Социализация подростков в различных типах семей
рабочая программа на тему
В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.
Целью исследования было выявление особенностей социализации подростка в различных типах семей. В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_podrostkov_v_razlichnykh_tipakh_semey.doc | 175 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация подростков в различных типах семей
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. В качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков, самовоспитания.
Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации. Важнейшим институтом социализации личности является семья.
В исследовании предполагалось проанализировать тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие изменений на развитие личности подростка.
В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.
Целью исследования было выявление особенностей социализации подростка в различных типах семей. В связи с этим были поставлены следующие задачи исследования:
- Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков.
- Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях;
- Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных многодетных семьях;
- Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью;
- Выявление гендерной специфики рассматриваемых явлений.
Исследование проводилось в несколько этапов:
- Подбор адекватных возрасту испытуемых.
- Проведение обследования с целью изучения особенностей социализации подростков в различных типах семей.
- Осуществление статистической обработки полученных данных.
- Подведение итогов, обсуждение результатов.
- Формулирование рекомендаций, предложение перспективных направлений.
Основой для исследования послужила диалектико-материалистическая концепция социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали социализацию как целостный и универсальный процесс.
Социализация личности включает ряд процессов: личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом; на характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.; окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка; личность формируется на основе собственного индивидуального опыта; важным аспектом формирования личности является культура.
Переход к подростковому возрасту - самый трудный и сложный из всех возрастов, это период становления личности, т.к. складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения. Исследования показывают сложность отношения подростка к взрослым: стремление противопоставить себя, отстаивать независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, их одобрения и оценки.
В социализации личности центральное место занимает семья, где осуществляется первичная социализация, закладываются основы его формирования как личности. Трудности возникают, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие.
Практическая часть по изучению некоторых особенностей социализации современного подростка заключалась в проведении эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе МРМТ города Йошкар-Олы в 2012-2013 г.г. учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие 80 человек: 40 учащихся 1-го курса и 40 учащихся 2-го курса. Первый этап заключался в проведении опроса учащихся 1-го и 2-го курса с целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка. Для опроса был использован опросник - анкета, предложенный Д.В.Ярцевым. Входящие в него вопросы позволяют получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего было выделено пять основных сфер: семья (1-4 вопросы); техникум (10-14 вопросы); референтная группа (15-19 опросы); интимно-личностное общение (20-24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность (5-9 вопросы).
Приведенный в приложении текст анкеты допускал четыре варианта ответа на поставленные вопросы: «Да», «Нет», «Иногда», «Не знаю».
На втором этапе в исследовании приняли участие только учащиеся 1-го курса МРМТ (из них 21 девочка и 19 мальчиков). Для определения структурного состава семьи классными руководителями была заполнена специально разработанная анкета. С целью определения уровня материального благосостояния семьи были индивидуально опрошены матери подростков. Опрос проводился путем самозаполнения анкеты. Были максимально соблюдены условия анонимности.
В качестве показателей формирования личности подростков рассматривались характеристики, условно разделенные на две группы: социальные и психологические. В первую группу включены: успеваемость в техникуме, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым категориям населения, во вторую: локус контроля. На первом и на втором этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.
Выбор данной возрастной категории подростков обусловлен рядом обстоятельств, среди которых период подросткового кризиса, определенный этап жизненного цикла в связи с ближайшим завершением образования, способность самостоятельно заполнить анкету, период «проблемности» во взаимоотношениях с родителями.
Целью следующего этапа было изучение локус контроля подростков в семьях с различным числом детей. Сравнение подростков из трех типов семей выявило значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья является единственным местом получения такого опыта. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Процесс социального научения идет по двум основным направлениям: - приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия с родителями, братьями и сестрами; - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Первая деформация семьи- это нарушение ее структурной целостности(отсутствие одного из родителей). Вторая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Исследования свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. И хотя родители отступают в подростковом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.
Сегодня в нашей стране наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей. Но независимо от этого семья была и остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.
В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов семьи нуждается в дальнейшем изучении. В исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных особенностях подростков из материнских (неполных) семей, это можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей. Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к разведенным женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака. Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов. Выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у подростков из сводных семей - хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может объясняться отсутствием институциональных норм, причем следует учитывать, что отношения ребенок - небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.
В исследовании выявлена связь между уровнем материальной обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на поступление в вуз. Различий в значениях локуса контроля по данному критерию не выявлено.
В результате проведенного исследования были получены результаты, подтверждающие гипотезу о влиянии типа семьи на процесс социализации подростков:
Не выявлены различия между мальчиками и девочками в уровне локуса контроля. Так как с возрастом подростки более склонны считать, что их достижения, прежде всего, зависят от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей.
Не выявлены значительные различия между мальчиками и девочками в чувствах, которые они испытывают в отношении «беспомощных» социальных групп. Однако подростки чаще испытывают желание помочь старому беспомощному человеку и инвалиду, реже - нищему.
Выявлена зависимость между структурным составом семьи и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье
Выявлена зависимость между структурным составом семьи и желанием подростков поступить в высшее учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более неблагоприятные показатели свойственны подросткам из семей с отчимами: они хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из материнских семей .
Выявлена зависимость между количеством детей в семье и локусом контроля. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей.
Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У девочек различия по этим характеристикам незначительны
Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям. Выявлена гендерная специфика рассмотренных явлений.
В ходе исследования также выявлены гендерные закономерности рассматриваемых явлений. Но возможно, что они социально обусловлены. Для более полного и тщательного изучения данной проблемы рекомендуется:
1. Провести исследование по изучению внутрисемейных отношений.
2. Провести исследование по изучению связи между типом семьи и самооценкой подростков.
3. Провести исследование по выявлению зависимости между социально - профессиональным статусом родителей, уровнем образования и процессом социализации подростков.
4. Провести исследование по изучению влияния факта наличия или отсутствия совместно проживающих бабушек и дедушек на фактор девиантности подростков.
Практическая значимость исследования заключается в определении конкретных форм воспитательной работы и системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения студентов данной возрастной группы.
Иванова Г.П.
Преподаватель общественных дисциплин
Марийского Радиомеханического Техникума
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения уроков различного типа
Методическое пособие для преподавателей...
Социализация подростков
О роли учреждений начального профессионального образования в социализации учащихся...
Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"
Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....
Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения
Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»
1. Отобрать примеры использования приемов инновационных педагогических технологий в воспитательном процессе.2. ...
Проблемы социализации подростков в современном мире
В данной статье были исследованы и рассмотрены особенности и проблемы социализации современных подростков и молодёжи, а так же пути их решения....
Роль куратора в социализации подростков в условиях СПО
Подростковый возраст является одним из основных возрастных этапов в процессе социализации. Именно в подростковый период в человеке формируются такие качества, которые определяют его своеобразие во взр...