Учебно- методическая пособие "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"
учебно-методическое пособие на тему

Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Практика состоит из трех разделов, последовательно осуществляемых учащимися в период обучения. 

Цель практики : закрепление и углубление знаний и умений, полученных студентами в процессе теоретического обучения,приобретение практического опыта, позволяющими овладеть основными видами профессиональной деятельности  по обеспечению реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения и соответствующими профессиональными компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное

образовательное учреждение  среднего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»

(КГБОУ СПО «ДВГГТК»)

Программа   практики

студентов  КГБОУ СПО Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

 2013


Пояснительная записка

Программа   практики студентов  КГБОУ СПО Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»  разработана в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом  среднего профессионального образования .

Программа определяет порядок овладения студентами необходимым объемом практических навыков, которые они должны приобрести в процессе  прохождения всех этапов (учебной  и производственной (по профилю специальности и преддипломной))  практики для освоения основного вида профессиональной деятельности и освоения соответствующих профессиональных компетенций.

Цели и задачи  практики ( учебной и производственной)

 Практика  по специальности 030912  «Право и организация социального обеспечения»  является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучаемых.

       Учебная и производственная практика   имеет целью закрепление и углубление  знаний и умений, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение практического опыта, позволяющими овладеть основным видом профессиональной деятельности по обеспечению реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения  и соответствующими профессиональными компетенциями.

Задачами  практики являются:

  • обеспечение готовности выпускников к выполнению основной профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными требованиями;
  • создание условий для овладения студентами профессиональными и общими компетенциями;
  • обеспечение неразрывной связи  практического и теоретического обучения.

 Практика включает  следующие  этапы:

  • практику  учебную                                        
  • практику по профилю специальности                      
  • практику преддипломную                          

       Закрепление баз практики осуществляется на основе договоров с организациями, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

       Содержание всех этапов практики определяет программа    практики, обеспечивающая  освоение основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Раздел 1.  Учебная практика  (практика  для получения  первичных  профессиональных знаний и умений)

 

1.1. Цели и задачи учебной практики

Целью учебной практики  является обучение  начальным  знаниям и приобретение  практического опыта, необходимых для овладения основным видом профессиональной деятельности и общими и профессиональными компетенциями.

Основной задачей учебной практики является получение первичных профессиональных умений и знаний,  подготовка  студентов  к осознанному и углубленному изучению  дисциплин профессионального модуля  и привитие им практического опыта,  необходимого для реализации основной профессиональной деятельности.

В соответствии с  государственными требованиями к минимуму содержания  и уровню подготовки  выпускников по специальности 030912  «Право и организация социального обеспечения» (базовый уровень среднего профессионального образования) .

Учебная практика проходит в Дальневосточном государственном гуманитарно-техническом колледже в специализированных  кабинетах, оснащенных оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания (упражнения) для выполнения практических рекомендаций. Одновременно в колледже  организована служба документационного обеспечения управления.  

Также учебная практика может  проходить в:

- территориальных органах  социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Приморского края,

      -  отделах кадров и юридических отделах предприятий различных организационно-правовых форм

 - правоохранительных органах (суды, нотариальные конторы, адвокатские образования)

      - территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Во время прохождения  учебной практики студенты должны уметь выполнять следующие виды работ:

