Методическая разработка Доклад на тему: «Интеграция физики и дисциплин технических специальностей»
методическая разработка

Смирнова Татьяна Викторовна

Изучение физики   вносит  вклад в формирование научного мировоззрения будущих специалистов.  Физические законы лежат в основе функционирования технических устройств, средств связи,  передачи энергии, работы транспортных средств, бытовых технических приборов. Специалист должен владеть не только знаниями общих закономерностей природы, но и умениями прогнозировать ход физических процессов, рассчитывать их параметры, проектировать физические и технические системы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\img9.jpg

Государственное бюджетное  профессиональное

образовательное учреждение

«Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Методическая разработка

Доклад на тему:

«Интеграция физики и дисциплин технических специальностей»

Разработчик: преподаватель Т. В. Смирнова

21678146

  1. Цели и задачи преподавания общеобразовательной дисциплины «физика»

Изучение физики   вносит  вклад в формирование научного мировоззрения будущих специалистов.  Физические законы лежат в основе функционирования технических устройств, средств связи,  передачи энергии, работы транспортных средств, бытовых технических приборов. Специалист должен владеть не только знаниями общих закономерностей природы, но и умениями прогнозировать ход физических процессов, рассчитывать их параметры, проектировать физические и технические системы.

Подготовка квалифицированного специалиста  включает формирование у него методологических и  экспериментальных умений. В процессе изучения общеобразовательной дисциплины «Физика»,  будущие специалисты учатся использовать многочисленные источники информации: таблицы физических величин, графики зависимостей, диаграммы состояний, схематические рисунки, электрические и оптические схемы, что позволяет сформировать у обучающихся культуру работы с информацией, представленной в разных формах, читательскую компетентность.

Изучение истории развития физики и техники помогает обучающимся понять процесс формирования современной цивилизации. Этими основными факторами обусловлена необходимость изучения физики в системе среднего профессионального образования, её роль в становлении будущих квалифицированных кадров российской экономики.

Цель работы: формирование у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для современного квалифицированного специалиста при осуществлении его профессиональной деятельности

Задача: повышение мотивации учащихся к освоению  способов использования физических знаний для решения практических и профессиональных задач, объяснения явлений природы, производственных и технологических процессов, принципов действия технических приборов и устройств, обеспечения безопасности производства и охраны природы.

2. Подходы к преподаванию «физики»

В соответствии с ФГОС СОО основными подходами в преподавании дисциплины «Физика» использую:

Системно - деятельностный  подход - это интеграция системного и деятельностного подходов, где цель, методика обучения определяются с позиций системного подхода, а деятельностный подход рассматривается как инструмент достижения цели.

При преподавании физики применяю следующие формы организации учебной деятельности обучающихся:

• интегрированные уроки;

• решение экспериментальных, качественных, расчетных, учебно-познавательных, профессионально ориентированных задач;

• проведение  дискуссий, занятий с разбором ситуационных заданий;

• демонстрация действующих и виртуальных моделей;

• практическая подготовка при выполнении лабораторных работ и на практических занятиях.

3. Общие подходы к интенсивной общеобразовательной подготовке

Вследствие уменьшения количества часов на освоение дисциплины «Физика» возникает необходимость применять технологию интенсивного обучения, которая предполагает перенос с активности преподавателя на активность самих обучающихся при изучении дисциплины на занятиях с учетом получаемой профессии или специальности.

Методы интенсификации обучения по дисциплине «Физика»:

• компактность содержания (блочная подача материала),

• графическое моделирование (графики, схемы),

• методы мнемотехники (опорные конспекты, таблицы),

• алгоритмизация;

• визуализация (видеофильмы, презентации).

Более интенсивному обучению способствует обеспечение междисциплинарных связей между дисциплинами по циклам профессиональной образовательной программы и синхронизации полученных результатов. С этой целью провожу отбор и синхронизацию дидактических единиц содержания дисциплины «Физика» с дидактическими единицами общеобразовательных дисциплин и дисциплин профессионального цикла с учетом профессиональной направленности

Таблица 1.  Тема  занятия

Тема предметного содержания

ОД Физика

Образовательные результаты

Наименование профессиональных МДК

Варианты междисциплинарных заданий

Электрический ток в различных средах

ПР.01;

ПР.02;

ПР.03;

ПР.04

ПР.05;

ПР.06.

ПР.07;

ПР.08;

ПР.09;

ПР.10

МДК.01.01. Основы технологии сварки и сварочное оборудование

МДК.01.02. Технология производства сварных конструкций

МДК.01.03. Подготовительные и сборочные операции перед сваркой

1. С какой целью металлические изделия покрывают цинком, хромом, оловом, никелем?

2. Раствор соли для металла должен служить электролитом для никелирования? К какому полюсу источника тока нужно присоединить никелированное изделие?

3. Высокое напряжение необходимо только при «зажигании» электрической дуги, ток в дуге придерживается при низком напряжении. Откуда берутся свободные электроны при горении дуги?

