Социальные потребности
классный час по теме
У любого человека есть потребности. В еде, жилище, одежде - низшие или потребности первого порядка; театр, чтение - духовные или потребности второго порядка, а что же такое социальные потребности? Каждый человек, за редким исключением, нуждается в любви, дружбе, лидерстве. Вот об этом и поговорим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальные потребности - потребность в дружбе, любви, лидерстве. | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час « Социальные потребности людей»
Подготовил преподаватель А.В. Лукьянова
« Каждый человек стоит ровно столько, сколько стоит то, о чём он хлопочет», иными словами, человеческую личность определяют его потребности.
Человек редко осознаёт свои исходные потребности. Восприятие и оценка информации всегда окрашена какой-то эмоцией – положительной или отрицательной.
Наряду Рядом с физическими потребностями, удовлетворяемыми при помощи внешних благ, свободных и хозяйственных, в человеке нарождаются психические потребности. Данные человеку органы чувств прежде всего служат целям его самосохранения. Обоняние и вкус испытывают принимаемое в виде пищи, чтобы в организм не попало то, что способно повредить жизни, обоняние, зрение и слух дают знать о близости добычи или опасности. Но постепенно упражнение предохранительных органов дает человеку наслаждение независимо от их первоначальной цели. Конечно, зрение не имеет своим назначением доставлять человеку наслаждение видом моря или солнечного заката, но оно способно доставлять удовольствия. Точно так же и слух, изощренный до того, чтобы воспринимать в шуме нужные для жизни звуки, начинает давать удовольствие самым восприятием гармоничных сочетаний. Зрительные и слуховые ощущения, предназначенные служить средством, превращаются в цель.
Высшее развитие психических сил создает потребности, соответствующие различным элементам душевной действительности, мышлению, чувствам, воле. Это потребности познания, эмоциональных переживаний, творчества. Удовлетворение их зависит от внутренних благ, унаследованных и развитых способностей, но также и от внешнего мира.
Человек, испытывающий психические потребности и стремящийся к их удовлетворению, полнее пользуется жизнью, нежели человек, чуждый им. Для такого человека жизнь представляет большую ценность, но он и сам получает высшую оценку со стороны общества, потому что он способен не только более взять сам от жизни, но и более дать другим.
Пока не удовлетворены физические потребности, мысль, воля, чувства направляются всецело, в силу закона самосохранения, на эту основную задачу. Там, где для обеспеченного человека средства превращаются в цель, там для нуждающегося человека средства должны выполнять свое - первоначальное назначение.
Создавшиеся психические потребности отражаются на физических потребностях. Под влиянием психического момента последние преобразуются. Потребность принять известное количество питательных веществ превращается в потребность опрятно или даже изящно убранного стола, чистой посуды, хорошо приготовленных блюд, застольной беседы. Потребность в жилище, предохраняющем от потери тепла, превращается в потребность "своего угла", обставленного, хотя бы скромно, но соответственно внутреннему миру хозяина.
Там, где дикий человек отлично удовлетворит свое чувство голода, нисколько не стесняясь видом пищи, и способом ее изготовления, там культурный человек может остаться совершенно неудовлетворенным, потому что вполне годный для питания кусок станет поперек горла.
Свое представление о нормах общественной жизни человек формирует на основе потребности следовать тем или иным эталонам поведения.
Особое значение для обучения имеет стремление человека к компетентности. Только на базе этой потребности формируется высокий уровень профессионализма, мастерство. Удовлетворение этой потребности порождает радость по поводу своего умения. За счет этих положительных эмоций даже самая рутинная деятельность приобретает привлекательность. В школе радость познания, узнавания нового должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь. Это делает учение успешным и интересным. Удовлетворение потребности в компетентности положительно влияет на формирование характера человека. Высокий уровень компетентности делает его уравновешенным, уверенным, спокойным, самостоятельным, независимым.
Люди являются существами социальными, обладающими потребностью в сближении и общении друг с другом. Социальные взаимодействия осуществляются разными способами — в виде формальных отношений на работе, с людьми из профессионального сервиса (строители, юристы); неформальных взаимоотношений (любовь, семейные связи, дружба).
Тем не менее, хотя мы в социальных рамках почти всегда окружены людьми, часто возникает ощущение изоляции. Семьи стали меньше, число родителей-одиночек увеличивается, а каждый третий брак распадается. Большая семья встречается всё реже, растет одиночество.