  • Исчисление страхового, общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ на основании документов.
  • Решение практических ситуаций, связанных с определением права на назначение пенсии, размера и срока назначения трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца на основании документов.
  • Подготовка  проектов решений: по присвоению гражданам льготных статусов, дающих право на меры социальной поддержки, и выдачу соответствующих удостоверений и справок в пределах компетенции Отделения назначения и учета социальных выплат, о назначении мер социальной поддержки, о присвоении предоставления мер социальной поддержки, об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.
  • Формирование заявок на назначение и перерасчет мер социальной поддержки: начисление сумм доплат за прошлое время при возобновлении выплаты мер социальной поддержки и удержании за прошлое время (при изменении жилищных условий, состава семьи), проведение перерасчетов по фактическим платежам (субсидии), контроль правильности и своевременности подготовки документов для назначения и организации предоставления в денежной форме мер социальной поддержки и помощи.
  •  Регистрация и контроль письменных обращений граждан. Рассмотрение письменных обращений граждан.
  • Проведение инвентаризации социальных паспортов домохозяйств совместно с отделением приема граждан по социальным вопросам и отделением по работе с предприятиями и учреждениями .
  • Выдача гражданам справок, удостоверений установленного образца , дающих право на льготы и преимущества.
  • Ведение в электронной базе данных входящей и исходящей корреспонденции.
  • Оформление макетов пенсионных дел получателей трудовых пенсий по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
  • Решение практических ситуаций, связанных с назначением пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, и членам их семей.
  • Решение практических ситуаций, связанных с определением права, размера и срока назначения пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, по случаю потери кормильца членам семей военнослужащих, социальных пенсий.
  • Оформление приема на работу и увольнения с работы.
  • Оформление трудовых книжек, внесение записей.
  • Решение практических ситуаций, связанных с ограничением гражданина в дееспособности, признания гражданина недееспособным, безвестно отсутствующим. Составление процессуальных документов.
  • Составление доверенностей .
  • Решение практических ситуаций, связанных с исчислением сроков исковой давности.
  • Решение практических ситуаций по установлению круга лиц, имеющих право наследования имущества умершего гражданина, определение места открытия наследования. Составление завещаний с указанием особых распоряжений наследодателя. Оформление заявлений о принятии наследства.
  • Осуществление поиска документов по реквизитам и освоение дополнительных возможностей программы «КонсультантПлюс».
  • Осуществление поиска документов по реквизитам и освоение дополнительных возможностей программы «Гарант».

В период учебной практики у студентов формируется представление о культуре  труда, культуре и этике межличностных отношений, потребность бережного   отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

        

1.2.Организация учебной практики.

Для проведения учебной практики предварительно готовится  комплект  документов, который включает:

  • рабочую программу учебной практики;
  • перечень видов работ  по учебной практике;
  • приказ о допуске  студентов к учебной практике;
  • журнал учебной практики.

Журнал практики является основным документом и заполняется на каждую группу.

В течение практики студенты ведут дневники, где фиксируется  выполнение основных видов работ. Дневник – отчет практиканта является индивидуальным документом, средством учебно-методического обеспечения студента, учета и контроля его деятельности в период практики и  основанием  для аттестации по итогам практики.

Дневник практики ведется с целью учета отработанного времени и ежедневно предоставляется на подпись руководителю практики от организации.

Требования к ведению дневника:

      1. дневник является документом, по которому студент отчитывается о выполнении программы практики.

  1. записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день.
  2. дневник просматривается руководителем практики от КГБОУ «ДВГГТК»  в дни посещений практики по установленному графику.
  3. по окончании практики дневник заверяется печатью учреждения, где проходил практику студент.
  4. Форма дневника учебной практики разработана специалистами  колледжа и предоставляется каждому студенту.

1.3. Контроль работы практикантов и  отчетность

Контроль работы практикантов осуществляют руководители практики от образовательного учреждения. Контроль практики обеспечивается планомерными проверками деятельности практикантов, условий их работы, выполнением работ, оказанием своевременных консультаций и помощи практикантам.

По окончании учебной практики студенты составляют отчет, в котором анализируется вся работа по данному виду практики.

Перечень документов, которые студент обязан предоставить после окончания учебной практики:

  1. отрывной талон о прибытии на практику с отметкой о начале и ее окончании;
  2. дневник-отчет практики.

Оценка выставляется на основании результатов текущего контроля в дневнике студента и в журнале учебной практики, с учетом качества предоставленного отчета. В диплом выносится общая оценка по учебной практике.

        Студенты, не выполнившие программу учебной практики, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Раздел 2. Практика по профилю специальности

2.1. Цели и задачи практики по профилю специальности.

