Один урок "Я И ПОЛИТИКА" в пяти технологиях.
учебно-методический материал по теме
Оглавление:
«Я И ПОЛИТИКА». Организация дискуссии по типу "Аквариум". (Технология проблемного обучения)
«Я И ПОЛИТИКА». Тема "Политические партии". (Игровая технология)
«Я И ПОЛИТИКА». (Технология на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.)
«Я И ПОЛИТИКА». (Технология саморазвития.)
«Я И ПОЛИТИКА». Тема "Политическое лидерство" . (Технология развивающего обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_politika_odin_urok_v_pyati_tekhnologiyakh.docx | 175.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Один урок "Я И ПОЛИТИКА" в пяти технологиях.
Ерошина Татьяна Леонидовна
Оглавление
«Я И ПОЛИТИКА». Организация дискуссии по типу "Аквариум". (Технология проблемного обучения)
«Я И ПОЛИТИКА». Тема "Политические партии". (Игровая технология)
«Я И ПОЛИТИКА». (Технология на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.)
«Я И ПОЛИТИКА». (Технология саморазвития.)
«Я И ПОЛИТИКА». Тема "Политическое лидерство" . (Технология развивающего обучения)
«Я И ПОЛИТИКА». Организация дискуссии по типу "Аквариум". (Технология проблемного обучения)
Цели и задачи:
продемонстрировать один из способов организации дискуссии;
проанализировать эффективность проведения дискуссий на уроках общественных
дисциплин и возможные трудности, возникающие при использовании данного метода;
выделить особенности данного типа дискуссии и основные характеристики;
заинтересовать учащихся в политической сфере жизни общества;
- способствовать обсуждению школьниками важных социально-политической
проблем и нахождению собственных ответов.
Ход занятия.
Учащиеся разделяются на две примерно равные группы, одна из которых располагается
во внутреннем круге, а другая - во внешнем. В течение 10-15 минут первая группа
должна обсудить вопрос: "Нужна ли России общенациональная идея? Если "да", то
какой она должна быть, если "нет", то почему?". Предварительно совместно обсуждают-
ся правила ведения дискуссии.
Задачей участников, находящихся во внешнем круге, было следить за ходом дискуссии
и анализировать ее ход, исходя из заранее оговоренных правил. Оговаривается время
проведения дискуссии - 15 минут.
После 15 минут дискуссия останавливается. Группа из внешнего круга делится своими
впечатлениями о точности определений, ясности высказываний, яркости приводимых
примеров, логичности, аргументированности, наличии выводов, умении каждого из
участников дискуссии слушать другие мнения. Затем группы меняются местами и также
проводят дискуссию на данную тему с последующим ее обсуждением.
Итогом занятия может стать рефлексия, в ходе которой все участники занятия придут к
следующим выводам: очень важно заранее устанавливать правила ведения дискуссии и
не забывать о них; придерживаться намеченных правил довольно трудно и необходим
определенный опыт; использование дискуссий в учебном процессе не только помогает
развивать коммуникативные умения, но и способствует воспитанию толерантности;
подобный способ проведения дискуссии также развивает умения самостоятельно
оценивать выступления товарищей, а также навыки самооценивания.
Занятие по теориям происхождения государства.
Ход занятия. Предварительно учащимся задается вопрос: "Что такое государство и
каковы его основные элементы?" Затем по рассказу учителя или на основании текста
учебника (или другого источника) учащиеся заполняют таблицу "Теории происхожде-
ния государства", выделяя в ней следующие графы: название теории, ее сторонники,
основные положения, критика. Последняя графа заполняется в ходе дискуссии.
Итоговый вывод и обобщение материала проводятся по заполнении таблицы.
Возможен и иной методический сценарий урока: учащиеся разбиваются на группы,
каждая из которых делает сообщение об одной из теорий по материалам учебника,
словаря, учебного пособия или заранее подготовленным справочным материалам и от-
стаивает ее. Учитель организует дискуссию, в ходе которой также рекомендуется
составление таблицы.
Дополнительные материалы.
Государство - основной институт политической системы общества, составляющий
управление им, охрану и обеспечение его экономической и социальной структуры.
Теории происхождения государства.
Теологическая - возникновение и существование государства объясняется Божьей
волей. Государство считается воплощением божественного провидения, и потому
подчинение ему естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит бо-
жественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливо-
сти. Наиболее широкое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья.
