Справочное пособие "Творческая работа на уроке литературы"
учебно-методическое пособие на тему
В пособии предлагаются справочные материалы, используемые на уроках литературы при создании творческих работ разных видов и жанров, а также примеры текстов
1. Синквейн.
2. Хокку
3. Диамант
4. Алгоритм написания сжатого изложения.
5. Как писать подробное изложение
6. Как писать сочинение-рассуждение
7. Как писать сочинение-миниатюру.
8. Схема анализа литературно-художественного произведения
9. План характеристики художественного образа-персонажа.
10. Как писать эссе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravochnoye_posobiye.rar | 142.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Настоящее справочное пособие предназначено для обучающихся 1- 2 курса. разработано на основе примерной программы учебной дисциплины Литература для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008г.)
Пособие ориентировано на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования по Литературе на базовом уровне в пределах основной образовательной программы начального профессионального образования.
Необходимость в разработке данного пособия обусловлена тем, что задания творческого характера используются на уроках литературы постоянно, а учебная литература не предлагает алгоритмов деятельности
Целью данного пособия является направление учебно-познавательной деятельности обучающихся на работу результатом, которой станут творческие работы, так как современные потребности развития всех сфер общества требуют подготовки компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести диалог. Это предполагает видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе в умении строить устную и письменную речь.
В пособии предлагаются справочные материалы, используемые на уроках литературы при создании творческих работ разных видов и жанров, а также примеры текстов
1. Синквейн.
2. Хокку
3. Диамант
4. Алгоритм написания сжатого изложения.
5. Как писать подробное изложение
6. Как писать сочинение-рассуждение
7. Как писать сочинение-миниатюру.
8. Схема анализа литературно-художественного произведения
9. План характеристики художественного образа-персонажа.
10. Как писать эссе.
Синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Хокку
1.Стихотворение состоит из трех коротких строчек, первая из которых содержит исходную информацию о месте, времени и сути события.
2. В свою очередь, вторая строка раскрывает смысл первой, наполняя мгновение особым очарованием.
3. Третья же строка представляет собой выводы, которые очень часто отражают отношение автора к происходящему, поэтому могут быть весьма неожиданными и оригинальными.
Таким образом, первые две строчки стихотворения носят описательный характер, а последняя передает ощущения, которые навеяло на человека то, что он увидел.
Вон бабочки снуют
Туда-сюда - все ищут
Ушедшую весну...
Диамант
Диамант (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:
1. Первый герой стихотворения - одно существительное;
2. Описание первого героя - два прилагательных;
3. Действия первого героя - три глагола (причастия, деепричастия);
4. Фраза, связующая двух героев стихотворения, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи;
5. Действия второго героя - три глагола (причастия, деепричастия);
6. Описание второго героя - два прилагательных;
7. Второй герой стихотворения - одно существительное (антипод первому герою или его метаморфоза);
Союзы, предлоги, междометия и частицы можно использовать свободно в любой строке. В диаманте может быть либо одна рифма на все семь строк, либо две или три (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк быть не должно.
Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
Алгоритм написания сжатого изложения.
1.Прослушайте текст.
2.После первого чтения текста выполните следующие шаги:
3.Определите тему текста (о чем текст?).
4.Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
5.Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
6.Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
7.Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
8.Прослушайте текст во второй раз.
9.Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
Существует несколько способов сжатия текста:
а) исключение подробностей, деталей;
б) обобщение конкретных, единичных явлений;
в) сочетание исключения и обобщения.
10.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
11.Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Как писать подробное изложение
1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно изложить.
2.Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю).
3.Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употребленные для связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.
4. Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к написанию чернового варианта изложения.
5. Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
- точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между предложениями и микротемами текста;
- соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
- соблюдение лексических и грамматических норм;
- орфографическое и пунктуационное оформление текста.
6. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.
Как писать сочинение-рассуждение
1. Помните о том, что вы должны продемонстрировать не только способность думать, рассуждать, размышлять, но и объяснять и убедить; что текст-рассуждение четко структурирован и строится по схеме: основная мысль – аргументы (доказательства) – вывод.