Целью настоящей практики является

-практическое обучение студентов основному виду профессиональной деятельности;

  • -подготовка студентов к самостоятельной работе по осуществлению основного вида профессиональной деятельности - обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения  

Основными задачами практики по профилю специальности являются:

  • -закрепление, расширение, углубление и систематизация  знаний, закрепление практического опыта, полученных при изучении дисциплин, входящих в междисциплинарные курсы Профессионального модуля ( ПМ.01) «Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты»;
  • -проверка профессиональной готовности к самостоятельной трудовой деятельности будущего специалиста.

Практику по профилю специальности студенты ДВГГТК проходят в:

-отделениях приема граждан по социальным вопросам отделов   социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Приморского края;

-отделениях назначения и учета социальных выплат   отделов   социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Приморского края;

     - стационарных  учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов Приморского края;

     - государственных учреждениях социального обслуживания

семьи и детей Приморского края;

      - территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

Виды работ:

  • Прием граждан и представителей предприятий по вопросам пенсионного обеспечения.
  • Прием документов, необходимых для назначения, перерасчета пенсий, перевода с одного вида пенсии на другой и других социальных выплат.
  • Оценка документов, представленных для назначения, перерасчета пенсий, перевода с одного вида пенсии на другой. Ввод сведений в информационную систему. Оформление и формирование пенсионных дел.
  • Прием документов, представляемых работодателем о страховом стаже, начисленных страховых взносах. Обработка сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Ввод сведений о застрахованных лицах в информационную систему.
  • Прием застрахованных лиц и представителей работодателей по вопросам оценки пенсионных прав, в том числе, с учетом стажа на соответствующих видах работ. Работа с Перечнями профессий и работ, дающих права на досрочное пенсионное обеспечение. Участие в проведении и оформлении документальных проверок достоверности сведений о стаже на соответствующих видах работ.
  • Оценка документов, представленных для установления социальных выплат. Оформление и формирование дел получателей социальных выплат.
  • Учет удержаний излишне выплаченных сумм пенсий. Учет оплаченных поручений предприятиями связи. Работа с исполнительными документами.
  • Прием и регистрация писем, заявлений и жалоб граждан. Подготовка проектов на письменные обращения граждан.
  • Регистрация, оформление, распределение и отправление входящей и исходящей корреспонденции.
  • Консультирование граждан по вопросам назначения выплат социального характера, предоставления льгот, субсидий, адресной помощи.
  • Заполнение и формирование паспортов домохозяйств.
  • Организация работы по приему граждан по социальным вопросам с целью назначения мер социальной поддержки, в том числе в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования
  • Прием граждан по вопросам назначения государственных пособий, проблемам семьи, женщин, детей.
  • Формирование карточек обращений граждан в базе данных автоматизированной системы «Адресная социальная помощь», передача реестров в отделение назначения и учета мер социальной поддержки и формирование отчетности с использованием автоматизированной системы «АСП».
  • Прием граждан по вопросам предоставления субсидий. Прием и регистрация документов, необходимых для назначения субсидий. Ввод сведений в информационную систему. Оформление и формирование дел получателей субсидий. Подсчет совокупного дохода семьи, дающего право на получение субсидии.
  • Проведение обследований материально-бытовых условий граждан.
  • Ведение архива действующих и закрытых социальных паспортов домохозяйств.
  • Ведение и учет банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; кандидатов в усыновители, опекунов (попечителей), приемных родителей.
  • Учет детей, в отношении которых установлена опека (попечительство),

 переданных на воспитание в приемную семью или усыновленных. Назначение и выплата денежных средств опекунам (попечителям), приемным родителям.

  • Прием граждан по вопросам установления социальных льгот и гарантий.
  • Проведение инвентаризации социальных паспортов домохозяйств совместно с отделение учета и назначения социальных выплат и отделением по работе с предприятиями и учреждениями.
  • Организация работы службы «Единый социальный телефон».
  • Подготовка запросов в государственные структуры, предприятия, учреждения о предоставлении информации, необходимой для назначения гражданам мер социальной поддержки.
  • Оформление и формирование личных дел граждан, нуждающихся в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания.
  • Оформление и выплата пособия на погребение. Назначение и выплата денежных компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
  • Прием и регистрация документов, необходимых для принятия на подомное обслуживание граждан. Оформление личных дел указанных граждан.
  • Регистрация, оформление, распределение и отправление входящей и исходящей корреспонденции. Прием и регистрация писем, заявлений и жалоб граждан. Подготовка проектов на письменные обращения граждан.
  • Оформление трудовых договоров, их регистрация.

