Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)
методическая разработка на тему
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – это не обязательно воспитание именитого композитора, писателя или художника, а лишь одна из составляющих гармоничного и всестороннего развития личности. Возможно, в процессе творчества у малыша откроются определенные таланты, развивая которые он придет к знаменитости. Если нет – он просто получит удовольствие от процесса развития и овладеет определенными, необходимыми ему в жизни навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya-lysova.docx | 24.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Н Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Приокского района «Созвездие»
Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе
(Методические рекомендации)
Автор-составитель: Лысова Светлана Дмитриевна,
педагог дополнительного образования высшей категории
г.Нижний Новгород
2013
Введение
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.
Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – это не обязательно воспитание именитого композитора, писателя или художника, а лишь одна из составляющих гармоничного и всестороннего развития личности. Возможно, в процессе творчества у малыша откроются определенные таланты, развивая которые он придет к знаменитости. Если нет – он просто получит удовольствие от процесса развития и овладеет определенными, необходимыми ему в жизни навыками.
Зачастую родители ограничивают творческую деятельность малыша, боясь, что кроха испортит, испачкает что-то в квартире. Но при правильной организации творческий процесс формирует такие навыки как аккуратность и порядок.
Важно познакомить ребенка с материалами для творчества в самом раннем возрасте и постоянно сопровождать процессы познания этих материалов ребенком. Пробуя, творя, малыш не только учится созидательной деятельности, чувственности, развивает воображение и пространственное мышление, он дает Вам материал для психологической диагностики своей личности.
Творческий процесс - не стихийный или бессознательный акт. Он зависит от способностей, характера и темперамента человека, его идейной направленности и уровня знаний. Определяющее значение в творческом процессе имеет сознательная деятельность человека, его целеустремленность.
Предполагая существование творчества, творческого процесса и творческой деятельности, следует задать вопрос о возникновении и развитии этих явлений.
Существуют две главные точки зрения, касательно этого опроса: одна из них говорит о врожденности творческих способностей, другая - о их приобретенности.
О врожденности способностей можно утверждать на основе их повторения у потомков выдающихся людей. При выраженных способностях родителей с большей вероятностью создаются благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды.
Вторая точка зрения утверждает, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культурной среды, в которой воспитывается ребенок. Характер культуры влияет как на тип креативности, так и на процесс ее развития.
Поколения, жившие до нас, относились к творческому развитию детей более серьезно. В дворянских семьях обязательно давали детям музыкальное воспитание, учили пению, игре на инструментах, рисованию, танцам. Позже, когда начали работать музыкальные школы, попасть в них мог не каждый ребенок. Чтобы удостоиться этой чести, следовало сдать вступительный экзамен. По результатам экзамена строгие преподаватели определяли, имеет ли претендент способности к музыке, стоит ли тратить время на его обучение. Родители прикладывали все усилия, чтобы дать детям музыкальное воспитание и образование: это говорило о хорошем вкусе родителей и определяло степень их заботы о детях.
Использование игровых технологий при формировании интереса у юных «танцовщиков» к творчеству
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно - образовательной работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность.
Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать диафильмы.
Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Также можно перед игрой показать различные спектакли. Педагог должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции игры:
1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения;
2. Функция формирования творческих способностей;
3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.
Организовать и провести игру – задача достаточно сложная. Можно выделить следующие основные условия проведения игр:
1. Наличие у педагога определенных знаний и умений.
2. Выразительность проведения игр. Это обеспечивает интерес детей,
желание слушать, участвовать в игре.
3. Необходимость включение педагога в игру.
4. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей.
5. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
6. Использование в игре наглядности, что обеспечивает интерес у детей.
Любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием. Так же и творчество – это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Но этот интерес легко притупить небольшим нажимом. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения. Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз поиграем «подольше», чтобы впереди была приятная перспектива – завтрашняя радость, интерес.
Правила игры
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение: и ваше, и его. Понаблюдайте, как довольны, бывают дети, если им удастся нас рассмешить или обрадовать.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.
3. Развивающие игры – игры творческие.
4. Увлечения детей приходят «воинами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» об игре.
5. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, придумывайте, фантазируйте.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
5. Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методичесская разработка: "Творческое развитие обучающихся посредством использования игровых технологий на занятиях"
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги...
Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)
Использование воспитательных технологий для формирования в детском коллективе мотивации на успех и победу в спорте (Телевных Е. А.)...
Использование игровой технологии на уроке по дисциплине обществознание тема " Человек и его деятельность"
Урок " Человек и его деятельность" проведен на начальном этапе изучения дисциплины "Обществознание". Идея данного урока заключается в возможности актуализировать прежние знания,умения,навы...
Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе
quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПО.
Статья посвящена проблеме развития коммуникативных компетенций на занятиях по родному языку в строительном колледже. В связи с тем, что эффективная деятельность строителей во ...
Статья "Использование игровых технологий в преподавании МДК теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников у студентов СПО"
СТАТЬЯ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ МДК ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ У СТУДЕНТОВ СПО"...
Методические рекомендации Использование игровых технологий в повышении мотивации к обучению у старших подростков
в статье рассматриваются причны снижения мотивации к учению у старших подростков.предлагаются 10 кратких конспектов занятий с использованием инровых технологий для групповой работы со старшими подрост...