2. Продумайте, какой тезис вы будете формулировать и какими доказательствами аргументировать свою позицию. Составьте план сочинения, отразив в нем количество и содержание аргументов.
3. Приступая к написанию рассуждения, следуйте составленному плану. С помощью языковых средств выражайте логические отношения между частями текста.
4. Формулируя тезис для каждой микротемы, опирайтесь на общий тезис сочинения, его идею, сформулированную в первой части.
5. Во избежание языковых повторов подбирайте синонимы и описательные обороты. Следите за употреблением местоимений при цепной связи предложений.
6. Одним из способов аргументации является цитирование. Соблюдайте пунктуационные правила при цитировании.
Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки.
Существуют определенные рекомендации по оформлению черновика. Вот некоторые из них.
1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложение, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а на оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
3. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как её исправить, пока еще не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.
4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.
При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания текста могут появиться такие тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.
Как писать сочинение-миниатюру.
1.Прежде всего определите, что хотите нарисовать словами. Это может быть картина природы, явление в природе или обществе, событие. Необходимое условие: вы должны быть свидетелем данных событий. И эти события не должны вас оставить равнодушным.
2.Определите, какова будет основная мысль миниатюры. Для этого вы должны четко сформулировать свой замысел: какого результата вы ждете от данной работы и какие чувства хотите вызвать у читателей. Это идея произведения.
3.Оттолкнувшись от идеи своей миниатюры, подберите название. Оно должно быть точным, метким и выражать авторский замысел.
4. Обращайте внимание на детали: цвета, запахи, звуки, элементы одежды, мимику. Деталь в миниатюре расскажет много и углубит создаваемый образ.
5.Проявите внимательное отношение к слову, поскольку в миниатюре каждое слово значимо. Речь должна быть четкой, живой, образной. В миниатюре за каждым скупым словом должен стоять богатый образ.
6. Используйте средства художественной выразительности. Самые распространенные и популярные из них помогут вам создать яркий образ и передать чувства. Среди них метафора (кудри березок, зеркало озера), олицетворение (ручеек болтал что-то о своем), сравнение (осенние листья словно янтарь), эпитет (серебряная роса).
7.Отредактируйте строение предложений. Они должны быть разные по своему строению. Не увлекайтесь сложными предложениями. Употребляйте предложения полные и неполные, распространенные и нераспространенные, вопросительные и восклицательные и даже предложения, состоящие из одного слова.
8.Продумайте композицию произведения. Миниатюра пишется по канонам большого рассказа, поэтому распределите строение своей миниатюры следующим образом. Завязка - 20%, развитие действия - 50%, кульминация - 10%, развязка - 20%. В завязке должны быть ответы на вопросы: кто? где? когда? Кульминацию сделайте напряженной, порой неожиданной. К развязке отнеситесь серьезно, ведь она является сюжетным завершением миниатюры. В заключительных словах отразите исход событий.
9.Прочтите миниатюру 2-3 раза про себя и несколько раз вслух. Подумайте: все ли получилось так, как вы задумывали. Если увидели недостатки - отредактируйте.
Что такое счастье.
Каждый человек мечтает быть счастливым. Для одних счастье - это любимая работа. Для других - возможность путешествовать по миру. Третьи считают, что счастье приносит деньги. Однако, достигнув желаемого, мы не всегда ощущаем себя счастливыми, мучаемся, переживаем. Поэтому понятно душевное волнение героини, перед которой неожиданно раскрылся секрет счастья.
Действительно, Надежда долго переживала из-за того, что жизнь казалась ей безысходной.Когда она смотрела на отца, то думала, что он глубоко несчастен и скоро умрёт. Но Надежда ошибалась. Благодаря отцу, она поняла: счастье -это возможность быть рядом с близкими, жить и работать для них . Чтобы быть счастливым, достаточно услышать доброе слово, поймать ласковый взгляд. И ещё. Хорошо, когда рядом с тобой те, кто тебя любит и понимает.
Значит, не надо гоняться за призрачным счастьем. Надо дорожить родными и близкими, заботиться о них
Анализ поэтического текста.
1.Год написания произведения.