Одним из наиболее ярких представителей был Фома Аквинский.
Патриархальная - происхождение государства в результате исторического разрастания
семьи. Так, Аристотель считал государственную власть продолжением отцовской
власти. Конфуций также рассматривал государство как большую семью.
Договорная - возникновение государства на основе договорного объединения людей с
целью выживания в условиях природной стихии и враждебного окружения.
Представители - Б.Спиноза, Т.Гоббс,Ж.Ж.Руссо, А.Радищев, П.Пестель. Считалось, что
по договору люди передают часть своих прав государству, которое обязуется охранять
их собственность.
Теория насилия - возникновение государства в результате завоевания одних племен
другими. Победители, стремясь утвердить господство, образуют государственную
организацию. Представители - К.Каутский, Е.Дюринг, Гумплович.
Органическая - сравнение общества с живым организмом с его законами развития,
переходом от простого к сложному. Представитель - Г.Спенсер.
Марксистская - исходными причинами происхождения государства считался раскол
общества на классы в результате экономических изменений.
Психологическая (родоначальник - Л.Петражицкий) - государство возникает из-за
особых свойств человеческой психики: стремление людей к поиску авторитета для
подчинения в повседневной жизни. Этой теории придерживались Д. Фрейзер, Н.
Кор-кунов, М. Ковалевский.
Ирригационная теория (К.Виттфогель) - возникновение государства объясняется
необходимостью строительства гигантских оросительных сооружений в аграрных
районах. Эти работы требовали жесткого централизованного управления, учета и рас-
пределения.
Сторонником патриархальной теории можно назвать китайского философа Конфуция.
Он утверждал, что для управления государством достаточно таких качеств, как
сыновняя почтительности и братская любовь. Государство в Древнем Китае прочно ас-
социировалось с семьей - подданные рассматривались как дети, а правитель наделялся
функциями и качествами отца, обязанного заботиться о благосостоянии своих детей
-подданных, наставлять и воспитывать их. В китайском языке слово "государство"
состоит из двух иероглифов - "го", что означает государство и "цзя", что означает семья.
Идеалом государственной власти стало правление легендарных императоров династии
Ся -Гуна и Юя. Они вели скромный образ жизни, строили плотины и учили народ
трудолюбию.
Распространенными в старой России взглядами на происхождение государственной
власти были и теологическая, и патриархальная, и договорная теории. Так, например,
новгородская традиция политической мысли рассматривала государственную власть
как результат соглашения людей, добровольно делегирующих ей свои полномочия.
Правители должны быть подлинными служителями своего народа. Об этом свиде-
тельствует сохранившееся анонимное "Слово о лживых учителях".
Особенно следует отметить пассионарную теорию происхождения государств,
сформулированную Л.Н.Гумилевым. В ее основе лежит положение о пассионарном
толчке - выбросе особой энергии, который придает народу жизненный импульс, актив-
ность, стремление к самореализации. Народ, обладающий пассионарной энергией, спо-
собен на великие свершения, завоевания, влить свежую кровь в жилы других, более
старых народов. Теория Гумилева восходит к идее циклического развития обществ.
Проиллюстрировать теорию желательно на фрагментах книги Гумилева "От Руси к
России". В то же время нельзя не отметить спорность и неоднозначность выводов
Гумилева, несогласие с его позициями большинства представителей фундаментальной
исторической науки.
Значительное место в современных дискуссиях о происхождении государственности
занимает предположение о доминирующей роли идеи, рожденной народом. Именно
идея консолидирует народ, превращает его из этнографического материала в народ го-
сударственный, обретающий силу защищать свои границы, отстаивать свои интересы.
Истоки подобных взглядов можно найти в труде Н.А.Данилевского "Россия и Европа".
На уроке целесообразно провести экскурс в историю России, проследить развитие ее государственной идеи.
Таблица "Теории происхождения государства" :
Теория Автор Основные положения Критика |
Может показаться, что затронутая тема не связана с курсом "Мой выбор". Однако
это не совсем так. В результате совместного обсуждения учащиеся должны выбрать ту
теорию, которая на их взгляд наиболее точно отражает историю происхождения госу-
дарства или же представить собственную концепцию. Таким образом, они приобрета-
ют умение делать выбор на основе анализа и критического рассмотрения информации.
