Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»
методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образование Республики Мордовия
Жуковский филиал
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия
«Торбеевского колледжа мясной и молочной промышленности»
Методическая разработка
интегрированного внеклассного мероприятия
по физике, русскому языку и литературе
«Тайны света»
Разработали и провели: преподаватель русского языка и литературы
Попова Н.И, преподаватель физики Ратникова Т.Г.
Жуково 2019г.
Содержание
Пояснительная записка________________________________________________________ 3
Структура внеклассного мероприятия___________________________________________ 4
Список литературы___________________________________________________________ 8 Приложения _________________________________________________________________ 9
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»
Пояснительная записка
Интегрированное внеклассное мероприятие по физике, русскому языку и литературе «Тайны света» помогает формированию у обучающихся умений и навыков внимательного, вдумчивого чтения, умения анализировать полученную информацию, применять ранее полученные знания по разным предметам в нетрадиционной обстановке.
Мероприятие способствует развитию познавательного интереса к литературе, русскому языку и физике, развивает коммуникативные навыки, учение работать в группе.
На протяжении интегрированного внеклассного мероприятия «Тайны света» демонстрируются слайды презентации, которые вносят элемент наглядности в ход соревнования.
Цель:
- способствовать формированию у обучающихся умений и навыков применять ранее полученные знания по разным предметам в нетрадиционной обстановке.
Задачи:
- способствовать формированию навыков внимательного, вдумчивого чтения, умений работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию и выделять главное;
- способствовать совершенствованию культуры речи, развивать эстетический вкус;
- развивать коммуникативные навыки, умения работать в группе;
способствовать повышению познавательного интереса к литературе, физике, русского языка
Подготовительная работа: составление презентации мероприятия «Тайны света», подготовить обучающимся сообщения, касающиеся света, световых явлений, обучающимся повторить материал по теме «Оптика».
Форма проведения:
соревнование.
Межпредметные связи:
физика, русский язык, русская литература.
Оформление и оборудование: столы для команд и жюри, компьютер, презентация «Тайны света», тесты по физике, стихотворения, басни.
Методическая разработка включает:
1. Сценарий внеклассного мероприятия по физике, русскому языку и литературе «Тайны света»
2. Презентация «Тайны света»
Участники мероприятия: преподаватель русского языка и литературы, преподаватель физики, обучающиеся филиала, приглашённые преподаватели.
СТРУКТУРА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Организационный момент.
2. Вводная часть.
3. Основная часть:
- конкурс 1: разминка;
- конкурс 2: выразительное чтение;
- конкурс 3: думай быстро;
- конкурс 4: театральный;
- конкурс 5: поиск.
4. Заключительная часть.
ХОД ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:
I. Организационный момент.
II. Вводная часть.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Как утверждал Рене Декарт: «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих». Вот поэтому сегодня перед вами преподаватель литературы и русского языка и преподаватель физики. И мы отправимся с вами путешествовать в страну любознательных под названием «Тайны света».
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звёзд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю природу и сознанья
Мы лишь в свете познаём.
- Какое же толкование имеет слово «свет»? Их очень много.
Свет – это лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым. (Путешествие вокруг света, хорошо жить на свете, родиться на свет, увидеть свет).
Свет – это освещение, исходящее от какого-либо источника.
Говоря про белый свет – это Земля, Вселенная, а также люди, населяющие Землю, общественная среда, общество. (Выезжать в свет, вращаться в высшем свете, светская жизнь).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Сегодня мы дополним свои знания о свете с точки зрения литературы и физики в форме соревнования.
У нас 2 команды «Фатон» и «Квант» .
Вас ждут 5 интересных конкурсных заданий, которые позволят определить знатоков литературы и физики.
Оценивать ваши знания будет компетентное жюри.
Жюри оценивает во всех конкурсах:
- правильное объяснение физических явлений;
- достаточность подборки материала по физической теме;
- творческий подход к выполнению заданий;
- выразительное чтение;
- активное участие всех участников команд.
III. Основная часть.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Конкурс 1. Разминка.
Мы начинаем с разминки, в ней 3 задания.
Задание 1.
Источники света - тела способные излучать свет. Они бывают естественные и искусственные. За 1 минуту письменно на листочках перечислить как можно больше источников света. 1 балл за каждый.
После выполнения задания: кто перечислит большее количество источников света, зачитают вслух.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Задание 2.
Подберите прилагательные к слову «свет». На выполнение задания 1 минута.