Самое важное в ваших потребностях — их наличие. Совершенно "естественно" выходить по вечерам из дому и встречаться с людьми.
Каковы ваши социальные потребности?
Прежде, чем идти дальше, рассмотрим ваши социальные потребности. Ответьте письменно на следующие вопросы.
1. Какова ваша социальная жизнь? Как вы контактируете с другими людьми? Какого рода социальная активность вам приятна?
2. Удовлетворены ли вы своей социальной жизнью? Если нет, как следовало бы ее изменить?
3. Что мешает удовлетворять социальные потребности?
4. Какую часть вашей социальной жизни вы бы хотели
изменить прежде всего?
5. Что вам нужно для этого делать? Каков первый шаг?
Ваше самоуважение
Ваше самоуважение тесно связано с удовлетворением социальных потребностей. Как только вы начинаете верить, что заслуживаете лучших, чем сейчас, социальных взаимоотношений, ваше самоуважение расцветает.
Грубо говоря, социальные потребности выполняют следующие функции:
· Общение. Беседа (включая короткий разговор), обмен информацией и идеями, обсуждение.
· Любовь и поддержка. Ощущение достоинства, заботы о себе, своей ценности.
· Чувство принадлежности. К семье, сообществу, к соседям, рабочему коллективу, группе специалистов, социальной группе и тд.
· Разумные виды общественной активности. Это может быть благотворительность, украшение сада и дома, общественное служение, забота о людях.
Приведу несколько способов удовлетворения этих потребностей. Оцените, какой вам понравился больше, и начните с него.
Перестаньте ждать.
Ваши социальные нужды не будут удовлетворяться волшебным образом. Нужно полагаться только на себя. Если вы пассивны в социальной жизни, завидуете удаче других людей, вы проявляете бессилие. Перестаньте ждать чего-то и делайте первый ход. Берите всё в свои руки прямо сейчас.
Проявите инициативу.
Подымите трубку и позвоните кому-нибудь, поговорите с кем-либо по работе. Первые несколько раз это страшновато, но потом будет легче. Если вы хотите пригласить кого-нибудь в кино, сделайте это. Исходите из того, что с вами приятно проводить время.
Не усердствуйте.
Не нужно убеждать каждого, что вы интересный, веселый, смелый, талантливый или богатый. Чувствуйте себя свободно, общаясь с людьми. Считайте, что вы им нравитесь, и этого не требуется доказывать. Часто мы чрезмерно стремимся произвести впечатление, форсировать события. Расслабьтесь и дайте делу естественный ход. Не пытайтесь построить реальность по своему желанию. Люди не любят слишком жесткого контроля, поскольку подозревают, что ими манипулируют.
Внимательно выслушивайте.
Люди любят, когда их слушают. Но слушать умеют очень немногие. Мы почти всегда готовим свое следующее заявление, аргумент или факт во время речи собеседника. Хорошие слушатели всегда популярны, потому что помогают людям выразить себя, усиливают ощущение безопасности. Никто не удовлетворен тем, как его выслушивают. Хороший собеседник — подарок судьбы.
Разговаривайте по очереди.
С другой стороны, люди плохо себя чувствуют с теми, кто ничего не рассказывает о себе. Если вы только слушаете, вы никогда не проболтаетесь, всегда неуязвимы, и другие подумают, что вы им не доверяете, почувствуют себя отвергнутыми, решат, что не нравятся собеседнику. Дайте им шанс выслушать вас.
Будьте самим собой.
Мы часто притворяемся, потому что не уверены в себе. Если вы трясетесь от страха, когда встречаете нового человека, вы можете признать, немножко шутливо, что волнуетесь или смущены. Отношения обычно улучшаются, когда вы искренни. Это не означает длинного монолога об ужасном детстве при первой же встрече, что вызывает у беседующего с вами панику. Будьте самим собой и одновременно не забывайте, что рядом есть другой человек.
Будьте реалистичны.
Вы можете представить себе, как будет выглядеть вечеринка, свадьба или "междусобойчик" на работе. Это прекрасно — фантазия полезна для организации социальной жизни. Однако, если оценки нереалистичны, разочарование неизбежно, исчезнет желание предпринимать новые попытки. Ваши ожидания возможных социальных достижений должны быть реалистичны.