             -  Оформление приказов о приеме на работу, переводе, увольнении Внесение соответствующих записей в трудовые книжки работников.

2.2. Организация практики по профилю специальности.

Руководство практикой.

        Организация практики по профилю специальности базируется на проведении практики в территориальных отделах социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Приморского края, стационарных  учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов Приморского края, государственных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Приморского края, территориальных органах Пенсионного фонда РФ.

 Выбранная база практики должна предоставить рабочие места студентам, в соответствии с видами работ, предусмотренными программой практики, обеспечить условия для их самостоятельного выполнения, назначить руководителя практики от организации.

        Непосредственное руководство практикой по профилю специальности и контроль за работой студентов осуществляют руководители указанных отделов и учреждений.

В их обязанности входит:

  • Распределение студентов по рабочим местам;
  • Организация обучения практикантов правилам техники безопасности с проверкой их знаний в области охраны труда в установленном порядке;
  • Обеспечение выполнения программы практики каждым студентом;
  • Предоставление практикантам возможности пользоваться имеющейся литературой, нормативной и иной документацией, в том числе имеющимся программным обеспечением при условии обеспечения неразглашения сведений, имеющих конфиденциальный характер;
  • Создание необходимых условий для освоения практикантами новой техники, передовых технологий, современных методов труда;
  • Оценка качества работы студентов.

В свою очередь преподаватели-руководители практики от ДВГГТК:

  • Осуществляют контроль за правильностью использования студентов в период практики;
  • Оказывают методическую помощь студентам, разрабатывают календарный план прохождения практики;
  • Оценивают результаты выполнения практикантами программ практики;
  • По прибытии студентов в колледж проверяют выполнение программ практики и оценивают работу студента;

Цель контроля – оказание помощи в устранении недостатков в процессе прохождения практики.

Содержание контроля – соответствие производственной работы студентов требованиям учебных программ по практике, выполнение требований по охране труда и технике безопасности.

Реализуя планомерно программу практики, студент обязан вести дневник-отчет практики установленного образца и выполнить индивидуальное задание.

Дневник- отчет включает в себя календарный план прохождения практики, в котором указываются наименования производственных процессов.

 Дневник  практики ведется с целью учета отработанного времени и ежедневно  предоставляется на подпись руководителю практики от организации.

Дневник является документом, по которому студент отчитывается о выполнении программы практики. Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать краткий перечень работ, выполненных за день. Дневник должен просматриваться руководителем практики от колледжа во время проверки.

        По окончании практики дневник заверяется печатью учреждения или предприятия, где проходил практику студент.

                Помимо ведения дневника практикант готовит индивидуальное задание.

Требования к составлению индивидуального задания:

  1. Тема задания подбирается руководителем практики;
  2. Тема задания  должна соответствовать  перечню тем индивидуальных заданий,  утвержденных на заседании цикловой комиссии спецдисциплин юридического профиля ;
  3. Руководители практики оказывают помощь в подборе материала  для выполнения задания;

        По итогам прохождения практики студент обязан представить руководителю практики от ДВГГТК следующие документы:

  1. Дневник-отчет;
  2. Отрывной талон о прибытии на место прохождения практики (заверенный печатью отдела кадров по месту прохождения практики);
  3. Характеристику практиканта (с оценкой от руководителя практики и подписанную и заверенную печатью);
  4. Индивидуальное задание;

2.3. Контроль работы практикантов.

Контроль работы осуществляют руководители практики – преподаватели колледжа на основе разработанного графика, в котором указываются сроки, цели контроля и фамилии преподавателей.

        Итоговый контроль проводится в форме дифференцированного зачета с оценкой.

Оценка проставляется руководителем практики на основании собеседования со студентом, с учетом проверки дневника-отчета, выполнения индивидуального задания, характеристики практиканта.

Студенты, не выполнившие без уважительной причины требования программы практики или получившие отрицательную характеристику, отчисляются из колледжа, как не выполнившие учебный план.

