Занимательная физика 5 класс
календарно-тематическое планирование
В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования в режим работы школы введены часы внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы включает внеурочную деятельность, позволяющую осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:
а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Предлагаемая Программа по курсу внеурочной деятельности «Физика на кухне» имеет общеинтеллектуальное направление.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации естественнонаучного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит проблемное и проектное обучение.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки города Москвы
ОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2098 «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Л.М.ДОВАТОРА»
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол № 1 от « » ___________ руководитель МО _________/Сиротин В.Г. | СОГЛАСОВАНА зам. директора Мисюра Е.Г./_______/ «….» …… 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ директор Перфилова Н.Р./_______/ «….» …… 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЗИКА»
5 классы
Москва, 2023 г.
Пояснительная записка
В связи с введением Федерального государственного стандарта основного общего образования в режим работы школы введены часы внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения, учебный план для школы включает внеурочную деятельность, позволяющую осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Реализация программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:
а) овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
б) формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
в) формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Предлагаемая Программа по курсу внеурочной деятельности «Физика на кухне» имеет общеинтеллектуальное направление.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации естественнонаучного образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит проблемное и проектное обучение.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентности, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом естественнонаучного образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для дальнейшего изучения физики в 7 – 9 классах.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. И ознакомление школьников с методами научного познания наиболее эффективно проводить на ранней ступени изучения физики.
«Почему?» Каждый ребенок желает получить ответ на этот вопрос. Наблюдаемые в быту и природе явления и процессы могут быть осмыслены и объяснены, если ученик сам пытается их смоделировать или провести эксперимент. Он чувствует себя первооткрывателем. Сознание успеха окрыляет его. В этом заключается радость учения с увлечением, радость творчества. Чтобы развить интерес к физике, желание творить и экспериментировать, разработана программа «Физика на кухне» для младших школьников в системе внеурочного образования. Школьники 11-12 лет готовы на качественном уровне понять многие явления природы, изучать которые им предстоит старших классах. В данном курсе изучение предмета начинается не на абстрактном, а на конкретном уровне, основанном на непосредственном наблюдении. Ученик становится субъектом процесса обучения, учится самостоятельно и осознанно приобретать знания из различных источников – собственного жизненного опыта, дополнительной литературы, специально поставленного эксперимента, телепередачи, из рассказа учителя или одноклассников. Главное – развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.
Серия экспериментов подобрана таким образом, что для их проведения не нужны специальные физические приборы и оборудование, да и вообще, их можно проводить у себя дома на кухне.
Целями изучения курса являются:
- развитие интереса и творческих способностей школьников при освоении ими метода научного познания на чисто описательном уровне, не требующего установление причинно-следственных связей;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения проблем, подведение итогов и формулировка вывода);
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, звуковых и световых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- пониманием отличия научных данных от непроверенной информации; ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Общие предметные результаты:
- получить феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;
- умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме;
- научиться наблюдать физические явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты:
- сфорсированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу;
Программа курса предусматривает формирование у школьников, следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Познавательная деятельность: |
|
|
|
|
Информационно-коммуникативная деятельность: |
|
|
Рефлексивная деятельность: |
|
|
Программа курса «Занимательная физика» по внеучебной деятельности реализуется в 5 классах, участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения. Изучение построено из расчета 1 час в неделю (36 часов). Промежуточная аттестация проводится в форме устного опроса (3-5 минут).
Основной формой работы по данной внеучебной деятельности являются учебные занятия, на которых предоставлен познавательный материал в виде занимательных опытов и экспериментов, а также просмотр мультфильмов развивающего характера из серий «Фиксики», «Почемучка», «Пин-Код» и др.
Опыты и эксперименты носят как демонстрационный, так и фронтальный характер, предполагающий парную или групповую работу. Материалы курса могут использоваться на уроках физики.
Тематический план
5 класс
№ п/п | Раздел/тема | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Введение | 7 | Библиотека – всё по предмету «Физика». Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. Цифровые образовательные ресурсы. Электронные учебники по физике. Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика». | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность |
2 | Физические величины и их измерения | 17 | Видео опыты на уроках. http://fizika-class, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. Цифровые образовательные ресурсы. Электронные учебники по физике. Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика». | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность |
3 | Световые явления | 39 | Видео опыты на уроках. http://fizika-class, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. Цифровые образовательные ресурсы. Электронные учебники по физике. Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика». | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность |
4 | Звуковые явления | 7 | Видео опыты на уроках. http://fizika-class, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Интересные материалы к урокам физики по темам; наглядные пособия к урокам. Цифровые образовательные ресурсы. Электронные учебники по физике. Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие «Наглядная физика». | Познавательная деятельность, исследовательская деятельность |
