и культуру поведения через употребления в  нашей речи разные наклонения у глаголов.

Итак, начнем.

Ведущий: В цирке было необыкновенно красиво. Сверкали разноцветные огни, били фонтаны, из-под купола летели цветы, конфеты и воздушные шары. Зал был полон смеющихся, пищащей, орущей детворы. Все ловили шары и конфеты. В первом ряду сидел целый класс вместе с учительницей.

        На арену вышел клоун. За собой он выволок громадную скрипку, занявшую полсцены. Потом выбежал второй клоун, с красным носом, и они принялись так яростно пилить смычком бедную скрупку, словно хотели распилить ее на две части, как бревно. Снова выбегали и смешили публику клоуны. Потом гимнасты с мячом делали пластичные движения.

        Но вот вышел директор цирка в черном фраке и звучно объявил:

Директор цирка: - Внимание, дорогие гости! Сегодня в нашей программе – смертельный трюк. Отважный канатоходец дядюшка Глагол выполняет на канате три наклонения без страховки! Смертельный номер! Попросим! Ваши аплодисменты канатоходцу!!!

Анелла: - Дядюшка Глагол!Мамочки родные! Ой! Ой! ой! А вдруг он сорвется?

Директор цирка: - Наклонение первое, условное!

Дядюшка Глагол: - Если бы я упал, то, наверное, напугал бы вас всех. Я бы летел до самой земли и, возможно, разбился бы, а может быть, и отскочил бы от нее, как резиновый мяч.

Анелла: - Неужели он не боится? Ведь он же сейчас свалится!

Учительница: - Он не боится, потому что он думает не о высоте, а о своем условном наклонении.

Анелла: - Это что такое?

Учительница: - Глаголы в условном наклонении обозначают действие, которое могло бы произойти при определенных условиях.

Если бы да кабы,

Да во рту б росли грибы.

То был бы не рот,

А целый огород.

Анелла:  -Ой, я тоже такую поговорку знаю!

Если бы у бабушки были бы колеса,

То была б не бабушка, а велосипед.

Учительница: -Ну, вот видишь, условие на лицо. Бабушка превратилась бы в велосипеда при условии, что у нее были бы колеса.

Анелла: - Так, значит, условное наклонение образуются всего-навсего с помощью частицы БЫ ?

Учительница: -Да. И еще с помощью формы прошедшего времени: упал бы, летел бы, напугал бы.

Анелла: - Так это же очень просто:  как увидишь частицу бы – сразу можешь сказать, что это условное наклонение.

Учительница: - Точно.

Анелла: - Ура! Я все поняла!

Учительница: - А раз поняла, вот тебе стишок, в котором немало глаголов в условном наклонении. Отыщешь их?

Анелла: -Конечно!

Чтец:                                              Если б я родился бы

На другой планете,

Если б очутился бы

Там дружок мой Петя,

Мы бы с ним такую

Бучу учинили бы!

Жители планеты

С горя бы завыли бы.

Мы бы кувыркались бы,

Палками кидались бы,

В транспорте толкались бы,

Славно развлекались бы:

Из окна плевались бы,

А потом смеялись бы.

Мы бы там устроили

Два землетрясения

Маленьких, но оба –

В наши дни рождения.

Мы бы с Петькой вместе

Играли с динозаврами,

Ящеров ловили бы

С ножками и жабрами.

А потом вернулись бы

Мы к своим родителям,

И привет послали бы

Таким, как мы, вредителям.

Учительница:

        Мы послушали стихотворение, а теперь скажите: - Как ведут себя наши герои?

        При каком условии наши герои могли кувыркаться, кидаться палками, толкаться в транспорте, плеваться из окна? (при условии, что они родились бы на другой планете).

        - А можно ли, оказавшись на другой планете, вести себя так. Нельзя: толкаться на транспорте; плеваться из окна, громко смеяться среди людей.

        - А теперь назовите глаголы в условном наклонении.

Анелла: - Смотрите, Виктория Викторовна! Дядюшка Глагол выпрямился и идет дальше.

Дядюшка Глагол: - Несите маты! Стелите! Тащите матрацы! Мало! Подложите еще подушки! Давайте натянем сетку! Коля, закрепи справа! Витя, помоги ему! Да торопитесь же! Поспешите!