Если эта проблема будет сложна для учащихся 8-9 классов, то занятие лучше использо-
вать для более старших или подготовленных школьников.
«Я И ПОЛИТИКА». Тема "Политические партии". (Игровая технология)
Проведите на уроке игру "Теледебаты между лидерами политических партий''.
Рассмотрите с учащимися спектр политических партий и идеологий в современной
России. Остановитесь на нескольких наиболее ярких позициях - консерваторов-монар-
хистов, коммунистических взглядах, либеральных взглядах (при необходимости в спи-
сок можно внести социал-демократов, националистов и т.п.).
Группа 1. Составьте текст выступления от имени лидера правой либеральной партии (к
примеру, "Союза правых сил"). В своем выступлении следует отразить отношение к
происходящим в стране переменам, к реформам в экономической сфере, к гаран-
тированности различных форм собственности, к проблеме частной собственности на
землю (в контексте обсуждения Земельного кодекса), к проблеме налоговой реформы,
школьной реформы, к путям повышения благосостояния россиян.
Группа 2. Составьте текст выступления от имени лидера коммунистической партии (к
примеру, КПРФ). В своем выступлении следует отразить отношение к происходящим в
стране переменам, к реформам в экономической сфере, к гарантированности различных
форм собственности, к проблеме частной собственности на землю (в контексте
обсуждения Земельного кодекса), к проблеме налоговой реформы, школьной реформы,
к путям повышения благосостояния россиян.
Группа 3. Составьте текст выступления от имени лидера консервативно-монархической
партии. В своем выступлении следует отразить отношение к происходящим в стране
переменам, к реформам в экономической сфере, к гарантированности различных форм
собственности, к проблеме частной собственности на землю (в контексте обсуждения
Земельного кодекса), к проблеме налоговой реформы, школьной реформы, к путям
повышения благосостояния россиян.
Группа 4. Составьте текст выступления от имени лидера националистической партии (к
примеру, "Русского Национального Единства"), в своем выступлении следует отразить
отношение к происходящим в стране переменам, к реформам в экономической сфере, к
гарантированности различных форм собственности, к проблеме частной собственности
на землю (в контексте обсуждения Земельного кодекса), к проблеме налоговой
реформы, школьной реформы, к путям повышения благосостояния россиян.
Обсуждая выступления, необходимо акцентировать внимание учащихся на соот-
ветствии выступлений законодательству - например, в выступлении националиста
вполне могут нарушаться принципы, заложенные в Конституции России и других зако-
нах.
Другим вариантом занятия является предварительная подготовка речей несколькими
учащимися, а в ходе урока классу предлагается разделиться на три группы и выступить
в качестве:
, А - нейтральной аудитории к обоим выступающим; Б - враждебно настроенной к
правому лидеру и дружественно к левому; • В - враждебно настроенной к левому лидеру
и дружественно к правому.
«Я И ПОЛИТИКА». (Технология на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.)
Работа с понятийным аппаратом может быть соединена с изучением документа. Один из
таких вариантов можно использовать в теме "Я и политика". Предварительно
необходимо заметить, что такая форма работы требует высокого уровня подготовлен-
ности учащихся и не может быть проведена в каждом классе. Предварительно школь-
ники должны не только выделять понятия из документа, но и строить на их основании
схемы. Документы не должны быть слишком большими и сложными. Работа может
быть проведена «группа»;.
Документ 1. Ю.Крйжанич "Король - это тот, кто правит на благо себе самому и всем
подданным; тиран - это тот, ктозаботится не об общем благе, а только о своей
собственной корысти. Король помышляет о чести, тиран - о роскоши".
Понятия: король, подданные, тиран, общее благо, корысть, честь, роскошь.
Примерная схема понятий из документа:
Документ 2. Иван IV Васильевич Грозный: "А о безбожных народах что и говорить!
Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и
управляют. Русские же самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их
бояре и вельможи!".
Понятия: безбожные народы, цари, царство, бояре, подданные, самодержец, госу-
дарство, вельможи.
Примерная схема понятий из документа:
Документ 3. Ф.Ницще "Против войны можно сказать: она делает победителя глупым,
побежденного - злобным. В пользу же войны можно сказать: в обоих этих действиях она
варваризует людей и тем делает их более естественными; для культуры она есть пора
зимней спячки, человек выходит из нее более сильным для добра и зла".
