Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории
учебно-методический материал по теме
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности. Проблемная ситуация является главным средством активизации учебной деятельности студентов, способствующим формированию навыков самостоятельной работы и потребности в самообразовании. Как я это делаю? В начале учебного занятия создаю проблемную ситуацию, которая в словесном выражении составляет содержание учебной проблемы. Затем вовлекаю студентов в самостоятельную работу по анализу, сравнению, обобщению и поиску ответа на проблемный вопрос. На этом этапе стараюсь рационально сочетать значительное количество разнообразных заданий. В ходе третьего этапа осуществляю рефлексию у студентов в виде эвристическая беседа или работы студентов с организационно-деятельностной картой. Учебные занятия проблемно-развивающего характера всегда динамичны и проходят в атмосфере интеллектуального подъёма, так как самостоятельная мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным принятием решения всегда вызывает личное переживание студента, его эмоциональную активность, совместно со студентами стараемся правильно разрешить все противоречия в ходе урока. Воспитательный потенциал данных учебных занятий стимулирует интерес и мотивацию к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план учебного занятия | 94.5 КБ |
презентация | 300 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено
на заседении ПЦК
ОГСЭ дисциплин
Протокол № 105 от 17.10.2011 г.
Председатель ПЦК
_____________Борисенко И.М.
План занятия
Дата проведения: 28.10. 2011 г. Группа Ш- 41, курс 4
Дисциплина: Основы экономики
Специальность: 050709 Преподавание в начальных классах
Тема занятия: Ресурсы и потребности как
важнейшие экономические категории
Цели занятия:
Образовательные:
- изучение проблемы ограниченности ресурсов, определение роли и значения взаимодействия ресурсов и потребностей в развитии современной цивилизации;
- обобщение и систематизация знании о таких экономических категориях как ресурсы и потребности.
Методическая:
- реализация в ходе урока методов и приёмов проблемного обучения
Задачи занятия:
Воспитательные и развивающие:
- продолжить формировать общеучебные умения и навыки (сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы), навыки самостоятельной работы, навыки устной речи, развивать экономическое мышление;
- способствовать дальнейшему формированию компетенций (бережливости, экономичности, эффективности, рациональности) и чувства ответственности за будущее своей страны (общества) и мира.
Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведёт к гибели человеческой цивилизации
Тип занятия: занятие усвоения новых знаний
Форма (вид) проведения: смешанная (лекция с элементами эвристической беседы; организация самостоятельной работы студентов поискового типа в ходе изложения нового материала)
Межпредметные связи:
- Экологические основы природопользования. Тема: Рациональное природопользование РФ.
- Психология. Тема: Мотивация поведения человека.
- Материаловедение. Тема: Знакомство с материалами и проблема выбора.
Квалификационные требования к знаниям, умениям и навыкам:
Студенты должны знать: экономические категории: ресурсы, потребности, ограниченность ресурсов, проблема выбора, альтернативные затраты.
Студенты должны уметь: определять взаимодействие потребностей и ресурсов, анализировать рисунок (Потребности - ресурсы), самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы, вырабатывать принципы экономического поведения в соответствии с условиями конкретной действительности.
Оснащение урока:
- Видеокарта РФ.
- Видеоролик речи В.В.Путина.
- Мультимедийное обеспечение, презентация Power Point (слайды «Виды глобальных проблем», «Всемирный конгресс в Рио-де-Жанейро», «Прогноз зарубежных и российских учёных», «Рецепты экономического благополучия» и другие).
- Дидактический раздаточный материал.
Литература:
Липсиц И.В. Экономика в 2-х частях. Ч.1. - М.: «Витта-пресс», 2007.
Часть 1, глава 1, параграф 3
Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Краткий курс. – М.: «Центр - Академия», 2007.
Глава 3, пункт 3.5.
Структура и содержание занятия
№ п/п | Структурный элемент занятия Методы | Содержание занятия (деятельность преподавателя и студентов) | Время | Примечание |
1. | Организацион-ный момент Методы:
| Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
готовность к уроку. | 2 мин | 12.15-12.17 |
2. | Формулирование темы, оформление плана, целеполагание, Сообщение домашнего задания Методы:
| Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
План:
Домашнее задание: Выполнить контрольную работу № 1 Липсиц И.В. Экономика в 2-х частях, ч.1., гл. 1-3. | 9 мин | 12.18-12.27 |
3. | Актуализация опорных знаний студентов Методы:
| Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
| 4 мин | 12.28-12.32 |
4. | Изложение материала Методы:
| Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
| 40 мин | 12.33-13.07 |
5. | Обобщение, систематизация и закрепление изученного материала Методы:
| Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
| 20 мин | 13.08-13.28 |
6. | Анализ и оценка знаний студентов по теме Методы:
| Деятельность преподавателя:
Деятельность студентов:
| 3 мин | 13.29-13.32 |
7. | Подведение итогов урока Методы:
| Деятельность преподавателя:
| 2 мин | 13.33-13.35 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
28 октября 2011 года Тема: Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории План: Потребности: понятие, виды, значение Ресурсы: классификация, проблема ограниченности и её значение Домашнее задание: Липсиц И.В. Экономика: книга 1. – М.: Вита-Пресс, 2007. – Глава 1, параграф 3 (читать); выполнить к/р № 1.