2.В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
3.Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
4.Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
5.Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
6.Композиция (построение произведения).
7.Жанр произведения ( если не указан выше).
8.Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
9.Язык художественного произведения.
10.Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).
11.Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
12.Собственная аргументированная оценка, вывод.
Анализ стихотворения А. А. Блока "Россия"
Стихотворение «Россия», написанное Александром Блоком в 1908 году, входит в цикл стихов «Родина» и подцикл «На поле Куликовом». Цикл «На поле Куликовом» не сразу был оценен и замечен русской критикой: публикация его в 1909 г. в альманахе ««Шиповник» (книга 10) не вызвала заметных критических откликов, как и перепечатка его в сборнике «Ночные часы» (1911) и в третьем томе первой редакции «Лирической трилогии» (1912). И лишь появление его в 1915 г. в сборнике «Стихи о России» заставило увидеть в Блоке поэта общенационального значения. «Последние стихи Блока истинно классичны, — писал Г.Иванов, — но они нисколько не походят на те стихи Брюсова, например, которые «трудно отличить» от Пушкина или Жуковского. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути. Некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня, становятся доступными каждому сердцу».
Александр Блок – один из ярких представителей русского символизма, модернистского литературного течения того времени. Символисты решительно противопоставили мир внутренний и мир внешний и признали за первым право на истинность. Нельзя существовать в мире, не познавая его, и в качестве формы познания они предложили символ, наделив его особым, необычным смыслом. Символ был призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Задача поэта — внушать читателю определенное настроение. Для этого нужна новая система образов, нужна музыкальная организация стиха. Для эстетики символизма вообще свойственна идея синтеза различных видов искусств, отсюда «музыкальный» и «живописные» элементы в поэзии, стремление передать зрительное впечатление с помощью слухового, музыкальное — с помощью изобразительного. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики (выразительный ассонанс и эффектная аллитерация); расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Это все отразилось и в стихотворение «Россия».
Цикл «На поле Куликовом», в который входит стихотворение «Россия», – высшее поэтическое достижение поэта 1907-1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода «лирическим историзмом», способностью увидеть в прошлом России свое, близкое - сегодняшнее и «вечное». В своих раздумьях о судьбе Родины Блок обращается к облику старой России, издавна характеризуемой как Россия нищая и униженная. Такой видится она и Блоку.
Кстати, Лермонтов в стихотворении «Родина» тоже обращает свой взор к нищете и бедности его родной земли. Однако Блок, в отличии от Лермонтова, использует прекрасные образы, в то время как Лермонтов лишь реалистически изображает свою Родину.
Стихотворение Блока передаёт конкретные приметы России того времени, в которое оно написано («спицы расписные», «стёртые шлеи», «избы серые»).
Александр Блок продолжает Некрасовскую традицию, изображает единство повседневного («избы серые») и идеального («невозможное возможно»).
С одной стороны, перед читателем изображается конкретный пейзаж («расхлябанные колеи», «разбойная краса»), а с другой стороны, Россия предстаёт в образе прекрасной женщины («твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей»).
К 1908 году Блок уже пережил личную драму (Менделеева влюбляется в его друга, Александра Белого), также он был потрясен революцией 1905 года, которая принесла только разочарование в жизнь общества, поэтому в стихотворении слышатся грустные мотивы. Образ Прекрасной Дамы, которая стала символом ранних стихов Блока, нашел новое воплощение в этом стихотворении. По мнению Блока, единственная женщина, достойная любви – это родина, Россия.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что тема этого стихотворения – судьба России, а идея – боль, которую выражает лирический герой за будущее свое родины. Мотив трагизма проявляется в таких словах, как «слезы», «тоска», «жалеет», «глухая песня», «и крест свой бережный несу». Блок считает, что Родину не выбирают и поэтому любит Россию такой, какая она есть.
Стихотворение, написанное в форме монолога, начинается со слова «опять» (тем самым оказывая первое психологическое воздействие на читателя), как будто Блок хочет вернуть нас назад, и при этом сразу возникает образ Руси-тройки Гоголя. Становится ясно, что Россия не меняется со временем, а остается такой же, как и была.