Понятия: война, победитель, побежденный, люди, варваризация, культура, человек,
добро, зло.
Примерная схема понятий из документа:
Документ 4. П.Прудон "Политика есть наука о свободе: власть человека над человеком,
какую бы форму она ни принимала, есть угнетение. Высшая степень совершенства
обществ заключается в соединении порядка с анархией, т.е. с безвластием".
Понятия: политика, наука, свобода, власть, человек, угнетение, общество, порядок,
анархия, безвластие.
Примерная схема понятий из документа:
Документ 5. А.Токвиль "Сегодня люди менее разделены, чем это можно было бы себе
представить; они постоянно спорят друг с другом по вопросу о том, в чьи руки будет
передана верховная власть, но легко подчиняются правам и обязанностям этой власти
над собой. Все воспринимают правительство как олицетворение единой и естественной
власти, которая все предвидит и все может".
Понятия: люди, верховная власть, права, обязанности, правительство.
«Я И ПОЛИТИКА». (Технология саморазвития.)
В рассмотрении вопросов политики с использованием методики анализа вариантов
решения могут быть использованы как реальные ситуации, так и вымышленные. Изу -
чение вопросов новейшей истории также дает возможность использования
предлагаемой методики.
Предложите учащимся несколько ситуаций.
Ситуация 1. (Может быть интересна при изучении новейшей истории современной
России, так как событие происходило в реальности, и его изучение поможет увидеть
сложность и неоднозначность исторического процесса).
Весной 1998 г. Государственная Дума два раза отклонила кандидатуру С.В.Кириенко
на пост Председателя Правительства Российской Федерации. После внесения его
кандидатуры и в третий раз на рассмотрение нижней палаты парламента возникла
кризисная ситуация: в случае повторного отрицательного результата голосования
Государственная Дума автоматически распускалась (по Конституции России).
Вы являетесь депутатом и перед вами несколько вариантов: проголосовать "за" (в
предыдущих случаях вы голосовали "против"), воздержаться или проголосовать "про-
тив". В данном случае налицо внутренний конфликт депутата: у него есть
принципиальная позиция и уже было дано много интервью с обещанием твердости, но в
то же время роспуск парламента, помимо личных проблем, создаст сложную
обстановку в стране, может спровоцировать грандиозный кризис.
Рассмотрите каждое из возможных решений и выберите наиболее удачное, на ваш
нзгляд.
После обсуждения ситуации учащимся сообщают информацию о том, что в итоге
депутаты проголосовали за кандидатуру Председателя Правительства, а через
несколько месяцев произошли события августа 1998 г., связанные с обвалом рубля
(оценка данного события до сих пор неоднозначна, поэтому не следует
концентрироваться только на негативном).
Ситуация 2.
В современном российском обществе идут споры о Конституции Российской Феде-
рации 1993 г. Одни считают, что необходимо принять новую конституцию, другие -
внести поправки в действующую, третьи - оставить Основной закон без изменений.
Проанализируйте каждое из решений и выберите наиболее удачное, на Ваш взгляд.
Для рассмотрение вопроса о Конституции России необходимо, чтобы учащиеся об -
ладали представлением об этом документе, видели его сильные стороны и возможные
проблемы реализации конституционных положений.
Ситуация 3. Террористы захватили заложников и потребовали выпустить из тюрем
своих товарищей. Такой подход не мог устроить правительство (лучше, если ситуация
будет абстрактной, тем более, что примеров в современном мире более чем
достаточно).
Варианты действий, которые могут предложить учащиеся.
1. Силовое решение проблемы: атака, штурм и освобождение заложников.
Положительные последствия - возможность быстрого освобождения, принципи-
альный отказ от переговоров с террористами, урок другим террористам.
Отрицательные последствия - возможность жертв среди заложников, неготовность
группы захвата в резко меняющейся обстановке, отрицательная реакция СМИ при не-
удаче, возможные упреки родственников погибших и даже судебные процессы, может
пострадать имидж государства.
Затягивание переговоров с разработкой различных вариантов действий (от силового
вмешательства до поиска посредника на переговорах, частичное выполнение тре-
бований террористов).