Будьте внимательны к другим.
Если вы приглашаете людей различных происхождений, религий, социальных слоев на общую встречу, будьте внимательны к ним. Например, не приглашайте евреев на ужин в пятницу: у них Шабат. Соблюдайте деликатность в своих инициативах.
Не бросайте дело.
Некоторые делают только одну попытку, а затем бросают, если не получилось сразу. Между тем, чтобы чего-то добиться, надо испробовать много подходов. Соберите группу из разных людей и понаблюдайте за их общением между собой. Нужно время, чтобы найти оптимальный состав компании для торжественного обеда или загородной прогулки.
Встреча с новыми людьми
Встреча с новыми людьми может быть кошмаром для каждого, кто болезненно робок или неуклюж в обществе. В действительности, есть только один выход — не избегать общения, и постепенно вы станете чувствовать себя увереннее. И так будет обязательно, когда начнет расти ваша социальная сеть. Вот несколько советов.
Стремитесь к новому.
Посещайте вечерние занятия, найдите для себя новый вид спорта, зайдите в ресторан, в котором раньше не бывали, запишитесь в ассоциацию по интересам (например, фильмы 30-х годов или шахматы).
Вступайте в беседу.
Это часто нелегко, но если есть возможность (чтение ежедневной газеты, посещение выставки, летней распродажи, бассейна) — беседуйте с людьми. За таким стремлением не должно быть глубокого расчета, и не следует изливать жалобы на первого встречного. Но если вы можете проявить чувство юмора, собеседники оценят вашу положительную энергию.
Держите глаза открытыми.
Ищите единомышленников по работе, остроумных людей в вечернем классе, подруг в своем женском клубе. Как только начнете искать, найдете широкий круг людей для общения. А у них есть друзья, братья, коллеги, семьи — со временем вы с ними тоже встретитесь.
Будьте терпимы.
Очень легко отказаться от продолжения отношений с человеком после первого контакта. Есть множество предрассудков об акценте, одежде, цвете кожи, возрасте, физической форме, сословной принадлежности. Отбросьте свои предрассудки и попробуйте понять человека. Дайте ему время открыться — не списывайте его со счетов сразу. Ошибиться очень легко. Чтобы узнать людей, нужно немало времени. Здесь нередки сюрпризы.
Встречайтесь с людьми на работе
Если вы работаете, то проводите немало времени на службе. Возможно, вы человек замкнутый и трудитесь только ради денег или же увлечены своим делом и завязываете дружбу с коллегами. В любом случае, работа может удовлетворять социальные потребности.
· Если вы осознаете важность своей работы и привязаны к ней, вы удовлетворяете глубокую потребность в личных достижениях. Например, вы проводите всю жизнь, изготавливая маленькие бумажные зонтики для коктейля. Трудно считать такую работу очень важной и ожидать положительного воздействия на чувство самоуважения. Но даже если вы делаете эти пустяковые зонтики, вы можете одновременно ухаживать за чужим ребенком, вскапывать сад старику, делать покупки для больного. Такого рода активность вовсе не односторонняя, она удовлетворяет вашу потребность в контактах с людьми, в работе, которая им нужна.
В заключении хотелось бы сказать, если вы выберете работу по душе, с удовольствием будете выполнять свои обязанности, то тогда можно считать, что вы не будете работать ни одного дня, так как всё что вы делаете с удовольствием нельзя считать работой. Попробуйте переубедить меня ?!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда
Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...
Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...
Опыт формирования социального интеллекта детей с особыми образовательными потребностями Мотивация познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями на уроках математики в профессиональном лицее
В настоящее время внимание к математическому образованию усиливается во многих странах мира. Изучение основ математики становится всё более существенным элементом обще...
Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...
Оценка и планирование потребности пациента в медико-социальном уходе
Целью мультимедийного сопровождения лекционного занятия является повышение эффективности учебного процесса при изучении темы «Оценка и планирование потребности пациента в медико-социальном уходе...
Педагогические методы взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Инклюзивное образование – это совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможност...
Методическая разработка по теме: «Потребность пациента в движении», Презентация к теоретическому занятию "Потребность пациента в движении".
Методическая разработкапо теме: «Потребность пациента в движении»МДК.04.01 «Теория и практика сестринского дела»ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИ...