Роль куратора в социализации подростков в условиях СПО
статья
Подростковый возраст является одним из основных возрастных этапов в процессе социализации. Именно в подростковый период в человеке формируются такие качества, которые определяют его своеобразие во взрослости. Самый действенный прием социализации подростка- личный пример куратора.На мой взгляд, главное в воспитательной работе образовательной организации - создать условия для полноценного развития личности, помочь каждому молодому человеку стать успешным для себя и для общества. Вместе с тем профессиональная организация как образовательное учреждение ориентирована, в первую очередь, на процесс обучения, включающий и воспитательную функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rol_kuratora_v_adaptatsii_pervokursnika_v_usloviyah_spo_.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль куратора в социализации подростков в условиях СПО
Т.В. Лескова преподаватель КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум»
Подростковый возраст является одним из основных возрастных этапов в процессе социализации. Именно в подростковый период в человеке формируются такие качества, которые определяют его своеобразие во взрослости. Самый действенный прием социализации подростка- личный пример куратора. Студент не сможет остаться индивидуалистом, пессимистом или апатичным субъектом, если куратор имеет активную жизненную позицию, предлагает участие в разнообразных проектах, пропагандирует деятельность активных, талантливых. Формирование молодого человека XXI века, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед учреждениями образования.
Почему надо уделять внимание этому вопросу? Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение нескольких лет, так и к новым правилам и нормам техникума. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью. Подросток желает принимать решения, требует равноправия в отношениях со взрослыми, но отвечать за свои поступки он не готов или не умеет. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Главная задача перед классным руководителем - помочь адаптироваться студентам в коллективе.
Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри коллектива, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией техникума на начальном этапе обучения.
Поэтому в своей работе куратора я уделяю особое внимание следующим моментам:
1. Мотивация к обучению в техникуме. С первого месяца обучения на классных часах уделяю внимание знакомству с учебным заведением: знакомлю с традициями техникума, достижениями, о лучших выпускниках заведения. Рассказываю о значимости изучаемых дисциплин. Организовываю встречу с выпускниками техникума, достигшие успехов с целью, чтобы они дали советы, как надо учиться, рассказать о перспективе их будущей профессии. Это необходимо для того, чтобы ребята с первых дней чувствовали себя уверенно и комфортно в учебном заведении.
2. Выявление у студентов талантов, способностей, умений, которые могут получить положительную оценку в коллективе и утвердиться. Много таких случаев, когда ребята по-новому открывают себя в новом коллективе и легче утверждаются. Есть студенты с хорошими организаторскими способностями, ораторы, занимающиеся спортом, пением, танцами. Есть студенты, которые пишут стихи и прозы. Главное, нужно своевременно обратить на них внимание и создать благоприятные условия для их развития. Но у большинства ребят не сформировано чувство ответственности и уверенности в себе. Поэтому требуются усилия, чтобы убедить поверить в себя. Есть студенты и с завышенной самооценкой. Проявляя инициативу, берутся за дело и, как правило, не доводят его до конца. Здесь требуется терпение и напористость классного руководителя заставить студента добросовестно выполнять порученное дело.
3. Формирование активной гражданской жизненной позиции
Юношеский возраст – это период активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов осознанной ориентации в современном обществе. В это время (15-19 лет) ускоряется процесс формирования гражданской позиции студентов, становится все более личностным чувство родины, растет стремление к самообразованию и самовоспитанию, формируются жизненные цели. В этот период молодой человек прогнозирует собственную стратегию жизни и закладывает мотивацию своих жизненных позиций. В стенах учебного заведения формируется коллективистское самосознание, определяется самооценка, завоевывается престиж, накапливается опыт коллективных отношений. В ходе обучения для студентов важно сформировать сознание, чтобы они не были посторонними наблюдателями, а были участниками процесса деятельности. Студенты участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах, разрабатывают сценарии внеклассных мероприятий. Поздравляют ветеранов войны и труда с праздниками, участвуют в демонстрациях, экологических акциях.
4 . Правовое просвещение направлено на получение знаний о конституционных правах, свободах и обязанностях граждан и политическом статусе Российской Федерации. В рамках такой просветительской деятельности проводятся классные часы «Символика Российской Федерации», «Поговорим об ответственности», «Правонарушение несовершеннолетних: причины и последствия», «История родного края». Студенты самостоятельно готовят сообщения, презентации. Проведение классных часов в группе» О сквернословии», «О культуре речи» и «Как остановить волну наркомании, алкоголизма и курения» дали положительный эффект. Такая деятельность позволяет формировать у студентов гражданскую ответственность.
5. Эстетическое воспитание занимает значительное место в техникуме при особом внимании к эстетике одежды и поведения. Периодически приходится разъяснять, что внешний вид и дисциплина студента помогают в формировании таких черт как организованность и воспитанность. Традиционные мероприятия, такие как «День святого Валентина», «А ну-ка, парни», «Международный женский день 8 марта» и их подготовка позволили еще крепче сплотить коллектив, утвердиться в группе студентам, находящимся «в тени общества».
6. Строгий контроль за дисциплиной, борьбой с пропусками, индивидуальная беседы с родителями и студентами, а также система поощрений за их успехи, несомненно дает положительный результат.
Успех воспитательной деятельности зависит от знания куратором личностных особенностей, лидерских качеств, интересов, потребностей учащихся, их состояния здоровья, взаимоотношений в учебной группе, микроклимата в семье и ее социального положения, ближайшего окружения вне стен учебного заведения. Чтобы побольше узнать о своих подопечных я работаю не только с документами (соц. паспорт, собеседование, личные дела учащихся), но и использую такие методы как анкетирование, коллективные и индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами. Это позволяет лучше узнать ребят, а также помогает скоординировать работу в группе.
Главная задача куратора – привить студенту положительное отношение к профессии. Некоторые учащиеся, столкнувшись с неожиданными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора. У большинства из них сомнения порождает недостаток неосведомленности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их установки, вызывает потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Поэтому при общении со студентами усилия куратора должны быть направлены на всемерное повышение информированности обучающихся о специфике их будущей профессии.
Для решения всех этих задач, куратору требуется умение общаться, быть открытым, способным к сопереживанию, тактичным, вежливым, приветливым. Однако тактичность и вежливость не исключают требовательности. Главное — вовремя помочь подросткам в трудных жизненных ситуациях. Итогом и показателем успешной деятельности куратора является дружная группа, которая успешно сдает сессии, активно ведет общественную деятельность, побеждает в конкурсах и олимпиадах.
Список литературы:
1. Лосева Т.А., Голубкина Н.А., Рачкова В.П. Физическое и психическое здоровье первокурсников //Среднее профессиональное образование. 2016 - №8. с. 46-48.
2. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018.
3. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии – м.: Генезис, 2016
4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация подростков
О роли учреждений начального профессионального образования в социализации учащихся...
Доклад по теме: "Роль трудового воспитания в социализации подростков"
Особое внимание в докладе уделяется вопросам трудового обучения и трудового воспитания как наиболее социально значимым....
Социализация подростков в различных типах семей
В изменившихся социально-экономических условиях проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер.Целью исследования было выявление о...
Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения
Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Проблемы социализации подростков в современном обществе»
1. Отобрать примеры использования приемов инновационных педагогических технологий в воспитательном процессе.2. ...
Роль куратора в формировании личностных качеств будущих специалистов
Профессионально-нравственная культура не появляется сама по себе, ее необходимо воспитывать, внедрять в сознание молодежи. И в этом процессе ведущую роль играет куратор группы – ибо это первый человек...
Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"
Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...