Методическая разработка "Подготовка к экзамену по физике: решение качественных задач с разъяснениями"
методическая разработка

Аниконов Александр Сергеевич

Подробно рассмотрены решения качественных задач, включенных в экзаменационные билеты по физике в "Автодорожном колледже". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razr_.-19.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

Аниконов Александр Сергеевич

преподаватель физики

Методическая разработка

«Подготовка к экзамену по физике: решение качественных задач с разъяснениями»

Билет № 1

1.2   Качественные задачи по теме “Законы сохранения в механике”

Зачем велосипедист, приближаясь к подъему дороги, увеличивает скорость движения?

Решение.

  1. При подъеме увеличивается потенциальная энергия силы тяжести.
  2. По закону сохранения механической энергии такое увеличение происходит за счет кинетической энергии.
  3. Её вообще может не хватить на подъем. Поэтому велосипедист увеличивает скорость, чтобы его кинетическая энергия была максимальной.

Билет № 5

5.2   Качественные задачи по теме “Электростатика”

Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Каков знак заряда?

Решение.

  1. Шарик заряжен, так как в противном случае его бы притягивало и положительно и отрицательно заряженное тело из-за электростатической индукции.
  2. Одноименные электрические заряды отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
  3. Из условия задачи и указанного выше свойства следует, что шарик заряжен положительно.

Билет № 7

7.2   Качественные задачи по теме “Молекулярная физика”

Можно ли на вершине Эвереста заварить чай или сварить мясо ?

Решение.

  1.  Температура кипения зависит от внешнего давления на жидкость: чем меньше давление, тем меньше температура кипения.
  2. Эверест – самая высокая гора на Земле, где давление воздуха равно 0.4 атм.
  3. Поэтому на Эвересте температура кипения воды равна 74 градусов по Цельсию и при такой температуре невозможно заварить чай или сварить мясо.

Билет № 9

9.2  Качественные задачи по теме “Магнитное поле”

Определить характер взаимодействия катушек с током, указанных на рисунке:

Решение.

  1. Для определения полюсов магнитного поля левой катушки применим правило буравчика и учтем, что электрический ток течет от + к  -  : северный полюс находится справа.
  2.  Действуя аналогично, для правой катушки получаем : её северный полюс находится слева.
  3.  Так как одноименные полюса отталкиваются, то и рассматриваемые катушки с током будут отталкиваться.

Билет № 12

12.2   Качественные задачи по теме “Строение атомного ядра”

Как изменится масса системы из одного протона и одного нейтрона после слияния их в атомное ядро?

Решение.

  1.    При образовании атомного ядра энергия системы частиц уменьшается на величину энергии связи.
  2. Согласно известной формуле Эйнштейна, энергия и масса связаны прямо пропорциональной зависимостью.
  3. Поэтому при образовании атомного ядра масса указанной системы уменьшится на величину, равную дефекту масс.

Билет № 14

14.2  Качественные задачи по теме “Строение атома. Фотоэффект”

На незаряженную металлическую пластину падают рентгеновские лучи. Как изменится заряд пластины?

Решение.

  1. Рентгеновские лучи обладают значительной энергией, которая превосходит работу выхода любых металлов.
  2. Поэтому при падении их на металлическую пластину возникает внешний фотоэффект, то есть происходит вырывание электронов из металла.
  3. Так как первоначально пластина была незаряженная, то по закону сохранения электрического заряда при облучении рентгеновскими лучами пластина заряжается положительно.

Билет № 18

18.2  Качественные задачи по теме “Кинематика”

Какую траекторию при движении тележки описывает центр её колеса:

  1. Относительно прямолинейного отрезка пути?
  2. Относительно  точки обода колеса?
  3. Относительно корпуса тележки?

Решение.

  1. Прямая линия.
  2. Окружность с центром в точке обода колеса и радиусом, равным радиусу колеса.
  3. Неподвижен.

Билет № 19

19.2  Качественные задачи по теме “Законы термодинамики”

Как определить, какой из двух непроградуированных  термометров показывает большую

температуру?