Текст стихотворения расчленен на строфы, что организует и направляет восприятие читателя. Каждая строфа взаимосвязана с предыдущей, а в совокупности они образуют целостный текст. Деление на строфы обеспечивает выделение важнейших смыслов текста, а также активизирует внимание адресата-читателя. Связность текста стихотворения «Россия» подчеркивается с помощью семантических повторов, а именно: точными лексическими повторами («Россия, нищая Россия…», «Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые…», «Ну что ж! Одной заботой боле – Одной слезой река шумней…», «Лес, да поле, Да плат узорный до бровей…», «Когда блеснет в дали дорожной… Когда звенит тоской острожной…») и корневыми повторами («Пускай заманит и обманет… И лишь забота затуманит…», «И невозможное возможно…»). С одной стороны, повторы придают напевность стихотворению, с другой – усиливают мотив трагизма. Сильные позиции в тексте занимают первая и последняя строфы: первая!!!, а последняя – это надежда на светлое будущее России; особенно своеобразен оксюморон «невозможное возможно». Эти слова, поставленные рядом, приобретают повышенную семантическую значимость.
Заглавие «Россия» означает адресованность Родине. Оно занимает абсолютно сильную позицию в стихотворении, потому что именно с него начинается знакомство с текстом. Оно вводит читателя в мир произведения и в какой-то мере выражает тему стихотворения.
Несомненно, слова-символы, звукопись и цветопись, а также синтаксическая организация стихотворения «Россия» являются доминантой данного текста, рассмотрение которых позволяет глубже понять систему художественных образов стихотворения и развитие авторской идеи.
В стихотворении Александра Блока мы встречаем слова, которые приобрели под его пером дополнительные семантические и смысловые нюансы. Например, «крест» обретает в данном стихотворении дополнительный смысл: крест как символ тяжёлой ноши, нелёгкой судьбы русского человека. И вместе с тем это святой знак, дающий нам право надеяться, что Бог обязательно поможет; это надежда на светлое будущее. Россия – это не только страна, но и единственная женщина, достойная любви.
Чтобы усилить чувство печали и грусти на фоне всей этой нищеты, Блок использует звукопись, благодаря которой читатель может окунуться в этот «серенький» день российских будней, услышать хлюпанье грязи под ногами, скрип колёс и отдалённые звуки женского плача. Грусть, печаль, нищета усиливаются аллитерацией глухих согласных: «т» (опять, золотые, три стёртых, треплются - в первом; обманет, забота затуманит свои черты - в четвёртом четверостишии); «ш» (не пропадёшь, не сгинешь, лишь). В последнем шестистишии, напротив, очень много звонких согласных, что подчеркивает оптимистичность взгляда поэта на Родину, надежду на светлое будущее.
В цветовом плане стихотворение имеет неброский колорит («избы серые»), что подчеркивает любовь автора к любой России, даже нищей.
Своеобразна тропика «России» Блока. В стихотворении присутствуют только жизнеподобные художественные образы. Например, метафорические эпитеты: «расхлябанные колеи», «дорога долгая», «мгновенный взор», «тоской острожной», «глухая песня», «избы серые», которые делают его более ярким, эстетическим, увиденные картины становятся реальнее. Эпитет «разбойная» к слову «краса» очень важен. В нем выражается непокорность, упрямость, непредсказуемость. В первой строфе употреблен постоянный эпитет «годы золотые», придающий выразительность поэтической речи.
Нетрудно заметить единство временных и пространственных представлений, которые принято называть хронотопом. В «России» представлено настоящее время, о котором говорят глаголы, употребленные в настоящем времени, например: «треплются», «вязнут», «звенит» – и будущее, судить об этом можно по глаголам будущего времени: «заманит», «обманет», «пропадешь», «не сгинешь», «затуманит», «блеснет». Пространство в этом стихотворении – Россия, изображенная Блоком.
«Россия» написана четырехстопным ямбом, который придает легкую напевность и просветленность. В третьей стопе наблюдается пиррихий, что делает стихотворение неповторимым и наполненным задумчивостью.
