Рабочая программа ЕН.02 Экологические основы природопользования (регион)
рабочая программа

Региональный компонент 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл en.02_eop_regionalnyy_komponent.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 «УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Специальность:

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

Укрупненная группа специальностей:

21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

Уровень подготовки: базовый

2019

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (базовая подготовка).

Организация – разработчик: БУ «Урайский политехнический колледж»

Разработчик: Шимова Анастасия Владимировна, преподаватель экологии БУ «Урайский политехнический колледж»

РАССМОТРЕНА

на заседании кафедры

Естественнонаучных дисциплин

Протокол №

от

«

»

20

19

г.

Руководитель кафедры

/

А.В. Шимова

/

подпись

ФИО


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        11


1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ЕН.02  «Экологические основы природопользования»

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, входящей в состав укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовки работников в области технологии продукции общественного питания при наличии среднего (полного) общего образования.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Экологические основы природопользования» входит в естественнонаучный цикл, относится к естественнонаучным дисциплинам.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

- выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплин

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

лабораторные занятия

*

практические занятия

10

контрольные работы

*

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

*

Реферат, составление схем, презентации, домашняя работа

16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Предмет, специфика, цель и задачи дисциплины. Структура экологии.

Содержание учебного материала

2

1

Предмет, специфика, цель и задачи дисциплины. Структура экологии. Основные понятия и определения. Отраслевые методы региональной экологии.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад на тему «Значение экологии в моей профессии»

1

Раздел 2. Особенности взаимодействия природы и общества

Тема. 2.1 Природные ресурсы и pациональное природопользование

Содержание учебного материала

4

1

Природно-ресурсный потенциал и факторы его сохранения. Классификация природных ресурсов. Проблемы использование природных полезных ископаемых.

Эколого-экономические аспекты использования невозобновимых ресурсов.

Современные особенности природно-ресурсного потенциала Сибири и Крайнего Севера. Климатические  ресурсы.  Земельные  ресурсы.  Леса.  Ресурсы  пресной  воды. Минеральные ресурсы.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Составить схему «Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы»

Реферат  «Особенности использования агроклиматических ресурсов региона».

Тема. 2.2 Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами

Содержание учебного материала

4

1

Понятие «загрязнение». Основные загрязнители, их классификация. Воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные пути миграции и накопления в биосфере  токсичных и радиоактивных веществ.  

"Зеленая" революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Способы ликвидации последствий заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Современное природопользование и экологические проблемы ХМАО - Югры.

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат по теме «Причины возникновения экологических аварий и катастроф»

Разработать презентацию «Чернобыльская катострофа»

1

1

Раздел 3.Охрана окружающей среды

Тема 3.1.Рациональное использование и охрана атмосферы.

Содержание учебного материала

2

2

Загрязнение атмосферы предприятиями пищевой промышленности. Последствие загрязнение и нарушения  газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха.

Самостоятельная работа обучающихся:

Презентация по теме «Выбор методов, технологий и аппаратов утилизации нефтегазовых выбросов в ХМАО - Югра»

2

Тема 3.2 Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

Содержание учебного материала

2

2

Загрязнение гидросферы предприятиями пищевой промышленности. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их  истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод. Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы. Северный  морской  путь. Нефтегазовые  месторождения  шельфа  и  их  освоение.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему «Замкнутые циклы использования воды»

1

Тема 3.3 Рациональное использование и охрана недр и земельных ресурсов.

Содержание учебного материала

2

2

Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад на тему: «Экологическое состояние почвенного покрова ХМАО»

2

Тема 3.4 Рекреационный комплекс

Содержание учебного материала

2

1

Рекреационные ресурсы планеты. Рекреационное природопользование: отдых, туризм и маршрутный отдых. Типы рекреационных территорий. Влияние рекреаций на живую природу. Дачное строительство. Экологическая оптимизация рекреации.

Самостоятельная работа обучающихся

Разработать презентацию по теме «Туризм в Кондинском районе»

1

Тема 3.5 Заповедное дело

Содержание учебного материала

2

1

Виды особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, государственные природные заказники, памятники природы, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Задачи государственных природных заповедников.