(Выполняют письменно на листочках, за каждое прилагательное 1 балл.)
После выполнения задания: кто напишет большее количество прилагательных, потом зачитают их вслух.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Задание 3. Блиц-опрос. (Приложение №1)
Я буду читать начало утверждения, а любому из команды надо закончить фразу. За каждый правильный ответ 1 балл в виде жетона. Вопросы командам задаются поочерёдно по 2 вопроса (один по физике, второй по русскому языку и литературе).
---- Слово жюри.
Конкурс 2. Выразительное чтение.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Свет ежедневно, ежечасно дарит нам волшебные мгновения «наслаждения красотой»! Этот чудный дар природы всегда воспевался поэтами.
Мы предлагаем стихотворения ,которые вы должны прочитать выразительно. Время на подготовку 3 минуты. За этот конкурс максимально вы можете набрать 5 баллов. Стихотворения пронумерованы, это и есть очерёдность отвечающих команд.
---- Выступление команд. (Приложение №2)
Вы прослушали фрагменты стихотворений поэтов. Как видите, поэты в стихах часто обращаются к солнцу, к свету, цвету.
---- Слово жюри.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Конкурс 3. Думай быстро. (Приложение №3)
Выполнить индивидуальный тест по физике из 10 вопросов.
За каждый правильный ответ 1 балл. Задание индивидуальное, набранные баллы каждым из вас будут суммироваться. Время работы ограничено – 5 минут.
---- Слово жюри.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Конкурс 4. Театральный. (Приложение №4)
Я буду читать отрывок из литературного произведения, а участники команд синхронно тексту должны показать пантомиму. Только жесты, мимика, движение, максимум артистизма – и всё! В этом конкурсе вы можете добавить в свою копилку максимально 5 баллов. Мы даём 1 минуту на подготовку.
---- Выступление команд.
---- Слово жюри.
Конкурс 5. Поиск.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Команды заранее получили задание — найти интересные факты, касающиеся света, световых явлений, и подготовить сообщения.
За этот конкурс максимально вы можете набрать 5 баллов. Слово предоставляется командам.
---- Выступление команд.
---- Слово жюри.
---- Поздравление победителей.
Победителям – сладкий приз. Все остальных ждет награда в виде оценок.
IV. Заключительная часть.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Наше небольшое путешествие завершилось. Мы поздравляем победителей. Но побеждённых нет. Каждый из вас, мы надеемся, пополнил свой багаж знаний. И время, здесь проведённое, не было для вас бесполезным.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Изучение физики дисциплинирует ум, развивает логическое мышление. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Литература учит культуре, развивает чувство прекрасного.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ:
Мир огромен и ещё не раз эти науки готовы вам открыть немало таинственного и интересного.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ:
Но каждый должен знать: лишь познание, упорство, труд к победам в жизни приведут. Всем спасибо за ваш труд и желаем новых побед!
ЛИТЕРАТУРА:
- Билимович Б. Ф., Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 3-е, перераб. — М.: “Просвещение”, 2016г.
- Ланин И.Я., Внеклассная работа по физике. — М., “Просвещение”, 2015г.
- Граник Г.Р. и др. Секреты орфографии: Кн. для учащихся.- М.: Просвещение, 2016г.
- И. А. Крылов. Басни.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.-М.: Дидакт, 2015г.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Вопросы блиц-опроса.
1. Явление огибания светом препятствий называется … дифракцией.
2. Титан, похитивший огонь с Олимпа - это… Прометей.
3. Наука о свете - …. оптика.
4. Ежегодно по утрам он в окошко входит к нам. Если он уже вошел, значит, … день пришел.
5. Электромагнитная волна со свойствами частиц – это….. свет.
6. «Как аукнется, …. так и откликнется».
7. Скорость света в вакууме равна … 300 000 км/с (3∙108 м/с).
8. Антоним к слову позитив ….. негатив.
9. Зависимость показателя преломления света от его цвета называется …. дисперсией света.
10. Ученье свет, а …. не ученье - тьма.
11.Радуга – это ….. преломление в каплях дождя.
12. Какой светильник разума угас, какое …. сердце биться перестало.
13. Увеличенное изображение получается с помощью … собирающей линзы.
14. Антоним к слову светлый ….. темный.
15. Линза в глазу у человека называется…. хрусталик.
16. Восприятие предмета либо явления искаженным образом …. иллюзия.
17. Сложение двух и более когерентных световых волн называется … интерференцией.