Решение.

  1. Их следует привести в контакт.
  2. Через некоторое время на одном из них показания уменьшатся.
  3. Это и будет  термометр с большей температурой, так как по второму закону термодинамики теплопередача происходит от горячего тела к холодному.

Билет № 21

21.2 Качественные задачи по теме “Строение газов, жидкостей и твердых тел”

Как изменяется длина проволоки при её нагревании?

Решение.

  1. Температура является мерой средней кинетической энергии молекул.
  2. Поэтому при нагревании проволоки средняя кинетическая энергия её молекул увеличивается.
  3. Так как проволока – твердое тело, то это приводит к росту амплитуды колебаний молекул около узлов кристаллической решетки, что проявляется в увеличении длины проволоки.

Билет № 23

23.2 Качественные задачи по теме “Электрический ток”

Электрическую лампу включили в сеть последовательно с электролитической ванной, наполненной слабым раствором поваренной соли. Как изменится накал лампы, если добавить в раствор еще некоторое количество соли?

Решение.

  1. При добавлении соли сопротивление раствора уменьшается.
  2. Так как лампа и электролитическая ванна соединены последовательно, то общее сопротивление уменьшается.
  3. По закону Ома для участка цепи это приведет к увеличению силы тока в цепи, поэтому накал лампы увеличится.

Билет № 26

26.2  Качественные задачи по теме “Законы динамики”

На горизонтальном участке пути маневровый тепловоз толкнул вагон. Какие тела действуют на вагон во время и после толчка? Как будет двигаться вагон под влиянием этих тел?

Решение.

  1. Во время толчка на вагон действуют Земля, рельсы и тепловоз.
  2. После толчка на вагон действуют Земля и рельсы.
  3. По второму закону Ньютона вагон после толчка покатится, а потом через некоторое время остановится из-за трения колес о рельсы.

Методические рекомендации

Ответы на любую задачу имеют трехуровенную структуру. Первый и второй уровни показывают знание основных физических законов, явлений и определений, тогда как третий уровень связан с умением делать обоснованные выводы, т.е. синтезировать информацию первых двух уровней.

Рекомендуется ставить отметку:

  1.  «отлично» за правильные ответы всех трех уровней,
  2.  «хорошо» за правильные ответы первого и второго уровней,
  3.  «удовлетворительно» за один из первых двух уровней.      

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование математических методов для решения практических задач по физике и электротехнике»

Математика для Ньютона была главным орудием в физических изысканиях; он подчеркивал, что понятия математики заимствуются извне и возникают как абстракция явлений и процессов физического мира, что по с...

Методические указания по проведению практической работы Решение простейших задач теории вероятностей

Используя теоретический материал и образцы решения задач, решить примеры по теме «Решение простейших задач теории вероятностей»...

Учебно-методическое пособие по развитию логического мышления через решение логических задач на уроках математики, физики и электротехники

В соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования по специальностям  СПО очной формы обучения 49.02.01 Физическая культура, 44.02.0...

Конспект урока по физике "Решение задач на тему "Оптика""

Данная разарботка урока расчитана на два академических часа. Уровень - базовый.Цель: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме "Оптика".Задачи:1. Выяснить знания теоретического...

Выступление на ГМО по теме "Методика решения качественных задач"

Презентация. Банк данных ОГЭ заданий 22 (с ответами).Банк данных ОГЭ заданий 24 (С ответами)....

Учебно – методическое пособие по физике Рабочая тетрадь дидактических материалов для самостоятельного решения физических задач по теме «Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей 1 курса

Пособие состоит из заданий для самостоятельной работы студентов по физике по теме « Основы молекулярно-кинетической теории» для всех специальностей.Задания содержат перечень вопросов...

Статья на тему «Применение качественных задач в процессе преподавания физики и электротехники в профессиональных образовательных учреждениях»

Одним из основных условий успешной подготовки квалифицированных работников в колледжах является органическое единство общеобразовательной и профессиональной подготовки. В данной работе рассматривается...