Положительные последствия - возможность обдумывать дальнейшие шаги, сохранение
жизни заложников, усыпление внимания террористов, возможность воспользоваться
усталостью террористов.
Отрицательные последствия - затягивание решения проблемы, опасность нервного
срыва у террористов, посредник может оказаться не самым лучшим, уступки могут
показать слабость государства, другие террористы могут почувствовать
безнаказанность при продуманности своих действий в дальнейшем (даже если на этот
раз для них все за вершилось неудачно), длительное напряжение среди родственников и
всего населения страны.
Выполнить все требования террористов для сохранение жизни заложников.
Положительные последствия - проведение в жизнь принципа максимальной ценности
человеческой жизни, возможность ареста террористов после освобождения залож-
ников.
Отрицательные последствия - террористы почувствуют свою силу и возможность
диктовать условия государству, опасность убийства заложников остается, падение
авторитета государства на международной арене.
Вариантов действий может быть больше. Плюсы и минусы каждого варианта
даются приблизительно и могут быть другими. В качестве примеров могут быть
приведены захват израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г., захват
боевиками заложников в Буденовске, многочисленные захваты самолетов и отелей.
Однако надо помнить, что не всегда реальная ситуация будет удачна для
использования на занятии, особенно при опасности нагнетания страстей на уроке.
Таким образом, предложенные ситуации помогут рассмотреть такие темы, как
"Конституция Российской Федерации", "Проблема терроризма", "Парламентаризм".
Вместе с тем не обязательно рассматривать конкретную ситуацию. Учащимся
можно предложить для рассмотрению дилемму "Цель и средства в политике: всегда
ли цель оправдывает средства?" (Варианты ответов: цель не должна оправдывать
средства; цель не всегда оправдывает средства; цель всегда оправдывает средства).
«Я И ПОЛИТИКА». Тема "Политическое лидерство" . (Технология развивающего обучения)
Предложите учащимся сравнить два выступления А.Линкольна Выступление
А.Линкольна
"Необходимо прекратить все разговоры об этих людях й тех людях, этих расах и тех
расах, о том, что другие расы считаются худшими и поэтому должны помещаться на
низшие позиции. Необходимо прекратить это и сплотиться как единый народ по всей
стране, а также объявить, что все люди созданы равными".
Выступление А.Линкольна
"Я никогда не выступал и не выступаю за социальное и политическое равенство между
белой и черной расами, я никогда не выступал за то, чтобы негры были избирателями и
судьями, государственными служащими, они не должны вступать в браки с белыми
людьми. Поскольку они не смогут этого сделать и будут держаться вместе, должны
существовать высшая и низшая расы, при этом белая раса будет высшей".
Спросите учащихся: "Как можно объяснить это несоответствие?"
Попросите назвать максимальное количество ответов.
Возможные варианты ответов: речи произнесены с большим временным интервалом, в
течение которого значительно изменилась точка зрения, говорил с разными ау-
диториями, неправильная цитата, речь вырвана из контекста; одно сказал публично, а
другое - в частной беседе; речь произнесены разными людьми - однофамильцами и тез-
ками.
Предложите учащимся выбрать тот вариант, который представляется им
наиболее реальным. Для этого необходимо ознакомиться с историческими
событиями, рассмотреть ситуацию в обществе. Особое внимание следует обратить
на ключевую проблему -вопрос о рабстве.
После обсуждения и выбора группами (или индивидуально) наиболее
правильных, по их мнению, решений, преподаватель может разъяснить ситуацию
- два выступления президента США были произнесены практически в одно время,
но в разных штатах страны. Первое в северных штатах, а второе - в южных.
После работы с документом можно перейти к дискуссии о политическом лидере по
следующим вопросам: "Должен ли лидер иметь одну твердую позицию или ему
необходимо ориентироваться на своих избирателей?"; "Что влияет на речи
политических лидеров?".
Другими интересными примерами речей политических лидеров могут быть
следующие:
"Речь на панихиде" произнесена Периклом (490-429 гг. до н.э.) на похоронах афи-
нян, погибших в первый год Пелопонесской войны (со Спартой). Речь дошла в
изложении историка Фукидида.
Прежде всего, я хочу обсудить силу духа, которая помогла нам пройти через все ис-
пытания, нашу конституцию и образ жизни, сделавшие нас великой страной...
