Занимательная физика 5 класс
календарно-тематическое планирование

Пивоварова Наталья Викторовна

В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования в режим работы школы введены часы внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.      Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы включает внеурочную деятельность, позволяющую осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:

   а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

   б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

   в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Предлагаемая Программа по курсу внеурочной деятельности «Физика на кухне» имеет общеинтеллектуальное направление.

 В основе построения данного курса лежит идея гуманизации естественнонаучного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит проблемное и проектное обучение.     

    Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_fizika_5_klass.docx33.19 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки города Москвы

ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2098 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.М.ДОВАТОРА»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол № 1

от « » ___________

руководитель МО

_________/Сиротин В.Г.

СОГЛАСОВАНА

зам. директора

Мисюра Е.Г./_______/

«….» …… 20___ г.

УТВЕРЖДАЮ

директор

Перфилова Н.Р./_______/

«….» …… 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»

5 классы

Москва, 2023 г.

Пояснительная записка

В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования в режим работы школы введены часы внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы включает внеурочную деятельность, позволяющую осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:

а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Предлагаемая Программа по курсу внеурочной деятельности «Физика на кухне» имеет общеинтеллектуальное направление.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации естественнонаучного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит проблемное и проектное обучение.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом естественнонаучного образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для дальнейшего изучения физики в 7 – 9 классах.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. И ознакомление школьников с методами научного познания наиболее эффективно проводить на ранней ступени изучения физики.

«Почему?» Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ученик сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет его. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества. Чтобы развить интерес к физике, желание творить и экспериментировать, разработана программа «Физика на кухне» для младших школьников в системе внеурочного образования. Школьники 11-12 лет готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит старших классах. В данном курсе изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Ученик становится субъектом процесса обучения, учится самостоятельно и осознанно приобретать знания из различных источников – собственного жизненного опыта, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телепередачи, из рассказа учителя или одноклассников. Главное – развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.

Серия экспериментов подобрана таким образом, что для их проведения не нужны специальные физические приборы и оборудование, да и вообще, их можно проводить у себя дома на кухне.

Целями изучения курса являются:

  1. развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на чисто описательном уровне, не требующего установление причинно-следственных связей;
  2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
  3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.

Задачи:

  1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения проблем, подведение итогов и формулировка вывода);
  2. приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, звуковых и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  3. формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
  4. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  5. пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Общие предметные результаты:

  1. получить феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
  2. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме;
  • научиться наблюдать физические явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
  • научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
  1. умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений;
  2. формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
  3. развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
  4. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
  5. умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

Метапредметные результаты:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  2. овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
  3. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  4. приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  5. развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  6. освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  7. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Личностные результаты:

  1. сфорсированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  2. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  3. мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  4. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
  5. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
  6. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;

Программа курса предусматривает формирование у школьников, следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Программа курса «Занимательная физика» по внеучебной деятельности реализуется в 5 классах, участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения. Изучение построено из расчета 1 час в неделю (36 часов). Промежуточная аттестация проводится в форме устного опроса (3-5 минут).

Основной формой работы по данной внеучебной деятельности являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов, а также просмотр мультфильмов развивающего характера из серий «Фиксики», «Почемучка», «Пин-Код» и др.

Опыты и эксперименты носят как демонстрационный, так и фронтальный характер, предполагающий парную или групповую работу. Материалы курса могут использоваться на уроках физики.

Тематический план

5 класс

№ п/п

Раздел/тема

Кол-во часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Основные направления воспитательной деятельности

1

Введение

7

Библиотека – всё по предмету «Физика».

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам.

Цифровые образовательные ресурсы.

Электронные учебники по физике.

Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика».

Познавательная деятельность, исследовательская деятельность

2

Физические величины и их измерения

17

Видео опыты на уроках. http://fizika-class,

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам.

Цифровые образовательные ресурсы.

Электронные учебники по физике.

Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика».

Познавательная деятельность, исследовательская деятельность

3

Световые явления

39

Видео опыты на уроках. http://fizika-class,

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам.

Цифровые образовательные ресурсы.

Электронные учебники по физике.

Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика».

Познавательная деятельность, исследовательская деятельность

4

Звуковые явления

7

Видео опыты на уроках. http://fizika-class,

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам.

Цифровые образовательные ресурсы.

Электронные учебники по физике.

Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика».

Познавательная деятельность, исследовательская деятельность

Содержание программы курса:

1. Введение (7 ч)

Природа и ее явления. Физика– наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Техника безопасности на занятиях, первичный инструктаж.

4. Физические величины и их измерения (17 ч)

Механические явления

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Пространство.

Тепловые явления

Температура. Термометры. Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Плавление и отвердевание. Испарение и кипение.

Звуковые явления

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Световые явления

Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света. Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Цвета. Смешивание цветов.

ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ФИЗИКА

ВВЕДЕНИЕ

1

Мир, в котором мы живём

2

Явления окружающегося мира

3

Мы – наблюдатели (как естествоиспытатели познают мир)

4

Наблюдение и описание явления. Практическая работа № 1

5

Проведение простого эксперимента. Практическая работа № 2

6

Проведение простого эксперимента. Практическая работа № 3

7

Для чего человеку нужны научные знания о природе?

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ

8

Тела и вещества

9

Подводят ли нас органы чувств?

10

Измерения и измерительные приборы

11

Измерение линейных размеров тела

12

Измерение линейных размеров тела при помощи линейки. Практическая работа № 4

13

Измерение размеров малых тел при помощи линейки. Практическая работа №5

14

Штангенциркуль. Практическая работа № 6

15

Микрометр. Практическая работа № 7

16

Измерение площади.

17

Палетка. Практическая работа № 8

18

Объём. Практическая работа № 9

19

Мензурка. Практическая работа № 10 «Измерение объёмов веществ при помощи мензурки»

20

Измерение объёма твёрдого тела при помощи мензурки. Практическая работа № 11

21

Масса тела. Измерение массы тела при помощи рычажных весов.

22

Измерение массы тела при помощи рычажных весов и разновеса. Практическая работа № 12

23

Вес тела. Измерение веса тела при помощи динамометра. Практическая работа № 13

24

Измерение времени

СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

25

Солнце-источник жизни на Земле.

26

Источники света

27

Дисперсия света

28

«Видим» ли свет? Прозрачные и непрозрачные тела.

29

Как распространяется свет в однородной среде. Закон прямолинейного распространения света.

30

Камера-обскура. Практическая работа № 14 «Изготовление камеры-обскуры»

31

Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

32

Почему на Земле происходит смена времён года?

33

Тень и полутень. Практическая работа № 15 «Наблюдение тени и полутени предмета на экране»

34

Солнечные затмения

35

Лунные затмения

36

Отражение света

37

Законы отражения света. Практическая работа № 16 «Изучение отражения света от плоского зеркала»

38

Построение изображений в плоском зеркале. Практическая работа № 17

39

Почему не всё можно увидеть в плоском зеркале? Область видения. Практическая работа № 18

40

Где работают плоские зеркала?

41

Изготовление калейдоскопа. Практическая работа № 19

42

Чудесные изображения в сферических зеркалах. Практическая работа № 20

43

Преломление света. Практическая работа № 21 «Закономерности явления преломления света»

44

Преломление света. Построение хода луча при переходе из одной среды в другую

45

Исследование хода луча в плоскопараллельной пластине или в призме. Практическая работа № 22

46

Миражи

47

Линзы. Основные точки и линии линзы.

48

Фокусное расстояние линзы и её оптическая сила. Практическая работа № 23

49

Получение изображений при помощи собирающей линзы. Практическая работа № 24

50

Построение изображений в собирающей линзе. Свойства изображений.

51

Построение изображений в рассеивающей линзе. Свойства изображений.

52

Где работают линзы? Фотоаппарат.

53

Проекционный аппарат. Практическая работа № 25 «Знакомство с устройством проекционного аппарата»

54

Глаз-живой оптический прибор.

55

Зачем нам два глаза? Всегда ли можно верить своим глазам?

56

Близорукость и дальнозоркость. Очки.

57

Приборы, вооружающие глаз человека. Лупа и микроскоп.

58

Приборы, вооружающие глаз человека. Телескоп.

59

Дисперсия света. Приключения солнечного луча в призме.

60

Объяснения цветов прозрачных и непрозрачных тел.

61

Небесные явления и дисперсия света

62

Небесные явления и рассеивание света в атмосфере

63

Невидимый свет. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение

ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

64

Источники звука-колеблющиеся тела

65

Изготовление источника звука. Практическая работа № 26

66

Основные характеристики звука

67

Как распространяется звук в различных средах? Практическая работа № 27 Изготовление нитяного телефона.

68

Отражение звука. Эхо.

69

Ухо. Слух.

70

Неслышимые звуки. Инфразвук. Ультразвук.

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по физике 10 класс

Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный....

Занимательная физика

Естья сайты в сети "Интернет", которые очень интересны для преподавтелей, учителей, обучающихся. Среди таких сайтов есть сайт "Занимательная физика".Ссылка на него:сайт Занимательная физикаhttp://www....

Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное азбуковедение"1 класс

Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное  азбуковедение " составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе ...

Викторина "Занимательная технология" 5 класс. Презентация для 5 класса.

Викторина по технологии "Занимательная технология". Игра для мальчиков и девочек 5 класса....

Физика, 7 класс "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты."

Презентация урока содержит 29 слайдов, в которые входит изучаемый материал, различные задания и загадки....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному (познавательному) направлению «Занимательная биология» для обучающихся 7 – 9 классов

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная биология» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО,  на основе требований к результатам осво...

Внеурочная деятельность Тематическое планирование 2 класс "Занимательный английский"

Внеурочная деятельность  Внеклассные занятия "Занимательный английский" Тематическое планирование во 2 классе с определением основных видов деятельности обучающихся...