Материалы открытого урока "Финансовая политика и ее типы"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ТИПЫ»
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ,
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
080110 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
2011
План открытого урока
Тема: «Финансовая политика и ее типы»
Тип урока: лекция
Цель урока:
Образовательная: Углубить и закрепить знания , полученные при изучении темы
«Инфляция, её сущность и формы проявления. Особенности инфляционного процесса в
России. Виды и типы инфляции. Формы и методы антиинфляционной политики».
Научиться применять знания по вышеуказанной теме при изучении материала по теме
«Финансовая политика и ее типы».
Воспитательная: Воспитать у студентов чувство уверенности в своих знаниях и
возможностях , чувство ответственности за конечный результат.
Развивающая: Развить экономическое мышление , навыки самостоятельной работы , повышать интерес к изучаемой дисциплине и будущей профессии.
Оснащение урока:
- Краткое содержание темы
- Узловые вопросы для закрепления материала
Ход урока:
1.Организационная часть 3 мин.
2. Вступительное слово преподавателя и ответы на вопросы
студентов по ранее изучаемому материалу 3 мин
3.Изучение теоретического материала по теме 68 мин
4.Закрепление материала , ответы на вопросы студентов 10 мин
5.Задание на дом 3 мин
6.Заключительное слово преподавателя 3 мин
Финансовая политика и ее типы
Финансовое дело зародилось в глубокой древности. Уже в документах индийской культуры IV в. до н.э. можно найти сведения о налоговых льготах, предоставленным купцам-мореходам, хозяевам караванов, всем тем, кто заселял новые земли. Возникновение финансов стало результатом перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и связано с развитием государства и его потребностями в ресурсах.
Финансы – это экономическая категория, связанная с распределением финансовых ресурсов путем формирования и использования денежных фондов на безэквивалентной основе.
Финансовые ресурсы – материально вещественный носитель финансовых отношений. Финансовые ресурсы – денежные доходы и накопления, формируемые в руках объектов хозяйствования и государства и предназначенные для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования, удовлетворения социальных потребностей, нужд обороны и госуправления.
Можно выделить следующие признаки финансов:
-денежный характер финансовых отношений;
-распределительный характер финансовых отношений;
-финансовые отношения находят свое материальное воплощение в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств.
Сущность финансов проявляется прежде всего через их функции.
Распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многогранен. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Финансы обслуживают разные этапы распределения стоимости общественного продукта, участвуя как в первичном распределении, так и в перераспределении. В целом распределительная функция финансов позволяет:
-создавать целевые фонды денежных средств на уровне государства, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, населения;
-осуществлять распределение между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами, а так же внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное распределение.
Контрольная функция. Основу контрольной функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя, из характера их движения, общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств. Полученная информация позволяет оценить эффективность и целесообразность произведенных расходов. Использование контрольной функции финансов на практике позволяет осуществлять финансовый контроль, который является функцией финансовых органов.
Сущность политики выражает отношения между социальными группами, классами, нациями, по поводу установления, удержания, укрепления и реализации государственной власти. Субъектами политики выступают отдельные индивиды, классы, элита, государство и т.д. По выбранному критерию различают политику:
1) внутренняя, внешняя;
2) экономическая, социальная, национальная, военная, культурная;
3)местная, региональная, общегосударственная, международная, мировая;
4)стратегическая (долгосрочная), тактическая (текущая).
Финансовая политика – деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.
Содержание финансовой политики многогранно и может быть представлено как единство трех составных частей:
- выработка научно-обоснованных концепций развития финансов;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
Финансовая политика получает правовое оформление в финансовом праве.
Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией, касающийся важных крупных изменений финансового механизма пропорций распределения финансовых ресурсов.
Финансовая тактика – направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем изменения способов организации финансовых отношений, перегруппировки финансовых ресурсов.
Типы финансовой политики
Анализ финансовой политики, применявшийся различными государствами, позволяет выделить три ее основных типа:
1) Классическая финансовая политика просуществовала до конца 20х годов прошлого столетия. Она была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободы конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и управлению. Система управления финансовой деятельности была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – министерстве финансов (казначействе).
2) Регулирующая финансовая политика. Бурное развитие производительных сил поставило перед государствами еще в 19 веке вопрос об изменение подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20х годов прошлого столетия, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, управления национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования, создания новых рабочих мест. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог. Большое влияние в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и среднесрочных займов. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.
3) В 70х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не связана с отказом от регулирования как ее цели, но ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.
4) Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное управление всеми сферами экономики и социальной жизни, в т. ч. и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.
Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись на затраты, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. В связи с этим значительные ресурсы использовались непроизводительно: на финансирование оборотных отраслей народного хозяйства, «домостроя», военных расходов и т.п. В тоже время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом по минимальным нормам, что отрицательно связывалось на развитии отраслей социальной сферы.
Управление финансами осуществлялось из единого центра – министерства финансов.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Она показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй Мировой войны, восстановление народного хозяйства и т. п.). В тоже время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Вопросы для закрепления материала
- Что такое финансы?
- Каковы основные функции финансов?
- Что такое финансовая стратегия?
- Что такое финансовая тактика?
- Каковы основные направления классической финансовой политики?
- Каковы основные направления регулирующей финансовой политики?
- Каковы основные направления планово-директивной финансовой политики?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы.Политика
(учебник- обществознание, 10кл.)...
Презентация по дисциплине экономика по теме "Два типа торговой политики. Протекционизм"
Слайдовое сопровождение урока по дисциплине экономика...
Комплект контрольно-измерительных материалов по ОП. 09 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
Комплект контрольно-измерительных материалов по ОП. 09 Анализ финансово-хозяйственной деятельности для специальности 38.02.07 Банковское дело...
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...
Материалы по обучению финансовой грамотности слушателей. Автор- И. СОБОЛЕВА
laquo;Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан учебно-методический ...
Контрольно-измерительные материалы по предмету "Основы финансовой грамотности"
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначен для контроля знаний, обучающихся по специальностям среднего профессионального образова...
Конспект занятия: Типы атомных связей и их влияние на свойства материала. Строение металлических материалов.
Типы атомных связей и их влияние на свойства материала. Строение металлических материалов....