4. Почему провода осветительной сети обязательно имеют резиновую оболочку, а провода, предназначенные для сырых помещений, кроме того еще просмолены снаружи?

Эффективные технологии, предусматривающие интенсивную подготовку по общеобразовательной дисциплине «Физика»

Таблица 2.  Название технологии

Название технологии

Краткое описание технологии

Технология интенсивного обучения

- это организация ускоренного усвоения знаний и формирования необходимых навыков и умений через совокупность специальным образом организованных коллективных учебно-познавательных действий, связанных с мобилизацией возможностей коллектива, личности каждого обучающегося и эффективным их использованием в концентрированно протекающем учебном процессе

Технология развития критического мышления

- это методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида

Технология проектной

деятельности

- личностно ориентированная технология, способ организации

самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ)

- совокупность методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации. ИКТ  включают различные программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе компьютерной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие сбор, накопление, хранение, продуцирование и передачу информации»

Технология работы в

малых группах

- это педагогическая технология особое направление, которое связано с организацией обучения обучающихся в составе малых учебных групп (как правило, по 3—5 человек). Обучение в сотрудничестве - это совместное (поделенное, распределенное) обучение, в результате которого обучающиеся работают вместе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания, а не потребляя их в уже готовом виде

Игровые технологии

- это совокупность разнообразных методов, средств и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Использование игровых технологий в образовании способствует расширению кругозора обучающихся, развитию познавательной активности, формированию разнообразных умений и навыков практической деятельности, а также является эффективным средством мотивации и стимулирования обучающихся на обучение, так как создается благоприятная и радостная атмосфера

4. Учет профессиональной направленности в общеобразовательной подготовке 

Профессиональная направленность общеобразовательной дисциплины «Физика» предполагает целенаправленное применение педагогических средств, обеспечивающих не только формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по дисциплине, но и развитие интереса к данной профессии или специальности, а также профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Принцип профессиональной направленности реализуется через связь общеобразовательной подготовки с профессиональной, осуществляемой на основе межпредметной интеграции и формировании практических навыков.

Примеры реализации профессиональной направленности через профессионально-ориентированные задачи

Профессия

Предметные результаты ОД «Физика»

Профессионально-ориентированные задачи

Профессиональные компетенции

 

Профессия Повар, кондитер

ПР.01;

ПР.02;

ПР.03;

ПР.04

ПР.05;

ПР.06.

ПР.07;

ПР.08;

ПР.09;

ПР.10

1. Определить вес куска сливочного масла, если его масса равна 400 г?

2. Почему мука или крупа, высыпанная из стакана на стол, образует горку конической формы, а вода растекается тонким слоем?

3. При комнатной температуре и нормальном атмосферном давлении допускается вытекание метана в бытовой газовой плите не более 1,1· 10 -8 м3/с. Определите количество молекул газа, появившихся в комнате вследствие такого вытекания, если плита была включена в течение 3 часов.

4. В кастрюлю налили холодной воды при температуре 10 0° С и поставили на электроплитку. Через 10 мин вода

ПК 1.1. Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

ПК 1.2. Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, мяса, домашней птицы, дичи, кролика.

ПК 4.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента.

ПК 4.5. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента

Профессия

15.01.05. Сварщик

ПРб.01;

ПРб.02;

ПРб.03;

ПРб.04

ПРб.05;

ПРб.06.

ПРб.07;

ПРб.08;

ПРб.09;

ПРб.10

1. Дуговая сварка происходит при напряжении на электродах 50 В и силе тока 200 А. Какое количество теплоты выделится за 10 мин. сварки?

2. Для испытания герметичности спаянных и сварных швов сосудов или полых деталей, работающих без давления, применяют керосин. Благодаря какому явлению это возможно?

3. Сварочные выпрямители имеют выходную мощность 23,5 кВт (ВКС-500) и 60 кВт (ИПП-1000). Какой ток дают эти выпрямители при напряжении 220 В?

4. Выделяющееся при сварке дугой постоянного тока количество теплоты распределено в зоне дугового разряда примерно так: около 43% общего количества теплоты выделяется на положительном электроде, около 30% на отрицательном, в дуге - около 21%. Объясните это явление? Как используют это явление при сварке деталей различной толщины?

5. Сварочный трансформатор питается от сети с напряжением 220В. Нормальная мощность трансформатора 23 кВт, КПД 80%, номинальное выходное напряжение 30В. Определить коэффициент трансформации и ток во вторичной обмотке

ПК 1.7. Выполнять предварительный, сопутствующий (межслойный) подогрев металла.

ПК 2.1. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 2.2. Выполнять ручную дуговую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 2.3. Выполнять ручную дуговую наплавку покрытыми электродами различных деталей.

ПК 2.4. Выполнять дуговую резку различных деталей.

ПК 3.1. Выполнять ручную дуговую сварку (наплавку) неплавящимся электродом в защитном газе различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 5.1. Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей для всех пространственных положений сварного шва.

ПК 5.2. Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.

ПК 5.3. Выполнять газовую наплавку

Задачи  с  производственным содержанием играют большую роль в получении  прочных знаний по  предмету, формирование физических понятий у них происходит на основе конкретных примеров, взятых из  производства.  

Лабораторное  занятие  позволяет  формировать  наблюдательность, умения  сравнивать,  сопоставлять,  анализировать,  делать  выводы  и обобщения,  регистрировать  полученные  результаты  в  виде  таблиц,  схем, графиков.  Одновременно  у  обучающихся  формируются  профессиональные умения  и  навыки  обращаться  с  различными  приборами,  аппаратурой, установками и другими техническими средствами при проведении опытов.  В каждой лабораторной работе определены конкретные вопросы, позволяющие  связать  учебный  материал  физики  и  междисциплинарных курсов,  реализующих  учебный  материал  видов  профессиональной деятельности.  

Самостоятельная работа  по  дисциплине обеспечивает реализацию  целей  и  задач  по  овладению  необходимым  объемом  знаний, умений и  навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных, интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.  При  подготовке  рефератов,  сообщений,  презентаций  обучающиеся  не только  расширяют  свои  знания  по  физике,  но  и  находят  подтверждение  их практическому  применению.

 Например,  к  уроку  по  теме  «Испарение  и конденсация.  Насыщенный  пар»  студенты  подготовили  сообщения  о применении  данных  явлений  в  технике.  На  учебном  занятии  «Глаз  как оптическая  система»    говорили  об  остроте  зрения,  о нарушении  цветоощущения,  о  ширине  поля  зрения  в  зависимости  от скорости движения автомобиля.  

Участие  студентов  в  работе  ДО  ещё один  способ  развития  общих  и  профессиональных  компетенций.  Областью деятельности    является  оказание  поддержки  студентам  в  научно-исследовательской  работе,  самообразовании  и  повышении  уровня профессиональных  знаний;  содействие  в  расширении  диапазона  научно-исследовательской  деятельности  студентов;  повышение  качества образования.  Члены  общества  участвуют  в  научно-практических  конференциях.  Многие  темы  исследовательских  работ  студентов  имеют  практическую  направленность.  

Например, «Транспорт будущего», «Электромобиль: вчера, сегодня, завтра»,  «Физические  процессы  в  хлебопечении»,  «Альтернативные  источники энергии»,  «Потеря  тепловой  и  электрической  энергии  во  время автоперевозок»,  «Устройство  и  принцип  работы  дуговых  электропечей», «История изобретения электробытовых приборов» и др.  

Несмотря  на  то,  что  основные  компетенции  формируются  на  учебных занятиях,  внеурочная  деятельность  тоже  играет  немаловажную  роль.  Проведение внеурочной работы помогает   лучше  узнать  своих  студентов,  их  индивидуальные  способности, выявить  среди  них  тех,  кто  проявляет  интерес  к  физике  и  направлять развитие  этого  интереса  и  применения  полученных  знаний  в  их  будущей профессии.  В  своей  практике    провожу внеклассные  мероприятия  практической  направленности:  конкурсы творческих работ, викторина  «Физика  и  жизнь»,  соревнование

«Физика на кухне», игра  «Знатоки  физики  и  техники»,  «Физическая

эстафета», викторина «Физика и автомобиль» и др.

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  практическая направленность  в  преподавании  общеобразовательных  дисциплин способствует  возрастанию  интереса  студентов  к  предмету,  развитию теоретических  и  профессиональных  умений  и  навыков  обучающихся, активизации их мыслительной деятельности.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка доклада: И.С. Бах. Аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах.

И.С. Бах. Аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах. В работе рассмотрены истоки баховедения как науки, некоторые интерпретации исполнительских и педагогических транскрипций, ...

Методическая разработка по решению задач по физике

В помощь учащимся создана методическая разработкарешения задач по теме "Механическая работа, мощность."...

Методическая разработка "Подготовка к экзамену по физике: решение качественных задач с разъяснениями"

Подробно рассмотрены решения качественных задач, включенных в экзаменационные билеты по физике в "Автодорожном колледже"....

Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»

Интегрированное внеклассное мероприятие по физике, русскому языку и литературе «Тайны света» помогает формированию у обучающихся умений и навыков внимательного, вдумчивого чтения, умения а...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Техническое оснащение организаций общественного питания и охрана руда" для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Техническое оснащение организаций общественного питания и охрана руда" для специальности 43.02.01 Орга...

Методическая разработка Доклад "Мои педагогические открытия"

Методическая разработка Доклад "Мои педагогические открытия" в рамках конкурса Преподаватель года 2019г ГАПОУ РБ Политехнический техникум...

Методическая разработка сценария урока по УП Физика

Методическая разработка сценария урока по УП Физика по теме "Закон Ома для участка цепи. Соединения проводников"...