Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "История" с учётом содержания профессиональных модулей (на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)
методическая разработка
29.11.2021 (Республика Крым, г. Ялта) – профессиональное обсуждение результатов апробации и доработки методики преподавания общеобразовательной учебной дисциплины (предмета) «История/Россия в мире» с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе общего образования, тема выступления «Актуальные вопросы преподавания учебного предмета "История" с учётом содержания профессиональных модулей (на примере специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_29_11_2021_tekst.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
С УЧЁТОМ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ
(НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01
ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ).
Преподаватель права ГБПОУ СКИСиГ,
канд.ист.н. Можаев Антон Викторович
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, среди прочего, обеспечивают преемственность основных образовательных программ, а также вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
Однако наличие Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (далее - Концепция) (утв. распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98) и изложенные в ней основные проблемы преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования (раздел I Концепции) дает основание предполагать, что не во всех случаях реализуется как минимум преемственность основных образовательных программ.
Образовательные программы любого уровня образования должны представлять собой единое целое, и быть сформированы таким образом, чтобы изучая более сложные темы, обучающийся не забывал предыдущих, более простых тем, и использовал их содержание в процессе обучения. Образовательные программы системы среднего профессионального образования отличаются от прочих тем, что помимо общеобразовательных, естественнонаучных, общепрофессиональных и иных дисциплин в них представлены профессиональные модули, которые и позволяют выпускнику колледжа квалифицированно работать по избранной им профессии/специальности. Следовательно, предполагается, что изучая, например, учебный предмет «История», студент колледжа сможет больше узнать об избранной им профессии/специальности, по крайней мере, в историческом ее аспекте. Более того, желательна и межпредметная интеграция.
Однако на практике следует помнить – каждый преподаватель-предметник изначально был подготовлен для работы с обучающимися в рамках конкретной учебной дисциплины, и любая другая учебная дисциплина будет являться для него в определенной степени второстепенной. Основной акцент в его работе будет делаться на преподавании именно «своей», профильной для него дисциплины. К тому же такой преподаватель, как правило, связан требованиями основной общеобразовательной программы по преподаваемому им предмету, которые достаточно подробно расписывают наполнение конкретного занятия, оставляя тем самым слишком мало места для вариативности в исполнении преподавателя.
Указанное наполнение нацелено в первую очередь на освоение именно общеобразовательного учебного предмета, что, собственно, и требуется в рамках получения основного общего или среднего общего образования. Однако такое наполнение не во всех случаях обеспечивает преемственность обучения даже в рамках одной образовательной программы, не говоря уже об образовательной деятельности конкретной образовательной организации в целом.
Ни в коей мере не покушаясь на права и свободы педагогических работников, установленные, среди прочих, подпунктами 1 – 5 п. 3 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», хочется предложить возможности решения вопроса преемственности учебных предметов и дисциплин в рамках образовательной программы системы СПО на примере реализации учебного предмета «История» в рамках освоения студентами колледжей специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
Для выявления указанных возможностей используем выдержки из Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089) (далее – Федеральный компонент) и Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утв. приказом Минобрнауки РФ от 12.05.2014 № 508) (ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, МДК 01.01. Право социального обеспечения) (далее – ФГОС). Составим и заполним таблицу.
Федеральный компонент | ФГОС | Ссылки и их описание |
<…> Русь в IX - начале XII вв. Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. "Русская Правда". Владимир Мономах. <…> Россия в XVIII - середине XIX вв. Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Заводское строительство. Создание регулярной армии и флота. Северная война. Абсолютизм. | В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: <…> Знать: <…> - понятие и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам; <…> | История социальной службы в России: Указ Петра I, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты: |
Федеральный компонент | ФГОС | Ссылки и их описание |
Советская Россия - СССР в 1917 - 1991 гг. <…> Российская Федерация (1991 - 2003 гг.) Становление новой российской государственности. Августовские события 1991 г. Конституция Российской Федерации 1993 г. Политические партии и движения Российской Федерации. Российская Федерация и страны Содружества Независимых Государств. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, укрепление национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. | В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: <…> Знать: <…> - понятие и виды социального обслуживания и помощи нуждающимся гражданам; <…> | Социальное обеспечение в СССР: http://csr-ptz.ru/100-let-soczaschite.html. Пенсионные реформы в РФ. История вопроса: История пенсионного обеспечения в России: https://school.pfr.gov.ru/history.html. Эволюция системы социальной защиты населения: |
Федеральный компонент | ФГОС | Ссылки и их описание |
<…> Россия в XVIII - середине XIX вв. Преобразования первой четверти XVIII в. Петр I. Заводское строительство. Создание регулярной армии и флота. Северная война. Абсолютизм. <…> Советская Россия - СССР в 1917 - 1991 гг. <…> | В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: <…> Знать: <…> - порядок предоставления социальных услуг и других социальных выплат; <…> | Порядок действий по устройству в богадельню, XVIII в.: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/3472/1/st012505.PDF Система социальной помощи населению в период формирования Советского государства: https://histrf.ru/uploads/media/default/0001/09/5d8176b20ad01e827fe259f973083ce1eb44a32d.pdf. Положения о доме-интернате для престарелых и инвалидов и психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР (СССР): https://docs.cntd.ru/document/192. |
Включение в программу преподавания учебных предметов общеобразовательных циклов отдельных тематических позиций, в той или иной степени отвечающих содержимому профессиональных модулей ФГОС среднего профессионального образования, позволит студентам колледжей полнее осваивать изучаемые учебные предметы, а преподавателям-предметникам – создать необходимое наполнение учебного материала по преподаваемым ими соответствующим учебным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа производственной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 «Право и ...
Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (...
Экзаменационный материал по ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. для специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Экзаменационный материалпо ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.для специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
Перечень вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Перечень вопросов к дифференцированному зачетупо дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса»для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программапрофессионального модуля ПМ 01. Обеспечение реализацииправ граждан в сфере пенсионногообеспечения и социальной защиты специальность 40.02.01 «Право и организациясоциального ...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации» специальность ...
Методические материалы по профессиональному модулю ПМ 02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
В материале размещены методические материалы по профессиональному модулю Организационное ебеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федераци...