18. Синоним к слову яркий … блестящий, ослепительный.
19. Под каким углом свет падает, … под таким и отражается.
20. Мир освещается солнцем, а человек — …. знанием.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
1.
В жилище наше свет проник.
Как он родился и возник?
В его природе есть секрет,
И вёлся спор немало лет.
Представим свет
волной бегущей
И в нашей жизни вездесущей.
Препятствия он огибает,
Френель нам это подтверждает.
Интерференцию мы с детства наблюдаем
И мыльным пузырём любуемся, играем.
Сие явление хоть и сложно,
Но изучить его возможно.
2.
Свет на призму попадает,
Призма в спектр разлагает,
И видны без всяких слов,
Основные семь цветов!
Луч упал и преломился,
Даже цветом изменился,
В радугу он превратился,
То дисперсии закон,
А открыл его Ньютон!
3.
Как неожиданно и ярко,
на влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своём минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла-
Она полнеба охватила
И в высоте изнемогла.
4.
А вам встречались
"солнечные" люди?
Мне с ними кофе кажется вкусней,
Душевная, промозглая простуда,
Проходит сразу от таких людей.
Они нам греют зябкие ладони,
Рисуют солнце
среди мрачных туч,
Какая редкость –
"солнечные люди"!
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Тест на тему оптика
1. Что такое свет?
1) это излучение, распространяющееся от любых нагретых тел; 2) это излучение, воспринимаемое глазом, т.е. видимое излучение.
2. Геометрической оптикой называется раздел оптики, в котором…
1) изучаются законы распространения в прозрачных средах световой
энергии на основе представления о световом луче;
2) глубоко рассматриваются свойства света и его взаимодействие с веществом.
3. Двойственность свойств (корпускулярно-волновой дуализм) присуща…
1) только свету;
2) только микроскопическим телам;
3) любой форме материи.
4. Кто впервые определил скорость света?
1) Майкельсон;
2) Галилей;
3) Ремер;
4) Физо.
5. Что называется световым лучом?
1) геометрическое место точек, имеющих одинаковые фазы в момент времени;
2) линия, указывающая направление распространения световой энергии;
3) воображаемая линия, параллельная фронту распространения световой волны.
6. Если луч переходит из оптически менее плотной среды в оптически более плотную, то…
1) угол падения больше угла преломления;
2) угол падения меньше угла преломления;
3) угол падения равен углу преломления.
7. Почему луч света при переходе из одной среды в другую преломляется?
1) изменяется скорость света в среде;
2) изменяется направление светового пучка.
8. Определяя глубину водоема “на глаз”…
1) мы точно определяем глубину;
2) дно кажется нам глубже;
3) дно кажется всегда ближе к нам, т.е. мельче.
9. С какой физической характеристикой связано различие в цвете?
1) с длиной волны;
2) с интенсивностью света;
3) с показателем преломления среды;
4) с частотой.
10. Предмет кажется нам белым, если он…
1) частично отражает все лучи;
2)частично поглощает все лучи;
3)одинаково отражает все лучи;
4) одинаково поглощает все лучи.
Ответы:
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
№ ответа | 2 | 1 | 1 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«…Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь».
2. Басня Крылова «Мартышка и очки».
Мартышка к старости слаба глазами стала,
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
"Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак».
3. Басня Крылова «Лисица и виноград».
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око, да зуб неймёт.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен — ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьёшь».
4. Басня Крылова «Зеркало и обезьяна»
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть". —
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" —
Ей Мишка отвечал.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Актуальные проблемы в выборе профессии»» (классный час)
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов интереса к выбранной профессии, сформированности позитивное отношение к труду, к профессиональному росту, ...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия на тему: «Память о войне»» (классный час)
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия направлена на развитие у студентов чувства патриотизма, воспитания ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего наро...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по английскому языку на тему «Who is the cleverest?»
Данная методическая разработка интеллектуальной игры "Who is the clever&" предназначена для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений интересующиеся игровым...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по иностранномму языку
Целью данной разработки является желание помочь сегодняшней молодежи красиво и воспитанно вести себя в различных ситуациях. Речевой этикет поможет молодым людям не только быть нравственно красив...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Министерство образования и науки Республики БурятияГАПОУ Республики Бурятия«Техникум строительства и городского хозяйства»МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕН...
Разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Русский язык"
Внеклассное мероприятие для обучающихся "Волшебный русский язык"...