Директор цирка: - Наклонение второе, повелительное! Алле-оп!

Анелла: И правда, наш дядюшка Глагол, как повелитель, стоит наверху и повелевает: пойди, принеси. Только я все-таки боюсь, что он упадет.

Учительница: - Не бойся. Он сейчас тоже думает не об опасности, а о том, что глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то просит или приказывает выполнять: дай, сядь, ляг, приготовьтесь.

Анелла: - То есть если человек употребляет глагол в повелительном наклонении, то он считает себя повелителем других?

Учительница: - Не всегда. Ведь можно не приказать, а попросить. Вот, например, встань-ка – явно просьба. А вот стихотворение, в котором надо отыскать глаголы в повелительном наклонении.

Чтец:                                          Читай стишок по теме

И думай, мой дружок,

Знаком тебе, должно быть,

Такой вот диалог:

- В отдел игрушек, мама,

Скорее подойди.

Гляди, какая кукла,

Вот эта. Погляди!

Про то, что денег нету,

Ты мне не говори.

Ты подари мне куклу,

На праздник подари.

-Меня с ответом, дочка,

Прошу, не торопи.

-Нет, покупай и точка!

Пожалуйста, купи.

-Не ной! Мое терпение…

Такое поведение…

Ну просто стыд и срам!

Конец этой истории,

Мой друг, придумай сам!

        На этом стихотворении девочка оказалась в магазине игрушек.

- Чем она вам не понравилась?

- Разве можно так вести себя; она требует у мамы подарка, ей безразлично: есть у мамы денег или нет. Такое поведение – ну просто стыд и срам.

- Назовите глаголы в повелительном наклонении.

Анелла: - Фу-у! Наконец –то выпрямился. Теперь-то он точно не упадет.

Директор цирка: - Наклонение третье, изъявительное! Смертельный трюк!

Анелла: - Дяденька Глагол! Пожалуйста, будьте осторожны, не наклоняйтесь больше!

Дядюшка Глагол: - А я изъявляю желание наклоняться: я наклонялся, наклоняюсь и буду наклоняться, сколько захочу. Я делал, делаю и буду делать то, что считаю нужным. Вот, я сделал прыжок и сейчас сделаю еще один!

Анелла: - Я за него волнуюсь, а он мне так грубо отвечает.

Учительница: - Не сердись, он ведь сейчас думает не о тебе и не о правилах хорошего тона, а об изъявительном наклонении.

Анелла: - Это еще что такое?

Учительница: К изъявительному наклонению относятся глаголы во всех остальных формах кроме неопределенной.

        Изъявительное наклонение обозначает действие, которое происходит, происходило или будет происходить. Например: засыпал, засыпаю, буду засыпать.

        Изъявительным оно называется потому, что действие происходит наяву.

        Если тебе надо выяснить, какого наклонения глагол, то…

  1. скорее всего, это будет именно глагол в изъявительном наклонении, если он изменяется по временам: пел, пою, буду петь.
  2. если есть частица бы, то это условное наклонение (пел бы).
  3. если приказывают что-то сделать, то это повелительное наклонение.
  4.  Если же не условное и не повелительное, то это все-таки изъявительное наклонение.

Анелла: - Все понятно! Смотрите, дядюшка Глагол наконец –то закончил свое выступление и спускается вниз по лесенке. Ура!

Учительница: - Спасибо, вам, ребята, наше занятие на этом заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Рабочая программа по русскому языку СПО. Русский язык 11 класс

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 01 Русский язык для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы ...

Разработка урока по русскому языку 3 класс узнаем род глагола прошедшего времени

Здравствуйте, уважаемые эксперты, меня зовут Хамадуллина Элина Айдаровна, я студентка 4 курса группы Б, специальности преподавание в начальных классах. Сегодня я хочу предоставить вам уровневые задани...

Разработка урока по ФГОС русский язык 2 класс

2 класс Русский языкАвторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России».Раздел: Слова, слова, слова…Тема: Обобщение по теме: «Корень слова. Однокоренные слова».Тип ур...