«Курьер ЮНЕСКО» … В нынешнем веке огромный прирост населения привел к чрезмерной эксплуатации природных ресурсов и к такому загрязнению атмосферы, что сама жизнь наших потомков оказалась под угрозой… Мир живет в условиях глобальных проблем…
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ это проблемы, связанные с природными, природно-социальными и чисто социальными явлениями, возникшими в ходе развития современной цивилизации; имеют общепланетарный характер воздействия на экономические, социальные, биологические, технологические и другие системы, а по способам их решения требуют усилий мирового сообщества
ОСНОВНЫЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ ОТРИЦАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ОТЧУЖДЕНИЕ ) НЕГРАМОТНОСТЬ БОЛЕЗНИ ВЕКА ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА НЕРАВНОМЕРНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
Всемирный конгресс по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь 1992 года, 180 стран); основные выводы: экономическая система, ориентированная на неограниченный рост, не учитывает экологические ценности и ущерб характер производства и потребления подрывает системы жизнеобеспечения земли углубляется неравенство между бедными и богатыми; 75% человечества ведёт борьбу за выживание взрывоопасный рост населения, преимущественно в развивающейся части мира
ПРОГНОЗ ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ ЭКСПЕРТОВ на рубеже 20-30 годов XXI века человечество столкнётся с целым рядом серьёзных ограничений: исчерпание основных ресурсов страны; демографический взрыв; необратимые последствия техногенного разрушения природы…
Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации
1943 год, США, Абрахам Маслоу «Пирамида потребностей» ? Социальные потребности Биологические потребности Потребность в самореализации
Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства; с. 66-68 Конкретизируй схему: ПОТРЕБНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛИЧНЫЕ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ГРУППОВЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации
Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства; с. 14 Заполни схему: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (ресурсы, «вовлеченные» в производство) ЗЕМЛЯ ТРУД ? ? ? ? ? КАПИТАЛ ? ? ?
Липсиц И.В. Экономика: Книга 1., с. 29 Анализируем Рис. 1-6. Каковы причины возникновения ограниченности природных ресурсов? Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся ресурсов всех видов для производства того объема благ и услуг, который люди хотели бы получить; т.е. ограниченность не в физическом смысле (в природе), а в экономическом смысле (относительно человеческих потребностей)
Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации
Липсиц И.В. Экономика: Книга 1., с. 30- 31 к онкретизируй схему (устно) : ОГРАНИЧЕННОСТЬ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛИ ТРУДА ? ? ? ? ? КАПИТАЛА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ?
Последствия ограниченности ресурсов: закрепление экономических ресурсов в собственность (право владеть, использовать и распоряжаться) развитие науки и техники (появление товаров-заменителей) проблема выбора (цена выбора)
Альтернативные затраты (цена выбора) – ценность для человека наиболее предпочтительных из благ, получение которого невозможно при избранном способе использования ограниченных ресурсов; потеря тех благ, которые стали не доступны при определенной комбинации в выборе ресурсов .
Проблемное задание: Докажите или опровергните утверждение о том, что ограниченность ресурсов ведет к гибели современной цивилизации
«РЕЦЕПТЫ» ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОРАЗУМИЯ: Рациональный выбор потребностей Эффективное распределение ресурсов Разумное использование факторов производства Труд не только для личной выгоды, но и для общего блага Соблюдение экологических норм и ценностей Совершенствование форм и методов экономической деятельности Помнить о цене выбора
Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой… Адам Смит Развитие специализации Развитие торговли Совершенствование форм и методов экономической деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЧАСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Краткая характеристика технологии и условия реализации ее на занятиях...
Методическая разработка учебного занятия с использованием современных педагогических технологий для профессии 23.01.03 Автомеханик
Занятие по изучению трудовых приемов и операций по профессии Автомеханик...
Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...
Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а
Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...
Использование проблемного обучения на уроках русского языка
Использование проблемного обучения на уроках русского языка...
Статья на тему «Организация проблемного обучения на уроках технологии»
laquo;Организация проблемного обучения на уроках технологии»...
Методическая разработка "Использование современных образовательных технологий в учебном и воспитательном процессе: проблемное обучение, ролевая деловая игра"
В работе представлен конспект занятия по теме «Дорожно-транспортный травматизм (общая характеристика). Правовые аспекты оказания доврачебной помощи пострадавшим при ДТП» - Делов...