Содержание программы курса:
1. Введение (7 ч)
Природа и ее явления. Физика– наука о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория. Знакомство с простейшим физическим оборудованием (пробирка, колба, лабораторный стакан, металлический штативы, держатель для пробирок). Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования). Техника безопасности на занятиях, первичный инструктаж.
4. Физические величины и их измерения (17 ч)
Механические явления
Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике. Пространство.
Тепловые явления
Температура. Термометры. Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Плавление и отвердевание. Испарение и кипение.
Звуковые явления
Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание – необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.
Световые явления
Прямолинейное распространение света. Луч. Образование тени. Отражение света. Закон отражения света. Зеркала плоские, выпуклые и вогнутые. Преломление света. Линза. Способность видеть. Дефекты зрения. Очки. Цвета. Смешивание цветов.
ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС ФИЗИКА
ВВЕДЕНИЕ | |
1 | Мир, в котором мы живём |
2 | Явления окружающегося мира |
3 | Мы – наблюдатели (как естествоиспытатели познают мир) |
4 | Наблюдение и описание явления. Практическая работа № 1 |
5 | Проведение простого эксперимента. Практическая работа № 2 |
6 | Проведение простого эксперимента. Практическая работа № 3 |
7 | Для чего человеку нужны научные знания о природе? |
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЯ | |
8 | Тела и вещества |
9 | Подводят ли нас органы чувств? |
10 | Измерения и измерительные приборы |
11 | Измерение линейных размеров тела |
12 | Измерение линейных размеров тела при помощи линейки. Практическая работа № 4 |
13 | Измерение размеров малых тел при помощи линейки. Практическая работа №5 |
14 | Штангенциркуль. Практическая работа № 6 |
15 | Микрометр. Практическая работа № 7 |
16 | Измерение площади. |
17 | Палетка. Практическая работа № 8 |
18 | Объём. Практическая работа № 9 |
19 | Мензурка. Практическая работа № 10 «Измерение объёмов веществ при помощи мензурки» |
20 | Измерение объёма твёрдого тела при помощи мензурки. Практическая работа № 11 |
21 | Масса тела. Измерение массы тела при помощи рычажных весов. |
22 | Измерение массы тела при помощи рычажных весов и разновеса. Практическая работа № 12 |
23 | Вес тела. Измерение веса тела при помощи динамометра. Практическая работа № 13 |
24 | Измерение времени |
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | |
25 | Солнце-источник жизни на Земле. |
26 | Источники света |
27 | Дисперсия света |
28 | «Видим» ли свет? Прозрачные и непрозрачные тела. |
29 | Как распространяется свет в однородной среде. Закон прямолинейного распространения света. |
30 | Камера-обскура. Практическая работа № 14 «Изготовление камеры-обскуры» |
31 | Почему на Земле происходит смена дня и ночи? |
32 | Почему на Земле происходит смена времён года? |
33 | Тень и полутень. Практическая работа № 15 «Наблюдение тени и полутени предмета на экране» |
34 | Солнечные затмения |
35 | Лунные затмения |
36 | Отражение света |
37 | Законы отражения света. Практическая работа № 16 «Изучение отражения света от плоского зеркала» |
38 | Построение изображений в плоском зеркале. Практическая работа № 17 |
39 | Почему не всё можно увидеть в плоском зеркале? Область видения. Практическая работа № 18 |
40 | Где работают плоские зеркала? |
41 | Изготовление калейдоскопа. Практическая работа № 19 |
42 | Чудесные изображения в сферических зеркалах. Практическая работа № 20 |
43 | Преломление света. Практическая работа № 21 «Закономерности явления преломления света» |
44 | Преломление света. Построение хода луча при переходе из одной среды в другую |
45 | Исследование хода луча в плоскопараллельной пластине или в призме. Практическая работа № 22 |
46 | Миражи |
47 | Линзы. Основные точки и линии линзы. |
48 | Фокусное расстояние линзы и её оптическая сила. Практическая работа № 23 |
49 | Получение изображений при помощи собирающей линзы. Практическая работа № 24 |
50 | Построение изображений в собирающей линзе. Свойства изображений. |
51 | Построение изображений в рассеивающей линзе. Свойства изображений. |
52 | Где работают линзы? Фотоаппарат. |
53 | Проекционный аппарат. Практическая работа № 25 «Знакомство с устройством проекционного аппарата» |
54 | Глаз-живой оптический прибор. |
55 | Зачем нам два глаза? Всегда ли можно верить своим глазам? |
56 | Близорукость и дальнозоркость. Очки. |
57 | Приборы, вооружающие глаз человека. Лупа и микроскоп. |
58 | Приборы, вооружающие глаз человека. Телескоп. |
59 | Дисперсия света. Приключения солнечного луча в призме. |
60 | Объяснения цветов прозрачных и непрозрачных тел. |
61 | Небесные явления и дисперсия света |
62 | Небесные явления и рассеивание света в атмосфере |
63 | Невидимый свет. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение |
ЗВУКОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ | |
64 | Источники звука-колеблющиеся тела |
65 | Изготовление источника звука. Практическая работа № 26 |
66 | Основные характеристики звука |
67 | Как распространяется звук в различных средах? Практическая работа № 27 Изготовление нитяного телефона. |
68 | Отражение звука. Эхо. |
69 | Ухо. Слух. |
70 | Неслышимые звуки. Инфразвук. Ультразвук. |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект современного урока по физике 10 класс
Тема: Изопроцессы: изотермический, изобарный, изохорный....

Занимательная физика
Естья сайты в сети "Интернет", которые очень интересны для преподавтелей, учителей, обучающихся. Среди таких сайтов есть сайт "Занимательная физика".Ссылка на него:сайт Занимательная физикаhttp://www....

Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное азбуковедение"1 класс
Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное азбуковедение " составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе ...
Викторина "Занимательная технология" 5 класс. Презентация для 5 класса.
Викторина по технологии "Занимательная технология". Игра для мальчиков и девочек 5 класса....

Физика, 7 класс "Что изучает физика. Некоторые физические термины, наблюдения и опыты."
Презентация урока содержит 29 слайдов, в которые входит изучаемый материал, различные задания и загадки....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному (познавательному) направлению «Занимательная биология» для обучающихся 7 – 9 классов
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная биология» для 7-9 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам осво...
Внеурочная деятельность Тематическое планирование 2 класс "Занимательный английский"
Внеурочная деятельность Внеклассные занятия "Занимательный английский" Тематическое планирование во 2 классе с определением основных видов деятельности обучающихся...