Социализация подростков в различных типах семей
рабочая программа на тему

Иванова Галина Поликарповна

В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.

Целью исследования было выявление особенностей социализации подростка в различных типах семей. В связи с этим были  поставлены следующие задачи исследования:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_podrostkov_v_razlichnykh_tipakh_semey.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация подростков в различных типах семей

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. В качестве цели определяется воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков, самовоспитания.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации. Важнейшим институтом социализации личности является семья.

В исследовании предполагалось проанализировать тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие изменений на развитие личности подростка.

В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.

Целью исследования было выявление особенностей социализации подростка в различных типах семей. В связи с этим были  поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучение научной литературы по проблеме влияния современной семьи на процесс социализации подростков.
  2. Изучение особенностей социализации подростков в полных, неполных, сводных семьях;
  3. Изучение особенностей социализации подростков в одно - двухдетных  многодетных семьях;
  4. Изучение особенностей социализации подростков в семьях с различной материальной обеспеченностью;
  5. Выявление гендерной специфики рассматриваемых явлений.

    Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Подбор адекватных возрасту испытуемых.
  2. Проведение обследования с целью изучения особенностей социализации подростков в различных типах семей.
  3. Осуществление статистической обработки полученных данных.
  4. Подведение итогов, обсуждение результатов.
  5. Формулирование рекомендаций, предложение перспективных направлений.

Основой для исследования послужила диалектико-материалистическая концепция социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали социализацию как целостный и универсальный процесс.

Социализация личности включает ряд процессов: личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом; на характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.; окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка; личность формируется на основе собственного индивидуального опыта; важным аспектом формирования личности является культура.

Переход к подростковому возрасту - самый трудный и сложный из всех возрастов, это период становления личности, т.к. складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Стабилизируются черты характера и  формы межличностного поведения. Исследования показывают сложность отношения подростка к взрослым: стремление противопоставить себя, отстаивать независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, их одобрения и оценки.

В социализации личности центральное место занимает семья, где осуществляется первичная социализация, закладываются основы его формирования как личности. Трудности возникают, если ребенок ориентируется на неудачные, антисоциальные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Процесс формирования личности протекает бесконфликтно в том случае, когда семейные образцы поведения и общественные нормативы не вступают в противоречие.

 

Практическая часть по изучению некоторых особенностей социализации современного подростка заключалась в проведении эмпирического исследования. Исследование проводилось на базе МРМТ города Йошкар-Олы в 2012-2013 г.г. учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие 80 человек: 40 учащихся 1-го курса и 40 учащихся 2-го курса. Первый этап заключался в проведении опроса учащихся 1-го и 2-го курса с целью изучения социально-психологических особенностей становления личности современного подростка. Для опроса был использован опросник - анкета, предложенный Д.В.Ярцевым. Входящие в него вопросы позволяют получить информацию о влиянии ведущих сфер жизни подростка на формирование его социальных отношений. Всего было выделено пять основных сфер: семья (1-4 вопросы); техникум (10-14 вопросы); референтная группа (15-19 опросы); интимно-личностное общение (20-24 вопросы) и зарождающаяся сегодня социально-экономическая деятельность (5-9 вопросы).

Приведенный в приложении текст анкеты допускал четыре варианта ответа на поставленные вопросы: «Да», «Нет», «Иногда», «Не знаю».

На втором этапе в исследовании приняли участие только учащиеся 1-го курса МРМТ (из них 21 девочка и 19 мальчиков). Для определения структурного состава семьи классными руководителями была заполнена специально разработанная анкета. С целью определения уровня материального благосостояния семьи были индивидуально опрошены матери подростков. Опрос проводился путем самозаполнения анкеты. Были максимально соблюдены условия анонимности.

В качестве показателей формирования личности подростков рассматривались характеристики, условно разделенные на две группы: социальные и психологические. В первую группу включены: успеваемость в техникуме, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым категориям населения, во вторую: локус контроля.  На первом и на втором этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей.