Благодаряперекрестной рифмовки «Россия» становится похожей на разговор.
Чередование мужской и женской рифмы придает стихотворению плавность и завершенность.
Безусловно, интересен синтаксис стихотворения «Россия». Практически в каждой строфе есть предложения с многоточиями, из чего следует, что автор находился в раздумье, размышлял во время написания стихотворения. Восклицательные предложения придают эмоциональную окраску, воодушевленность.
Кроме того, в «России» наблюдается инверсия: «годы золотые», «треплются шлеи», «вязнут спицы», «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «плат узорный», «дорога долгая», «блеснет взор», «звенит песня» - тем самым, вызывая интонационное выделение ключевых слов.
Последняя строфа особенная, состоит из шести строк. В ней Блок перечисляет черты, присущие России. Дороги, дали, песни ямщика, «мгновенный взор», то есть проникновенность души – всё это чисто российские реалии.
Таким образом, такие языковые средства, как семантические повторы (точные лексические и корневые), слова с приращенными смысловыми и семантическими значениями, аллитерация согласных звуков несут важную смысловую нагрузку в стихотворении «Россия». Тропика, метрика и синтаксис усиливают эмоциональное и эстетическое воздействие на читателя. В данном стихотворении очень удачно сочетается общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, поскольку слова, состоящие из реальных морфем, сочетаются со стилистическими приемами (повторами, метафорами, эпитетами) и с реализацией индивидуально-авторских новообразований, таких как повторы, слова-символы, инверсия, аллитерация. Учитывая общеязыковое, общестилевое и индивидуально-авторское, приходишь к выводу, что патриотические чувства для лирического героя, который приближен к автору, превыше всего. Россия для Блока – это богоизбранная особенная страна со своей национальной гордостью. Он предсказывает грядущие бури и трагедии Руси, но, несмотря на это, Блок любит Россию и верит в неё.
Схема анализа литературно-художественного произведения
1.История создания.
2.Тематика.
3.Проблематика.
4.Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
5.Жанровое своеобразие.
6.Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.
7.Центральные персонажи.
8.Сюжет и особенности строения конфликта.
9.Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10.Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11.Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.
12.Место произведения в творчестве писателя.
13Место произведения в истории русской и мировой литературы.
План характеристики художественного образа-персонажа
1.Место персонажа в системе образов произведения.
2.Характеристика персонажа как определенного социального типа.
3.Социальное и материальное положение.
4.Внешний облик.
5.Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
- характер деятельности и основных жизненных устремлений;
- влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
6.Область чувств: тип отношения к окружающим; особенности внутренних переживаний.
7.Авторское отношение к персонажу.
8.Какие черты личности героя выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в авторской характеристике;
- через характеристику других действующих лиц;
- с помощью предыстории или биографии;
- через цепь поступков;
- в речевой характеристике;
- через “соседство” с другими персонажами;
- через окружающую обстановку.
9.Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
Эссе
Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
1.Вступление
2.Тезис, аргументы
3.Заключение.
При написании важно также учитывать следующие моменты:
вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации основной профессиональной образовательной программы по специальности 46.02.01 ДОУиА
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения ПМ.02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации основной профессиональной образ...
Аннотация рабочей программы производственной практики (по профилю специальности) по ПМ. 02 Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации Для специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Аннотация рабочей программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) По ПМ. 02 Организация архивной и справочно-информационной работы по докумен...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 02. Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации для обучающихся по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Методические рекомендации по выполнению практических работ по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение, Государственное профессиональное образовательное учр...
Методические рекомендации для выполнения самостоятельных работ по МДК.02.02 «Государственные, муниципальные архивы и архивы организаций» ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации» по специальности 46.02.01.
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург). В методических рек...
Методические указания для обучающихся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ 02. "Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации"
Цель внеаудиторной самостоятельной работы - формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности....
«Реализация гражданско-патриотического воспитания на уроках по ПМ.02 «Организация архивной и справочно-информационной работы по документам организации»
Коновалова С.В. Преподаватель Российского колледжа традиционной культуры (Санкт-Петербург)....