Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов, как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников
статья на тему

Козлова Анастасия Юрьевна

статья, посвященная работе с детьми младшего школьного возраста, на примере детского ансамбля ложкарей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kiryushk._chteniya.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

А.Ю.Козлова

Преподаватель филиала ГОУ СПО «СОКИ» в г.Балашове

Детский ансамбль русских фольклорных музыкальных инструментов как один из видов работы в сфере эстетического воспитания младших школьников

Музыка – это специфический язык, отличный от словесного общения, но не чужой для человека. Мы все музыкальны. Мы откликаемся на музыку, которая окружает нас с раннего детства до глубокой старости. Музыка является таким же средством общения, как и отдых. Наслаждение музыкальным представлением в обществе других людей дает нам возможность разделить радость, что является важной частью социального благополучия и присуще любому обществу и любой культуре. Музыка – это абсолютный центр нашего существования.  Это основной стержень нашей личности, одна из определяющих черт человечности в целом. [5] В.Г.Белинский писал: «Влияние музыки на детей благодатно и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них» [1]. «Музыка – могучий источник мысли, - читаем мы у В.А.Сухомлинского.- Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка» [6]. Чтобы осуществить полноценное и последовательное музыкальное развитие ребенка, необходимо найти те ранние признаки, которые могут определить перспективу этого развития. Ответ на этот вопрос мы находим в трудах Б.М.Теплова. «Восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом, оно всегда слухо-двигательный процесс [7]. Формирование музыкально-ритмического чувства можно считать отправным моментом в музыкальном воспитании детей.

Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах нашей страны имеют целью сделать музыку естественной и потому необходимой частью жизни ребят, постоянно действующей силой, под воздействием которой ребята способны раскрыть свои творческие способности, научиться «яснее мыслить и глубже чувствовать», становиться настоящим человеком [4]. И в этом деле, особенно на ранних его этапах, существенную помощь может оказать применение детских музыкальных инструментов. Их использование вызывает огромный интерес у ребят, вносит разнообразие в ход занятий, помогает развитию памяти, ритма, тембрового слуха, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию и всячески стимулирует творческую инициативу[2].  Одной из форм такой работы может стать создание детского ансамбля русских фольклорных музыкальных инструментов (например, ансамбля ложкарей).

Искусство игры на русских фольклорных музыкальных инструментах имеет многовековую историю. На протяжении многих столетий в народе бытовали различные ударные, духовые и струнные инструменты. Пожалуй, ни одна национальная культура мира не может сравниться с таким разнообразием самобытных музыкальных инструментов, каким обладает русская национальная музыкальная культура. Современный перечень только ударных фольклорных инструментов насчитывает около тридцати наименований. Были и поистине гениальные находки. Одной из таких находок следует считать обыкновенные деревянные ложки. Если такие бытовые предметы, как рубель, кокошник давно утратили свое прямое предназначенье, то деревянные ложки до сих пор являются весьма распространенным и популярным предметом быта.

Вместе с тем, наши расписные и звонкие ложки получили широкое распространение и как один из самых колоритных музыкальных ударных инструментов русского народа. Наряду с гуслями, балалайкой и гармошкой ложки можно считать символом русского народного музыкального искусства, отражающим многие стороны души русского человека.

В настоящее время ложки широко используются в фольклорно-певческих и инструментальных коллективах. Кроме того, в последние годы, в связи с возрождением музыкального фольклора в целом, наметилась тенденция к созданию ансамблей ложкарей как самостоятельных инструментальных коллективов и, как следствие, расширению репертуара для таких ансамблей. [3]. Такой вид работы в сфере музыкального воспитания детей в общеобразовательной школе, на мой взгляд, внес бы разнообразие и интерес. Игра в ансамбле ложкарей, шумовом оркестре, является одним из видов коллективного творчества, доставляет огромное удовольствие детям, развивает их художественный вкус.

Хочется надеяться, что материал данной статьи поможет осуществлению задач по развитию творческих способностей детей.

Литература

  1. Белинский В.Г.Собр.соч., т.5, с.99
  2. Бублей С.Детский оркестр. - Ленинград, 1983, с.3
  3. Михайлов В.М. Обучение игре на традиционных фольклорных инструментах (русские ложки). - Самара, 2007, с.4-5
  4. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. - М., 1977, с.109-110
  5. Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия/Сост.-ред. А.Е.Тарас.- М.,2005, с.8-9
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1968, с.13
  7. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1961, с.210


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников"

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Конспект урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" (050715)

В конспекте  урока педагогики "Эстетическое воспитание младших школьников" рассмотренны задачи, формы организации  эстетического воспитания младших школьников. Урок  разработан для ...

Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.

История развития русских наролных инструментов....

«Эстетическое воспитание младших школьников в условиях ГПД»

Это организация жизни и деятельности детей,способствующая развитиюиэстетических чувств ребенка....

«Эстетическое воспитание младших школьников в условиях ГПД»

Это организация жизни и деятельности детей,способствующая развитиюиэстетических чувств ребенка....