Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения
статья на тему
Результаты исследования личности подростков с нарушениями зрения, влияние личностных особенностей на последующую адаптацию и интеграцию в общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_osobennsotey_lichnosti_na_sotsializatsiyu.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние особенностей личности на социализацию подростков с нарушениями зрения
Ершова А.Н.
ГБОУ ЦПМСС Кировского района СПб, г.Санкт-Петербург, anna-pampi@yandex.ru
Личность подростка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. В свою очередь, индивидуальные свойства личности и усвоенные личностью нормы и ценности общества проявляются в межличностных отношениях [4].
Многие исследователи отмечали, что дефекты зрения накладывают отпечаток на формирование личности (Г.П.Недлер). Другие же говорили о независимости личностных качеств от физических дефектов (А.М.Щербина, А.А.Крогиус). Но общие выводы ученых свидетельствуют, что органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует у него возникновение ряда специфических социальных установок. Психологическим фактом нарушение зрения становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми [3].
Проблемой социализации детей с нарушением зрения занимались тифлопедагоги и тифлопсихологи: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н Б. Коваленко, Л.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В. П. Ермаков, Л.И. Каплан, А. Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.Л. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.
Социализация предполагает обязательное освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности [1]. Зрительный дефект затрудняет взаимодействие с социальной средой и провоцирует, по выражению Л.С.Выготского, «социальную ненормальность поведения» [2].
Актуальностью данной проблемы можно считать малоизученность структуры личности подростков с нарушениями зрения, необходимость изучить процесс становления личности в условиях интернатного воспитания и влияние на это процесс зрительных нарушений, а также важность организации психологического сопровождения с целью повышения уровня социально-психологической адаптации.
Цель – выявить особенности структуры личности подростков с нарушениями зрения и социально-психологической адаптации
Гипотеза исследования – структура личности и возможности социальной адаптации слабовидящих подростков имеют специфические особенности по сравнению со сверстниками без нарушения зрения.
Объект – подростки с нарушениями зрения школы-интерната IV вида для слабовидящих
Предмет – основные свойства личности и социально-психологическая адаптация
Выборка участников исследования
Исследование было проведено на базе ГБС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа IV вида Кировского района, а также ГБОУ школа Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Экспериментальную группу составили 21 учащийся выпускных классов: из них 9 мальчиков и 12 девочек, возраст 16-19 лет, острота зрения от 0,09 до 0,8 на лучше видящий глаз с условием оптической коррекции. Наиболее часто встречающиеся диагнозы: врожденная ретинопатия, амблиопия, миопия, астигматизм.
Контрольную группу составили выпускники общеобразовательной школы 16-18 лет. Количество испытуемых в контрольной группе – 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек.
Методы эмпирического исследования
Нами были использованы следующие психологические методы: теоретический анализ, сравнительное изучение различных подходов к предмету исследования, тестирование, беседа и наблюдение, изучение педагогической и медицинской документации.
Методики: Я-структурный тест Г. Аммона (ISTA) подростковый вариант, методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонд.
Результаты эмпирического исследования
По результатам проведенных исследований структуры личности и социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения, обучающихся в школе-интернате, нами были выявлены такие деструктивные черты личности, присущие подросткам с нарушениями зрения, как конформность, импульсивность, тревожность, настороженное отношение ко всему новому. Однако слабовидящие подростки обладают достаточно большим адаптивным потенциалом. Подросткам обеих групп свойственны такие качества как активный, деятельный подход к жизни, любознательность и здоровое любопытство, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на возможные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и задачи и реализовывать их даже в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения, тем самым вступать в конструктивные дискуссии.
В поведении слабовидящие подростки в большей мере, чем сверстники без зрительных нарушений, отражают открытость, общительность, хорошую интегрированность внутреннего опыта, связанного с интерперсональной активностью, реальность оценки жизненных ситуаций, достаточную способность к постановке собственных целей и задач, зрелость внутренних переживаний.
Уровень социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения данной выборки практически не имеет статистически значимых отличий от уровня социально-психологической адаптации старшеклассников без зрительной патологии, что может означать готовность старшеклассников с нарушениями зрения к интеграции в общество.
Корреляционные связи структуры личности и социально-психологической адаптации подростков с нарушениями зрения достаточно гармоничны, что обеспечивает высокий уровень социально-психологической адаптации, подтвержденный данными исследований структуры личности и социально-психологической адаптации.
Можно сделать предположение о том, что под влиянием коррекционной работы и специальных условий обучения и воспитания личность подростка с нарушениями зрения приобретает черты конструктивности и зрелости. Однако, эти же условия могут способствовать повышению конформности и подверженности чужому мнению и воздействию, а также слабости эмоционального контроля, что также может влиять на социально-психологическую адаптацию к новым условиям по окончании школы.
Одним из путей профилактики нарушений социально-психологической адаптаций у детей-инвалидов, обучающихся в интернате, является организация целенаправленного психологического сопровождения.
С целью предупреждения возникновения во время перехода к самостоятельной жизни трудностей в социально-психологической адаптации, психологу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении следует особое внимание обращать на то, чтобы формируемая структура личности была не только гармоничной, но и адекватной требованиям внешнего мира.
Таким образом, структура личности и социально-психологическая адаптация подростков с патологией зрения является еще малоизученной, однако потенциал развития данного направления очевиден. Уровень сформированности конструктивных личностных качеств к моменту выпуска из школы оказывает огромное влияние на успешность социальной адаптации и интеграции в общество и способствует гармоничному развитию личности.
Таким образом, нарушение зрительных функций не является непреодолимым препятствием на пути формирования всесторонне развитой личности, готовой к успешной интеграции в общество.
Литература
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т.4. .—432 с , ил.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во РГПУ, 1998г., 271с.
- Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей. – СПб: Речь, 2005.-128с.:ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение зрения
Зрение...
"Влияние занятий искусством на физиологию ребенка с точки зрения развития интеллектуальных и духовных качеств личности"
В методическом сообщении раскрывается связь между занятиями музыкой и развитием интеелектуальных и духовных качеств личности...
Методы и приемы обучения массажистов с нарушением зрения.
Для успешной реализации программы медицинского среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению в нашем учебном заведении применяются средства и приемы обуче...
статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"
Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....
Особенности развития речи детей с тяжелыми нарушениями зрения. (из опыта работы учителя-логопеда).
Слепой человек неизмеримо много обязан речи. Без умения говорить или понимать язык, он столкнулся бы с непреодолимыми трудностями: контакты с общественной средой, накопление знаний, становление ...
Рецензия на программу по развитию мелкой моторики "Очумелые ручки" для детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Рецензия на программу по развитию мелкой моторики учителя - тифлопедагога МАДОУ №3 "Надежда" Казеевой Ларисы Геннадьевны....
Конспект НОД "Путешествие в космос" для подготовительной группы детей с нарушением зрения
Предлагаю помощь коллегам....