Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное азбуковедение"1 класс
рабочая программа на тему
Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное азбуковедение " составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ по обучению грамоте Н. Г. Агарковой и Ю.А. Агаркова, русскому языку и литературному чтению Н. А. Чураковой, входящих в УМК «Перспективная начальная школа».
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности) Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Модуль “Занимательное азбуковедение” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnoe_azbukovedenie.docx | 33.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №10 г. Советска
Калининградской области
Принята на методическом УТВЕРЖДАЮ
объединении учителей Директор лицея№10
начальных классов Круглова Е. Г.__________
Протокол №__________от___ _____2011 г «___»__________2011 года
Рабочая программа
промежуточного модуля
"Занимательное азбуковедение"
Срок реализации: 32 часа
Составители: учителя начальных классов:
Рубец Елена Викторовна
Казаченок Лидия Геннадьевна
Муту Елена Анатольевна
Высоцкая Марина Алексеевна
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа промежуточного модуля "Занимательное азбуковедение " составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторских программ по обучению грамоте Н. Г. Агарковой и Ю.А. Агаркова, русскому языку и литературному чтению Н. А. Чураковой, входящих в УМК «Перспективная начальная школа».
Специфика начального этапа обучения в школе определяется необходимостью восполнения (компенсации) детского опыта в разных практических областях до того уровня, с которого возможно начинать строить предметные линии (в форме учебной деятельности) Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Модуль “Занимательное азбуковедение” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Цель модуля: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Промежуточный модуль «Занимательное азбуковедение» для учащихся 1 -х классов ставит следующие задачи:
- развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
- воспитание любви к великому русскому языку;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствование общего языкового развития младших школьников.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательному азбуковедению”.
Основные методы и технологии
- системно-деятельностный подход
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 32 часа.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения модуля школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному азбуковедению” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “ Занимательного азбуковедения ” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, модуль «Занимательное азбуковедение» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательного азбуковедения ” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Учебно – тематическое содержание (32 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов | Краткое содержание | Форма контроля | УУД | |
1-3 | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 3 | Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | Конкурс рисунков. | Личностные результаты: -осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
4-8 | В страну слов. Первые встречи. | 5 | Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Парад Добрых слов. Рассказ «Снежные слова». Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. | Проект «Буквенный городок» | ||
9-15 | К тайнам волшебных звуков. | 7 | Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». | Конкурс на лучшую историю о звуках. | Личностные результаты: -осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | |
16-29 | Чудесные превращения слов. | 14 | Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино». Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами. | Выпуск сборника «Головоломки от первоклашки» | ||
30-31 | В Клубе весёлых человечков. | 2 | Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломки. «Заколдованные слова»«Знакомство с антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов. Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами,
| Проект «Живая буква» | ||
32 | Полёт в будущее. Итоговое занятие. | 1 | Праздник «Прощание с Азбукой» | |||
Итого 32 часа |
Планируемые результаты и основные требования к завершению модуля.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу модуля. Ученики научатся: Наблюдать отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Научатся составлять предложения. Делить слова на слоги. Переносить слова по слогам. Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы. Обозначать на письме предложение. Ученики получат возможность научиться: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 «Классное руководство» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СП...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство для СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство (МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя) для СПО по специальности 44.02.02 Преп...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная биология
Рабочая программа учебного курса «Тайны живой природы» для обучающихся 6-7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения осно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика"...