Позвольте 'заметить, что наша система управления не является копией
государственных институтов наших соседей. Скорее мы являемся образцом для
других стран, а не имитируем чей-то опыт. Наша конституция называет наше
государство демократией потому, что власть находится в руках всего народа, а не
меньшинства. Когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны
перед законом; когда речь идет о разрешении частных конфликтов, все равны
перед законом; когда речь идет о том, чтобы возложить на кого-то большую меру
ответственности перед обществом, для нас важна не принадлежность человека к
определенному классу, а его реальные способности. И если человек способен
служить государству, он не может быть лишен данной возможности по причине
бедности. И поскольку наша политическая жизнь является свободной и открытой,
мы придерживаемся тех же принципов в своей повседневной жизни и в от-
ношениях друг с другом. Мы не будем вмешиваться в дела соседствующего
государства, чьи принципы отличны от наших, однако, мы не станем осуждать это
государство, поскольку, даже если наше осуждение и не наносит реального вреда,
тем не менее, оно может быть воспринято как обида; В нашей частной жизни мы
свободны и терпимы; однако, в общественных отношениях мы соблюдаем закон.
Это произрастает из нашего глубокого уважения к закону.
Мы добровольно подчиняемся тем, кого мы избрали в органы управления, а
также строго следуем законам, особенно законам, защищающим права
угнетенных, и тем неписаным законам, нарушать которые считается позором.
И еще одно. После работы мы наслаждаемся всеми видами отдыха, приносящими
пользу нашему духу. Круглый год проводится множество различных состязаний и
жертвоприношений; в наших домах царят красота и хороший вкус, которые
ежедневно дарят нам радость и помогают забыть о проблемах. Кроме того,
величие нашего города приводит к тому, что сюда стекаются самые прекрасные
творения всего мира, поэтому для нас естественно наслаждаться продуктами как
иностранного, так и отечественного производства...
Город наш велик, стекается в него все и отовсюду, и радоваться нашему достатку
мы умеем лучше, чем кто-либо. Город наш всегда для всех открыт, ибо мы не боимся,
что враги могут что-то подсмотреть и во зло нам использовать: на войне сильны
мы не тайною подготовкою, а открытою отвагою. На опасности мы легко идем по
природной нашей храбрости, не томя себя заранее тяжкими лишениями, как наши
противники, а в бою бываем ничуть их не малодушнее.
Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без расслабленности;
богатством мы-не хвастаем на словах, а пользуемся для дела; и в бедности у нас не
постыдно признаться, а постыдно не выбиваться из нее трудом. Мы стараемся
сами обдумать и обсудить наши действия, чтоб не браться за нужное дело, не
уяснив его заранее в речах; и сознательность делает нас сильными, тогда как
других, наоборот, бездумье делает отважными, а раздумье нерешительными. А
друзей мы приобретаем услугами, и не столько из расчета, сколько по свободному
доверию. Государство наше по праву может зваться школой Эллады, ибо только в
нем каждый может найти свое дело по душе и по плечу и тем достичь
независимости и благополучия.
Вот за какое отечество положили жизнь эти воины. А мы, оставшиеся, любуясь
силою нашего государства, не забудем же о том, что творцами ее были люди
отважные, знавшие долг и чтившие честь. Знаменитым людям могила - вся земля,
и о них гласят не только могильные надписи на родине, но и неписаная память в
каждом человеке: память не столько о деле их, сколько о духе их.
Речь Б.Н.Ельцина перед уходом в отставку 31 декабря 1999г. Дорогие россияне!
Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей жизни. Наступает
2000 год. Новый век, новое тысячелетие.
Мы все примеряли эту дату на себя. Прикидывали, сначала в детстве, потом повз-
рослев, сколько нам будет в 2000 году, а сколько нашей маме, а сколько нашим
детям. Казалось когда-то: далеко этот необыкновенный год.
Вот этот день и настал.
Дорогие друзья! Дорогие мои!
Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам с новогодним приветствием. Но это не
все. Сегодня я в последний раз обращаюсь к вам как Президент России.
Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний
день уходящего века, я ухожу в отставку.
Я много раз слышал: "Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он
никому ее не отдаст". Это вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не
отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны
пройти думские выборы. Так это и произошло. И так же мне хотелось, чтобы
вовремя состоялись и президентские выборы - в июне 2000 года. Это было очень
важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной
добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому,
вновь избранному. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне
необходимо это сделать. Россия должна вступить в новое тысячелетие с новыми
политиками, с новыми лицами, с новыми умными, сильными, энергичными
людьми. А мы - те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти.
Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за
новое поколение политиков, я понял: главное дело свое я сделал. Россия уже
никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только
вперед. И я не должен мешать этому естественному ходу истории. Полгода еще
держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть
Президентом, и с которым сегодня практически каждый россиянин связывает
свои надежды на будущее?! Почему я должен ему мешать? Зачем ждать полгода?
Нет, это не по мне! Не по моему характеру!
Сегодня, в этот необыкновенно важный для меня день, хочу сказать,больше
личных своих слов, чем говорю обычно.
Я хочу попросить у вас прощения. За то, что многие наши с вами мечты не
сбылись. И то, что нам казалось просто, оказалось мучительным. Я прошу
прощения за то, что не оправдал некоторых надежд тех людей, которые верили,
что мы одним рывком, одним махом сможем перепрыгнуть из серого, застойного,
тоталитарного прошлого в богатое, цивилизованное будущее. Я сам в это верил.
Казалось, одним рывком, и все одолеем. Одним рывком не получилось. В чем-то я
оказался слишком наивным. Где-то проблемы оказались слишком сложными. Мы
продирались вперед через ошибки, через неудачи. Многие люди в это сложное
время испытали потрясение.
Но я хочу, чтобы вы знали. Я никогда не говорил, сегодня мне важно вам это ска-
зать. Боль каждого из вас отзывалась болью во мне, в моем сердце. Бессонные
ночи, мучительные переживания: что не могу сделать, чтобы людям хотя бы
чуточку, хотя бы немного жилось лучше. Не было у меня более важной задачи.
Я ухожу. Я сделал все, что мог. И не по здоровью, а по совокупности всех проблем.
Мне на смену приходит новое поколение, поколение тех, кто может сделать больше
и лучше.
В соответствии с Конституцией", уходя в отставку, я подписал указ о возложении
обязанностей Президента России на Председателя Правительства Владимира
Владимировича Путина. В течение трех месяцев в соответствии с Конституцией он
будет главой государства, а через три месяца, также в соответствии с
Конституцией России, состоятся выборы Президента.
Я всегда был уверен в удивительной мудрости россиян. Поэтому не сомневаюсь,
какой выбор вы сделаете в конце марта 2000 года.
Прощаясь, я хочу сказать каждому из вас: будьте счастливы. Вы заслужили
счастье. Вы заслужили счастье и спокойствие.
С Новым годом! С Новым веком, дорогие мои!
Предложите учащимся проанализировать политические речи по схеме: 1. Что Вы
знаете о данном историческом периоде и событиях, которые упоминаются в
тексте?
____________________________________________________________________________
2. Основная проблема выступления:
____________________________________________________________________________
3. Идеи, высказанные политическим лидером:
_____________________________________________________________________________
4. Степень влияния выступления
_____________________________________________________________________________
5. С какими мыслями Вы не согласны?
______________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме: "Информационная культура"
Презентация к уроку по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" по теме "Интернет и информационная культура"...
Учимся с улыбкой. Скороговорки на уроках английского языка. Пять вопросов.
В работе рассматриваются вопросы испольвания скороговорок на уроках английского языка. Современный урок информативен и сложен для учащихся. Наша задача сделать его интересным, динамичным и результатив...
Конспект урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: «Защита файлов и управление доступом к ним»
Студенты знакомятся с понятием «защита информации»; что является правом собственности, и на какие категории делится; основные виды преступлений связанные с вмешательством в работу компьютера, меры нап...
самоанализ урока МДК 01.01"Технология механизированных работ в сельском хозяйстве"по теме "Семена"
в материале дан примерный самоанализ урока по МДК 01.01."Технология механизированных работ в сельском хозяйстве" по теме "Семена"...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий профессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕуроков МДК 08.01 Технология приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделийпрофессионального модуля ПМ.08 Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерс...
ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ 2014-2015 УЧ.ГОД ПО ТЕМЕ:" ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ"
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАПРАВЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА УРОКОВ.ТОГО МОЖНО ДОБИТЬСЯ С ПОМОЩЬЮ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА НА УРОКЕ....