Мероприятия  по  охране среды (в том числе, заповедники и заказники), по сохранению тундр и притундровых лесов, рациональному использованию природных богатств, созданию благоприятных условий жизни населения.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка презентации «Заповедники и национальные парки мира»

1

Тема 3.6 Методы и организация комплексного экологического мониторинга.

Содержание учебного материала

2

2

Понятие «мониторинг». Виды экологического мониторинга. Аэрокосмический мониторинг. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды.

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад по теме «Методы биоиндикации загрязнений наземных и водных экосистем»

1

Раздел 4. Правовые и социальные вопросы природопользования

Тема 4.1 Правовые вопросы природопользования

Содержание учебного материала

2

1

Закон российской федерации «Об охране окружающей природной среды». Нормативные акты по рациональному природопользованию. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. Региональная экологическая политика.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить конспект на тему «Уровни  экологической  политики: Региональный, локальный в ХМАО-Югра».

1

Тема 4.2 Административно-правовые  механизмы  управления  природоохранной деятельностью

Содержание учебного материала

2

1

Экологические стандарты, нормативы и лимиты.  Оценка  воздействия  на  состояние

окружающей  среды (ОВОС).  Экологическая  экспертиза.  Экологический  аудит.

Экологическая  паспортизация.  Экологическая сертификация. Экологическое лицензирование.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить реферат по теме «Методы определения экологической пригодности выпускаемой продукции»

1

Тема 4.3 Региональные аспекты состояния природной среды.

Содержание учебного материала

2

1

Региональные аспекты состояния природной среды. Принципы формирования региональной экономической политики. Эколого-хозяйственные приоритеты. Особенности структуры и энергетики сельскохозяйственных экосистем. Проблемы мелиорации земель. Представления об экологически оптимизированных агроценозах. Экологически "чистые" продукты и пути решения проблемы улучшения структуры питания населения.

Организация городской и сельской среды. Решение транспортных проблем. Борьба с шумом. Захоронение и переработка отходов в регионе.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклад «Экологическое состояние городов в ХМАО - Югре»

1

Тема 4.4 Городские и промышленные экосистемы.

Городские и промышленные экосистемы. Безотходные и малоотходные производства, внедрение биотехнологий. Удаление отходов. Основные проблемы природопользования в России

2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Реферат по теме «Современная биотехнология переработки нефтегазовых отходов»

1

Дифференцированный зачет

2

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологических основ природопользования».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования»;

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор;
  • мультимедийная доска;
  • аудиоаппаратура.

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Константинов, В. М. Экологические основы природопользования/В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе – М.: Академия, 2010. – 240 с.

Дополнительные источники:

1. Протасов, В. Ф. Экологические основы природопользования: учебное пособие / В. Ф. Протасов – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014. – 304 с.

Интернет-источники:

1. www. ecokub.ru - коллекция цифрового образовательного ресурса. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. ecokub.ru

2. www.mnr.gov.ru - официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http:// www.mnr.gov.ru

3. www.ecoline.ru/mc - описание проектов, методические материалы, статьи, тексты нормативно-правовых актов в области ГЭЭ и ОВОС, экологического менеджмента, мониторинга ОС, обращения с отходами. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.ecoline.ru/mc


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, устных и письменных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

Текущий контроль

Устный опрос

анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

Текущий контроль

Защита реферата

выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

Текущий контроль

Защита презентации

определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

Текущий контроль

Защита реферата

оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте;

Текущий контроль

Устный опрос

Знания:

виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

Текущий контроль

Тестирование

задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

Текущий контроль

Защита презентации

основные источники и масштабы образования отходов производства;

Текущий контроль

Устный опрос, защита реферата

основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

Текущий контроль

Письменный опрос

правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

Текущий контроль

Устный опрос

принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;

Текущий контроль

Устный опрос, защита доклада

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды

Текущий контроль

Письменный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» для специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» по профессии 35.01.24 Управляющий сельской усадьбой

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе рабочей программы по учебной дисциплине по программа...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" по специальности 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)  в вариативной части в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.10 Туризм базов...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Рабочая программа учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»...