Выбор данной возрастной категории подростков обусловлен рядом обстоятельств, среди которых период подросткового кризиса, определенный этап жизненного цикла в связи с ближайшим завершением образования, способность самостоятельно заполнить анкету, период «проблемности» во взаимоотношениях с родителями.

Целью следующего этапа было изучение локус контроля подростков в семьях с различным числом детей. Сравнение подростков из трех типов семей выявило значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья является единственным местом получения такого опыта. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Процесс социального научения идет по двум основным направлениям: -  приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия с родителями, братьями и сестрами;  - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Первая деформация семьи- это нарушение ее структурной целостности(отсутствие одного из родителей). Вторая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок. В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи.  Исследования  свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности  подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. И хотя родители отступают в подростковом  возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители и особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.

Сегодня в нашей стране наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей. Но независимо от этого семья была и остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. Именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о том, что выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов семьи нуждается в дальнейшем изучении. В исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных особенностях подростков из материнских (неполных) семей, это можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей. Отношение общественного мнения стало более лояльным не только к разведенным женщинам с детьми, но и к тем, кто рожает ребенка вне брака. Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов. Выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у подростков из сводных семей - хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может объясняться отсутствием институциональных норм, причем следует учитывать, что отношения ребенок - небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей.

В исследовании выявлена связь между уровнем материальной обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на поступление в вуз. Различий в значениях локуса контроля  по данному критерию не выявлено.

В результате проведенного исследования были получены результаты, подтверждающие гипотезу о влиянии типа семьи на процесс социализации подростков:

Не выявлены различия между мальчиками и девочками в уровне локуса контроля. Так как с возрастом подростки более склонны считать, что их достижения, прежде всего, зависят от их личностных качеств, таких, как компетентность, целеустремленность или уровень интеллектуальных способностей.

Не выявлены значительные различия между мальчиками и девочками в чувствах, которые они испытывают в отношении «беспомощных» социальных групп. Однако подростки чаще испытывают желание помочь старому беспомощному человеку и инвалиду, реже  - нищему.

Выявлена зависимость между структурным составом семьи и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье

Выявлена зависимость между структурным составом семьи и желанием подростков поступить в высшее учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более неблагоприятные показатели свойственны подросткам из семей с отчимами: они хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из материнских семей .

Выявлена зависимость между количеством детей в семье и локусом контроля. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей.

Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У девочек различия по этим характеристикам незначительны

Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям. Выявлена гендерная специфика рассмотренных явлений.

В ходе исследования также выявлены гендерные закономерности рассматриваемых явлений. Но возможно, что они социально обусловлены. Для более полного и тщательного изучения данной проблемы рекомендуется:

1. Провести исследование по изучению внутрисемейных отношений.

2. Провести исследование по изучению связи между типом семьи и самооценкой подростков.

3. Провести исследование по выявлению зависимости между социально - профессиональным статусом родителей, уровнем образования и процессом социализации подростков.

4. Провести исследование по изучению влияния факта наличия или отсутствия совместно проживающих бабушек и дедушек на фактор девиантности подростков. 

Практическая значимость исследования заключается в определении  конкретных форм воспитательной работы и системы психолого-педагогической поддержки и сопровождения студентов данной возрастной группы.

Иванова Г.П.

Преподаватель общественных дисциплин

Марийского Радиомеханического Техникума


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности построения уроков различного типа

Методическое пособие для преподавателей...

Социализация подростков

О роли учреждений начального профессионального образования  в социализации учащихся...

Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"

Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....

Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения

Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»

1.       Отобрать примеры использования приемов  инновационных педагогических технологий  в воспитательном процессе.2.       ...

Проблемы социализации подростков в современном мире

В данной статье были исследованы и рассмотрены особенности и проблемы социализации современных подростков и молодёжи, а так же пути их решения....

Роль куратора в социализации подростков в условиях СПО

Подростковый возраст является одним из основных возрастных этапов в процессе социализации. Именно в подростковый период в человеке формируются такие качества, которые определяют его своеобразие во взр...