В случае уважительной причины студенты направляются колледжем на практику вторично, в свободное от учебы время.


Виды индивидуальных заданий :

  1. Порядок  оформления и формирования пенсионных дел.
  2. Порядок осуществления индивидуального персонифицированного учета.
  3. Оценка пенсионных прав граждан, назначение трудовой пенсии по старости.
  4.  Порядок оформления и формирования  социальных паспортов домохозяйств.
  5. Порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в социальной помощи и защите. Составление актов обследования социально-бытовых условий семей, обратившихся за материальной помощью.
  6.  Порядок приема и регистрации документов, необходимых для назначения субсидий. Ввод сведений в информационную систему. Оформление и формирование дел получателей субсидий. Подсчет совокупного дохода семьи, дающего право на получение субсидии.
  7.  Порядок оформления и формирования личных дел граждан, нуждающихся в направлении в стационарные учреждения социального обслуживания.
  8.  Порядок оформления и выплаты пособия на погребение. Назначение и выплата денежных компенсаций в соответствии с действующим законодательством.
  9. Порядок оформления и формирования личных дел получателей социальных стипендий. Прием, регистрация и оценка документов, представленных для получения социальной поддержки.
  10. Прием и регистрация документов, необходимых для принятия на надомное обслуживание. Оформление личных дел граждан принимаемых на  надомное обслуживание. Определение размеров и видов помощи в каждом конкретном случае.
  11. Порядок назначения ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, труженика тыла, жертвам политических репрессии, лицам, имеющим особые заслуги перед Отечеством и Приморским краем.
  12. Порядок назначения мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг льготным категориям граждан.
  13. Порядок оформления льготных статусов.
  14. Порядок предоставления ежемесячного пособия на ребенка, проживающего в малоимущей семье.
  15. Порядок предоставления единовременного пособия при рождении ребенка не работающим, не учащимся в учебном заведении и не являющимся военнослужащими ( для матери) родителям.
  16. Порядок предоставления пособия по беременности и родам .единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности и ежемесячного пособия на период  отпуска по уходу за ребенком до достижения возраста 1.5 лет женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия.
  17. Порядок предоставления единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего службу по призыву.
  18. Предоставление государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Жертвам политических репрессий.
  19. Предоставления пособия на погребение, если умерший не работал и не являлся пенсионером.
  20. Порядок получения направления в детские оздоровительные учреждения края детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
  21. Предоставление компенсации стоимости проезда на автомобильном транспорте общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в городском ,пригородном и междугороднем сообщении Приморского края и пригородном железнодорожном транспорте.
  22. Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по прохождению учебной практики для получения первичных профессиональных навыков (“оператор ЭВМ”)

Методические рекомендации для студентов специальности  09.02.03 Программирование в компьютерных системах по прохождению учебной  практики для получения первичных професс...

«Организация деятельности студентов при проведении практики для получения первичных профессиональных умений и навыков по специальности 030503 «Правоведение»

Представлена модель организации и проведения практик для получения первичных профессиональтных навыков по специальности "Правоведение"...

Методические рекомендации по выполнению и защите курсовой работы по гражданскому праву для студентов специальности: Право и организация социального обеспечения

Подготовка курсовой работы является одной из форм активизации учебного процесса через самостоятельную работу студентов. Курсовая работа по Гражданскому праву» является письменной работой с кратким и с...

Методические указания к практическим работам по курсу "Административное право" по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические указания к практическим работам по курсу "Административное право" по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Нотариат для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Методические указания к проведению практических работ по дисциплине Нотариат для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "История" с учётом содержания профессиональных модулей (на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

29.11.2021 (Республика Крым, г. Ялта) – профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) «История/Росси...

ДНЕВНИК По прохождению практики для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебной) ПМ01. Производство и первичная обработка продукции растениеводства МДК.01.01. Осуществление технологии производства и первичной обработки продукции растен

Во время практики студенты ведут дневники, которые систематически проверяются преподавателем.Ведение студентами дневников преследует цель приучить их систематически учитывать объем проделанной ими раб...